ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1043/2024-АК от 20.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1043/2024-АК

г. Пермь

21 февраля 2024 года Дело № А60-45167/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,

судейВасильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

акционерного общества «Серовский завод ферросплавов»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 декабря 2023 года по делу № А60-45167/2023

по заявлению акционерного общества «Серовский завод ферросплавов» (ИНН 6632001031, ОГРН 1026601815096)

к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)

о признании незаконными пунктов 7, 10, 13 предписания от 22.05.2023 №114,

установил:

акционерное общество «Серовский завод ферросплавов» (далее – заявитель, АО «СЗФ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными пунктов 7, 10, 13 предписания от 22.05.2023 №114.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, по пункту 7 предписания отмечает, что судом не учтено, что общество не складирует шлак высокоуглеродистого феррохрома; отход «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4, образуемый в результате хозяйственной, не может быть отнесен к побочным продуктам, с учетом содержания соединения шестивалентного хрома, соединения меди, соединения цинка, согласно паспорту отхода. По пункту 10 предписания заявитель отмечает, что суд не учитывает, что в соответствии с положениями статьи 1 Закона № 89-ФЗ: обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку - заявитель не готовит отходы (шлаки феррохрома средне и/или низкоуглеродистого, пыль газоочистки) к утилизации, данные отходы остаются в неизменном виде на объекте размещения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), заявитель не утилизирует отходы (шлак феррохрома средне и/или низкоуглеродистого, пыль газоочистки), данные отходы остаются в неизменном виде на объекте размещения. По пункту 13 предписания заявитель указывает на то, что суд не учел, что Предписание должно содержать указание на конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными. В рассматриваемом случае, требование оспариваемого предписания содержат общие формулировки.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в период с 24.04.2023 по 22.05.2023 Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка АО «Серовский завод ферросплавов» в отношении производственной площадки, код объекта: 65-0166-000915-П, 1 категория, располагающейся по адресу: Свердловская обл., г. Серов, ул. Нахабина, д. 1.

По результатам проведенной плановой выездной проверки АО «СЗФ» Управлением на основании Акта проверки обществу вручено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 22.05.2023 № 114 (далее – предписание).

По результатам рассмотрения досудебной жалобы АО «СЗФ» о признании недействительным пунктов 7, 10, 11, 13 предписания, Управлением принято решение от 30.06.2023 об оставлении жалобы без удовлетворения в части признания недействительными пунктов 7, 10, 13 Предписания.

Полагая, что предписание в указанной части не соответствует закону, АО «СЗФ» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания предписания в оспариваемой части незаконным и отказал в удовлетворении требований.

При этом суд исходил из того, что действия общества в оспариваемой части предписания противоречили действующему природоохранительному законодательству, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сделаны верные выводы о наличии в действиях заявителя нарушений законодательства, у заинтересованного лица имелись законные основания для вынесения спорного предписания, а именно в части пунктов 7, 10, 13.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.

Предметом оспаривания в настоящем деле является предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2023 №114.

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1). Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (часть 2).

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4).

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в том числе право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1 статьи 66 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.5, 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах свей компетенции государственный экологический надзор, в том числе федеральный государственный надзор в области охраны водных объектов.

Таким образом, оспариваемое в части предписание вынесено уполномоченным на то органом.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно пункту 7 предписания заявитель в нарушение требований природоохранного законодательства РФ переводит отход шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО) 3 51 311 63 20 4 в продукцию, который не может быть отнесен к побочным продуктам, с учетом влияния на окружающую среду и не учитывает в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пункту 10 предписания АО «СЗФ» осуществляет лицензируемые виды деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обработки и утилизации отходов: шлак ферросплавный при производстве феррохрома средне и/или низкоуглеродистого, код ФККО 3 51 311 65 20 4; пыль газоочистки при производстве ферросплавов с преимущественным содержанием оксидов кремния и магния, код ФККО 3 51 325 22 42 4.

В силу пункта 13 предписания, в ходе эксплуатации АО «СЗФ» объекта размещения отходов шлакового отвала зафиксированы превышения концентраций загрязняющих веществ.

Срок устранения нарушений установлен датой 22.11.2023.

В отношении пункта 7 предписания заявитель считает, что обязанности на общество возложены незаконно, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 предписания обществом нарушена часть 10 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Между тем согласно данной норме права, по мнению заявителя, осуществлять разработку и утверждать нормативы образования отходов и лимитов на их размещения не требуется, а норма, содержащаяся в части 10 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ, не содержит в себе указания на совершение обязательных действий хозяйствующими субъектами и, соответственно, не может быть ими нарушена.

АО «СЗФ» имеет разработанный и утвержденный Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Приказ от 17.08.2022 № 767 «Об утверждении ПНООЛР»), размещенном на ОРО - шлаковом отвале.

В проекте НООЛР указаны сведения об отходе с наименованием «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4, размещенном на ОРО - шлаковом отвале.

На переработку данного отхода получена «Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности» от 02.07.2020 № Л020-00113-66/00099511, выданная Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

С 2015, в соответствии с установленным обществом технологическим процессом производства, шлаки высокоуглеродистого феррохрома текущего производства на шлаковом отвале не размещаются, данный материал не удаляется из производства, а в соответствии непрерывным технологическим циклом из плавильного цеха № 1 перевозятся в цех разработки и переработки шлаков (ЦРПШ) для производства щебня и песка.

Названный процесс осуществляется обществом на основании «Технологической инструкции. Переработка шлака на дробильно-сортировочных линиях №№ 1,2,3,4 и узле рассева участка разработки шлаков ЦРПШ. ТИ-ЦРПШ-140-Ф-64-2022» (раздел 5 стр.4) и «Технологической инструкции. Производство феррохрома высокоуглеродистого. ТИ-ПЦ№1-140-Ф-04-2020» (раздел 17, стр. 26,27).

В проекте НООЛР указаны сведения об отходе с наименованием «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4. Данный отход ранее (до 2015г) размещался на зарегистрированном ОРО. На «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)» имеется Паспорт отхода (копия которого была предоставлена инспектору). В соответствии с Лицензией и с ПНООЛР данный отход, размещенный на шлаковом отвале, является «Исходным материалом для переработки на дробильно-сортировочных линиях №1,2,3,4 служат шлаки со шлакового отвала АО «СЗО» (имеют статус «Отход») с целью получения товарной продукции - щебня и песка. На дробильно-сортировочных линиях № 1, № 2, № 3, № 4 также получают продукцию (щебень и песок), в соответствии с непрерывным текущим технологическим циклом, из текущих шлаков производства высокоуглеродистого феррохрома, поступающих из ПЦ№1 (имеют статус «Сырье»), стр. 17 Проекта НООЛР.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (далее - Порядок № 1029).

Согласно пунктам 3 и 4 Порядка № 1029 нормативы образования отходов разрабатываются юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции и служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

- для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

При этом использование спорных отходов непосредственно на предприятии в случае прямого указания пункта 4 Порядка № 1029 освобождает юридические лица от включения их в лимиты на размещение отходов.

Заявитель считает, что в ходе проверки административным органом не установлен факт хранения обществом шлаков высокоуглеродистого феррохрома текущего производства из плавильного цеха № 1 (то есть складирование отходов в специальных объектах) в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Какие-либо доказательства складирования обществом шлаков высокоуглеродистого феррохрома текущего производства из ПЦ № 1 в ЦРПШ, по мнению заявителя, в материалах проверки отсутствуют.

В паспорте отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)» химический состав отхода определён на основании результатов анализа проб отходов, выполненного ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по методике измерений ПНД ф 16.1:2.3:3.11-98 (Протокол № 197/16-От(Е) от 20.12.2016).

В ходе проверки на складе готовой продукции ЦРПШ отобраны пробы «Щебень фракционированный из шлаков высокоуглеродистого феррохрома».

Как указывал заявитель, административный орган в протоколе отбора проб отходов неправомерно отождествил «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)» и полученный из него продукт «щебень фракционированный из шлаков высокоуглеродистого феррохрома», который является результатом переработки шлака, при том что отбор проб производился на складе готовой продукции, а не в месте складирования отходов.

Заявитель также указывает, что в соответствии с Протоколами испытаний, проведенными сотрудником ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» тем же методом, что и для паспорта отхода, установлено, что в отобранном материале отсутствуют (не установлены) металлы: хром, медь и цинк (Протокол от 17.05.2023 № 159/23-От(Е)); отобранный материал не оказывает токсическое действие (Протокол от 17.05.2023№ 71/23-ОтБ(Е)); сделан вывод (Экспертное заключение от 17.05.2023 № 23/18): «Для отхода: «Щебень фракционированный из шлаков высокоуглеродистого ферро хрома (шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного))» установлен V класс опасности (Приложение № 5 к приказу Минприроды России от 04.12.2014 № 536)», то есть и щебень и шлак эксперт отнёс к веществам, представляющие наименьшую опасность для экологии и человека, воздействуют на окружающую среду в низкой степени, практически не нарушая ее компонентов.

По мнению заявителя, ссылка управления в акте проверки на пункт 17.3.1 ТИ-ПЦ№2-140-Ф-03-2018 к шлаку ферросплавному при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного) плавильного цеха №1 отношения не имеет, поскольку данная технологическая инструкция разработана для плавильного цеха № 2 для производства среднеуглеродистого и низкоуглеродистого феррохрома в плавильном цехе № 2.

Отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), Правительство Российской Федерации устанавливает перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

В ходе проведения настоящей проверки АО «СЗФ» представило паспорта отходов I-IV класса опасности отходов, образующихся на производственной площадке (код объекта 65-0166-000915-П).

Согласно представленному паспорту отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4 имеет химический состав: алюминий – 2,7885 %, железо – 0,3467 %, кальций – 0,9308 %, оксид магния – 33,9682 %, марганец – 0,0961 %, медь – 0,0003 %, никель – 0,0026 %, сера – 0,1467 %, хром – 0,8493 %, цинк – 0,0008 %, диоксид кремния – 60,8700 %.

У заявителя имеется действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 02.07.2020 № Л020-00113-66/00099511 (по адресу: 624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Нахабина, д. 1) в части транспортирования, обработки отходов IV класса опасности, утилизации отходов III-IV класса опасности), а именно утилизация отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), данные отходы учтены АО «СЗФ» в качестве сырья.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р «Об утверждении перечня веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства» вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 (далее – Базельская конвенция), за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции.

Согласно приложению I Базельской конвенции являются следующие категории веществ, подлежащих регулированию:

- Y21 соединения шестивалентного хрома;

- Y22 соединения меди;

- Y23 соединения цинка.

Исходя из изложенного отход «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4, образуемый в результате хозяйственной, не может быть отнесен к побочным продуктам, с учетом содержания соединения шестивалентного хрома, соединения меди, соединения цинка, согласно паспорту отхода.

Кроме того, в ходе проведения настоящей проверки сотрудниками Управления совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» произведен отбор проб отхода - «щебень фракционированный из шлаков высокоуглеродистого феррохрома (шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», что подтверждает что «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4 является отходом.

Согласно приложению III Базельской конвенции п. 9 Н12 являются экотоксичные вещества: вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Таким образом, отход «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4, образуемый в результате хозяйственной, не может быть отнесен к побочным продуктам, с учетом влияния на окружающую среду.

Кроме того, согласно пункту 17.3.1 ТИ-ПЦ № 2-140-Ф-03-2018 в ходе производства средне- и низкоуглеродистого феррохрома в электрических печах образуется отход – «шлак ферросплавный при производстве феррохрома низкоуглеродистого», код ФККО 3 51 311 65 20 4.

Заявитель жалобы полагает, что отход «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код
ФККО 3 51 311 63 20 4 не относится к побочным продуктам производства, а имеет статус сырье.

Однако, как справедливо отметил суд первой инстанции, в ходе проведения проверки АО «СЗФ» представлен паспорт безопасности химической продукции – Феррохром РПБ № 00186499.24.56919, действителен от 30.05.2019 до 30.05.2024. Технологическая инструкция – Производство феррохрома высокоуглеродистого ТИ-ПЦ № 1-140-Ф-04-2020. Внутризаводские технические условия № 140-03-2008 Феррохром высокоуглеродистый передельный, что свидетельствует об отнесении указанных шлаков к продукции.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

С учетом изложенного суд первой инстанции подтвердил вывод Управления о том, что образующиеся у заявителя шлаки ферросплавные при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного) являются отходом, следовательно, АО «СЗФ» не соблюдены требования природоохранного законодательства по утверждению нормативов образования и лимитов на размещение отхода шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого.

Кроме того, осуществление АО «СЗФ» деятельности перевода отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4 в продукцию, подтверждается следующими документами

У АО «СЗФ» имеется действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 02.07.2020 № Л020-00113-66/00099511 (по адресу: 624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Нахабина, д. 1) в части транспортирования, обработки отходов IV класса опасности, утилизации отходов III-IV класса опасности), а именно утилизация отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 (Приложение №6).

Согласно ПНООЛР, данные отходы учтены АО «СЗФ» в качестве сырья (Приложение № 7).

Согласно пункту 2.5 ПНООЛР, утвержденный приказом от 17.08.2022 № 767, цех разработки и переработки шлака является специализированным производственным подразделение, предназначенным для переработки текущих шлаков, поступающих от плавильных цехов № 1 и № 2, а также шлаков, ранее размещенных на шлаковом отвале завода (Приложение № 12).

На момент проведения проверки АО «СЗФ» представило следующие документы:

- Справка по рекультивации шлакового отвала от 02.05.2023 № 635 рекультивация/ликвидация шлакового отвала не планируется. Проект рекультивации не разрабатывался (Приложение № 5);

- Справка по эксплуатации шлакового отвала от 02.05.2023 № 634 ОРО № 66-00174-Х-00164-270215 шлаковый отвал эксплуатируется предприятием в настоящее время. Вывод из эксплуатации объекта размещения отходов (ОРО) не планируется (Приложение № 5).

Кроме того, факт изъятия АО «СЗФ» из объекта размещения отходов (далее - ОРО) № 66-00174-Х-00164-270215 отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код
ФККО 3 51 311 63 20 4 подтверждается формой федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2022 год в размере 5000 т. (Приложение № 13).

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности пункта 7 предписания.

В отношении пункта 10 предписания заявитель считает, что обязанности на общество возложены незаконно, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Заявитель считает, что не осуществляет предварительную подготовку отходов (шлак ферросплавный при производстве феррохрома средне и/или низкоуглеродистого и пыль газоочистки при производстве ферросплавов с преимущественным содержанием оксидов кремния и магния), находящиеся на шлаковом отвале, к дальнейшей утилизации; не использует отходы (шлак ферросплавный при производстве феррохрома средне и/или низкоуглеродистого и пыль газоочистки при производстве ферросплавов с преимущественным содержанием оксидов кремния и магния), находящиеся на шлаковом отвале, для производства товаров (продукции).

При этом заявитель указывает, что использует для производства товаров (продукции) только отходы - шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого - находящийся на шлаковом отвале.

Для обработки и утилизации данного отхода необходимы специальные технологии, специальные машины и оборудование, соответствующие помещения - все это у АО СЗФ отсутствует, соответственно отсутствует возможность для обработки и утилизации отходов, поэтому данные отходы складированы на отвале.

По мнению заявителя, в ходе проведения проверки мероприятия по исследованию (осмотру) технологических процессов, применяемых АО «СЗФ» на территории шлакового отвала, административным органом не проводились, соответственно, административный орган не мог сделать вывод, что на отвале производится обработка и утилизация отходов.

Признавая, что пункт 10 предписания является законным и отклоняя соответствующие доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290, одним из лицензионных требований, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им деятельности для выполнения работ по обработке и утилизации отходов I - IV классов опасности, является:

• наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

• наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

• наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

• наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

• наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует, что на балансе АО «СЗФ» находится объект размещения отходов (далее – ОРО) шлаковый отвал № 66-00174-Х-00164-270215.

На момент проведения проверки общество представило следующие документы:

- Справка по рекультивации шлакового отвала от 02.05.2023 № 635 рекультивация/ликвидация шлакового отвала не планируется. Проект рекультивации не разрабатывался;

- Справка по эксплуатации шлакового отвала от 02.05.2023 № 634
ОРО № 66-00174-Х-00164-270215 шлаковый отвал эксплуатируется предприятием в настоящее время. Вывод из эксплуатации ОРО не планируется.

В соответствии с главой характеристики района расположения шлакоотвала заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Техническое перевооружение ОАО «Серовский завод ферросплавов» в части расширения шлакового отвала», утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 09.10.2015 № 1328 (далее – ГЭЭ), шлаковый отвал организован на естественной земной поверхности, примыкает к северной стороне промплощадки предприятия. Высота отвала 35-36 м. Основанием отвала является естественный рельеф местности, без планировки (специальный противофильтрационный экран отсутствует). Территория отвала занимает котловину. Северная половина отвала расположена на месте бывшего верхового болота. Все складируемые АО «СЗФ» отходы относятся к IV классу опасности и складируются совместно, навалом.

В соответствии с пунктом 2.5 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом от 17.08.2022 № 767, цех разработки и переработки шлака является специализированным производственным подразделением, предназначенным для переработки текущих шлаков, поступающих от плавильных цехов № 1 и № 2, а также шлаков, ранее размещенных на шлаковом отвале завода.

Согласно характеристике ОРО шлаковый отвал АО «СЗФ», на 01.11.2020 размещаются следующие виды отходов:

- шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного), код ФККО 3 51 311 63 20 4;

- шлак ферросплавный при производстве феррохрома средне и/или низкоуглеродистого, код ФККО 3 51 311 65 20 4;

- пыль газоочистки при производстве ферросплавов с преимущественным содержанием оксидов кремния и магния, код ФККО 3 51 325 22 42 4.

Вместимость ОРО - 6 600 000 м3 (9 670 000 т.), размещено всего 2 175 009, 065 м3 (5 415 772,571 т.).

Согласно форме Федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2022 год остаточная вместимость ОРО составляет – 2 921 669.917 м3 (4 280 246.429 т.).

Таким образом, за период с 01.11.2020 по 31.12.2022 АО «СЗФ» извлекло из ОРО № 66-00174-Х-00164-270215 26 019 т. отходов.

У общества имеется действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 02.07.2020 № Л020-00113-66/00099511 (по адресу: 624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Нахабина, д. 1) в части транспортирования, обработки отходов IV класса опасности, утилизации отходов III-IV класса опасности), а именно обработки и утилизации отхода «шлак ферросплавный при производстве феррохрома высокоуглеродистого (передельного)», код ФККО 3 51 311 63 20 4.

Согласно пункту 5.1 Технологической инструкции ТИ-ЦРПШ-140-Ф-64-2022 от 21.03.2022 (введенной взамен ТИ-ЦРПШ-140-Ф-64-2016) (далее – ТИ) исходным материалом для переработки на ДСЛ № 1,2,3,4 служат: шлаки со шлакового отвала АО «СЗФ»; текущие шлаки производства высокоуглеродистого феррохрома, поступающие из ПЦ №1; шлаки стабилизированные и низкоосновные, поступающие из П» № 2; концентрат фракции +5-80 мм, получаемый при переработке саморасподающихся шлаков на УСШ.

В соответствии с пунктом 6.1.1.1 ТИ, на разрабатываемом участке шлакового отвала АО «СЗФ» шлак грузится экскаватором на автосамосвалы и доставляется на площадку приема шлака УРШ для предварительного складирования.

Согласно ГЭЭ отходы на ОРО шлаковый отвал № 66-00174-Х-00164-270215 складируются совместно, навалом.

Вместе с тем сортировка отходов, извлеченных из ОРО на обработку с последующей утилизацией, АО «СЗФ» не осуществляется.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя в части сортировки отходов «шлак ферросплавный при производстве феррохрома средне и/или низкоуглеродистого», код ФККО 3 51 311 65 20 4, «пыль газоочистки при производстве ферросплавов с преимущественным содержанием оксидов кремния и магния», код ФККО 3 51 325 22 42 4.

В отношении пункта 13 предписания заявитель считает, что обязанности на заявителя возложены не законно, по следующим основаниям.

АО «СЗФ» 12.01.2023 предоставило в адрес управления «Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду «Шлакового отвала АО «СЗФ»» (вх. № 550 от 13.01.2023 о получении отчета Росприроднадзором).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ «О государственное контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.

Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Закона
№ 248-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушение, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Вместе с тем в пункте 13 оспариваемого предписания содержится требование, которое, по мнению заявителя, уже исполнено обществом 13.01.2023, что подтверждается письмом Росприроднадзора от 13.02.2023 № 03-01-10/3058.

Признавая указанные доводы несостоятельными, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.

По результатам рассмотрения отчета по мониторингу объекта размещения отходов – шлакового отвала АО «СФЗ» за 2022 год на территории объекта размещения отходов наблюдаются следующие превышения. В атмосферном воздухе по сравнению с фоновой точкой отбора наблюдается превышение концентрации по показателю: взвешенные вещества; установлено превышение концентрации загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим периодом (2019-2021 гг.) по показателю: взвешенные вещества. В подземных водах при сравнении с фоновой скважиной наблюдается превышение концентрации по следующим показателям: кремний, стронций, хром; при сравнении с ПДК наблюдается превышение по показателю: кремний. В почве при сравнении с ПДК наблюдается превышение концентраций по показателям: бензапирен, мышьяк, никель, ртуть, сера; при сравнении с фоновой точкой отбора наблюдается превышение по показателям: бензапирен, pH, железо, кальций, магний, медь, мышьяк, нефтепродукты, никель, ртуть, свинец, сера, хром, цинк. В пробах растительного происхождения при сравнении с фоновой точкой отбора наблюдается превышение концентраций по показателям: алюминий, железо, кальций, магний, марганец, медь, никель, свинец, сера, хром.

В ходе проведения настоящей проверки в отношении АО «СЗФ» сотрудниками Управления совместно с ФГБУ ЦЛАТИ по УФО 03.05.2023 произведен отбор проб подземных вод из скважин: Фоновая скважина, скважина хозяйственно-бытовая (контрольная), скважина цеха разработки и переработки шлака (контрольная).

Согласно экспертному заключению от 17.05.2023 № 23/19 установлены превышения по показателям в местах отбора проб (скважин), что подтверждается протоколами испытаний от 17.05.2023 № 764/23-В(Е)-766/23-В(Е).

Согласно пункту 9 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», при выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды при разработке программы мониторинга для объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 предусматриваются следующие места отбора проб:

а) для атмосферного воздуха и почв - на границе территории, соответствующей пределам негативного воздействия;

б) для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект;

в) для подземных водных объектов - в местах отбора проб, обоснованных в проектной документации объекта размещения отходов.

Таким образом изложенные заявителем доводы не исключают негативное воздействие ОРО № 66-00174-Х-00164-270215 АО «СЗФ» на подземные воды.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным на то лицом, при наличии на то оснований, с соблюдением установленного порядка его принятия; содержание оспариваемого предписания соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в части пунктов 7, 10, 13 предписание Управления от 22.05.2023 №114 соответствует требованиям нормативных правовых актов, и является законным, в связи с чем в удовлетворении требований заявителей отказано правомерно.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 № 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года по делу № А60-45167/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

В.Н.Якушев

Е.В.Васильева

Ю.В.Шаламова