ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10520/17-ГК от 22.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 20 /2017-ГК

г. Пермь

24 августа 2017 года                                                            Дело № А50-9425/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей                    Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,

при участии:

от истца - Администрации Осинского городского поселения: Сырвачева Е.В.,  паспорт, доверенность от 27.04.2017;

от ответчика - Администрации Осинского муниципального района: Папулова И.В., доверенность от 09.01.2017, паспорт;

от ответчика - муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети», Казеко С.И., директор, паспорт;  Кокоева Н. Л., паспорт, доверенность от 10.05.2017;

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации Осинского городского поселения,

на решение Арбитражного суда Пермского края  от 29 мая 2017 года по делу № А50-9425/2017,

принятое судьей Антоновой Е.Д.,

по иску Администрации Осинского городского поселения  (ОГРН 1055907098103, ИНН 5944202359)

к Администрации Осинского муниципального района, Комитету имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района, муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" (ОГРН 10259005159811, ИНН 5944090155)

третьи лица: Администрация Паклинского сельского поселения, Администрация Горского сельского поселения, Администрация Верхнедавыдовского сельского поселения, Администрация Пальского сельского поселения, Администрация Гремячинского сельского поселения, Администрация  Крыловского сельского поселения, Администрация  Новозалесновского сельского поселения, Администрация Комаровского сельского поселения

об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

установил:

Администрация Осинского городского поселения (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к ответчикам, Администрации Осинского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Осинского муниципального района МУП «Тепловые сети» об истребовании из чужого незаконного владения объектов теплоснабжения:

Автотранспортная служба

     Автомобиль спец для ремонта дорог ЗИЛ 433112, 56523

      Здание гаража, 16040

Домкрат, 46394

Станок точильно-шлифовальный, 46521

Автомашина УАЗ-3909, 56023

Балансировочная машина, 46392

Автомобиль ИЖ 2717-230 грузовой фургон, 56026

Токарный станок, 46361

Автомашина УАЗ 390995 белая ночь, 56035

Автомобиль Шевроле Нива, 56036

Автомашина ГАЗ 53 цистерна, 56008

Стенд шиномонтажный Ш514М1, 46393

Автомашина ЗИЛ 431412 кран, 56007

Экскаватор ЕК-12 с ЗИПом, 46388

Автомашина ЗИЛ 554 м самосвал, 56011

Автомашина УАЗ-390902 Фермер, 56025

Установка компрессорная К-1, 46804

Автомобиль ГАЗ-330232 грузовой с борт, 56034

Автомашина Газ 66 автомастерская, 53004

Автомобиль ГАЗ-322130 автобус, 56024

База

Котел Д-900, 46378

Пожарная сигнализация, 46846

Изгородь на территории базы, 26040

Склад производственный, 16039

Котельная № 11

Счетчик газа СГ 16М-400, 46960

Котел КСВ-2,5 ГС, 46167

Тепловые сети в 2-х трубном исполнении 516м, 36013

Емкость металлическая 10м3, 26023

Тепловычислитель, 46209

Котел КСВ А-2,5 ГС, 46210

Тепловые сети в 2-х трубном исполнении, 36026

Тепловые сети 20м в 2-х трубном исполнении, 36029

Расходомер ЭРИС-ВТ, 46170

Насос ф 200-36, 46095

Двигатель 37/1500 5А200 М4 УПУЗ IM 1081 220/380, 48256

Котел КСВ А-2,5 ГС, 46211

Здание котельной № 11 ул. Володарского, 96, 16019

Труба дымовая металлическая, 26028

Котел КСВ-2,5 ГС, 46166

Насос К-80-32-128, 46403

Тепловые сети в 2-х трубном исполнении 101м, 36028

Котельная № 12

Плита газовая, 46389

Экономайзер, 46152

Теплотрасса от ЦТП-5 до ул. Урицкого, 36050

Насос А65-150АЕ, 46078

Отбойный молоток DeWalt, 46845

Насос 200 Д 90, 46136

Теплотрасса от ТК-61 до ТК-6-1 от ТК-6-1 до ТК-6-4, 36036

Агрегат сварочный АДД4004 дизель-Д144/1800 об.мин, 46964

Частотный преобразователь VFS15-4150PL (15кВт), 47099

Тепловые сети 1560м d100, 36002

Агрегат сварочный АДД 4004ПР и У1, 47629

Радиотелефон Panasonic 1451, 46527

Станок токарно-винтовой, 46037

В/площадочные резервуарные сети с нар. освещ., 36014

Теплотрасса от ТК 64А до ЦТП-5, от ТК-65 до ТК-79,, 36031

Электродвигатель 110х3000 4АМН250S2, 48316

Насос А65-150АЕ, 46079

Электродвигатель 55 квт, 46075

Теплотрасса по ул.Урицкого, 36041

Станок точильный, 46431

Котел ПКМ 2,5, 48517

Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48901

Трансформатор сварочный, 46430

Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46850

Электродвигатель 250кВт 1500 А355L4У3 (6000В), 46851

Тепловые сети 280м, 36001

Котел АВА-4, 46104

Теплотрасса от кот 12 до ЦТП-1, от ЦТП-1 до ТК-17А, 36019

Экономайзер ЭБ, 46176

Котел ПКМ 2,5, 48518

Тепловые сети 108м d76, 36006

Площадка резервуаров тепловодоснабжения, 26008

Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48902

Трансформатор сварочный, 46428

Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46848

Насос Х 50-32-125Д 2,2кВт, 48900

Здание котельной № 12 ул. Парковая, 5, 16012

Теплотрасса от ТК-62 до ЦТП-3 от ЦТП3 до ТК-35Б, 36044

Расходомер Эрис ВТ-500 Двн-508, Sст-9 мм, 47332

Тепловые сети 15м d50, 36005

Котел ПКМ 2,5, 46105

Холодильник, 76010

Насос 200 Д 90, 46135

Расходомер Метран-300ПР-150-В-0,1-01-ОП-42-И-К1, 48903

Экономайзер, 46163

Фильтр ФИПа I-1,5-0,6 c обвязкой, 46849

Сварочный трансформатор ТДМ-40, 46021

Счетчик газа СГ 16МТ-400-Р, 46139

Расходомер Эрис ВТ-500 Двн-512, Sст-9 мм, 47333

Система видеонаблюдения, 46852

Счетчик газа СГ 16МТ-400-Р, 48315

Электростанция ЭД-30С-Т400, 46847

Котел АВА-4 Румыния, 46100

Котельная № 13

Сварочный агрегат, 46025

Насос 300 Д 70, 46137

Компрессор РР ЭЭ 1 АВАС, 46402

Набор мебели для кабинета начальника кот-ых 12-13, 76099

Электродвигатель АИР 355 С-10 Уз, 46012

Котел ПТВМ-30 №2, 47095

Трансформатор ТМЗ 630/6, 46124

Склад ГСМ (мазутное хозяйство)  ул. Мелентьева, 16013

Фильтр натрий-катион 1500, 46144

Бак для рабочей воды, 46147

Фильтр натрий - катион 1500, 46145

Бак-взрыхлитель, 46150

Расходомер ЭРИС ВТ ф-400, 46172

Расходомер ЭРИС ВТ ф-150, 46173

Здание котельной № 13 ул. Мелентьева, 9, 16014

Емкость - 16 м3, 26014

Мегаомметр ЭСО-202/2 Г, 46522

Вентилятор ВДН-11,2*1000 левый, 48007

Трансформатор ТМЗ 630/6, 46125

Фильтр натрий - катион 1500, 46146

Комплект мебели для хим лаборатории, 76098

Котел ПТВМ-30 № 1, 46368

Здание ХАРД (ангар) ул. Парковая, 8, 16018

Бак промежуточный, 46148

Подстанция 2КТП 630*76, 46123

Система видеонаблюдения, 46852

Бак мерный, 46149

Шкаф учета №2, 46993

Вентилятор ВНД-11,2*1000 правый, 48003

Дымосос ДН 21, 48008

А/дорога бетонная 85 м., 26015

Теплотрасса от кот.12 до кот.13, 36042

Котельная № 3

Котел водогрейный стальной КВр-0,3К, 47656

Здание котельной № 3 ул. Лыткина, 5 а, 16002

Котел-универсал-6, 46011

Насос 2К20/30, 46116

Котельная № 4 (К.Маркса 31)

Котел КВр-0,4 л РВР, 48988

Котельная № 5 (Маяковского 1а)

Котел водогрейный КВр-0,3, 48849

Дымосос Д-3,5 (3/1500), 48846

Здание котельной № 5 ул. Маяковского, 1 а, 16037

Котельная № 7 (Музей)

Тепловые сети 240м 40/100, 36003

Здание котельной № 7 ул. Свердлова, 6 а, 16004

Дымосос Д-3,5 (3/1500), 46808

Труба дымовая, 26005

Дымосос Д-3,5 (3/1500), 46888

Котел водогрейный КВр-0,3 К, 46889

Котел водогрейный КВЗр-0,5л ОУР, 46271

Котельная № 8 (д/с Лира)

Котел водогрейный КВр-0,4 л ОУР, 46269

Здание котельной № 8 ул. К.Маркса, 97 а, 16005

Котельная База

Котел водогрейно-спиральный КВС-0,2/115-0,7-ГН, 46971

Котел водогрейный КВр-0,4 л ОУР, 46267

Насос б/з эл.двигателя, 46525

Котельная ХРСУ (Интернациональная 8)

Водовод. подогреватель ДН-219 мм, 46203

Водовод. подогреватель ДН-219 мм, 46204

Нежилое помещение 1-эт. ул.Интернациональная 8, 16057

Котел Д-900, 46378

Котел КВр - 0,6 л РВР, 47657

Котел КВр - 0,6 л РВР, 47658

Насос К 80-50-200, 46404

Насос К-40-32-128, 46401

Служба КИПиА

Частотометр ЧЗ-63, 47413

Стол специальный радиоремонтный, 47226

Стол специальный радиоремонтный, 47227

Стол специальный радиоремонтный, 47228

Мост постоянного тока Р4830, 47412

Принтер НР 1200, 46814

Управление

Компьютер CPU Socket 775 Intel Core 2 Duo E4500, 47415

Копировальный аппарат Mita KM-1635, 46854

Набор мебели "Офисная", 76066

Компьютер CPU Sosket 775 Intel Pentium 4, 46231

Охранная сигнализация, 47258

Компьютер CPU Sosket 775 Intel Pentium 4, 47414

Ноутбук Acer eMachines E730G25Miks, 48584

Компьютер CPU Sosket 775 Intel Celeron 331, 46228

Сплит-система BALLU BSC-18H, 46879

Сервер PRIMERGY TX1310 M1/LFF/Strd PSU, 76917

Набор мебели "Партнер", 76067

Охранная сигнализация ул. Г. Богомягкого, 12, 46597

Компьютер CPU Sosket 775 Intel Celeron 331, 46874

Компьютер Case Midi Tower ATX Asus TA591, 46891

Компьютер Case Midi Tower ATX Asus TA591, 46898

Локальная вычислительная сеть на 10 рбочих мест, 46540

Мебель-прихожая "Виктория", 76005

Здание администрации ул. Октябрьская, 95 а, 16038

Мебель-стенка "Олимпик", 76006

Принтер НР Laser Jet 1300, 46986

Переплетная система Unibind XU-238, 48999

Принтер HP Laser Jet 1160, 47270

Компьютер CPU Sosket478 P4 2.66/120/64Mb, 46985

Набор мебели для офиса, 76104

Сетевое окружение на 5 пос. мест, 46520

Офисная мебель из 13 предм., 76002

Мебель-стенка "Олимпик", 76012

ЦТП

Насос циркуляционный UPS 80-120F пр. №96402440, 47627

ЦТП-2 ул. М.Горького 78б, 16031

ЦТП-1 ул. М.Горького 79а, 16032

Насос циркуляционный UPS 80-120F пр. №96402440, 47626

ЦТП-4 ул. Богомягкова 10а с оборудованием, 46174

Истец просит признать за МО «Осинское городское поселение» право собственности на указанное имущество, поименованное выше, которое необходимо для исполнения полномочий по обеспечению населения Осинского городского поселения теплоснабжением.

Определением от 11.05.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Администрация Паклинского сельского поселения, Администрацию Горского сельского поселения, Администрацию Верхнедавыдовского сельского поселения,- Администрацию Пальского сельского поселения,  Администрацию Гремячинского сельского поселения,  Администрацию Крыловского сельского поселения, Администрацию Новозалесновского сельского поселения, Администрация Комаровского сельского поселения.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец, Администрация Осинского городского поселения, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что имущество, предназначенное для организации теплоснабжения должно находиться в собственности поселений, а не муниципальных районов. Оспариваемые объекты движимого и недвижимого имущества не являются единым имущественным комплексом и не связаны с аналогичными объектами, обеспечивающими теплоснабжение в сельских поселениях, установленный срок исковой давности истцом не пропущен.

До начала судебного разбирательства от Администрации  Крыловского сельского поселения  поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.

Администрация Осинского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу выразила возражения против ее удовлетворения.  

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Администрация Осинского муниципального района поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, представитель муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ  не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 в редакции от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик  составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которым  объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к данному постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах), Осинским районным Советом Народных Депутатов Пермской области от 06.03.1992 года принято решение № 91 об утверждении в статусе муниципальной собственности Осинского района объектов инженерной инфраструктуры.

Законом Пермской области от 10.11.2004 года № 1717-348 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Осинского района Пермского края» утверждены границы и наделено статусом городского поселения муниципальное образование «Осинское городское поселение» с административным центром в городе Оса.

Решением Думы Осинского городского поселения от 22.11.2005 № 17 утвержден Устав муниципального образования «Осинское городское поселение» (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу 28.12.2005 N RU595231012005001).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения Осинского городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В собственности Осинского городского поселения может находится как имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, так и имущество, предназначенное для теплоснабжения населения (ст. 57 Устава).

Для обеспечения деятельности вновь образованных муниципальных образований принят  Закон Пермского края № 1-КЗ от 29.12.2005 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2006 году», которым предусмотрена обязанность органа местного самоуправления муниципального района передать во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений, входящих в состав данного муниципального района, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений имущество, указанное в части 2 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с регламентом, утвержденным актом губернатора Пермского края.

Указом Губернатора Пермского края от 15.02.2006г. № 13 утвержден регламент передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае, действие Указа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006г.

Законом Пермского края от 18.12.2006 № 3412-802  утвержден перечень объектов муниципальной собственности Осинского муниципального района, передаваемых в собственности Осинского городского поселения. Было передано имущество, необходимое для реализации полномочий Осинского городского поселения. Объекты теплоснабжения, необходимые для реализации полномочий по организации теплоснабжения населения поселения переданы не были.

16.02.2017 в адрес администрации Осинского муниципального района направлено предложение о передаче имущества в собственность Осинского городского поселения имущества, необходимого для исполнения такого полномочия по  организации в границах Осинского городского поселения теплоснабжения населения. В  дополнение к ранее направленному письму 13.03.2017  в адрес администрации Осинского муниципального района направлено письмо с указанием перечня имущества, подлежащего передаче в собственность Осинского городского поселения.

Как указывает истец,   имущество, предназначенное для обеспечения населения Осинского городского поселения теплоснабжением, фактически находится во владении Осинского муниципального района, так как договор о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения заключен между Комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района и МУП «Тепловые сети».

Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации»,  Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывая,  что именно администрация Осинского городского поселения является  собственником спорного имущества, необходимого для исполнения возложенных законом полномочий по организации  теплоснабжения, при передаче в 2006 году имущество подлежало передаче в собственность Осинского городского поселения, а не в собственность  Осинского  муниципального района, а также на то, что Администрация Осинского городского поселения не имеет возможности осуществлять  полномочия по теплоснабжению населения поселения, так как отсутствует имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении  заявленных  требований, суд  первой инстанции исходил из наличия у  Осинского муниципального района статуса  собственника  спорного имущества,  передачи сельскими  поселениями  части полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34, отсутствия экономической нецелесообразности изъятия  имущества в связи с  закреплением  имущества за МУП «Тепловые сети» на праве хозяйственного ведения  в соответствии с договором от 27.07.2006 № 1 и  исполнением МУП «Тепловые сети» с  использованием  спорного имущества обязательств по теплоснабжению, в том числе на территории Осинского городского поселения. Кроме того, судом признано обоснованным заявление ответчика и  третьего  лица о  пропуске истцом  срока давности для обращения в суд  за защитой нарушенного  права.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно  ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно  п. 1 ст.  50 Федерального закона  от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться  имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 4  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ  к вопросам местного значения поселений относится  организации в границах поселения электро-, теплоснабжения, газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу п. 3 ч. 1 ст.  85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ   в  целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок разграничения  имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами установлен частью 11.1 статьи 54 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Согласно ч. 11.1 ст.  54 Федерального закона № 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

 Законом  Пермского края от 18.12.2006 N 3412-802 (ред. от 08.12.2014) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района" утвержден перечень объектов муниципальной собственности Осинского муниципального района, передаваемых в собственность Осинского городского, Верхнедавыдовского, Горского, Гремячинского, Комаровского, Крыловского, Новозалесновского, Паклинского, Пальского сельских поселений, согласно приложениям 1-9 к настоящему Закону.

В указанный перечень спорное имущество  не  включено.

Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Губернатора Пермского края от 22.04.2006 № 138-р из государственной собственности области в муниципальную собственность Осинского муниципального района Пермской области передано Пермское областное ГУП «Тепловые сети» (т.1, л.д. 78-79).

В соответствии с приказом Департамента  имущественных отношений Пермской области от 14.06.2006 № 816-по  Пермское областное ГУП «Тепловые сети» передано Осинскому муниципальному району Пермской области по акту от 14.06.2006 (т.1, л.д. 73-77).

В последующем указанное имущество  закреплено за МУП «Тепловые сети» Осинского района на праве хозяйственного ведения для осуществления уставной деятельности на основании договора от 27.07.2006 (т.1, л.д. 42-48), право  собственности  МО «Осинский муниципальный район» и хозяйственного  ведения на объекты недвижимости  зарегистрировано в установленном законом порядке, что  подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 49-68, т.2, л.д.112-135).

Как указано в п. 5 ст. ст. 1  Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 3039/07).

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к ее владельцу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат имущества лицу, доказавшему свои права на него.

По смыслу приведенных  норм права иск об истребовании имущества из незаконного владения характеризуется определенными признаками: наличием у истца права на виндицируемое имущество, утратой фактического владения имуществом, возможностью выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическим владением ответчика вещью на момент рассмотрения спора. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к  вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования (ч. 4 названной статьи).

Как установлено  судом,  решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34 сельские поселения передали часть полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 4.2. ч. 1 ст.  17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают  полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Статье 52 Устава Осинского муниципального района установлено, что для  решения вопросов местного значения в собственности Осинского муниципального района может находиться имущество, предназначенное для теплоснабжения, поселений в границах Осинского муниципального района.

Поскольку спорное  имущество  поступило  в собственность  Осинского муниципального района по воле собственника (Пермской области) в порядке, установленном положениями  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и   Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ,  осуществление Осинским муниципальным районом полномочий по организации теплоснабжения не противоречит  нормами указанных  выше Федеральных  законов, обусловлено   исполнения предприятием, обладающим спорным имуществом  на праве хозяйственного  ведения,   обязательств по теплоснабжению,  в том числе на территории Осинского городского поселения,  передачей сельскими  поселениями  части полномочий по организации теплоснабжения населения Осинскому муниципальному району решением Земского собрания Осинского муниципального района от 22.12.2016 № 34, оснований полагать, что  спорное имущество поступило в собственность Осинского  муниципального района в нарушение требований закона и истец обладает  правом  на виндицируемое имущество не  усматривается.  Установленные по  делу обстоятельства свидетельствуют  об отсутствии  материально-правовых оснований для удовлетворения настоящего иска.

Доводы  заявителя апелляционной жалобы касательно правового  обоснования принадлежности спорного  имущества истцу, мотивированные в том числе нормами Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в соответствии с которыми организация в границах поселения теплоснабжения относится к вопросам местного значения поселений, отсутствия единого  комплекса спорного имущества,  не опровергают установленные судом первой инстанции по  делу обстоятельства, и не свидетельствуют  о нарушении норм материального  права при принятии оспариваемого  судебного  акта.

Кроме того,  ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде  первой инстанции  заявлено  о применении срока исковой давности.

Согласно  ст.  195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ст. 196 ГК РФ).

В силу ст.  200 ГК РФ  течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии  с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Довод  о необходимости исчисления срока давности с момента регистрации  права собственности  на спорное имущество за Осинским   муниципальным  районом в 2016 году отклоняется.

К виндикационным искам подлежит  применению общий срок исковой давности. Течение срока исковой давности по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения следует исчислять с того момента, когда собственник узнал или должен был узнать о том, что имущество выбыло из его владения.

Судом первой инстанции  верно  указано на необходимость исчисления  срока исковой давности с  момента исполнения сделки (акт  приема-передачи спорного  имущества от 14.06.2006), между тем, с исковым заявлением истец обратился лишь в 2017 году. В этой связи исковая давность  по заявленным требованиям применена правомерно.

При названных  обстоятельствах  решение суда является законным и  обоснованным.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 мая 2017 года по делу № А50-9425/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

В.Ю. Дюкин

В.В. Семенов