П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 15 /2017-АК
г. Пермь
12 февраля 2018 года Дело № А71-6710/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>): ФИО1 по доверенности от 25.12.2017; ФИО2 по доверенности от 25.12.2017;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН <***>, ОГРН <***>): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 октября 2017 года по делу № А71-6710/2017,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Публичного акционерного общества «Т Плюс» к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска о признании недействительным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество «Т Плюс» филиал «Удмуртский» (далее – заявитель, ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – заинтересованное лицо) от 07.04.2017 № 469/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на обоснованность и правильность корректировки платы за отопление за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года с применением положений п. 59(1), п. 60 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018, вынесенным в составе судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю., судебное заседание суда апелляционной инстанции отложено на 05.02.2018.
05.02.2018 судья Щеклеина Л.Ю. отсутствует ввиду нахождения в отпуске, в связи с чем на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 произведена замена судьи Щеклеиной Л.Ю. на судью Риб Л.Х., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.02.2018 представители заявителя ПАО «Т Плюс» поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.02.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение ФИО3, проживающей в многоквартирном доме № 40 по ул. Труда в г. Ижевске, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу «отопление». На основании приказа от 14.03.2017 № 469/06-02 Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в отношении ПАО «Т Плюс» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены следующие обстоятельства:
Многоквартирный дом № 40 по ул. Труда в г. Ижевске имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора ТЭМ-104, заводской номер 1144419, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение в данном многоквартирном доме, в доме отсутствуют индивидуальные, приборы учета тепловой энергий в жилых помещениях. В период с сентября по декабрь 2016 показания для коммерческого учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствуют, поскольку из акта забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 04.08.2016 узел учета не допускается к дальнейшей эксплуатации, из актов забракования узла учета тепловой энергии от 05.10.2016, а также от 16.12.2016 узел учета не был допущен к дальнейшей эксплуатации. В связи с чем корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года не может быть произведена потребителям многоквартирного дома № 40 по ул. Труда в г.Ижевске. Однако, при анализе поступившей информации (письмо ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» исх. № 71404-06-01833 от 07.03.2017) по расчету корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям многоквартирного дома № 40 по ул. Труда в г.Ижевске, которая отражена в платежных документах за январь 2017 года, установлено, что размер платы за тепловую энергию, потребленную за период сентября 2015 года по декабрь 2016 года, ПАО «Т Плюс» определен исходя из положений пунктов 59(1) и 60(1) Правил № 354 (в период с сентября 2016 года по декабрь 2016 года), что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, ПАО «Т Плюс» при расчете помесячного объема тепловой энергии за декабрь 2016 применяет повышающие коэффициенты к нормативам коммунальных услуг, утвержденным Правительством Удмуртской Республики.
По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО «Т Плюс» выдано предписание от 07.04.2017 № 469/06-02 об устранении в срок до 19.05.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по январь 2017 года в соответствие с установленными требованиями.
ПАО «Т Плюс», полагая, что данное предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В п. 2.1.1, п. 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» указано, что Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В п. 59(1) Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п. 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В п. 60(1) Правил № 354 предусмотрено, что по истечении указанного в п.59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается:
за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в п.48 настоящих Правил;
за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в п. 42(1) настоящих Правил.
В п. 42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498) определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
,
где: Pkiпр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске имеет централизованное отопление и оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающие нагрузку отопление и горячее водоснабжение. Согласно акту забракования узла учета тепловой энергии от 04.08.2016 узел учета не допускается к дальнейшей эксплуатации, из актов забракования узла учета тепловой энергии от 05.10.2016, а также от 16.12.2016 следует, что узел учета не был допущен к дальнейшей эксплуатации.
Из письма ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от 23.03.2017 № 71404-06-02805 следует, что потребителям многоквартирного дома № 45 по ул. 30 лет Победы в г.Ижевске, в платежных документах за февраль 2017 года, проведена корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года с применением положений пунктов 59(1), п. 60(1) Правил № 354.
Из представленного ПАО «Т Плюс» в материалы дела расчета платы и из пояснений представителей ПАО «Т Плюс» в судебном заседании суда апелляционной инстанции произведено доначисление платы за отопление следует, что за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий отопительный период с октября 2015 года по апрель 2016 года; за декабрь 2016 года исходя из норматива с применением повышающего коэффициента.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно поддержал позицию Управления ЖКХ Администрации года Ижевска о том, что, что ПАО «Т Плюс» при расчете помесячного объема тепловой энергии за декабрь 2016 года необоснованно применен повышающий коэффициент к нормативам коммунальных услуг со ссылкой на отсутствие в указанный период показанийколлективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме. Судом первой инстанции данным доводам дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что с учетом положений Правил № 354 корректировка платы за отопление может быть проведена только за предыдущий год, в то время как в рассматриваемом случае ПАО «Т Плюс» в платежных документах за февраль 2017 года, проведена корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае проведенная ПАО «Т Плюс» в платежных документах за январь 2017 года корректировка платы за отопление не соответствует положениям законодательства. В связи с чем Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска обоснованно выдано предписание об устранении нарушений при расчете платы за отопление в квитанциях за февраль 2017 года; оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 октября 2017 года по делу № А71-6710/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий | Н.В. Варакса | |
Судьи | Л.Х. Риб | |
Е.М. Трефилова |