П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 15 /2017-АК
г. Пермь
13 сентября 2017 года Дело № А50П-190/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя Муниципального бюджетного общеобразовательного Учреждения г. Кудымкара "Специальная (коррекционная) школа - детский сад № 12 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (ИНН <***>, ОГРН <***>) – не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лицаГосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) - ФИО1, паспорт, доверенность от 14.10.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 07 июня 2017 года
по делу № А50П-190/2017, принятое судьей Даниловым А.А.,
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного Учреждения г. Кудымкара "Специальная (коррекционная) школа - детский сад № 12 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительными решений
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное Учреждение г. Кудымкара "Специальная (коррекционная) школа - детский сад № 12 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от 29.12.2016 № 203S19160019122, №203S19160019123, № 203S19160019124, № 203S19160019125, №203S19160019126, № 203S19160019127, № 203S19160019128, №203S19160019129, № 203S19160019130, № 203S19160019131, №203S19170002833, от 26.01.2017 №203S19170002835, №203S19170002836.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 07 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны недействительными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Пенсионный фонд ссылается на доказанность представления заявителем неполных и недостоверных сведений, за что заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края проведена проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного Учреждение г. Кудымкара "Специальная (коррекционная) школа - детский сад № 12 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" по правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ), в отношении страхователя, тип формы дополняющая, подаваемая заявителем по форме СЗВ-М за май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 года.
27.10.2016 Учреждением в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 года (тип формы «ДОП»).
14.11.2016 года Учреждением в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за июль, август, сентябрь 2016 года (тип формы «ДОП»).
Результаты проверки оформлены актами №203S18160020852 от 30.11.2016, №203S18160020847 от 30.11.2016, №203S18160020844 от 30.11.2016, №203S18160020841 от 30.11.2016, №203S18160020833 от 30.11.2016, №203S18160020819 от 30.11.2016, №203S18160020802 от 30.11.2016, №203S18160020798 от 30.11.2016, №203S18160020793 от 30.11.2016, №203S18160024243 от 20.12.2016, №203S18160024232 от 20.12.2016, №203S18160024224 от 20.12.2016, №203818160024243, №203S18160024232, №203SI8160024224 от 20.12.2016 г.
29.12.2016 года по результатам рассмотрения Актов проверки Пенсионным фондом приняты решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S19160019122, № 203S19160019123, № 203S19160019124, № 203S19160019125, № 203S19160019126, № 203S19160019127, № 203S19160019128, №203S19160019129, № 203S19160019130, № 203S19160019131.
26.01.2017 года по результатам рассмотрения Актов проверки №203S 18160024243 от 20.12.2016 г., №203S18160024232 от 20.12.2016 г., №203S 18160024224 Пенсионным фондом приняты решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №203S19170002833, №203S19170002835, №203S 19170002836.
Указанными решениями Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафов: по решению № 203S19160019122 от 29.12.2016 г. - 1500 руб. (500*3); по решению 203S19160019123 от 29.12.2016 г. - 2000 руб. (500*4);
по решению № 203S19160019124 от 29.12.2016 г. - 500 руб. (1*500); по решению № 203S19160019125 от 29.12.2016 г. - 1000 руб. (500*2); по решению № 203S19160019126 от 29.12.2016 - 2000 руб. (500*4); по решению № 203S19160019127 от 29.12.2016 г. - 1000 (500*2); по решению № 203S19160019128 от 29.12.2016 г. - 2000 руб. (500*4); по решению № 203S19160019129 от 29.12.2016 г. - 2000 руб. (500*4); по решению № 203S19160019130 от 29.12.2016 г. - 2000 руб. (500*4); по решению № 203S19160019131 от 29.12.2016 г. - 2000 руб. (500*4); по решению №203S19170002833 от 26.01.2017 г. - 1500 руб. (500*3); по решению №203S19170002835 от 26.01.2017 г. - 1500 руб. (500*3); по решению №203S 19170002836 от 26.01.2017 г. - 1000 руб. (500*2).
Считая, что решения Фонда не соответствуют законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учёте), Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, признавая решения Пенсионного фонда недействительными, исходил из того, что вина учреждения отсутствует, так как оно самостоятельно выявило ошибку и предприняло все зависящие от учреждения меры, направив в органы ПВФ дополняющую форму СЗВ-М.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены/изменения решения суда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом первой инстанции установлено, что страхователь представил сведения в Управление Пенсионного фонда о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М:
-за май на 86 застрахованных лица представлена 10.06.2016 г. и эти же сведения в виде дополнительной формы СЗВ после самостоятельно выявленной ошибки в представленных ранее сведения на 4 застрахованных лица представлены 27.10.2016 г.;
-за июнь на 89 застрахованных лица представлена 06.07.2016 г. и эти же сведения в виде дополнительной формы СЗВ после самостоятельно выявленной ошибки в представленных ранее сведения на 4 застрахованных лица представлены 27.10.2016 г.;
- за июль на 87 застрахованных лица представлены в установленный срок - 28.07.2016 г. и эти же сведения в виде дополнительной формы СЗВ после самостоятельно выявленной ошибки в представленных ранее сведения на 2 застрахованных лица 14.11.2016 г. и на 4 застрахованных лица 27.11.2016 г.;
- за август на 88 застрахованных лица представлены в установленный срок - 12.09.2016 г. и эти же сведения в виде дополнительной формы СЗВ после самостоятельно выявленной ошибки в представленных ранее сведения на 1 застрахованное лицо - 16.11.2016 г., на 2 застрахованных лица 14.11.2016 г., на 4 застрахованных лица 27.10.2016 г.;
- за сентябрь на 88 застрахованных лица представлены в установленный срок 05.10.2016 г. и эти же сведения в виде дополнительной формы СЗВ после самостоятельно выявленной ошибки в представленных ранее сведения (за сентябрь) на 3 застрахованных лица 14.11.2016 г. и на 4 застрахованных лица 27.10.2016 г.
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пп. 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем, либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Исходные формы СЗВ-М направлены страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, а дополняющие формы СЗВ-М отправлены в пенсионный фонд по инициативе Учреждения в связи с самостоятельным выявлением последним ошибок в ранее представленных сведениях.
Учитывая обстоятельство выявления управлением факта предоставления страхователем недостоверных сведений после исправления соответствующих сведений, оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ, не имеется, поскольку вина Учреждения в связи с реализацией им права на исправление недостоверных сведений, отсутствует.
Также суд апелляционной отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
Начиная с 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ).
Частью 1 ст. 1 Закона о страховых взносах предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Системный анализ приведенных норм права позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, взаимосвязаны между собой.
Принимая во внимание данное обстоятельство, а также то, что в Законе о персонифицированном учете не содержится специальных положений о порядке привлечения к ответственности за нарушение его требований, установление всех элементов состава любого правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, суд апелляционной инстанции считает правомерным применение соответствующих норм Закона о страховых взносах.
Таким образом, процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а также порядок оформления результатов проведенных проверок закреплены в Законе N 212-ФЗ.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Между тем, в актах проверки и в решениях о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности Учреждения.
В том случае, если рассматриваемое решение надлежит расценить как устанавливающее ответственность за представление недостоверных и неполных сведений за май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 год., на что указывает Пенсионный фонд в решениях, то из представленных доказательств не представляется возможным установить, в рамках каких мероприятий контроля данное несоответствие было выявлено и в чем состоит сама недостоверность.
В акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности учреждения, причины расхождения между представленными учреждениями сведениями за один период, в ходе проверки фондом не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
В данном случае Фонд ограничился описанием факта представления Учреждением недостоверных и неполных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, в чем конкретно выражена недостоверность, какие действия совершены Учреждением противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, то есть ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности, что повлекло обоснованный отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом основанными на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 07 июня 2017 года по делу № А50П-190/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий | И.В.Борзенкова | |
Судьи | Е.В.Васильева В.Г.Голубцов |