П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 20 /2017-ГК
г. Пермь
24 августа 2017 года Дело № А50-9425/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
от истца - Администрации Осинского городского поселения: Сырвачева Е.В., паспорт, доверенность от 27.04.2017;
от ответчика - Администрации Осинского муниципального района: Папулова И.В., доверенность от 09.01.2017, паспорт;
от ответчика - муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети», Казеко С.И., директор, паспорт; Кокоева Н. Л., паспорт, доверенность от 10.05.2017;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации Осинского городского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 мая 2017 года по делу № А50-9425/2017,
принятое судьей Антоновой Е.Д.,
по иску Администрации Осинского городского поселения (ОГРН 1055907098103, ИНН 5944202359)
к Администрации Осинского муниципального района, Комитету имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района, муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" (ОГРН 10259005159811, ИНН 5944090155)
третьи лица: Администрация Паклинского сельского поселения, Администрация Горского сельского поселения, Администрация Верхнедавыдовского сельского поселения, Администрация Пальского сельского поселения, Администрация Гремячинского сельского поселения, Администрация Крыловского сельского поселения, Администрация Новозалесновского сельского поселения, Администрация Комаровского сельского поселения
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Администрация Осинского городского поселения (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к ответчикам, Администрации Осинского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Осинского муниципального района МУП «Тепловые сети» об истребовании из чужого незаконного владения объектов теплоснабжения:
Автотранспортная служба |
Автомобиль спец для ремонта дорог ЗИЛ 433112, 56523 |
Здание гаража, 16040 |
Домкрат, 46394 |
Станок точильно-шлифовальный, 46521 |
Автомашина УАЗ-3909, 56023 |
Балансировочная машина, 46392 |
Автомобиль ИЖ 2717-230 грузовой фургон, 56026 |
Токарный станок, 46361 |
Автомашина УАЗ 390995 белая ночь, 56035 |
Автомобиль Шевроле Нива, 56036 |
Автомашина ГАЗ 53 цистерна, 56008 |
Стенд шиномонтажный Ш514М1, 46393 |
Автомашина ЗИЛ 431412 кран, 56007 |
Экскаватор ЕК-12 с ЗИПом, 46388 |
Автомашина ЗИЛ 554 м самосвал, 56011 |
Автомашина УАЗ-390902 Фермер, 56025 |
Установка компрессорная К-1, 46804 |
Автомобиль ГАЗ-330232 грузовой с борт, 56034 |
Автомашина Газ 66 автомастерская, 53004 |
Автомобиль ГАЗ-322130 автобус, 56024 |
База |
Котел Д-900, 46378 |
Пожарная сигнализация, 46846 |
Изгородь на территории базы, 26040 |
Склад производственный, 16039 |
Котельная № 11 |
Счетчик газа СГ 16М-400, 46960 |
Котел КСВ-2,5 ГС, 46167 |
Тепловые сети в 2-х трубном исполнении 516м, 36013 |
Емкость металлическая 10м3, 26023 |
Тепловычислитель, 46209 |
Котел КСВ А-2,5 ГС, 46210 |
Тепловые сети в 2-х трубном исполнении, 36026 |
Тепловые сети 20м в 2-х трубном исполнении, 36029 |
Расходомер ЭРИС-ВТ, 46170 |
Насос ф 200-36, 46095 |
Двигатель 37/1500 5А200 М4 УПУЗ IM 1081 220/380, 48256 |
Котел КСВ А-2,5 ГС, 46211 |
Здание котельной № 11 ул. Володарского, 96, 16019 |
Труба дымовая металлическая, 26028 |
Котел КСВ-2,5 ГС, 46166 |
Насос К-80-32-128, 46403 |
Тепловые сети в 2-х трубном исполнении 101м, 36028 |
Котельная № 12 |
Плита газовая, 46389 |
Экономайзер, 46152 |
Теплотрасса от ЦТП-5 до ул. Урицкого, 36050 |
Насос А65-150АЕ, 46078 |
Отбойный молоток DeWalt, 46845 |
Насос 200 Д 90, 46136 |
Теплотрасса от ТК-61 до ТК-6-1 от ТК-6-1 до ТК-6-4, 36036 |
Агрегат сварочный АДД4004 дизель-Д144/1800 об.мин, 46964 |
Частотный преобразователь VFS15-4150PL (15кВт), 47099 |
Тепловые сети 1560м d100, 36002 |
Агрегат сварочный АДД 4004ПР и У1, 47629 |
Радиотелефон Panasonic 1451, 46527 |
Станок токарно-винтовой, 46037 |
В/площадочные резервуарные сети с нар. освещ., 36014 |
Теплотрасса от ТК 64А до ЦТП-5, от ТК-65 до ТК-79,, 36031 |
Электродвигатель 110х3000 4АМН250S2, 48316 |
Насос А65-150АЕ, 46079 |
Электродвигатель 55 квт, 46075 |
Теплотрасса по ул.Урицкого, 36041 |
Станок точильный, 46431 |
Котел ПКМ 2,5, 48517 |
Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48901 |
Трансформатор сварочный, 46430 |
Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46850 |
Электродвигатель 250кВт 1500 А355L4У3 (6000В), 46851 |
Тепловые сети 280м, 36001 |
Котел АВА-4, 46104 |
Теплотрасса от кот 12 до ЦТП-1, от ЦТП-1 до ТК-17А, 36019 |
Экономайзер ЭБ, 46176 |
Котел ПКМ 2,5, 48518 |
Тепловые сети 108м d76, 36006 |
Площадка резервуаров тепловодоснабжения, 26008 |
Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48902 |
Трансформатор сварочный, 46428 |
Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46848 |
Насос Х 50-32-125Д 2,2кВт, 48900 |
Здание котельной № 12 ул. Парковая, 5, 16012 |
Теплотрасса от ТК-62 до ЦТП-3 от ЦТП3 до ТК-35Б, 36044 |
Расходомер Эрис ВТ-500 Двн-508, Sст-9 мм, 47332 |
Тепловые сети 15м d50, 36005 |
Котел ПКМ 2,5, 46105 |
Холодильник, 76010 |
Насос 200 Д 90, 46135 |
Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48903 |
Экономайзер, 46163 |
Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46849 |
Сварочный трансформатор ТДМ-40, 46021 |
Счетчик газа СГ 16МТ-400-Р, 46139 |
Расходомер Эрис ВТ-500 Двн-512, Sст-9 мм, 47333 |
Система видеонаблюдения, 46852 |
Счетчик газа СГ 16МТ-400-Р, 48315 |
Электростанция ЭД-30С-Т400, 46847 |
Котел АВА-4 Румыния, 46100 |
Котельная № 13 |
Сварочный агрегат, 46025 |
Насос 300 Д 70, 46137 |
Компрессор РР ЭЭ 1 АВАС, 46402 |
Набор мебели для кабинета начальника кот-ых 12-13, 76099 |
Электродвигатель АИР 355 С-10 Уз, 46012 |
Котел ПТВМ-30 №2, 47095 |
Трансформатор ТМЗ 630/6, 46124 |
Склад ГСМ (мазутное хозяйство) ул. Мелентьева, 16013 |
Фильтр натрий-катион 1500, 46144 |
Бак для рабочей воды, 46147 |
Фильтр натрий - катион 1500, 46145 |
Бак-взрыхлитель, 46150 |
Расходомер ЭРИС ВТ ф-400, 46172 |
Расходомер ЭРИС ВТ ф-150, 46173 |
Здание котельной № 13 ул. Мелентьева, 9, 16014 |
Емкость - 16 м3, 26014 |
Мегаомметр ЭСО-202/2 Г, 46522 |
Вентилятор ВДН-11,2*1000 левый, 48007 |
Трансформатор ТМЗ 630/6, 46125 |
Фильтр натрий - катион 1500, 46146 |
Комплект мебели для хим лаборатории, 76098 |
Котел ПТВМ-30 № 1, 46368 |
Здание ХАРД (ангар) ул. Парковая, 8, 16018 |
Бак промежуточный, 46148 |
Подстанция 2КТП 630*76, 46123 |
Система видеонаблюдения, 46852 |
Бак мерный, 46149 |
Шкаф учета №2, 46993 |
Вентилятор ВНД-11,2*1000 правый, 48003 |
Дымосос ДН 21, 48008 |
А/дорога бетонная 85 м., 26015 |
Теплотрасса от кот.12 до кот.13, 36042 |
Котельная № 3 |
Котел водогрейный стальной КВр-0,3К, 47656 |
Здание котельной № 3 ул. Лыткина, 5 а, 16002 |
Котел-универсал-6, 46011 |
Насос 2К20/30, 46116 |
Котельная № 4 (К.Маркса 31) |
Котел КВр-0,4 л РВР, 48988 |
Котельная № 5 (Маяковского 1а) |
Котел водогрейный КВр-0,3, 48849 |
Дымосос Д-3,5 (3/1500), 48846 |
Здание котельной № 5 ул. Маяковского, 1 а, 16037 |
Котельная № 7 (Музей) |
Тепловые сети 240м 40/100, 36003 |
Здание котельной № 7 ул. Свердлова, 6 а, 16004 |
Дымосос Д-3,5 (3/1500), 46808 |
Труба дымовая, 26005 |
Дымосос Д-3,5 (3/1500), 46888 |
Котел водогрейный КВр-0,3 К, 46889 |
Котел водогрейный КВЗр-0,5л ОУР, 46271 |
Котельная № 8 (д/с Лира) |
Котел водогрейный КВр-0,4 л ОУР, 46269 |
Здание котельной № 8 ул. К.Маркса, 97 а, 16005 |
Котельная База |
Котел водогрейно-спиральный КВС-0,2/115-0,7-ГН, 46971 |
Котел водогрейный КВр-0,4 л ОУР, 46267 |
Насос б/з эл.двигателя, 46525 |
Котельная ХРСУ (Интернациональная 8) |
Водовод. подогреватель ДН-219 мм, 46203 |
Водовод. подогреватель ДН-219 мм, 46204 |
Нежилое помещение 1-эт. ул.Интернациональная 8, 16057 |
Котел Д-900, 46378 |
Котел КВр - 0,6 л РВР, 47657 |
Котел КВр - 0,6 л РВР, 47658 |
Насос К 80-50-200, 46404 |
Насос К-40-32-128, 46401 |
Служба КИПиА |
Частотометр ЧЗ-63, 47413 |
Стол специальный радиоремонтный, 47226 |
Стол специальный радиоремонтный, 47227 |
Стол специальный радиоремонтный, 47228 |
Мост постоянного тока Р4830, 47412 |
Принтер НР 1200, 46814 |
Управление |
Компьютер CPU Socket 775 Intel Core 2 Duo E4500, 47415 |
Копировальный аппарат Mita KM-1635, 46854 |
Набор мебели "Офисная", 76066 |
Компьютер CPU Sosket 775 Intel Pentium 4, 46231 |
Охранная сигнализация, 47258 |
Компьютер CPU Sosket 775 Intel Pentium 4, 47414 |
Ноутбук Acer eMachines E730G25Miks, 48584 |
Компьютер CPU Sosket 775 Intel Celeron 331, 46228 |
Сплит-система BALLU BSC-18H, 46879 |
Сервер PRIMERGY TX1310 M1/LFF/Strd PSU, 76917 |
Набор мебели "Партнер", 76067 |
Охранная сигнализация ул. Г. Богомягкого, 12, 46597 |
Компьютер CPU Sosket 775 Intel Celeron 331, 46874 |
Компьютер Case Midi Tower ATX Asus TA591, 46891 |
Компьютер Case Midi Tower ATX Asus TA591, 46898 |
Локальная вычислительная сеть на 10 рбочих мест, 46540 |
Мебель-прихожая "Виктория", 76005 |
Здание администрации ул. Октябрьская, 95 а, 16038 |
Мебель-стенка "Олимпик", 76006 |
Принтер НР Laser Jet 1300, 46986 |
Переплетная система Unibind XU-238, 48999 |
Принтер HP Laser Jet 1160, 47270 |
Компьютер CPU Sosket478 P4 2.66/120/64Mb, 46985 |
Набор мебели для офиса, 76104 |
Сетевое окружение на 5 пос. мест, 46520 |
Офисная мебель из 13 предм., 76002 |
Мебель-стенка "Олимпик", 76012 |
ЦТП |
Насос циркуляционный UPS 80-120F пр. №96402440, 47627 |
ЦТП-2 ул. М.Горького 78б, 16031 |
ЦТП-1 ул. М.Горького 79а, 16032 |
Насос циркуляционный UPS 80-120F пр. №96402440, 47626 |
ЦТП-4 ул. Богомягкова 10а с оборудованием, 46174 |
Истец просит признать за МО «Осинское городское поселение» право собственности на указанное имущество, поименованное выше, которое необходимо для исполнения полномочий по обеспечению населения Осинского городского поселения теплоснабжением.
Определением от 11.05.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Паклинского сельского поселения, Администрацию Горского сельского поселения, Администрацию Верхнедавыдовского сельского поселения,- Администрацию Пальского сельского поселения, Администрацию Гремячинского сельского поселения, Администрацию Крыловского сельского поселения, Администрацию Новозалесновского сельского поселения, Администрация Комаровского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец, Администрация Осинского городского поселения, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что имущество, предназначенное для организации теплоснабжения должно находиться в собственности поселений, а не муниципальных районов. Оспариваемые объекты движимого и недвижимого имущества не являются единым имущественным комплексом и не связаны с аналогичными объектами, обеспечивающими теплоснабжение в сельских поселениях, установленный срок исковой давности истцом не пропущен.
До начала судебного разбирательства от Администрации Крыловского сельского поселения поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Администрация Осинского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу выразила возражения против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Администрация Осинского муниципального района поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, представитель муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 в редакции от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которым объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к данному постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах), Осинским районным Советом Народных Депутатов Пермской области от 06.03.1992 года принято решение № 91 об утверждении в статусе муниципальной собственности Осинского района объектов инженерной инфраструктуры.
Законом Пермской области от 10.11.2004 года № 1717-348 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Осинского района Пермского края» утверждены границы и наделено статусом городского поселения муниципальное образование «Осинское городское поселение» с административным центром в городе Оса.
Решением Думы Осинского городского поселения от 22.11.2005 № 17 утвержден Устав муниципального образования «Осинское городское поселение» (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу 28.12.2005 N RU595231012005001).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения Осинского городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности Осинского городского поселения может находится как имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, так и имущество, предназначенное для теплоснабжения населения (ст. 57 Устава).
Для обеспечения деятельности вновь образованных муниципальных образований принят Закон Пермского края № 1-КЗ от 29.12.2005 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2006 году», которым предусмотрена обязанность органа местного самоуправления муниципального района передать во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений, входящих в состав данного муниципального района, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений имущество, указанное в части 2 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с регламентом, утвержденным актом губернатора Пермского края.
Указом Губернатора Пермского края от 15.02.2006г. № 13 утвержден регламент передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае, действие Указа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006г.
Законом Пермского края от 18.12.2006 № 3412-802 утвержден перечень объектов муниципальной собственности Осинского муниципального района, передаваемых в собственности Осинского городского поселения. Было передано имущество, необходимое для реализации полномочий Осинского городского поселения. Объекты теплоснабжения, необходимые для реализации полномочий по организации теплоснабжения населения поселения переданы не были.
16.02.2017 в адрес администрации Осинского муниципального района направлено предложение о передаче имущества в собственность Осинского городского поселения имущества, необходимого для исполнения такого полномочия по организации в границах Осинского городского поселения теплоснабжения населения. В дополнение к ранее направленному письму 13.03.2017 в адрес администрации Осинского муниципального района направлено письмо с указанием перечня имущества, подлежащего передаче в собственность Осинского городского поселения.
Как указывает истец, имущество, предназначенное для обеспечения населения Осинского городского поселения теплоснабжением, фактически находится во владении Осинского муниципального района, так как договор о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения заключен между Комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района и МУП «Тепловые сети».
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывая, что именно администрация Осинского городского поселения является собственником спорного имущества, необходимого для исполнения возложенных законом полномочий по организации теплоснабжения, при передаче в 2006 году имущество подлежало передаче в собственность Осинского городского поселения, а не в собственность Осинского муниципального района, а также на то, что Администрация Осинского городского поселения не имеет возможности осуществлять полномочия по теплоснабжению населения поселения, так как отсутствует имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у Осинского муниципального района статуса собственника спорного имущества, передачи сельскими поселениями части полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34, отсутствия экономической нецелесообразности изъятия имущества в связи с закреплением имущества за МУП «Тепловые сети» на праве хозяйственного ведения в соответствии с договором от 27.07.2006 № 1 и исполнением МУП «Тепловые сети» с использованием спорного имущества обязательств по теплоснабжению, в том числе на территории Осинского городского поселения. Кроме того, судом признано обоснованным заявление ответчика и третьего лица о пропуске истцом срока давности для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится организации в границах поселения электро-, теплоснабжения, газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами установлен частью 11.1 статьи 54 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).
Согласно ч. 11.1 ст. 54 Федерального закона № 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Законом Пермского края от 18.12.2006 N 3412-802 (ред. от 08.12.2014) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района" утвержден перечень объектов муниципальной собственности Осинского муниципального района, передаваемых в собственность Осинского городского, Верхнедавыдовского, Горского, Гремячинского, Комаровского, Крыловского, Новозалесновского, Паклинского, Пальского сельских поселений, согласно приложениям 1-9 к настоящему Закону.
В указанный перечень спорное имущество не включено.
Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Губернатора Пермского края от 22.04.2006 № 138-р из государственной собственности области в муниципальную собственность Осинского муниципального района Пермской области передано Пермское областное ГУП «Тепловые сети» (т.1, л.д. 78-79).
В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Пермской области от 14.06.2006 № 816-по Пермское областное ГУП «Тепловые сети» передано Осинскому муниципальному району Пермской области по акту от 14.06.2006 (т.1, л.д. 73-77).
В последующем указанное имущество закреплено за МУП «Тепловые сети» Осинского района на праве хозяйственного ведения для осуществления уставной деятельности на основании договора от 27.07.2006 (т.1, л.д. 42-48), право собственности МО «Осинский муниципальный район» и хозяйственного ведения на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 49-68, т.2, л.д.112-135).
Как указано в п. 5 ст. ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 3039/07).
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к ее владельцу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат имущества лицу, доказавшему свои права на него.
По смыслу приведенных норм права иск об истребовании имущества из незаконного владения характеризуется определенными признаками: наличием у истца права на виндицируемое имущество, утратой фактического владения имуществом, возможностью выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическим владением ответчика вещью на момент рассмотрения спора. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования (ч. 4 названной статьи).
Как установлено судом, решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34 сельские поселения передали часть полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 4.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Статье 52 Устава Осинского муниципального района установлено, что для решения вопросов местного значения в собственности Осинского муниципального района может находиться имущество, предназначенное для теплоснабжения, поселений в границах Осинского муниципального района.
Поскольку спорное имущество поступило в собственность Осинского муниципального района по воле собственника (Пермской области) в порядке, установленном положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, осуществление Осинским муниципальным районом полномочий по организации теплоснабжения не противоречит нормами указанных выше Федеральных законов, обусловлено исполнения предприятием, обладающим спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, обязательств по теплоснабжению, в том числе на территории Осинского городского поселения, передачей сельскими поселениями части полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34, оснований полагать, что спорное имущество поступило в собственность Осинского муниципального района в нарушение требований закона и истец обладает правом на виндицируемое имущество не усматривается. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии материально-правовых оснований для удовлетворения настоящего иска.
Доводы заявителя апелляционной жалобы касательно правового обоснования принадлежности спорного имущества истцу, мотивированные в том числе нормами Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в соответствии с которыми организация в границах поселения теплоснабжения относится к вопросам местного значения поселений, отсутствия единого комплекса спорного имущества, не опровергают установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, и не свидетельствуют о нарушении норм материального права при принятии оспариваемого судебного акта.
Кроме того, ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ст. 196 ГК РФ).
В силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Довод о необходимости исчисления срока давности с момента регистрации права собственности на спорное имущество за Осинским муниципальным районом в 2016 году отклоняется.
К виндикационным искам подлежит применению общий срок исковой давности. Течение срока исковой давности по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения следует исчислять с того момента, когда собственник узнал или должен был узнать о том, что имущество выбыло из его владения.
Судом первой инстанции верно указано на необходимость исчисления срока исковой давности с момента исполнения сделки (акт приема-передачи спорного имущества от 14.06.2006), между тем, с исковым заявлением истец обратился лишь в 2017 году. В этой связи исковая давность по заявленным требованиям применена правомерно.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 мая 2017 года по делу № А50-9425/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | М.А. Полякова | |
Судьи | В.Ю. Дюкин | |
В.В. Семенов |