ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10368/2022-ГК от 20.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10368/2022-ГК

г. Пермь

21 сентября 2022 года Дело № А60-12624/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Семенова В.В., Ушаковой Э.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.

при участии:

от заявителя - Стрелкова Д.В., паспорт, доверенность от 14.07.2022, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июля 2022 года

по делу № А60-12624/2022

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» (ИНН 6620000153),

о признании незаконными действий ответчика по требованию о составлении акта натурного обследования земельного участка, бездействия по заключению дополнительного соглашения к договору,

установил:

открытое акционерное общество «МРСК Урала» (далее заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее заинтересованное лицо) по требованию о составлении акта натурного обследования участка, бездействия по заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка №10 от 18.02.2009, признании незаконными бездействия по заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №10 от 18.02.2009 в целях приведения в соответствие условий договора аренды лесного участка №10 от 18.02.2009 лесоустроительным материалам по результатам таксационных работ в 2019-2020 на арендуемых участках «Меридиан» кварталах 5,16 Верхнетуринского участка Азиатского участкового лесничества, обязании подготовить и направить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №10 от 18.02.2009 в части уточнения пунктов договора с описанием местоположения арендуемого лесного участка, описание которого соответствует лесоустроительным материалам по результатам таксационных работ в 2019- 2020 годах на арендуемых участках ООО «Меридиан».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, что между Министерством и ОАО «МРСК Урала» заключен договор аренды от 18.02.2009 № 10, для возможности подготовки указанного договора было проведено натурное техническое обследование лесного участка и составлен акт натурного технического обследования лесного участка от 20.07.2007 № 3 с целью определения местоположения и уточнения характеристик испрашиваемого лесного участка с целью его последующего предоставления в аренду, отраженные в акте натурного технического обследования лесного участка от 20.07.2007 № 3 сведения являются базовой информацией, позволившей идентифицировать лесной участок и заключить договор. Без составления акта осмотра лесного участка невозможно заключить дополнительное соглашение, количественные и качественные характеристики и площадь лесного участка не соответствуют данным договора аренды и акту приема-передачи лесного участка. Поясняет, что в 2020 году на части арендованного ОАО «МРСК Урала» лесного участка была проведена таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов ООО «Меридиан» в отношении арендованных лесных участков по договорам от 04.04.2008 № 51, от 04.04.2008 N° 53, актами Министерства от 05.07.2021 № 4, от 05.07.2021 N° 5 внесена документированная информация в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) относительно территории Кушвинского лесничества, в связи с чем обществу необходимо осуществить приведение договора в соответствие с данным государственного лесного реестра. Суд не учел, что таксационные работы проведены только на территории, арендованной ООО «Меридиан», лишь частично входящей в границы арендованного лесного участка, для идентификации арендованного лесного участка относительно новых материалов лесоустройства с целью подготовки дополнительного соглашения к указанному договору аренды необходимо провести натурное техническое обследование лесного участка в кварталах 5 (выдел 7), 16 (выдел 68) Верхне-Туринского участка Азиатского участкового лесничества Кушвинского лесничества и подготовить акт натурного технического обследования лесного участка.Министерство не вправе заключать дополнительное соглашение без осмотра лесного участка и соответствия натурных данных ГЛР.

До начала судебного разбирательства от заявителя по делу поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18.02.2009 между ОАО «МРСК Урала» (Арендатор) и Министерством природных ресурсов Свердловской области (Арендодатель) заключен договор аренды лесного участка № 10, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование за плату, лесной участок общей площадью 352200 кв.м (35,2га), состоящего из частей лесного (земельного) участка: 1) площадью 91768 (9,18 га) с кадастровым номером 66:53:00000000:3; 2) площадью 74772 кв.м., (7,47 га), с кадастровым номером 66:53:00000000:3; 3) площадью 32228 кв.м. (3,22 га) с кадастровым номером 66:53:00000000:3; 4) площадью 40281 кв.м (4,03 га) с кадастровым номером 66:53:00000000:3; 5) площадью 113151 (11,31 га) с кадастровым номером 66:53:000000000:3; и расположенных по адресу: Свердловская область, Муниципальное образование г. Кушва, лесхоз, находящихся в федеральной собственности, на землях, закрепленных за государственным учреждением Свердловской области «Кушвинское лесничество», в квартале 5 (выдела 9, 10, 17), 16 (выдела 8, 15, 19, 25, 51, 36), 31 (выдел 13), 32 (выдел 38), 48 (выдел 2), 66 (выдела 4, 34, 46, 44, 26), 67 (выдел 9), 85 (выдел 31), 97 (выдела 16, 25, 41), 100 (выдел 25), 101 (выдела 6,31) 102 (выдел 22) Верхне-Туринского участка Азиатского участкового лесничества, категория земель - земли лесного фонда.

Лесной участок предоставлен ОАО «МРСК Урала» по акту приема- передачи № 1 от 18.02.2009 для проведения работ по реконструкции размещённого на земельном участке объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 110 кВ «Верхняя Тура - НТГРЭС, НТГРЭС - Красноуральск».

Договор заключен сроком на 49 лет с момента государственной регистрации договора, которая проведена 24.06.2009.

В связи с истечением срока действия проекта освоения лесов, в соответствии с требованиями ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации ОАО «МРСК Урала» с привлечением подрядной организации ООО «Бюро оформления недвижимости» подготовлен новый проект освоения лесов, который направлен для прохождения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

21.05.2020 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области № 373-э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, в соответствии с которым выдано одно из замечаний, а именно: Замечание № 3: В разделе 2 «Сведения о лесном участке» Проекта освоения лесов, в таблице 2.1.1 номер лесного квартала, лесотаксационного выдела (квартал 5 выдел 18) не соответствует условиям договора аренды лесного участка от 18.02.2009 № 10.

25.08.2020 для целей устранения указанного замечания ОАО «МРСК Урала» обратилось в Министерство о заключении дополнительного соглашения к договору № 10 от 18.02.2009 для приведения в соответствие условий договора в части переданных в аренду выделов данным действующей на тот период лесоустроительной документации (изменение нумерации выдела в квартале 5 в связи с проводимой таксацией) с возможностью получения в дальнейшем положительного заключения подготовленного Проекта освоения лесов (Письмо ОАО «МРСК Урала» от 25.08.2020 № СЭ/НТЭС/01-03/4791).

09.10.2020 в ответ на указанное обращение Министерство сообщило о том, что на части арендованного ОАО «МРСК Урала» лесного участка в кварталах 5, 16 Верхнетуринского участка Азиатского лесничества Кушвинского лесничества проводятся лесоустроительные работы (таксация лесов) ООО «Меридиан», в связи с чем изменилась нумерация выделов (Письмо МПР СО от 09.10.2020 № 12-01-82/18364).

Таким образом, арендодателем подтверждено, что изменение в нумерации выделов, на основании которой и было выдано замечание № 3 при рассмотрении ПОЛ и, как следствие, отказе в его утверждении, произошла в связи с ведением деятельности на лесном участке третьим лицом, о чем ОАО «МРСК Урала» уведомлено не было.

При этом указанным письмом Министерство при наличии информации об актуальной нумерации выделов после проведения лесоустроительных работ указало, что дополнительное соглашение к договору аренды будет заключено только после проведения ОАО «МРСК Урала» выхода в натуру и составления акта натурного обследования лесного участка с указанием актуальной информации о местоположении и площади лесного участка.

10.12.2020 ОАО «МРСК Урала» обратилось в Министерство с требованием о подготовке акта натурного технического обследования лесного участка с указанием актуализированной информации о местоположении и площади лесного участка в аренде ОАО «МРСК Урала» (Письмо ОАО «МРСК Урала» от 10.12.2020 № СЭ/НТЭС/01-03/7181).

22.12.2020 в ответ на указанное обращение ГКУ СО «Кушвинское лесничество» указало, что части арендуемых ОАО «МРСК Урала» лесных участков (в кварталах 5, 16 Верхнетуринского участка Азиатского участкового лесничества Кушвинского лесничества) расположены на участках, арендуемых ООО «Меридиан», которые на основании договоров аренды, заключенных на 48 лет, ведут работы по заготовке древесины, в связи с чем изменение к договору аренды нецелесообразно до вступление в действие новых материалов таксации к концу 2021г. (Письмо МПР СО от 22.12.2020 № 619).

26.10.2021 ГКУ СО «Кушвинское лесничество» сообщило ОАО «МРСК Урала», что вступают в действие новые лесоустроительные материалы по результатам таксационных работ в 2019-2020 г. на арендуемых ООО «Меридиан» участках, в связи с чем необходимо подготовить акты натурного обследования с актуализированной информацией о местоположении и площади лесного участка для заключения дополнительного соглашения к договору № 10 (Письмо МПР СО от 26.10.2021 № 617).

15.12.2021 ОАО «МРСК Урала» в ответ на указанное обращение просило привести в соответствие материалам лесоустройства заключенные с ОАО «МРСК Урала» договоры, в том числе договора аренды №10 от 18.02.2009 и направить в адрес Арендатора дополнительные соглашения (Письмо от 15.12.2021 № СЭ/01/03/10578).

18.01.2021 Министерство указал, что в целях заключения дополнительных соглашений представителям ОАО «МРСК Урала» совместно с ГКУ СО «Кушвинское лесничество» необходимо осуществить выход в натуру и подготовить акты натурного технического обследования лесных участков с указанием актуализированной информации о местоположении лесных участков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Письмо МПР СО от 18.01.2022 № 12-01-82/567).

Таким образом, ОАО «МРСК Урала» отказано в заключении дополнительного соглашения к договору аренды № 10 от 18.02.2009, что исключило возможность устранить выданные Министерством замечания к проекту освоения лесов. Как указывает заявитель, при одновременном отказе в заключении дополнительного соглашения к договору, которое позволит устранить замечания и завершить процесс оформления проекта освоения лесов, выдано предписание № 45-9/3 об обязанности арендатора в срок до 12.09.2022 подготовить проект освоения лесов с положительным заключением государственной комиссии.

Полагая требование Министерства о составлении арендатором акта натурного технического обследования лесного участка, отказ в заключении дополнительного соглашения к договору аренды не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа закону и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказ министерства в изменении договора мотивирован необходимостью составлении арендатором акта натурного технического обследования лесного участка.

Пунктом 2 ст. 450 ГК РФ установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 28-31 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (ч. 2 указанной статьи).

Судом установлено, что лесной участок предоставлен заявителю на основании договора аренды № 10 от 18.02.2009 для целей проведения работ по реконструкции размещённого на земельном участке объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 110 кВ «Верхняя Тура - НТГРЭС, НТГРЭС - Красноуральск».

Одновременно лесной участок является предметом договоров аренды лесного участка, заключенных Министерством и обществом с ограниченной ответственностью «Меридиан» : договор аренды лесного участка от 04.04.2008 № 51, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области за № 66-66-17/019/2008-200 от 29.08.2008, договор аренды лесного участка от 04.04.2008 № 53, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области за № 66-66-17/019/2008-202 от 29.08.2008. Согласно указанным договорам лесной участок предоставлен третьему лицу для целей заготовки древесины.

На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2017 по делу № А60-57284/2016, лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества, проектной документации, выполненной ООО «Леспроект», были внесены изменения в договор аренды лесного участка от 04.04.2008 № 53 и заключено дополнительное соглашение от 27.03.2017, зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области за № 66:53:0000000:3-66/017/2017-3 от 20.04.2017, в соответствии с которым предоставляемый в аренду лесной участок площадью 8852,47 га имеет местоположение: Свердловская область, ГО Верхняя Тура, Кушвинский ГО, Кушвинское лесничество Азиатское участковое лесничество Азиатский участок кварталы № 34, 43, 44, 54-58, 67, 76-78, 102-106 площадью 3379,0 га; Верхнетуринский участок кварталы № 2 (выделы часть 1, 2-4, часть 5, 6-9, части 10-11, 12, 13, части 14-15, 16-30, часть 31, 32, части 33-34), 5, 7-9, 11,12, 21-23, 36, 38, 39, 41, 47, 55, 56, 58, 59, 62, 63, 72, 76 площадью 5473,47 га.

Во исполнение требований лесного законодательства на арендуемых лесных участках ООО «Меридиан» проведены работы по таксации лесов и составлены проекты освоения лесов. Предыдущие таксационные работы на территории арендуемых лесных участков были проведены в 2010 году ФГУП «Рослесинфорг» Уральский филиал.

С целью проведения работ по таксации лесов и составлению проектов освоения лесов на лесных участках по договорам аренды от 04.04.2008 № 51 и от 04.04.2008 № 53 между ООО «Меридиан» и Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» были заключены договоры на выполнение работ по таксации лесов и разработке проекта освоения лесов на арендуемом участке лесного фонда № Ф31/ЛУ-010 от 03.09.2019 и № Ф31/ЛУ-012 от 03.09.2019 соответственно.

Таксационные работы на территории арендуемых лесных участков проводились Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» по I таксационному разряду в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», Протоколом первого лесоустроительного совещания по вопросам проведения в 2019 году в соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации в границах арендованных лесных участков лесоустроительных работ (таксации лесов) от 12.12.2019, лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества и материалов последнего лесоустройства.

Полевые работы по таксации на территории арендуемых лесных участков проводились летом 2020 г.

Согласно Пояснительным запискам к материалам таксационных работ 2020 г. на лесных участках, переданных в аренду в целях заготовки древесины в границах Кушвинского лесничества, в процессе таксационных работ было изменено повыдельное деление внутри кварталов без изменения границ кварталов. Материалы таксационных работ рассмотрены и согласованы специалистами ГКУ СО «Кушвинское лесничество».

На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2021 по делу №А60-40609/2021, Протокола 2-го технического совещания по результатам проведения в соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации в границах арендованных лесных участков таксации лесов от 28.05.2021, лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества, Проектной документации, выполненной Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», были внесены изменения в договор аренды лесного участка от 04.04.2008 № 51 с кадастровым номером 66:53:0000000:3/125-158 и заключено дополнительное соглашение от 25.10.2021, зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области за № 66:53:0000000:3-66/289/2021-115 от 27.10.2021

Проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 04.04.2008 № 51 имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов. Проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 04.04.2008 № 51 вступил в силу с 01.01.2022 и действует на период действия лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества, утвержденного приказом ДЛХ Свердловской области от 01.02.2018 №51, сроком до 31.12.2028.

На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2021 по делу № А60-40607/2021, Протокола 2-го технического совещания по результатам проведения в соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации в границах арендованных лесных участков таксации лесов от 28.05.2021, лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества, Проектной документации, выполненной Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», были внесены изменения в договор аренды лесного участка от 04.04.2008 № 53 с кадастровым номером 66:53:0000000:3/90-124 и заключено дополнительное соглашение от 22.10.2021, зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области за № 66:53:0000000:3-66/289/2021-114 от 27.10.2021, в соответствии с которым лесной участок площадью 8852,47 га имеет местоположение Свердловская область, ГО Верхняя Тура, Кушвинский ГО, Кушвинское лесничество Азиатское участковое лесничество Азиатский участок кварталы № 34, 43, 44, 54-58, 67, 76-78, 102-106 площадью 3379,0 га; Азиатское участковое лесничество ВерхнеТуринский участок кварталы № 2 (выделы 1, 3-40), 5, 7-9, 11, 12, 21-23, 36, 38, 39, 41, 47, 55, 56, 58, 59, 62, 63, 72, 76 площадью 5473,5 га.

Проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 04.04.2008 № 53 имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов.

В силу положений ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заключенный с заявителем договор аренды лесного участка от 18.02.2009 не соответствует лесоустроительным материалам по результатам таксационных работ в 2019-2020, в соответствии с заключением экспертной комиссии, утвержденным Приказом Министерства от 21.05.2020 № 373-э, в разделе 2 «Сведения о лесном участке» Проекта освоения лесов, в таблице 2.1.1 номер лесного квартала, лесотаксационного выдела (квартал 5 выдел 18) не соответствует условиям договора аренды лесного участка, проект освоения лесов возвращен заявителю на доработку.

Поскольку судом установлено несоответствие заключенного с заявителем договора аренды лесного участка от 18.02.2009 сведениям государственного лесного реестра в части нумерации выдела таксационным описаниям, выводы суда первой инстанции о том, что отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения влечет невозможность устранения недостатков проекта освоения лесов, получения положительного заключением гос. экспертизы, подготовки и сдачи лесной декларации, обязанность по подготовке которых возложена на арендатора действующим законодательством РФ (ст. 12, ст. 26 ЛК РФ) и условиями договора аренды, что нарушает права и законные интересы заявителя, являются правильными.

Признавая необоснованным требование Министерства о подготовке за счет арендатора акта натурного осмотра, суд обоснованно указал, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.11.2004 N 701 "Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда" акт натурного технического обследования лесного участка является документом, подлежащим предоставлению в госорган при подготовке решения о переводе, а также случае если перевод не запланирован материалами лесоустройства, но необходим для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и не предусмотрен в качестве документа-основания для заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.

В соответствии с требованиями п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (в актуальной редакции) образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Соответствующих требований заинтересованным лицом не заявлено.

Поскольку составление Акта натурного технического обследования лесного участка производится Министерством и его подведомственными структурами на платной основе, о чем ОАО «МРСК Урала» сообщено в письме от 08.07.2022 № 12-01-82/14361 «О стоимости актов натурного технического обследования, заинтересованным лицом в материалы дела представлен Приказ от 14.02.2020 № 210 «Об утверждении Порядка определения платы за выполнение работ (оказание услуг) государственными учреждениями Свердловской области», составление указанного акта не признано обязательным в целях изменения нумерации выдела в договоре аренды с заявителем, при этом в распоряжении Министерства находилась необходимая информация о технических характеристиках измененного таксацией лесного участка (выдел № 5), в том числе, актуальная нумерация выдела, учтенного после утверждения новых лесоустроительных материалов, суд обоснованно признал бездействие заинтересованного лица незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, возложив на Министерство обязанность устранить допущенное нарушение путем подготовки и направления заявителю дополнительное соглашение к договору аренды в части уточнения местоположения арендуемого лесного участка, описание которого соответствует лесоустроительным материалам по результатам таксационных работ в 2019-2020 годах на арендуемых участках ООО «Меридиан» в кварталах 5,16 Верхнетуринского участка Азиатского участкового лесничества.

Доводы Министерства о невозможности изменения договора в отсутствие акта натурного технического обследования лесного участка были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку, во-первых, составление этого акта в силу требований приказа № 701 необходимо в целях исполнения Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий; во-вторых, акт натурного технического обследования лесного участка обеспечивает проведение натурного технического обследования испрашиваемого участка лесного фонда и составление акта натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства, что в данном случае не требуется в связи с завершением таксационных работ на арендуемых ООО «Меридиан» участках.

Иного заинтересованным лицом не доказано, отсутствие актуальной информации для внесения изменений в договор не подтверждено, учитывая, что актами Министерства от 05.07.2021 № 4, от 05.07.2021 N° 5 внесена документированная информация в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) относительно территории Кушвинского лесничества.

При этом о внесении иных изменений в договор аренд лесного участка арендатором не заявлено, об изменении размера арендной платы арендатор не просит, лесной участок используется арендатором для целей размещения объекта электросетевого хозяйства, местонахождение которого не изменено, Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утверждены приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июля 2022 года по делу № А60-12624/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

В.В. Семенов

Э.А. Ушакова