ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10602/2023-АК от 23.10.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10602/2023-АК

г. Пермь

23 октября 2023 года Дело № А71-6543/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики:

от заявителя: Чернышев В.А., паспорт, доверенность № 11 от 16.04.2023, диплом,

от иных лиц представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Строй-Парк»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 26 июля 2023 года

по делу № А71-6543/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» (ИНН 5920998124, ОГРН 1145958025905)

к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400)

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Удмуртской Республики, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики

о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (далее – администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо), сформулированного в решении Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 22 февраля 2023 года (Протокол №7, письмо администрации от 1 марта 2023 года №2158/01-08ДО), во невнесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года №344 «Об утверждении Правил землепользование и застройки города Ижевска» (далее – Правила землепользования и застройки), обеспечивающих устранение несоответствия Правил землепользование и застройки Генеральному плану города Ижевска, утвержденному решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года №96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» (далее – Генплан), возникшего в результате внесения в Генплан изменений Распоряжением Правительства Удмуртской республики от 30.12.2016 №1837-р, в части несоответствия территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, городской округ город Ижевск, город Ижевск, улица Парковая, земельный участок 48А (далее – земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167), функциональной зоне, установленной для данного земельного участка Генпланом; об обязании администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в Правила землепользование и застройки, устанавливающие для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, предусмотренную Правилами землепользования и застройки территориальную зону: «Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1)».

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение нарушает принцип законности. Указывает, что Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28.04.2022 № 475-р и редакция ПЗЗ г. Ижевска от 28.04.2022 (и более поздние редакции) приняты в абсолютном противоречии с обязательными требованиями требования ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, нормы п. 12 ст. 34 Федеральный закон от 23 июня 2014г. №171-ФЗ, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020г. №П/0412 и, следовательно, являются незаконными с момента принятия.

Ссылаясь на заключение кадастрового инженера «О существующем землепользовании земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, городской округ город Ижевск, город Ижевск, улица Парковая, земельный участок 48А, и соответствии ему территориальных зон» № 10-05/320-22, выполненного специалистом - первым заместителем директора БУ УР «ЦКО БТИ»: «Зона «Ж5-1», установленная для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, городской округ город Ижевск, город Ижевск, улица Парковая, земельный участок 48А, указывает, что действующая на момент подготовки заключения в соответствии с действующей редакцией Правил землепользования и застройки, не соответствует существующему землепользованию (фактическому использованию земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства), которые в соответствие с градостроительным регламентов территориальной подзоны «Ж5-1» (таблица 1 «Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства» Приложения №3 к Правилам землепользования и застройки, вид использования земельных участков и объектов капитального строительства «Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Объекты общей площадью от 150 кв.м, до 1000 кв.м.» (код 4.120)), отнесены к условно разрешенным видам использования, то есть для установления, а значит, и осуществления данного вида использования требуется получение специального разрешения. При этом это Заключение подтверждает не только тот факт, что при установлении 28.04.2022 для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 жилой территориальной подзоны «Ж5-1» в нарушение нормы п. 4 ч.1 статьи 34 ГрК РФ не было учтено существующее землепользование, но и факт того, что сложившаяся вокруг земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 застройка не является индивидуальными жилыми домами, как то заявляет Арбитражный суд Удмуртской Республики в обжалуемом решении. Обращает внимание на то, что установление для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 территориальной зоны (Ж5-1) существенно огранивает предпринимательскую деятельность Заявителя, поскольку Заявитель, являясь собственником земельного участка площадью 3885 +/-22 кв.м., в пределах градостроительных регламентов подзоны «Ж5-1» изначально лишен права пользоваться своей собственностью в соответствие с основным видом разрешенного использования.

Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В ходе судебного заседания представитель доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда считает незаконным и подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 площадью 3885 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Парковая, 48А, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: Бытовое обслуживание (код 3.3), Магазины (код 4.4.) и расположенного на нем здания торгово-бытового центра с кадастровым номером 18:26:020835:283.

Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167, расположен в территориальной подзоне Ж5-1: Зоне жилой застройки с ограничениями по преобразованию среды, предусматривающей среднеэтажную (многоквартирные жилые дома 4-8 этажей) и многоэтажную (многоквартирные жилые дома 9-17 этажей) жилую застройку в качестве условно разрешенного вида использования на основании документации по планировки территории.

Вместе с тем, в соответствии с Генпланом города Ижевска земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 находится в зоне Ж1: Зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше.

22 февраля 2023 года решением Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска (далее – комиссия), оформленным протоколом №7, по вопросу об установлении на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1) и зоны, на которую градостроительные регламенты не распространяются, принято решение считать целесообразным учет предложения об оставлении без изменения установленную ранее подзону для данного земельного участка (Ж5-1).

Ссылаясь на несоответствие назначения территориальной зоны, установленной в Правилах землепользования и застройки назначению предусмотренному Генпланом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия администрации соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочего, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).

Согласно статье 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципального образования относятся, в том числе, генеральные планы городских округов.

Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Из системного толкования положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует принцип первичности Генплана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед Правилами землепользования и застройки.

Установление территориальных зон в Правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (в частности, Генплана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к определенным функциональным зонам.

В случае несоответствия Правил землепользования и застройки Генплану в них вносятся изменения (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Следовательно, Правила землепользования и застройки не должны противоречит Генплану. Данная правовая позиция также нашла свое отражение в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2018), пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 № 96, земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344, земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 находился в подзоне Ж3-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами 1 – 3 этажа, предусматривающей развитие на основе существующих территорий зон комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки. Строительство многоквартирных жилых домов этажностью 9 – 17 этажей для данной зоны не предусмотрено ни в основных, ни в условно разрешенных видах использования земельного участка.

В целях приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с Гепланом, а также изменения градостроительных качеств среды на территории со сложившейся жилой застройкой и возможностью размещения среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки на основании документации по планировке территории, Правительство приняло распоряжение от 28 апреля 2022 года №475-р, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 был отнесен к подзоне Ж5-1 – зоне жилой застройки с ограничениями по преобразованию среды.

Названный нормативный правовой акт принят с учетом сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами на рассматриваемой территории, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, в связи с чем размещение среднеэтажной (многоквартирные жилые дома 4 – 8 этажей) и многоэтажной (многоквартирные жилые дома 9 – 17 этажей) жилой застройки отнесено к условно разрешенным видам использования.

При изложенных обстоятельствах, с учетом названных законоположений, суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие комиссией оспариваемого решения не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Отклоняя доводы общества о наличии разночтений в Правилах землепользования и застройки и Генплана по территориальной зоне земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 суд правомерно исходил из следующего.

Генплан, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

При этом, положения Генплана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ, в частности, подготовке и утверждения документации по планировке территории, принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

При принятии решения судом учтено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

По смыслу статей 14, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации наделена местная администрация.

В соответствии с частью 4 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Таким образом, обеспечение и защита охраняемых законом интересов муниципального образования, населения и субъектов предпринимательской деятельности при многоэтажном строительстве осуществляется органом местного самоуправления при рассмотрении конкретной документации по планировке территории.

Вопреки доводам заявителя о том, что существующая по Правилам землепользования и застройки зона жилой застройки Ж5-1 существенно ограничивает предпринимательскую деятельность общества, имеющего право на установление на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности – 9 этажей и выше (Ж1), на которую градостроительные регламенты не распространяются, судом нарушения прав и законных интересов заявителя не установлены.

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (части 3 и 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 39 ГрК РФ определен специальный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 ГрК РФ физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).

На основании положений части 3 статьи 5.1 ГрК РФ участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 ГрК РФ, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Сами же по себе публичные слушания, как следует из положений части 1 статьи 5.1 ГрК РФ, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, то есть не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они, по утверждению Конституционного Суда Российской Федерации, приведенному в вышеуказанном Определении от 15.07.2010 №931-О-О, предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Из вышеуказанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 №931-О-О усматривается, что предусмотренный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункта 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.

Как следует из материалов дела, на общественных обсуждениях по вопросу установления для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1) и зоны, на которую градостроительные регламенты не распространяются заинтересованными гражданами выражено негативное отношение, в связи с чем суд, принимая во внимание изложенный выше принцип обязательности комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, пришел к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при принятии комиссией оспариваемого обществом решения.

Из совокупного толкования приведенных правовых норм следует, что задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

С учетом вышеуказанных правовых норм суд пришел к правомерному выводу о том, что администрацией обоснованно определен приоритет интересов муниципального образования.

Кроме того, частью 2 статьи 39 Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направление развития муниципального образования и принимать в соответствии с этим соответствующие решения.

Стратегия социально-экономического развития является основой для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования и плана мероприятий по ее реализации.

Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации.

При этом, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к отдельным участкам. Интерес собственника земельного участка в данном случае не может идти вразрез с интересами органа местного самоуправления, определяющего направление развития муниципального образования исходя из интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, судом также принято во внимание разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки поселения, городского округа, а также по внесению в них изменений, установленное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года №580 (далее – постановление №580), согласно которым исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на принятие решений по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки и внесению в них изменений является Правительство Удмуртской Республики.

Исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на предварительное рассмотрение вопросов о возможности принятия решений по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки, а также по внесению в них изменений, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (пункт 2 постановления №580).

Предложения по подготовке Правил землепользования и застройки или внесению в них изменений направляет в Министерство орган местного самоуправления (пункт 3 постановления №580).

Согласно пункту 6 постановления №580 Министерство осуществляет подготовку, согласование и внесение на рассмотрение Правительства проекта правового акта по подготовке Правил землепользования и застройки (изменений в них) или об отклонении предложения о подготовке Правил землепользования и застройки (об отклонении предложения по внесению в них изменений).

Правовой акт Правительства о подготовке Правил землепользования и застройки, по подготовке изменений в них или об отклонении предложения в такой подготовке подлежит официальному опубликованию, а также направляется главе администрации соответствующего муниципального образования (пункты 9, 10 постановления №580).

В дальнейшем, орган местного самоуправления направляет в Министерство обращение с предложением об утверждении Правил землепользования и застройки или предложение об утверждении изменений в них; Министерство осуществляет подготовку, согласование и внесение на рассмотрение Правительства проекта правового акта об утверждении Правил (об утверждении изменений в них) или об отказе в утверждении Правил (об отказе в утверждении изменений в них); правовой акт Правительства об утверждении Правил землепользования и застройки, об утверждении изменений в них, об отказе в утверждении Правил землепользования и застройки или об отказе в утверждении изменений в них подлежит официальному опубликованию, а также направляется в представительный орган соответствующего муниципального образования.

Орган местного самоуправления после поступления названного правового акта направляет сведения о границах территориальных зон, содержащие графическое описание местоположения границ территориальных зон, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган, уполномоченный на внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункты 11, 14, 19, 21 постановления №580).

Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность органов местного самоуправления, поэтому арбитражным судам не предоставлено право принимать конкретные решения по предметам ведения таких органов.

С учетом вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о наличии у Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска полномочий по принятию оспариваемого решения.

Заявителем не приведено доказательств несоответствия разрешенного использования фактически осуществляемой на данном земельном участке деятельности либо объекту капитального строительства, т.е. не установлено нарушение права и законные интересы заявителя.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2023 года по делу № А71-6543/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» (ИНН 5920998124, ОГРН 1145958025905) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 23.08.2023 № 9.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.М. Трефилова

В.Н. Якушев