П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 70 /2017-АК
г. Пермь
11 сентября 2017 года Дело № А60-4884/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенкова И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Свердловская топливная компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>) не явился;
от заинтересованного лица УПФР В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНН <***>, ОГРН <***>) не явился;
от третьего лица: отдел Федеральной службы судебных приставов по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области – не явился;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июня 2017 года
по делу № А60-4884/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Свердловская топливная компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга
Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: отдел Федеральной службы судебных приставов по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов, и о взыскании денежных средств,
установил:
Открытое акционерное общество "СВЕРДЛОВСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" (далее – ОАО "СТК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее – ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга, заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом уточнения требований от 07.03.2017):
- признать недействительным решение ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 11.11.2016 № 075S02160173059;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга сумму излишне взысканных решением от 11.11.2016 № 075S02160173059 пени на страховую и накопительную пенсию в размере 49240 руб. 88 коп.;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга проценты на сумму излишне взысканных решением от 11.11.2016 № 075S02160173059 пени в размере 415 руб. 51 коп.;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга процентов на сумму излишне взысканных решением от 11.11.2016 № 075S02160173059 пени по день фактического их возврата;
- признать недействительным решение ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 22.12.2016 № 075S03160000001;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга суммы излишне взысканных решением от 22.12.2016 № 075S03160000001 пени на страховую и накопительную пенсию в размере 4502 руб. 51 коп.;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга процентов на сумму излишне взысканных решением от 22.12.2016 № 075S03160000001 пени в размере 13 руб. 57 коп.;
- взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга процентов на сумму излишне взысканных решением от 22.12.2016 № 075S03160000001 пени по день фактического их возврата.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2017 года исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать.
третье лицо: отдел Федеральной службы судебных приставов по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, 11.11.2016 ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках № 075S02160173059, согласно которому с плательщика страховых взносов ОАО "СТК" 14.11.2016 были взысканы пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную часть пенсии в размере 49240,88 руб.
Указанная сумма была списана управлением 14.11.2016, что подтверждается выпиской из лицевого счета общества и инкассовыми поручениями.
Изучив представленное в материалы дела решение, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что из решения невозможно установить основное обязательство (задолженность), его размер и период образования, на который подлежали начислению взысканные пени, а также невозможно установить дату выставления требования.
Требование от № 075 032 15 ТН 0143096, на основании которого было принято обжалуемое решение, в адрес заявителя не направлялось. Доказательств направления соответствующего требования заявителю суду не представлено.
В графе «недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную часть пенсии», проставлено - 00,00 руб. Согласно обжалуемому решению заявителю был установлен срок для исполнения требования – 18.05.2015. Решение вынесено 11.11.2016, то есть за пределами 60-дневного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.
Кроме того, 22.12.2016 ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области было вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках № 075S0316000001, согласно которому с плательщика страховых взносов ОАО "СТК" 10.01.2017 были взысканы пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную часть пенсии в размере 4502,51 руб.
Указанная сумма была списана Управлением 10.01.2017, что подтверждается выпиской из лицевого счета общества.
Согласно обжалуемому решению истцу был установлен срок для исполнения требования – 19.05.2015. Решение вынесено 22.12.2016, то есть за пределами 60-дневного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.
Требование от № 075 032 15 ТН 0143096, на основании которого было принято обжалуемое решение, в адрес заявителя не направлялось. Доказательств направления соответствующего требования заявителю суду не представлено. В графе «недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную часть пенсии», проставлено - 00,00 руб.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.09.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее закон № 167-ФЗ) и ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
До 01.01.2010 г. страхователь согласно ст. 24 Закона № 167-ФЗ ежемесячно производили уплату сумм авансовых платежей в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислен авансовый платеж по страховым взносам. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 26 Закона № 167-ФЗ и ст. 25 Закона № 212-ФЗ начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начисляются пени.
Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются согласно ст. 60 Закона № 212-ФЗ в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного закона. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами ПФР в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный законом срок, производится взыскание недоимки в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона № 212-ФЗ.
При выявлении недоимки согласно ст.22 Закона № 212-ФЗ органы ПФР составляют документ о выявлении недоимки (Справка) и в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляют плательщику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Требование).
В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления Требования, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику уточненное Требование.
Взыскание страховых взносов в соответствии со ст. 19 Закона № 212-ФЗ производится по решению органа, контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных, внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствий со ст. 22 Закона № 212-ФЗ.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов установлен в соответствии со статьями 26, 27 Закона № 212-ФЗ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2009 № 310п.
В случае обнаружения излишне уплаченных страховых взносов плательщиком, плательщик представляет заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов письменной форме или в форме электронного документа в Управление ПФР по месту жительства плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля, за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика, страховых взносов.
В силу п. 5- 7 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Согласно п. 9 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку на основании незаконных решений с общества списаны спорные суммы, факт наличия недоимки не подтвержден управлением пенсионного фонда, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о возврате списанных сумм с начислением на них процентов в соответствии с п. 9 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009.
Заинтересованное лицо в судебном заседании подтвердило факт ошибочного (повторного) направления решений заявителю.
Вместе с тем, просит в жалобе отменить судебный акт, поскольку данное решение было принято без участия надлежащего ответчика по делу соответствующей налоговой инспекции, которой в силу положенийст21 федерального закона №250-ФЗ от 03.07.2016 переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Рассмотрев данные доводы суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 19 закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются фондом и подлежит применению порядок, установленный законом N 212-ФЗ.
Согласно ст. 20 закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
По мнению апелляционного суда, из положений указанных статей 19 - 21 и иных положений закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2017 года по делу № А60-4884/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | И.В. Борзенкова | |
Судьи | Е.В. Васильева | |
В.Г. Голубцов |