ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 57 /2022-АК
г. Пермь
26 октября 2022 года Дело № А60-64234/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
представителя ответчика, ФИО1, действующей по доверенности от 13.12.2021, предъявлены паспорт, диплом; руководителя организации ответчика, ФИО2, личность удостоверена паспортом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Сигнал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2022 года
по делу № А60-64234/2021
по иску Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сигнал" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 9 285 137 рублей 73 копейки,
установил:
Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Управление) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сигнал" (далее – ответчик, ООО «Сигнал», Общество) с требованием о взыскании 8 897 523 рублей 52 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а также неустойки (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом на основании ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2022 года исковые требования удовлетворены: с ООО «Сигнал» в пользу Управления взысканы денежные средства в размере 8 897 523 рублей 52 копеек.
Дополнительным решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2022 с ООО «Сигнал» в пользу Управления взыскана неустойка, начисленная с 01.03.2021 по день фактического исполнения обязательства по оплате основной задолженности в размере 8 897 523 рублей 52 копеек, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в части суммы превышающей 374 309,67 руб.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что коэффициент Кво применяется, независимо от наличия или отсутствия КЭР.
По мнению Общества, плата по городским очистным сооружениям за период с 01.01.2020 по 18.08.2020 при применении коэффициента Кво - 0,5 составляет 5 262 142,03 руб.; с учетом применения коэффициентов Квр и Кср/Кпр равных 1, сумма платы за период с 01.01.2020 по 18.08.2020 составляет 31 069,44 руб.
Ссылаясь на п. 11 ст. 16.3 ФЗ «Об окружающей среде», указывает, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно плану мероприятий по охране окружающей среды от 19.08.2020 Обществом понесены затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в сумме 4 618 901 руб.80 коп.
Полагает, при расчете по поселковым очистным сооружениям следует применять коэффициент Кво – 0,5.
Таким образом, сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год составляет 76 108,75 руб.
Приводит контррасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Управление в письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На основании абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу, представленные заявителем в обоснование возражений на доводы апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Общества настаивали на доводах апелляционной жалобы, просили решение отменить, в удовлетворении заявленных Управлением требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.03.2021 Ответчиком в Управление сданы декларации, подтверждающие негативное воздействие на окружающую среду в процессе осуществления производственной деятельности в 2020 году на сумму 271 296 рублей 18 копеек, в том числе 183 531 рубля 16 копеек плата за выбросы.
Истец в письме от 30.08.2021 № 02-01-23/19744 сообщил о наличии в декларации ошибок.
27.09.2021 Ответчиком была сдана уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в соответствии с которой сумма начисленной платы составляет 9 556 433 рубля 89 копеек, в том числе 730 990 рублей 66 копеек – плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, 7 854 087 рублей 75 копеек – плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 971 355 рублей 48 копейки – плата за размещение отходов производства.
Ответчиком была произведена частичная оплата в размере 271 296 рублей 16 копеек.
Письмом от 21.03.2022 № 02-01-23/6472 в адрес ответчика направлены сведения о некорректности произведенных ООО «Сигнал» расчетах в уточненной декларации за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В ходе рассмотрения дела истцом с учетом доводов ответчика была произведена корректировка расчета, в связи с чем размер платы от поселковых очистных сооружений составил 152 217 рублей 51 копейки, в связи с чем истцом исковые требования уменьшены на 387 614 рублей 21 копейку.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылался на неправомерное применение истцом 100-кратного коэффициента в соответствии с п. 12(1) Правил № 255, на неправомерное неприменение при расчете коэффициента пересчета Кво 0,5, а также на неправомерность отказа истца в зачете затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду за 2020 г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Управлением обоснованно произведено доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктами 1, 10 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 6.1. ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) применяется коэффициент 1.
Согласно п. 5 ст. 23 Закона № 7-ФЗ для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и Документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в. течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений (далее - КЭР) в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.
Плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду, согласно пункту 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ и приказу Минприроды России от 10.12.2020 №1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899» (далее - Приказ №1043) при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ к ставкам платы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Стимулирующий коэффициент Кпр, равный 100, применяется за факт отсутствия для объектов I категории КЭР, безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих его получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек.
Ответчик осуществляет деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: Поселковые очистные сооружения (код объекта 65-0166-001671-П) – II категория и Очистные сооружения г. Серов (код объекта 65-0166-000040-П) – I категория.
ООО «Сигнал» получено разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты от 19.08.2020 № 883(C).
В процессе проверки правильности и полноты первичной декларации, своевременности внесения платы за 2020 год Управление установило, что на данный момент ООО «Сигнал» комплексного экологического разрешения не имеет, соответственно довод ответчика о необходимости использования коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежал отклонению.
Таким образом, расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту Очистные сооружения г. Серов необходимо произвести с учетом 100-кратного повышающего коэффициента в соответствии с п. 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила) с 01.01.2020 по 18.08.2020 (период отсутствия разрешения на сброс).
В соответствии с Приказом № 1043 коэффициент пересчета Кво, равный 0,5, применяется к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
Таким образом, одновременное применение коэффициентов, даже при наличии у предприятия КЭР, не соответствует законодательству.
Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту Очистные сооружения г. Серов необходимо произвести с учетом 100-кратного повышающего коэффициента в соответствии с п. 12(1) Правил по загрязняющим веществам, превышающим установленные нормативы допустимых выбросов (НДВ) и временно разрешенные сбросы , и с 25-кратным коэффициентом по веществам в пределах ВРС.
Согласно п. 5 ст. 23 Закона № 7-ФЗ для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Поселковые очистные сооружения являются объектом II категории.
Коэффициент Кво к объектам II категории не применяется.
На основании изложенного взыскание судом доначисленной платы является правомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о необходимости зачета затрат ООО «Сигнал» на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона №2 7- ФЗ.
Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
- систем оборотного и бессточного водоснабжения;
- централизованных систем водоотведения (канализации),
канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод.
Однако, как верно отмечено судом, мероприятия по устранению строительных недостатков не входят в данный перечень.
В плане мероприятий по охране окружающей среды (приложение № 2 к разрешению № 883 (С) на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты) с Управлением согласован в том числе пункт 1.1, содержащий положение о том, что устранение строительных недостатков должно быть проведено за счет средств ООО «ЕК-строй» по гарантийным обязательствам муниципального контракта с администрацией Серовского городского округа.
В письме ООО «Сигнал» от 17.02.2022 № 86 ссылается на то, что причиной выявленных строительных недостатков является недобросовестное выполнение работ ООО «ЕК-строй», при этом ООО «Сигнал» обязано было принять меры по побуждению ООО «ЕК-строй» к выполнению работ с соответствующим качеством, обеспечить проверку проведенных подрядчиком работ перед вводом объекта в эксплуатацию.
Соответственно, расчеты в уточненной декларации ООО «Сигнал» за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, представленной 15.03.2022 заинтересованным лицом, являются некорректными и не соответствуют требованиям законодательства.
Корректной уточненной декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год является декларация, представленная ООО «Сигнал» 27.09.2021. Соответственно, Управлением при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год применялась корректная декларация, представленная ООО «Сигнал» 27.09.2021
В данном случае Управление правомерно произвело доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 8 897 523 рублей 52 копеек.
Арифметическая правильность расчета, представленного в дело Управлением, ответчиком не оспорена.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2022 года по делу № А60-64234/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигнал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Судьи | И.В. Борзенкова Е.В. Васильева Г.Н. Гулякова |