ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-11241/2022-ГК
г. Пермь
30 сентября 2022 года Дело № А60-3989/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
от третьего лица - ФИО1, паспорт, доверенность от 20.11.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2022 года
по делу № А60-3989/2022
по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***> ОГРН <***>), Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,
установил:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства "Дом офицеров Центрального военного округа" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, третье лицо, Министерство обороны Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение является незаконным и необоснованным, так как при вынесении оспариваемого решения судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для его отмены. Указывает, что в отношении Объекта культурного наследия проводились ремонтные работы, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в исковом заявлении ссылается на акты осмотра Объекта культурного наследия, составленные до внесения предписания № 38-03-13/01-21 от 13.12.2021 о приостановлении работ, акты осмотра не содержат актуальных данных о состоянии Объекта культурного наследия на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, не указывается, имеются ли какие-либо недостатки в качестве работ, в отношении которых внесено предписание. Суду необходимо было исследовать факт проведения ремонтных работ на фасадах Объекта культурного наследия, в отношении которых внесено предписание № 38-03-13/01-21 от 13.12.2021 о приостановлении работ, и установить, какие именно ремонтные работы проводились, осуществлены ли мероприятия, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности Объекта культурного наследия.В связи с чем, представителем Министерства обороны Российской Федерации направлен запрос в ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Минобороны России (исх. № 50/04-08/6830 от 02.06.2022) о представлении сведений и документов, касающихся, в частности, выполнения ремонтных работ в отношении вышеуказанного Объекта культурного наследия. Поскольку ответ на данный запрос не поступил, представитель Министерства обороны Российской Федерации 24.06.2022 направил в Арбитражный суд Свердловской области ходатайство об отложении судебного заседания на более позднюю дату для представления Министерством обороны Российской Федерации письменного отзыва на исковое заявление с учетом запрошенных сведений. В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, суд принял решение об удовлетворении исковых требований.Полагает, что исковые требования о возложении обязанности по обеспечению разработки научно-проектной документации и представление ее на согласование в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, а также обязанности по проведению работ по ремонту и реставрации Объекта культурного наследия в отсутствие в материалах дела актуальных данных о состоянии Объекта культурного наследия на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции являются необоснованными и удовлетворению не подлежали. Отмечает, что исковые требования являются неопределенными и не подлежали удовлетворению.
До судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель третьего лица на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:70120, площадью 8513,7 кв.м, расположенный по адресу: <...>, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) как здание окружного дома офицеров, является объектом культурного наследия федерального значения «Окружной дом офицеров» (далее - Объект культурного наследия, Памятник), находится в собственности Российской Федерации (право собственности зарегистрировано 24.06.2002 за № 66-01/01-25/2002-40) и в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУКИ «Дом офицеров ЦВО») (право оперативного управления зарегистрировано за № 66-66/001-66/001/606/2015-630/1 от 29.07.2015).
Объект культурного наследия принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 661710765310006.
Истцом проведен осмотр объекта по результатам которого составлен акт осмотра объекта культурного наследия № 38-04-51/05-18 от 18.05.2018), по результатам которого установлено следующее: на западном фасаде двухэтажного веерообразного объема зрительной части наблюдается обрушение отделочных слоев с оголением кирпичной кладки, фрагментарное отсутствие верхних колен водосточных труб, сети трещин, следы ржавчины в уровне карниза в местах размещения водосточных труб, размещение инженерной техники в уровне кровли, установлены решетки на окнах цокольного этажа; на западном фасаде южного крыла т-образного блока наблюдается обрушение штукатурного слоя рельефа башни, установлена камера видеонаблюдения в уровне второго этажа, козырек в месте соприкосновения двух объемов объекта культурного наследия; на западном фасаде западного крыла п-образного блока установлены решетки на окнах первого этажа; на южном фасаде западного крыла п-образного блока установлено 2 кондиционера; на восточном фасаде западного крыла п-образного блока наблюдается обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки в уровне межэтажного карниза, окна третьего этажа, установлены решетки на окнах первого и второго этажей; на южном фасаде северного крыла п-образного блока наблюдается отслоение отделочного слоя в уровне карниза, окна третьего этажа, на колоннах размещены Георгиевские ленты; на западном фасаде восточного крыла п-образного блока наблюдается обрушение штукатурного слоя в уровне карниза, установлены решетки на окнах первого этажа; на восточном фасаде восточного крыла п-образного блока установлены решетки на окнах первого этажа, камеры видеонаблюдения в уровне первого этажа, наблюдаются сети трещин в уровне карниза; на северном фасаде северного крыла п-образного блока наблюдается запыление, промочки карниза, следы ржавчины вблизи водосточных труб, отсутствие верхнего колена водосточной трубы, участки, покрытые колером белого цвета, свежей штукатуркой, отслоения отделочного слоя, установлены решетки в окнах первого этажа; на восточном фасаде южного крыла т-образного блока нарушена целостность ограждающей конструкции - обрушение кирпичной кладки с возникновением сквозного отверстия в уровне карниза; наблюдается обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, промочки, фрагментарное отсутствие колен водосточных труб, отсутствие остекления оконного заполнения второго этажа; оконные заполнения третьего этажа заменены на пластиковые стеклопакеты с изменением исторического цветового решения; установлены решетки на окнах первого этажа, кондиционеры в уровне второго и третьего этажей; на южном фасаде восточного крыла т-образного блока установлены решетки на окнах второго этажа, кондиционеры в уровне первого этажа, наблюдается обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, промочки, следы ржавчины, фрагментарное отсутствие колен водосточных труб, часть окон зашиты металлическими щитами; на восточном фасаде восточного крыла т-образного блока наблюдаются промочки; на северном фасаде восточного крыла т-образного блока наблюдается обрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, промочки, фрагментарное отсутствие колен водосточных труб, размещение вентиляционных коробов, электрических проводов; оконные заполнения второго этажа заменены на пластиковые стеклопакеты с изменением исторического цветового решения.
ГБУК СО НПЦ 06.12.2021 проведено мероприятие по мониторингу Объекта культурного наследия (акт мониторинга от 06.12.2021), в результате которого установлено следующее: наблюдаются местами шелушения окрасочного слоя, со стороны западной части северного фасада следы промочек и загрязнения, фрагмент металлического листа на крыше со стороны северной части западного фасада; вблизи северной части западного фасада имеется строительный мусор, деревянные доски, ржавые металлические листы, сложенные металлические леса; вблизи башни со стороны западного фасада расположены строительные материалы, ржавые металлические листы; второй ярус башни обрамлен ограждением с балясинами, ограждение отсутствует со стороны юга, востока и севера, со стороны северной части западного фасада башни отсутствует верхняя часть балясника; на момент осмотра на площадке портика зрелищной части велись работы -выбивалась плитка, организованы навесы; со стороны северной части западного фасада рабочие загружали строительный мусор и металлические леса в погрузочную машину; на фронтоне зрелищной части производились сварочные работы; на втором ярусе башни с севера наблюдались рабочие; условия доступа на объект культурного наследия с учетом потребностей инвалидов обеспечены: визуальный осмотр западного, южного и восточного фасадов; другие меры, предусмотренные приказом Минкультуры России от 20.11.2015 № 2834, отсутствуют; информационная надпись, соответствующая требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178, отсутствует.
10.12.2021 в ходе проведения уполномоченным должностным лицом Управления контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами - выездного обследования (акт № 38-03-05/08-21 от 10.12.2021), подтвержден установленный актом мониторинга от 29.11.2017 факт проведения работ на фасадах.
13.12.2021 Управлением в адрес учреждения внесено предписание № 38-03-13/01-21 о приостановлении работ на Объекте культурного наследия, проводимых с нарушением требований пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
Полагая, что бездействием ответчика причинен вред вышеуказанному объекту культурного наследия, истец обратился в суд с иском об обязании учреждения исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления объекта культурного наследия федерального значения «Окружной дом офицеров», расположенного по адресу: <...>, а именно: обеспечить разработку научно-проектной документации и представление её на согласование в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; провести работы по ремонту и реставрации Объекта культурного наследия в соответствии со статьями 42, 43 Федерального закона № 73-ФЗ, в порядке, установленном статьей 45 данного Федерального закона, в течение 48 (сорока восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных истцом требований, доказанности нахождения объект культурного наследия в ненадлежащем состоянии, обязанности ответчика обеспечить соблюдение требований Федерального закона № 73-ФЗ при эксплуатации объекта.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Преамбулой к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр. В частности такими требованиями являются осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; непроведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; непроведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, которые должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 47.6. Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как разъяснено в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), законодательство связывает возникновение и прекращение обязанности по сохранению объекта культурного наследия (охранное обязательство) с наличием у субъекта этой обязанности соответствующего вещного или обязательственного права на данный объект.
Ответчик является законным владельцем Объекта культурного наследия, объект предоставлен ответчику на праве оперативного управления, что подтверждено материалами дела.
Приказом Управления от 13.12.2019 № 790 в отношении Объекта культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника и иного законного владельца (далее - охранные обязательства от 13.12.2019). В соответствии с охранным обязательством от 13.12.2019 в отношении иного законного владельца Объекта культурного наследия установлены следующие обязанности: обеспечивать финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия и сохранения предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ (пункт 14 Раздела 2); организовывать работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ (пункт 15 Раздела 2); осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1 пункта 17 Раздела 3); выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 18 Раздела 3). В соответствии с положениями пункта 13 Раздела 2 охранного обязательства от 13.12.2019 требования к сохранению объекта культурного наследия предусматривают его консервацию, ремонт, реставрацию, а также приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным федеральным законом.
Указом Губернатора Свердловской области от 16.10.2015 № 488-УГ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 20.02.2016 осуществляет Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.
Согласно Положению об Управлении, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 № 1216-ПП «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Свердловской области в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области и утверждении Положения, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области» (далее - Положение), на Управление возложены полномочия государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Свердловской области
В соответствии с пунктом 7 Положения Управление организует работу и осуществляет контроль за деятельностью подведомственного ему государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (далее - ГБУК СО НПЦ) в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 9 Главы 2 Устава ГБУК СО НПЦ, утвержденного приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) от 24.07.2013 № 1222 (в редакции приказа МУГИСО от 17.12.2015 № 3435, приказа Управления от 05.05.2016 № 51) (далее - Устав ГБУК СО НПЦ), предметом деятельности ГБУК СО НПЦ является обеспечение сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Главы 2 Устава ГБУК СО НПЦ, для обеспечения выполнения основного вида деятельности ГБУК СО НПЦ осуществляет, в том числе, работу по определению состояния объекта культурного наследия, в том числе мониторинг данных об объектах культурного наследия.
Необходимость проведения ремонтных работ объекта установлена компетентными в области охраны объектов культурного наследия.
Как установлено судом, 18.05.2018 уполномоченным должностным лицом Управления в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 7 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, проведен осмотр Объекта культурного наследия по результатам которого установлены ненадлежащее состояние Памятника, что отражено в акте осмотра объекта культурного наследия № 38-04-51/05-18 от 18.05.2018.
ФГБУКИ «Дом офицеров ПВО» внесено предостережение № 38-04-58/2-18 о недопустимости нарушения требований Федерального закона № 73-ФЗ в отношении Объекта культурного наследия.
ГБУК СО НПЦ 06.12.2021 проведено мероприятие по мониторингу Объекта культурного наследия, в результате которого также установлено ненадлежащее содержание объекта, на что указано в акте мониторинга от 06.12.2021.
10.12.2021 в ходе проведения уполномоченным должностным лицом Управления контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами - выездного обследования (акт № 38-03-05/08-21 от 10.12.2021), подтвержден установленный актом мониторинга от 29.11.2017 факт проведения работ на фасадах в отсутствие согласованной Управлением проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в отсутствие выданных Управлением задания и разрешения на проведение этих работ, то есть выявлены нарушения требований пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ. 13.12.2021 Управлением в адрес учреждения внесено предписание № 38-03-13/01-21 о приостановлении работ на Объекте культурного наследия, проводимых с нарушением требований пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
По состоянию на 20.01.2022 заявлений на предоставление государственных услуг по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, согласованию проектной документации на проведение указанных работ в Управление от ФГБУКИ «Дом офицеров ПВО» не поступало.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 73-ФЗ под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
В силу статьи 43 Федерального закона № 73-ФЗ под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем содержании ответчиком Объекта культурного наследия, что подтверждено актами осмотра, неисполнение ответчиком предостережения от 21.08.2018, в частности установлено, что по состоянию на 20.01.2022 обществом никаких мероприятий, направленных на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, проведено не было, Объект культурного наследия в течение ряда лет находится в ненадлежащем состоянии, состояние Объекта культурного наследия продолжает ухудшаться, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск, указав на необходимость исполнения ответчиком своих обязательств в области сохранения Объекта культурного наследия.
Доводы третьего лица о необходимости установления фактического состояния объекта, выполненных на объекте работ представляются необоснованными.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
В силу положений Федерального закона № 73-ФЗ, приказа Управления от 13.12.2019 № 790, соответствии с которым в отношении Объекта культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника и иного законного владельца, суд обоснованно указал на обязанность ответчика обеспечить сохранение Объекта культурного наследия.
Ненадлежащее состояние объекта установлено уполномоченным органом по результатам осмотра, акты осмотра правомерно признаны судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу, составлены уполномоченным органом в рамках своих полномочий, не оспорены.
При этом ответчиком не представлено доказательств исполнения предостережения от 21.08.2018, получения разрешения на проведение ремонтных работ, согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, предусмотренном ст.ст. 42-45 Федерального закона № 73-ФЗ. О проведении строительно-технической экспертизы ответчик и третье лицо не ходатайствовали.
Что касается конкретизации объема необходимых работ по сохранению объекта, то такой объем может быть установлен исключительно по результатам научно-исследовательских и проектных работ, в связи с чем суд обоснованно указал на необходимость соблюдения ответчиком требований ст.ст. 42, 43, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при планировании ремонтных работ.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2022 года по делу № А60-3989/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.А. Полякова
Судьи
Д.И. Крымджанова
Ю.В. Скромова