ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10803/2023-АК от 08.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10803/2023-АК

г. Пермь

10 ноября 2023 года Дело № А60-33550/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Муравьевой Е.Ю.,

судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии в судебном заседании посредством видеоконференц - связи с Арбитражным судом Свердловской области представителей заявителя: Флягин В.Н., служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом, Вязников В.Н., служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом

в судебное заседание в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд явился представитель заинтересованного лица Алтухов И.В., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом.

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 23 августа 2023 года

по делу № А60-33550/2023

по заявлению Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)

к акционерному обществу "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала «Белоярская атомная станция» (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее заявитель, Управление) обратилось к АО «Концерн Росэнергоатом» в лице Филиала «Белоярская атомная станция» (далее заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе Управление выражает несогласие с выводом суда о том, что трансформаторные и турбинные масла, находящиеся в рабочих баках (№ 1-9) ТМХ и проходящие предварительную (перед использовании в оборудовании) очистку, не являются отходами, поскольку проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР) у АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция» предусмотрено, что в процессе производственной деятельности образуются отходы производства потребления, в том числе такие как: Отходы минеральных масел турбинных (ФККО 4 06 170 01 31 3) и Отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (ФККО 4 06 140 01 31 3), которые обществом частично регенерируются. Утилизация отходов турбинного и трансформаторного масел ведется в Электрическом цехе, согласно регламента «О регенерации турбинного и трансформаторного масел», утвержденного начальником ЭЦ Ю.П. Кушим от 17.01.2021. Процесс регенерации состоит из двух этапов:

-1 этап. Очистка масла от воды.

-2 этап. Приведение показателей масла к требованиям РД ЭО 1.1.2.05.0444­2016.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что поскольку пробы в шламоотвале были взяты 26.05.2023, то есть в период менее 11 календарных месяцев с момента истечения срока действия договора от 23.06.2022 № 14-03/2022/244 (30.11.2022), то, вопреки позиции заявителя, не доказан факт образования отхода в период с 19.11.2020 до 30.11.2022 и, следовательно, не установлен факт размещения отхода (хранение более 11 месяцев) в месте накопления. Согласно договору №14-03/2020/М282 от 26.06.2020 г. филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» передало ООО «Экологика» осадок механической очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более, а также шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов на обезвреживание, что так же подтверждается актом сдачи - приемки оказанных услуг от 19.11.2020. В период с 19.11.2020 год по настоящее время перечисленные выше отходы не передавались. Таким образом, 11 месяцев с 19.11.2020 был превышен, а ссылки суда на договор 2022 года несостоятельны.

Апеллянт считает, что судом первой инстанции не в полном объеме изучены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Допущенные нарушения существенным образом повлияли на судебное решение по настоящему делу, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица. Судом, без установления тождества между фактическими обстоятельствами дела, немотивированно даны предпочтения доводам Заявителя.

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в отзыве, поддержал, просил решение оставить без изменения.

Представители заявителя в судебном заседании уточнили просительную часть жалобы, просили изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, указав на доказанность состава административного правонарушения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 07.06.2023 в 16 часов 30 минут по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с решением заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Д. Вялых от 15.05.2023 № 523-РШ, в отношении АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция», установлено, что АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция», допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по адресу: 624250, Свердловская область, г. Заречный, Белоярская АЭС.

В отношении заинтересованного лица составлен протокол № 03-01-18/52- 2023 от 16.06.2023 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении АО «Концерн Росэнергоатом» в лице Филиала «Белоярская атомная станция» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены заявителем в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал событие административного правонарушения недоказанным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Состав правонарушения является формальным, объективную сторону образует осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 указанного Закона лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В силу части 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности». В данный перечень включена деятельность по размещению отходов IV класса опасности.

Заявитель полагает, что заинтересованным лицом нарушены ст. 1, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 ст. 34, пп.1,3 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно материалам дела, заявителем заинтересованному лицу вменяются следующие нарушения.

В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция» в процессе производственной деятельности образуются отходы производства потребления в том числе такие как: Отходы минеральных масел турбинных (ФККО 4 06 170 01 31 3) и Отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (ФККО 4 06 140 01 31 3) которые Обществом частично регенерируются. Утилизация отходов турбинного и трансформаторного масел ведется в Электрическом цехе, согласно регламента «О регенерации турбинного и трансформаторного масел», утвержденного начальником ЭЦ Ю,П, Кушим от 17.01.2021. Процесс регенерации состоит из двух этапов;

1 этап. Очистка масла от воды.

2 этап. Приведение показателей масла к требованиям РД ЭО 1.1.2.05.0444- 2016.

Соответствие масел техническим требованиям подтверждено протоколами на испытание трансформаторного масла №1561 от 26.11.2020, №1601 от 20.07.2021, 1622 от 16.09.2021, №1655 от 14.11.2021, от 27.03.2023

Согласно п. 9 Регламента, выполняется запись в журнале учета трансформационного масла о его движении. Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» ведет журнал учета турбинного масла (ТМХ) инв. Номер 11-146 от12.11.2018 и журнал учета трансформационного масла (ТМХ) инв. Номер 11- 147 от 12.11.2018.

Справка от 07.06.2023 №9/ФО2010446/4634-ТД подтверждает факт регенерации масла.

Порядок регенерации отработанных масел и слитых из оборудования определен РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016.

Также, в РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 данные следующие понятия:

регенерация: Процесс восстановления эксплуатационных характеристик (качества) отработанного масла для повторного применения его по прямому назначению, в соответствии с требованиями, предъявляемым к регенерированному маслу.

регенерированное масло: Масло (отработанное), прошедшее регенерацию, пригодное для повторного применения по прямому назначению, соответствующее требованиям, предъявляемым к регенерированному маслу.

Дополнительно примечанием определено, что регенерация масла предусматривает удаление из масла, как загрязнений, так и продуктов старения с использованием различных физических, физико-химических и химических методов (адсорбция, кислотная и щелочная очистка, гидроочистка, селективная очистка, термовакуумное фракционирование и др.). Технологически процесс регенерации масла включает в себя комбинацию различных методов удаления нежелательных компонентов (загрязнения, продукты старения, асфальтосмолистые вещества и полиароматические углеводороды) с последующей стабилизацией очищенного масла с помощью присадок.

Административный орган, установив все указанные обстоятельства, пришел к выводу, что общество в нарушение требований в области охраны окружающей среды осуществляет лицензируемый вид деятельности по утилизации отходов турбинного и трансформаторного масел без лицензии.

По указанному нарушению суд первой инстанции, исходя из положений Регламента, Инструкции и паспорта на Стенд очистки жидкостей СОГ-933КТ1, верно сделал вывод о том, что деятельность осуществляемая филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» в отношении эксплуатационных масел не попадает под понятие регенерации ни по смыслу РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016, поскольку не осуществляется обязательная стабилизация присадками, ни по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ГОСТ Р 57703-2017), поскольку действия по подготовке (очистке) ведутся только в отношении свежих и эксплуатационных масел, а образовавшиеся отходы в установленном порядке оформляются и передаются для утилизации в организации имеющие соответствующие разрешения (лицензии) и каких либо иных действий, к примеру регенерации, в отношении указанных отходов не осуществляется.

Для установления факта осуществления филиалом общества предпринимательской деятельности по утилизации (регенерации) отходов минеральных масел турбинных (ФККО 4 206 170 01 31 3) и отходов минеральных масел трансформаторных не содержащих галогены (ФККО 4 06 140 01 31 3) без соответствующего разрешения (лицензии) (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) необходимо установить следующие обстоятельства:

- в отношении учтенных в установленном порядке отходов масел осуществляется процесс регенерации по смыслу указанному в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах);

- у филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» отсутствуют договоры на утилизацию (в том числе регенерацию) отходов масел с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

- процесс регенерации масел направлен на извлечение прибыли, то есть осуществления самостоятельного вида предпринимательской деятельности.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

В силу положений ГОСТ Р 57703-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.09.2017 N 1207-ст) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе 7 1245702951_13788647 повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом, в примечаниях к данному пункту ГОСТ Р 57703-2017 указано, что утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.

Следовательно, для осуществления процессов утилизации отходов, необходимо признание в установленном порядке продукции и материалов отходами производства и снятие их с эксплуатации.

В филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» процесс обращения с турбинными и трансформаторными маслами регламентирован РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 и разработанной на его основании инструкцией «О порядке приема, учета, хранения и отпуска свежих, регенерированных, отработанных масел и дизельного топлива» И-ЭЦ-89-2021.

Согласно п. 1.3 и 1.4 Инструкции на промплощадке энергоблока № 3 для приема, хранения, очистки турбинного и трансформаторного масла предусмотрено трансформаторно-масленное хозяйство (далее — ТМХ) с открытым складом масла и аппаратным отделением.

Хранение турбинного и трансформаторного масла осуществляется на открытом складе, состоящем из 9 резервуаров.

Турбинное масло хранится в резервуарах № 5-9, трансформаторное масло хранится в резервуарах № 1-4.

В соответствии с п. 3.1.1, 3.2. 4.1.2 Инструкции отпуск масла со склада и прием масла на склад нефтепродуктов производится по заявкам цехов потребителей, факт отпуска и приема фиксируется в журналах учета турбинного и трансформаторного масел (Ж-ЭЦ-146 и Ж-ЭЦ-147) и заверяется актами.

В соответствии с п. 1.7 и 3.6 Инструкции масла, изъятые из производственного цикла (выводимые из эксплуатации - отходы), подлежат накоплению в баке аварийного слива, где накапливаются отходы. Указанное перемещение отходов масел фиксируется в журнале учета отходов отработанных масел (Ж-ЭЦ-159), и заверяется актом передачи цехом владельцем отходов.

С целью учета вида и количества отходов лица ответственные за обращение с отходами, в соответствии с положениями п. 3.8 Инструкции, ежемесячно подают информацию в ОООС о видах и количестве образовавшихся отходов.

В силу п. 3.11 и 3.12 Инструкции отходы отработанных масел, находящиеся в баке аварийного слива, передаются в специализированную организацию по отдельному договору.

В рамках обязанности по передаче отходов масел турбинных и трансформаторных, образовывающихся в филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция», заключались договоры от 20.06.2020 № 14-03/2020/М282, от 23.06.2021 № 14-03/2021/М259, от 23.06.2022 № 14-03/2022/244.

Таким образом, отходы масел турбинных и трансформаторных не подвергаются в филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» дополнительной обработке, а передаются для последующей утилизации организациям, имеющим соответствующие разрешения.

В соответствии с положениями п. 5.5.8.1 РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 свежие масла, поступившие на АЭС от поставщиков в транспортных емкостях, а также масла, находящиеся на хранении, могут содержать загрязнения в количестве, превышающем норму. Масла, содержащие загрязнения, обладают недостаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Это вызывает необходимость в проведении специальных мероприятий по очистке свежих и эксплуатационных масел.

Основная цель очистки - обеспечить необходимые эксплуатационные характеристики в соответствии с требованиями инструкций изготовителей энергетического оборудования.

Согласно разделу 3 «Термины и определения» РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016

Очистка: Процесс удаления из масла только загрязнений с использованием в основном физических методов (отстой, фильтрация, центробежная сепарация, вакуумное испарение и др.).

подготовленное или очищенное масло: Масло, прошедшее специальную обработку (осушку, очистку от механических примесей и при необходимости дегазацию).

Согласно пунктам 6.6.11, 6.6.11.8 и 6.6.11.9 РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 для удаления примесей из турбинных масел применяется очистка, которая осуществляется при его подготовке к заливу в оборудование или во время эксплуатации в постоянном или периодическом (на основании результатов анализа масла) режиме.

Установки для очистки турбинного масла на основе центробежной технологии используются для его периодической очистки при подготовке к заливу или в эксплуатации, они обеспечивают удаление дисперсной воды, механических примесей.

В филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» для проведения очистки масел применяется Стенд очистки жидкостей СОГ933КТ1.

Согласно Паспорту на СОГ-933КТ1 Стенд предназначен для очистки жидкостей на нефтяной основе (масел, СОЖ, дизельное топливо летнее и др.) от механических загрязнений, плотность которых превышает плотность очищаемых жидкостей и нерастворенной воды.

Эксплуатационные масла, поступающие на хранение в ТМХ, для проведения очистки по результатам анализа масла, хранятся в резервуарах № 1 — 9 открытого склада масла, то есть они не попадают в бак аварийного слива, из которого в последствии производится удаление отходов масел.

Согласно Регламенту о регенерации турбинного и трансформаторного масел от 17.01.2021 (далее — Регламент) при осуществлении очистки свежих и эксплуатационных масел используются резервуары № 3 - 7, то есть резервуары, предназначенные в том числе для приемки и хранения свежих масел.

Из положений п. 1.7 Инструкции также следует, что масла, подлежащие очистке, не сливаются в бак аварийного слива, то есть не выводятся из эксплуатации и, следовательно, не учитываются в установленном порядке как отходы.

Исследованные и приобщенные к материалам проверки журналы учета турбинного и трансформаторного масел (Ж-ЭЦ-146 и Ж-ЭЦ-147) так же подтверждают факт движения эксплуатационного масла внутри производственного цикла, а не удаления из него.

Кроме того, то, что масла не выводятся из эксплуатации, т.е. не являются отходами, подтверждается фактом отсутствия соответствующих записей в журнале учета отходов отработанных масел (Ж-ЭЦ-159) и актов передачи цехом-владельцем отходов масел.

Таким образом, трансформаторные и турбинные масла, находящиеся в рабочих баках (№ 1-9) ТМХ и проходящие предварительную (перед использовании в оборудовании) очистку, не являются отходами.

Кроме того, понятие "регенерация" является общим, а не специальным термином, установленным только для использования в целях Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и применимым только к процессу утилизации отходов и соответственно, может употребляться в иных значениях.

Регенерация в целом — это восстановление, возобновление, возмещение чего-либо в процессе развития, деятельности, обработки.

На Белоярской АЭС процесс восстановления эксплуатационных характеристик (качества) масла регулируется следующими документами: РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016, Инструкция, Регламент.

Согласно разделу 3 «Термины и определения» РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 регенерация - это процесс восстановления эксплуатационных характеристик (качества) отработанного масла для повторного применения его по прямому назначению, в соответствии с требованиями, предъявляемым к регенерированному маслу.

В примечании к термину "регенерация" (по РД ЭО) указано, что регенерация масла предусматривает удаление из масла, как загрязнений, так и продуктов старения с использованием различных физических, физико-химических и химических методов (адсорбция, кислотная и щелочная очистка, гидроочистка, селективная очистка, термовакуумное фракционирование и др.). Технологически процесс регенерации масла включает в себя комбинацию 10 1245702951_13788647 различных методов удаления нежелательных компонентов (загрязнения, продукты старения, асфальто-смолистые вещества и полиароматические углеводороды) с последующей стабилизацией очищенного масла с помощью присадок.

При этом, согласно п. 8.3 РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016, завершающей стадией регенерации масел является стабилизация его присадками.

Как следует из Инструкции и Регламента масла проходящие очистку не стабилизируются какими либо присадками, а как указано в п. 1.14 Инструкции регенерация — это процесс очистки эксплуатационных масел для повторного применения по прямому назначению.

Более того, даже в рамках РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 термин регенерация применяется, в том числе, к маслам, непосредственно находящимся в работающем оборудовании. Так, согласно п. 5.5.3.1, РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 для сохранения необходимых свойств масла в эксплуатации, замедления процессов его старения и увеличения срока службы (также и твердой изоляции) масло в трансформаторах подвергается непрерывной регенерации с применением фильтров, заполненных адсорбентом.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии у общества лицензировать деятельность по утилизации отходов основаны на рабочей документации общества, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы административного органа в этой части спора отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.

Кроме того, обществу вменено нарушение, состоящее в осуществлении деятельности по размещению отхода «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» в отсутствие лицензии.

Суд первой инстанции также пришел к выводу о недоказанности данного нарушения в связи со следующим.

В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР) у АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция» в цехе обеспечивающих систем (ЦОС) находятся очистные сооружения, в составе которых для накопления шлама нефтеуловителей предусмотрены два шламонакопителя, которые по мере накопления подлежат очистке. Шламонакопители, построенные по проекту 1974 года. Согласно краткой технической характеристики шламонакопители предназначены для приема осадка, образующегося при очистке нефтесодержащих стоков. Рабочий объект каждой секции ориентировочно 2300 мЗ, максимальный уровень осадка 219,70. Дно и откосы шламонакопителя для создания водонепроницаемого экрана покрываются безфильтровым монолитным железобетонным креплением.

Согласно договору №14-03/2020/М282 от 26.06.2020 г. филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция» передало ООО «Экологика» осадок механической очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более, а также шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов на обезвреживание, что так же подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 19.11.2020. В период с 19.11.2020 год по настоящее время перепиленные выше отходы не передавались.

В ходе проведения настоящей проверки произведен отбор пробы отхода на шламонакопителях

- проба № 1 «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», место отбора пробы Шлакоотвал №1 (протокол отбора проб отходов от 26.05.2023.

- проба №2 «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», место отбора пробы Шлакоотвал №2 (протокол отбора проб отходов от 26.05.2023.

Отбор и анализ проб был выполнен аккредитованной испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» (аттестат аккредитации № RA.RU.2iyO02).

Результаты анализа представлены в протоколах испытаний от 06.06.2023 г. № 176/23-ОТ(Е)-177/23-От(Е). Результаты проведенных исследований содержатся в протоколах испытаний от 05.06.2023 г. № 90/23-ОТ(Е)-191/23- От(Е).

Отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды выполнено в соответствии с п. 15 раздела VI приказа МПР России от 04.12.2014 г. №536 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к I- IV классам опасности (приложение №5 к приказу Минприроды России от 04.12.2014 №536)

Согласно результатам ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» отход «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» соответствует III классу опасности. Позиция административного органа состоит в том, что данные обстоятельства подтверждают факт наличия и размещения данного отхода на собственном объекте размещения отходов. Последняя передача отхода была 19.11.2020.

Поскольку согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение годовой норматив образования отхода (Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (ФККО 9 11 200 02 39 3) составляет 0,400т и отходы, образуемые в деятельности предприятия и в последующем помещенные на шламонакопитель, фактически размещаются на нём, АО «Концерн Росэнергоатом» филиал «Белоярская атомная станция» осуществляет лицензируемый вид деятельности размещение отхода «Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» без специального разрешения (лицензии).

Относительно указанного нарушения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку пробы в шламоотвале были взяты 26.05.2023, то есть в период менее 11 календарных месяцев с момента истечения срока действия договора от 23.06.2022 № 14-03/2022/244 (30.11.2022), то, вопреки позиции Заявителя, не доказан факт образования отхода в период с 19.11.2020 до 30.11.2022 и, следовательно, не установлен факт размещения отхода (хранение более 11 месяцев) в месте накопления.

В акте выездной проверки от 07.06.2023 указано, что входе проведения проверки произведен отбор проб отхода в шламоотвале:

- проба № 1 «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», место отбора пробы шламоотвал № 1 (протокол от 26.05.2023);

- проба № 2 «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», место отбора пробы шламоотвал № 2 (протокол от 26.05.2023).

При этом, согласно п. 4 протокола отбора проб № 1 от 26.05.2023 (приложение к заключению от 06.06.2023 № 23/37) взятый на пробу отход предположительно «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов». Согласно протоколу № 2 от 26.05.2023 (приложение к заключению от 06.06.2023 № 23/37) проба не была отобрана, подтверждением тому является акт о невозможности проведения отбора проб.

Согласно п. 7 протоколов испытаний (по пробе №1) от 06.06.2023 № 176/23-От(Е) и № 90/23-ОтБ(Е) (приложение к заключению от 06.06.2023 № 23/37) на испытание передана проба предположительно «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов».

А в экспертном заключении от 06.06.2023 № 23/37 (Приложение № 19 к акту проверки) уже делается однозначный вывод о наименовании взятых проб и об отнесении взятого на пробу отхода именно к отходу «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» (ФККО 9 11 200 02 39 3). В экспертном заключении и приложенных к нему документах отсутствует подтверждение вида исследованного отхода.

В разделе "интерпретации результатов" протокола испытаний №90/23-ОтБ(Е) испытательная лаборатория установила, что переданная на экспертизу проба, относится именно к отходу «Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов». Следует учесть, что при проведении испытаний вид отхода переданного в ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» не устанавливался, более того, указано, что данные по виду отхода предоставлены заказчиком.

Как установлено судом первой инстанции, согласно технологической схеме очистки сточных вод (Приложение А к Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтесодержащих стоков цеха обеспечивающих систем ИЭ-ЦОС-017-2020, (утв. Главным инженером Белоярской АЭС от 21.10.2020 инв. №02-41-2296), шламоотвал является составной частью ОСНС и представляет собой один из этапов технологического цикла по очистке нефтесодержащих стоков, не являясь объектом размещения отходов.

Согласно пункту 16 Приложения Б.2 Инструкции по обращению с отходами производства и потребления, образующимися на Белоярской АЭС ИOOOC-OOl-c-2022, (утв. директором Белоярской АЭС 27.10.2022, инв. №02-41- 2459), сооружения шламоотвал (накопитель) ОСНС является площадкой накопления отхода «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более».

Согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. директором Белоярской АЭС 13.10.2017) (далее - ПНООЛР) и ИЭ-ЦОС-017-2020, на очистных сооружениях образуется отход «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более» (ФККО 7 23 102 01 39 3).

В ПНООЛР указано, что отход «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» (ФККО 9 11 200 02 39 3) образуется на пуско-резервных котельных энергоблоков.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя, в шламоотвалах ОСНС отход «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» (ФККО 9 11 200 02 39 3) не размещался.

Согласно п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. N 1021 (далее — Методические указания) устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I - V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), отнесенных к I и II категориям.

В соответствии с п. 5 Методических указаний основными задачами при разработке НООЛР являются:

- обоснование нормативов образования отходов;

- обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории;

- обоснование массы или объема размещаемых отходов для объектов HBOC II категории.

Следовательно, ПНООЛР является документом в котором указывается максимальный перечень планируемых к образованию отходов и максимальная величина образования этих отходов при производственной деятельности предприятия, причем факт образования отхода и его количество не обязательно должно совпадать с ПНООЛР, то есть в рамках производственной деятельности какой то отход может совсем не образоваться или образоваться в количестве отличном от указанного в ПНООЛР.

Как указано в п. 4.11 ПНООЛР в процессе производственной деятельности предприятия образуется шлам нефтеотделительных установок, норматива образования данного вида отхода нет, следовательно, величина образования отхода «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более» (ФККО 7 23 102 01 39 3) установлена по среднестатистическим данным и равняется 0,053 т.

Таким образом, установленная в ПНООЛР величина образования отхода «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более» является планируемой и приблизительной.

В период с 19.11.2020 АО «Концерн Росэнергоатом» были заключены договоры возмездного оказания услуг от 23.06.2021 № 14-03/2021/М259 и от 23.06.2022 № 14-03/2022/244, в соответствии с которыми предусмотрено оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов указанных в Приложении № 1 к Техническому заданию (Приложение № 1 к договору).

Согласно перечню отходов, указанных в Приложении № 1 к Техническому заданию указан отход «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более» (ФККО 7 23 102 01 39 3), следовательно, в случае образования указанного отхода в период 2021 и 2022 год указанный отход был бы передан специализированной организации в соответствии с условиями заключенных договоров от 23.06.2021 № 14-03/2021/М259 и от 23.06.2022 № 14-03/2022/244.

Вывод о том, что отход «осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более» (ФККО 7 23 102 01 39 3) в течение 2021-2022 не образовывался, также подтверждается принятыми заявителем отчетами по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2021 и 2022 годы, в которых указанный отход отсутствует.

Проверив обоснованность позиций сторон по материалам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности административным органом факта осуществления обществом предпринимательской деятельности по обращению с отходами.

Оснований для иных суждений по существу спора применительно к представленным доказательствам суд апелляционной инстанции не усматривает, полагая, что суд первой инстанции дал им исчерпывающую и надлежащую оценку.

Доводы Управления о том, что суд первой инстанции должен был указать в решении на доказанность состава административного правонарушения, после проверки отклонены судом апелляционной инстанции.

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден.

С учетом приведенных выше фактических обстоятельств дела апелляционный суд поддерживает вывод суда о том, что Управлением не доказано в действиях (бездействии) АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Белоярская атомная станция» событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к правильному и обоснованному выводу, что требования Управления о привлечении АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Белоярская атомная станция» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежат.

Иное толкование апеллянтом норм материального права и обстоятельств дела не свидетельствует о неправильности и необоснованности выводов суда первой инстанции. Сами по себе доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.

Кроме того, решение суда отмене не подлежит в связи со следующим.

В ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае вменяемое нарушение выявлено административным органом 07.06.2023, следовательно, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (08.11.2023) истек.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 9-АД15-13, от 08.06.2015 N 302-АД14-4203, от 17.03.2016 N 46-АД16-3 и др., по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности и о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указано, что при рассмотрении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности. Данная позиция является обязательной при рассмотрении заявлений о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах оснований, указанных в статье 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.

По приведенным в постановлении мотивам решение суда следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы административного органа.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года по делу № А60-33550/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Е.В. Васильева

Ю.В. Шаламова