П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 44 /2015-ГК
г. Пермь
17 сентября 2015 года Дело № А50-5612/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 06.05.2015,
от иных лиц, участвующих в деле – представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2015 года
по делу № А50-5612/2015,
принятое судьей Удовихиной В.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми
третьи лица: Администрация Мотовилихинского района города Перми, Администрация Свердловского района города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми
об обязании по принятию на учет участков бесхозяйных инженерных сетей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о возложении обязанности обратиться в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Подлесная №19/2, ул. Янаульская №№ 8, 10, ул. Гайвинская №30А, ул. Воркутинская, №80А, ул. Репина №75, ул. Гусарова №№ 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская №№ 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина №№44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша №64 до внешней стены здания по ул. Юрша №64а, ул. Карбышева №№ 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева №12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ «ГДКП №1».
Решением суда от 23.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 23.06.2015, Департамент имущественных отношений, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что порядок принятия бесхозного имущества в муниципальную собственность установлен Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозного недвижимого имущества на территории города Перми, который не принят во внимание судом первой инстанции. В соответствии с Регламентом Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми оформил заключение, в котором указал о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность объектов имущества. Кроме того, в обоснование доводов жалобы Департамент приводит доводы о том, что транзитные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а в силу своего предназначения и технологической взаимосвязи с наружными тепловыми сетями представляют часть единого комплекса, переданного ООО «ПСК» по договору купли-продажи, в связи с чем, ответчик не может обращаться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
ООО «ПСК» по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель ООО «ПСК» в судебном заседании апелляционного суда поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, письменных отзывов на жалобу не представили.
От администраций Орджоникидзевского района, Свердловского района, Департамента жилищно-коммунального хозяйства поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории города Перми.
Аварийное состояние участков трубопроводов, имеющих непосредственное присоединение к инженерным сетям ООО «ПСК», в домах и социальных объектах, расположенным по адресам: ул. Подлесная №19/2, ул. Янаульская №№ 8, 10, ул. Гайвинская №30А, ул. Воркутинская, №80А, ул. Репина №75, ул. Гусарова №№ 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская №№ 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина №№44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша №64 до внешней стены здания по ул. Юрша №64а, ул. Карбышева №№ 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева №12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ «ГДКП №1», послужило основанием для обращения потребителей и компаний, управляющих многоэтажными жилыми домами, в суд с требованием о возложении обязанности по содержанию и ремонтам данных участков инженерных сетей на ООО «ПСК».
Решениями Арбитражного суда Пермского края, вынесенными по делам №№А50-21984/2013, №А50-19399/2014, А50-20118/2013, А50-21772/2014, А50-
24177/2014, А50-16469/2014, А50-16515/2014, А50-9610/2014, обязанность по содержанию указанных участков транзитных сетей возложена на ООО «ПСК» как на ресурсоснабжающую организацию, использующую данные участки сетей в своей производственной деятельности.
ООО «ПСК», в свою очередь, обратилось в администрации районов города Перми с просьбой организовать работу по выявлению собственников указанных участков сетей, а в случае отсутствия таковых начать процедуру постановки на учет данных объектов как бесхозяйного имущества (письма от 18.06.2014 №60-07/651, от 20.06.2014 №60-07-01/669, от 20.06.2014 №668, от 13.08.2014 №60-07-01/868, от 16.10.2014 №60-07-01/1335).
Из ответов администраций районов города Перми, следует, что транзитные участки инженерных сетей, проходящие по подвалам вышеуказанных жилых домов, в соответствии со ст. 134 ГК РФ являются частью единого комплекса инженерных сетей, технологически связанные с наружной системой, в связи с чем, содержание и ремонт являются обязанностью теплоснабжающей организации (письма от 01.08.2014 №СЭД-01-50-578, от 16.09.2014 №СЭД-01-31-179).
Несогласие истца с указанной позицией, изложенной в письмах администраций районов города Перми, и наличие у спорных объектов недвижимости признаков безхозяйного имущества, а также мнение, что транзитные участки сетей являются бесхозяйным имуществом, а Департамент имущественных отношений обязан в силу положений ГК РФ обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных трубопроводов в качестве бесхозяйных, ООО «ПСК» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
В силу Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного Решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210 Департамент имущественных отношений является функциональным органом администрации города Перми.
В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми Департамент выполняет следующие функции: ведет реестр муниципального имущества города Перми, ведет учет бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, определяет профиль (назначение) муниципального имущества, находящегося в казне (п. 3.1.3), реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке (п. 3.3.4).
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента (утвержден постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130).
В соответствии с п. 3.4 Регламента в рамках предоставленных полномочий подача заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю для постановки бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Департаментом имущественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, для возложения на орган местного самоуправления обязанности по определению обслуживающей теплосетевой организации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимо установить, является ли спорный участок тепловой сети бесхозяйным. При этом обязанность определить теплосетевую организацию или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, возникает у органа местного самоуправления с момента выявления бесхозяйной тепловой сети.
В обоснование доводов своей жалобы о нецелесообразности постановки на учет спорного бесхозяйного имущества Департамент приводит доводы о том, что транзитные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а в силу своего предназначения и технологической взаимосвязи с наружными тепловыми сетями представляют часть единого комплекса, переданного ООО «ПСК» по договору купли-продажи, в связи с чем, ответчик не может обращаться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд, рассмотрев указанные доводы, признает их несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 134 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008), если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство в тех случаях, когда это соответствует содержанию заключаемых сделок по поводу данных вещей, и зависит от воли сторон, вступающих в сделку. Сложная вещь является делимой, в связи с чем, сделки могут быть заключены сторонами как на всю сложную вещь в целом, так и на ее составные части.
Таким образом, приведенное в ст. 134 ГК РФ понятие сложной вещи имеет относительный и условный характер, зависящий от воли сторон, вступающих в сделку, предметом которой являются объекты, составляющие сложную вещь. Одна и та же совокупность вещей в зависимости от конкретных условий и целей сделки, может представлять собой функционально и технологически единую сложную вещь или является набором разнородных предметов. С учетом данных особенностей, законодатель предоставил сторонам сделки возможность реализации отдельных объектов, входящих в сложную вещь.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащим ему.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Как следует из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, заключенного между МУП «Пермгоркоммунтепло», и приложений к договору, в собственность сетевой компании переданы тепловые трассы, инженерные сети, предназначенные для теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения.
На основании указанного договора, дополнительного соглашения № 1 к нему за ООО «ПСК» зарегистрировано право собственности на указанные объекты.
Заявленные ООО «ПСК» требования касаются объектов «тепловых сетей», проложенных транзитом через жилые дома и социальные объекты, расположенные по адресам: ул. Подлесная №19/2, ул. Янаульская №№ 8, 10, ул. Гайвинская №30А, ул. Воркутинская, №80А, ул. Репина №75, ул. Гусарова №№ 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская №№ 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина №№44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша №64 до внешней стены здания по ул. Юрша №64а, ул. Карбышева №№ 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева №12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ «ГДКП №1».
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что имеющимися в материалах дела доказательствами (приложениями к вышеуказанному договору от 18.12.2008, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на инженерные сети, акта комиссионного обследования инженерных сетей, ситуационными планами объекта недвижимого имущества, выписками из реестра объектов капитального строительства, техническими паспортами, кадастровыми паспортами, а также иными доказательствами) подтверждается, что при заключении договора тепловые сети, сети ГВС, посредством которых осуществляется теплоснабжение, были переданы по частям (участкам) тепловых (инженерных) сетей, совокупная протяженность которых указана в приложении к договору. Участки трубопроводов, являющиеся предметом спора по настоящему делу заявителю переданы не были. Право собственности зарегистрировано за ООО «ПСК» только на участки трубопроводов, проходящие за пределами границ многоквартирных домов. Проходящие транзитные участки сетей по подвалам указанных домов как не зарегистрированы за ООО «ПСК», так и не переданы ему в рамках договора купли-продажи недвижимого и движимого имущества от 18.12.2008.
Указанным обстоятельствам и подтверждающим их доказательствам судом первой инстанции дана полная оценка, выводы суда мотивированы и обоснованы. Оснований для иной оценки апелляционный суд не усматривает. Ответчиком обратного не доказано (ст. 65 АПК РФ).
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании спорных правоотношений (с учетом положений ст. 134 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008), соответствующие доводы апеллянта о том, что трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и участки тепловых сетей до транзита и после, являются сложной вещью, являются неосновательными.
То обстоятельство, что существует положительная судебная практика по понуждению владельцев (собственников) внешних тепловых сетей к содержанию и ремонту тепловых сетей, проложенных транзитом через жилые дома, как верно указал суд, не является основанием для неосуществления постановки на учет органом местного самоуправления данных сетей в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы безосновательны.
Учитывая все доказательства, представленные в материалы дела с точки зрения их достоверности, достаточности и их взаимную связь в совокупности, а также, оценивая указанные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании данных доказательств согласно ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении спорных транзитных трубопроводов отсутствуют; указанные транзитные сети не являлись предметом договора купли-продажи от 18.12.2008 и не были переданы заявителю; подтвержденным является тот факт, что спорные транзитные трубопроводы бесхозяйные и у ответчика в соответствии со ст. 225 ГК РФ имеется обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества, считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований ООО «ПСК».
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворении апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2015 года по делу № А50-5612/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Ю.А.Голубцова | |
Судьи | Т.В.Макаров | |
Г.Л.Панькова |