ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10840/2022-АК от 04.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10840/2022-АК

г. Пермь

04 октября 2022 года Дело № А50-11334/2022­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «МегаСнаб»: Сизова Е.Э., паспорт, доверенность от 04.05.2022, диплом; Солохин Д.Б. (директор ООО «МегаСнаб»), паспорт;

от заинтересованного лица – Пермской таможни: представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Пермской таможни,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 20 июля 2022 года по делу № А50-11334/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МегаСнаб» (ОГРН 1025900521790, ИНН 5902121531)

к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МегаСнаб» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26.04.2022 № 10411000-288/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2022 оспариваемое заявителем постановление Пермской таможни от 26.04.2022 признано не подлежащим исполнению в сумме штрафа, превышающей 25 000 рублей.

Не согласившись с судебным актом, Пермская таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда в части отмены ООО «МегаСнаб» административного наказания в виде штрафа в части превышения штрафа в размере 25 000 рублей и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.

Согласно доводам, приведенным в жалобе, таможенный орган считает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за каждое из 6 фактов нарушения срока представления статистической формы.

В судебном заседании представители заявителя ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Пермская таможня заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, доводы жалобы поддержала.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителя Пермской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом из материалов дела, ООО «МегаСнаб»:

1) в адрес ИП «Millenium» (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 № 41 и счетов - фактур от 03.05.2021 № 12, от 05.05.2021 № 14, от 11.05.2020 № 15, от 19.05.2021 № 18, от 25.05.2021 № 19, от 31.05.2021 № 20 осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED2021061114622816 и регистрационным номером 10411000/010621/С706364 за отчетный период «май 2021 года».

24.02.2022 в КПС «Статистическое декларирование» статистическая форма с регистрационным номером 10411000/010621/С706364 была поставлена на контроль по причине: «Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 891 разделить СФ по договорам от 12.01.2021 № 41 (счета - фактуры от 05.05.2021 № 14, от 19.05.2021 № 18, от 25.05.2021 № 19), от 17.03.2021 № 43 (счета - фактуры от 03.05.2021 № 12, от 11.05.2021 № 15, от 31.05.2021 № 20)».

15.03.2022 статистическая форма с системным номером ED2021061114622816 (регистрационный номер 10411000/010621/С706364) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315135145525 (регистрационный номер 10411000/150322/С388212). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 № 41 и счета-фактуры от 03.05.2021 № 12, от 05.05.2021 № 14, от 19.05.2021 № 18, от 25.05.2021 № 19.

15.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315135119454 (регистрационный номер 10411000/150322/С388182) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 17.03.2021 № 43 и счета-фактуры от 03.05.2021 № 12, от 11.05.2021 № 15, от 31.05.2021 №20.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/150322/С388182, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товары различных наименований, общая стоимость - 745 855,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «Millenium», КАЗАХСТАН, г. Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - «май 2021 года». Заявитель - директор ООО «МегаСнаб» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).

2) в адрес ИП «Millenium» (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 № 41 и счетов - фактур от 08.06.2021 № 25, от 15.06.2021 № 27, от 22.06.2020 № 29, от 28.06.2021 № 30, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210630092122994 и регистрационным номером 10411000/300621/С844991 за отчетный период «июнь 2021 года».

24.03.2022 в КПС «Статистическое декларирование» статистическая форма с регистрационным номером 10411000/300621/С844991 была поставлена на контроль по причине: «Согласно п. 6 Правил постановления Правительства РФ разделить СФ по договорам от 12.01.2021 № 41 (счета - фактуры от 15.06.2021 № 27, от 28.06.2021 № 30), от 17.03.2021 № 43 (счета - фактуры от 08.06.2021 № 25, от 22.06.2021 №29)».

15.03.2022 статистическая форма с системным номером ED20210630092122994 (регистрационный номер 10411000/300621/С844991) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315144937061 (регистрационный номер 10411000/150322/С389547). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 № 41 и счета-фактуры от 15.06.2021 № 27, от 28.06.2021 № 30.

15.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315145020719 (регистрационный номер 10411000/150322/С389555) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 17.03.2021 № 43 и счета-фактуры от 08.06.2021 № 25, от 22.06.2021 № 29.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/150322/С389555, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607998000, стоимость товара - 285 300,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «Millenium», КАЗАХСТАН, г. Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - «июнь 2021 года». Заявитель - директор ООО «МЕГАСНАБ» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).

3) в адрес ИП «Millenium» (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 № 41 и счетов - фактур от 05.07.2021 № 32, от 17.07.2021 № 36, от 22.07.2020 № 38, от 26.07.2021 № 39, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210802094645428 и регистрационным номером 10411000/020821/С008515 за отчетный период «июль 2021 года».

24.03.2022 в КПС «Статистическое декларирование» статистическая форма с регистрационным номером 10411000/020821/С008515 была поставлена на контроль по причине: «Согласно п. 6 Правил постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 891 разделить СФ по договорам от 12.01.2021 № 41 (счета - фактуры от 05.07.2021 № 32, от 17.07.2021 № 36), от 17.03.2021 № 43 (счета - фактуры от 22.07.2020 № 38, от 26.07.2021 № 39)».

15.03.2022 статистическая форма с системным номером ED20210802094645428 (регистрационный номер 10411000/020821/С008515) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315145108375 (регистрационный номер 10411000/150322/С389575). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 № 41 и счета-фактуры от 05.07.2021 № 32, от 17.07.2021 № 36.

15.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315145143142 (регистрационный номер 10411000/150322/С389574) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 08.07.2021 № 46 и счета-фактуры от 22.07.2021 № 38, от 26.07.2021 № 39.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/150322/С389574, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607300000, стоимость товара - 466 760,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «Millenium», КАЗАХСТАН, г. Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - «июль 2021 года». Заявитель - директор ООО «МегаСнаб» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).

4) в адрес ИП «СемМакРом» (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.03.2021 № 45 и счетов - фактур от 01.09.2021 № 43, от 25.09.2021 № 45, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210929123 825074 и регистрационным номером 10411000/290921/СЗ16191 за отчетный период «сентябрь 2021 года».

18.03.2022 статистическая форма с системным номером ED20210929123825074 (регистрационный номер 10411000/290921/СЗ 16191) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141427386 (регистрационный номер 10411000/180322/С401115). В графе 10 был представлен договор от 19.03.2021 № 45 и счет-фактура от 01.09.2021 № 43.

18.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141608678 (регистрационный номер 10411000/180322/С401116) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 25.08.2021 № 47 и счет-фактура от 25.09.2021 № 45.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/180322/С401116, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607998000, стоимость товара - 1 427 700,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «СемМакРом», КАЗАХСТАН, Жетисай, ул. Танатов, 5, отчетный период - «сентябрь 2021 года». Заявитель - директор ООО «МегаСнаб» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).

5) в адрес ИП «СемМакРом» (Республика Казахстан) в рамках договора от 13.10.2021 № 49 и счетов - фактур от 01.11.2021 № 48, от 16.11.2021 № 49, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20211201075924545 и регистрационным номером 10411000/011221/С648973 за отчетный период «ноябрь 2021 года».

18.03.2022 статистическая форма с системным номером ED20211201075924545 (регистрационный номер 10411000/011221/С648973) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141639375 (регистрационный номер 10411000/180322/С401121). В графе 10 был представлен договор от 25.08.2021 № 47 и счет-фактура от 01.11.2021 № 48.

18.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141831397 (регистрационный номер 10411000/180322/С401126) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 13.10.2021 № 49 и счет-фактура от 16.11.2021 № 49.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/180322/С401126, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8483102909, стоимость товара - 51 188,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «СемМакРом», КАЗАХСТАН, Жетисай, ул. Танатов, 5, отчетный период - «ноябрь 2021 года». Заявитель - директор ООО «МегаСнаб» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru)

6) в адрес ИП «СемМакРом» (Республика Казахстан) в рамках договора от 13.10.2021 № 49 и счетов - фактур от 14.12.2021 № 55, от 20.12.2021 № 56, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20211224115239809 и регистрационным номером 10411000/241221/С806398 за отчетный период «декабрь 2021 года».

18.03.2022 статистическая форма с системным номером ED20211224115239809 (регистрационный номер 10411000/241221/С806398) была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 «Документы», взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141719056 (регистрационный номер 10411000/180322/С401122). В графе 10 был представлен договор от 13.10.2021 № 49 и счет-фактура от 14.12.2021 № 55.

18.03.2022 представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141805636 (регистрационный номер 10411000/180322/С401125) с дополнением в графе 10 «Документы» договора от 08.12.2021 № 51 и счет- фактура от 20.12.2021 № 56.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/180322/С401125, ООО «МегаСнаб» вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8483102909, стоимость товара - 205 210.00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП «СемМакРом», КАЗАХСТАН, Жетисай, ул. Танатов, 5, отчетный период - «декабрь 2021 года». Заявитель - директор ООО «МегаСнаб» Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru)

В ходе изучения документов и сведений, представленных обществом, установлено, что с учетом отгрузки товара в мае 2021 не позднее 16.06.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в июне 2021 не позднее 14.07.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в июле 2021 не позднее 13.08.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в сентябре 2021 не позднее 14.10.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022; с учетом отгрузки товара в ноябре 2021 не позднее 14.12.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022; с учетом отгрузки товара в декабре 2021 не позднее 21.01.2022 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022, то есть с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329»

По факту выявленных нарушений Пермской таможней в отношении ООО «МегаСнаб» 23.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении и по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 26.04.2022 вынесено постановление № 10411000-288/2022 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в общем размере 300 000 руб. (50 000 руб. за каждое из шести правонарушений).

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка, срока привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности. Вместе с тем, применив положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части суммы административного штрафа, превышающей 25 000 рублей.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для Российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность закреплена в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329", которым определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения (далее - Правила), действовавшем в период спорных правоотношений.

Согласно пункту 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет

В пункте 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Исходя из пункта 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).

Факты несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров по вышеперечисленным контрактам установлены судом первой инстанции, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и обществом по существу не оспариваются, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Судом также установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении № 10411000-000486/2021 от 07.06.2021 (вступило в законную силу 23.07.2021), обществу было назначено наказание в виде предупреждения.

Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для соблюдения срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, в материалах дела не имеется.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Оспариваемые постановления вынесены в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.

Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. (50 000 руб. за каждое из шести правонарушений), что соответствует санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции верно исходил из того, что вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

При этом суд учел, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.

При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").

Заявитель жалобы считает, что ведение таможенной статистики не относится к видам государственного контроля, в связи с чем часть 5 статьи 4.4. КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае не применима.

Указанный довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется.

Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).

В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.

Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ.

Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды.

При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.

Учитывая изложенное, установив, что оспариваемым постановлением от 26.04.2022 № 10411000-288/2022 общество привлечено к ответственности за шесть административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия (протокол от 23.03.2022 № 10411000-288/2022), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обществу следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей как за совершение одного административного правонарушения.

Кроме того, судом обоснованно учтено следующее.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» следующего содержания:

При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

При этом судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").

С учетом вышеприведенных разъяснений, установив, что на момент совершения правонарушения ООО «МегаСнаб» было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в отсутствие доказательств исполнения оспариваемого постановления, суд первой инстанции правомерно применил положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ и признал оспариваемое постановление неподлежащим исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 25 000 руб.

Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает, считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств. Выводы суда основаны на правильном применении действовавших на момент рассмотрения дела норм материального права, регулирующих порядок назначения административного наказания

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 июля 2022 года по делу № А50-11334/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

И.В. Борзенкова

Е.В. Васильева