П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 37 /2015-АК
г. Пермь
05 октября 2015 года Дело № А60-12340/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя – Открытого акционерного общества «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН <***> ИНН <***>): ФИО1, паспорт, доверенность от 05.05.2015, ФИО2, паспорт, доверенность от 12.01.2015,
от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ОГРН <***> , ИНН <***>): ФИО3, удостоверение, доверенность от 16.06.2015, ФИО4, паспорт, доверенность от 13.05.2015, ФИО5, удостоверение, доверенность от 12.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя – Открытого акционерного общества «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2015 года
по делу № А60-12340/2015,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»
кРегиональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании недействительным постановления в части,
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (далее заявитель, ОАО «ОЭК») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области) о признании недействительным постановления от 24.12.2014 № 261-ПК «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области» в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО «ОЭК», на 2015 год долгосрочного периода регулирования 2015-2017г.г., обязании включить в состав необходимой валовой выручки ОАО «ОЭК» на 2015 год незаконно исключенные расходы на ремонт основных фондов в размере 28 669 880 руб. и аренду имущества в размере 1 064 330 руб., а также установить тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом откорректированной необходимой валовой выручки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2015 года (резолютивная часть объявлена 23 июня 2015 года) в удовлетворении заявленных требований ОАО «ОЭК» отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ОАО «ОЭК» обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального и процессуального права, ошибочному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления в части. Судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны.
Присутствовавшие в судебном заседании представители ОАО «ОЭК» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; считает, что судом установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству; просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители РЭК Свердловской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам рассмотрения заявления ОАО «Объединенная энергетическая компания» (письмо от 28.04.2014 № 33-1-04/478 (вх. № 4946 от 30.04.2014) об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых на территории Свердловской области, на 2015 год Региональная энергетическая комиссия Свердловской области вынесла постановление от 24.12.2014 № 261-ПК об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области.
Постановление РЭК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 30.12.2014.
Усматривая данное постановление в части, касающейся ОАО «ОЭК», незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел совокупность оснований для признания в оспариваемой части постановление недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В силу положений ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям региональная энергетическая комиссии обязана доказать законность и обоснованность установленных в оспариваемой части постановления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по обращению ОАО «Объединенная энергетическая компания» (письмо от 28.04.2014 № 33-1-04/478 (вх. № 4946 от 30.04.2014), заявитель, в свою очередь, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принятием в оспариваемой части постановления, обоснованность включения в состав необходимой валовой выручки расходов на ремонт основных фондов, расходов на аренду имущества.
В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 6 и 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила № 861), подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнерегтике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов), подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Свердловской области осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Свердловской области, в области государственного регулирования тарифов в лицеРегиональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим
органом с учетом положений Основ ценообразования.
В отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых
впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на
услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также территориальных сетевых организаций, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в
том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.
Приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. № 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (далее - Методические указания №98).
Приказом ФСТ России от 28.03.2013 г. № 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Регламент № 313).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами величина тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяется на основании экспертизы представленных в установленные действующим законодательством сроки регулируемой организацией расчетных материалов, содержащих экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах по регулируемой деятельности на период регулирования.
Как видно из материалов дела и заявителем не оспаривается, для ОАО «ОЭК» тарифы на услуги по передаче электрической энергии впервые были установлены постановлением РЭК Свердловской области от 22.10.2014 № 155-ПК «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области».
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 98 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии
на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три
года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы
на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный
период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном
Методическими указаниями № 98.
Постановлением РЭК Свердловской области № 261-ПК были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «МРСК Урала» (г. Екатеринбург) и ОАО «Объединенная энергетическая компания» филиал «Уральский» (г. Санкт-Петербург) на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годы (на основании заявления ОЭК об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год).
В соответствии с Правилами государственного регулирования заявитель
заранее известил РЭК Свердловской области о проектируемых размерах тарифов на период 2015-2017 годов на услуги по передаче электрической энергии, 24.11.2014 по электронной почте ОЭК. Копия письма с информацией о проекте необходимой валовой выручки по услугам по передаче электрической энергии на 2015-2017 годы представлена в материалы дела.
РЭК Свердловской области в соответствии с указанными Правилами направила в адрес ОАО «Объединенная энергетическая компания» выписку из протокола заседания Правления региональной энергетической комиссии.
ОАО «ОЭК» в адрес РЭК Свердловской области направлены разногласия по величине необходимой валовой выручки для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год 24.12.2014 (вх. № 14671), в день заседания Правления РЭК Свердловской области по рассмотрению вопроса об утверждении на 2015 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями на территории Свердловской области.
Заявленные ОАО «ОЭК» в указанном письме разногласия были рассмотрены Комиссией ранее, по ним специалистами РЭК Свердловской области даны разъяснения в рабочем порядке в устной форме, а также в ходе переписки по электронной почте.
Сопроводительным письмом от 31.12.2014 № 04-07/8042 РЭК Свердловской области с соответствии с Правилами государственного регулирования направила в адрес ОАО «Объединенная энергетическая компания» выписку из протокола заседания Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 № 43.
Рассмотрев представленные ОАО «ОЭК» в экономическое обоснование индивидуальных тарифов документы, РЭК Свердловской области, руководствуясь положениями п. 17 и п.п. 4,5 п.18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011, обоснованно исключила в полном объеме из состава необходимой валовой выручки расходы на ремонт основных средств и расходы на аренду имущества.
При этом региональной комиссией проведен анализ представленных документов, который позволил исключить из состава необходимой валовой выручки указанные расходы.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 17 Правил государственного регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 указанных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении
расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской
Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;
2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа (документе допущена опечатка, поэтому следует читать в пункте 29).
Перечень дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлен постановлением РЭК Свердловской области
от 26.03.2014 № 26-ПК «Об установлении Перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии (сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков)» (далее - Перечень дополнительных материалов).
В соответствии с пунктами 27-33 Перечня дополнительных материалов в дополнительные обосновывающие материалы входят: титульный список на проведение капитального ремонта; копии предписаний государственных надзорных органов о необходимости проведения ремонтов оборудования, участвующего в передаче энергии; утвержденные в установленном порядке программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций; сметы по видам ремонтных работ, договоры с подрядными организациями; ведомости дефектов оборудования, подлежащего ремонту; акты о выполнении ремонтных работ за год, предшествующий базовому периоду; информация о результатах проведения
конкурса подрядных организаций, в том числе по новому строительству (протокол конкурсной комиссии, копии обращений участников конкурса и т.п.).
При определении затрат на ремонт основных средств, учитываемых в расчете необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ), необходимой
для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых ОАО «ОЭК» на 2015 год, РЭК Свердловской области были рассмотрены следующие представленные в расчетных материалах документы:
договоры, заключенные ОАО «ОЭК» с садоводческими некоммерческими товариществами на право владения электросетевого оборудования, акты о приеме-передаче объектов основных средств по форме № ОС-1, программа ремонтов на 2015 год, годовой план-график планово-предупредительных ремонтов оборудования на 2015 год, локальные сметы, дефектные ведомости. Расчет необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче
электрической энергии на 2015 год для ОАО «ОЭК» производился РЭК Свердловской области в рамках долгосрочного периода регулирования на 2015-
2017 годы, при котором 2015 год является базовым периодом регулирования.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 98 долгосрочные
тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, в число
которых входит базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый
регулирующими органами.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98 ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования,
учитывается при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных
с передачей электрической энергии в базовом году долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98 уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается
регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных
мероприятий.
В силу вышеизложенного первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования для ОАО «ОЭК» является 2015 год.
Анализ содержания договоров с СНТ приводит к следующим выводам.
На основании пункта 1.2 договоров электросетевое оборудование безвозмездно передается ОЭК в соответствии со статьями 572 (договор дарения), 575 (запрещение дарения) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно статье 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Однако договоры в пункте 2.2 содержат обязательства.
В соответствии с абзацем вторым статьи 572 ГК РФ при наличии встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 ГК РФ: притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 574 ГК РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.12 г. № 302-ФЗ) договора дарения недвижимого имущества, заключенные до 1 марта 2013 года подлежат государственной регистрации.
В материалах дела из представленных 35 договоров 29 заключены в срок до 1 марта 2013г., государственной регистрации не имеется.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-
ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» электросетевое оборудование, определенное в вышеуказанных договорах, является имуществом общего пользования.
Согласно статье 253 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Данное согласие не приложено ни к одному из заявленных договоров.
Таким образом, у РЭК Свердловской области имелись полные основания полагать, что в рассматриваемом случае имеет место притворная сделка; по мнению Комиссии, с учетом существа и содержания сделки, речь идет о безвозмездном пользовании имуществом, и к данному виду сделок следует применять правила, предусмотренные главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: в соответствии с пунктом 1 статьи 693 Гражданского кодекса Российской Федерации при обнаружении таких недостатков ссудополучатель вправе по своему выбору потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков вещи или возмещения своих расходов на устранение недостатков вещи либо досрочного расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.
Однако, претензии относительно состояния переданного имущества ОАО «ОЭК» не предъявило и своим правом на устранение недостатков имущества не воспользовалось.
Из представленных дефектных ведомостей следует, что все оборудование нуждается в капитальном ремонте или замене.
На основании пункта 2.1.1 договоров, заключенных ОАО «ОЭК» с СНТ,
оборудование передано надлежащего качества. В актах приема-передачи к договорам также не зафиксировано и не содержится отметок о наличии дефектов и неполадок в оборудовании.
Представленные организацией акты о приеме-передаче объектов основных средств по форме № ОС-1 также не содержат сведений о состоянии объектов основных средств на дату передачи.
В связи с чем РЭК Свердловской области пришла к выводу о наличии у ОАО «ОЭК» право требования безвозмездного устранения недостатков оборудования от передающей стороны.
Поскольку указанные договоры были заключены в 2012 году, оборудование по ним принято надлежащего качества, а характер работ, заявленных в дефектных ведомостях, представленных в расчетных материалах
для установления тарифов на 2015 год, предполагает проведение трудоемких и
дорогостоящих работ (полный демонтаж и установка нового оборудования),
комиссия пришла к выводу, что ОАО «ОЭК» решило переложить расходы на ремонт оборудования, принятого в аварийном состоянии, на потребителей Свердловской области. Соответственно заявленные суммы на ремонт оборудования признаны необоснованными и документально не подтвержденными.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.6.4 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» графики ремонтов
электроустановок, влияющие на изменение объемов производства, должны быть утверждены руководителем организации. Потребителям следует разрабатывать также долгосрочные планы технического перевооружения и реконструкции электроустановок.
Таким образом, для установления базового уровня подконтрольных расходов организация должна была представить программу ремонтов, которая
предусматривала бы план работ на каждый год долгосрочного периода регулирования, с целью недопущения повторного выполнения работ и соответственно повторного учета расходов на эти работы.
ОАО «ОЭК» же была представлена программа ремонтов только на 2015 год. К тому же программа ремонтов является документом, подтверждающим
намерения заявителя проводить указанные в ней работы, но не является документом, обосновывающим суммы на проведение этих работ.
Локальные сметы на ремонт оборудования и дефектные ведомости были
представлены в РЭК Свердловской области в расчетных материалах, прилагаемых к заявлению ОЭК для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год, направленных в РЭК Свердловской области 30.04.2014 за входящим № 4946.
Представленные на указанную дату локальные сметы на ремонт оборудования выполнены в Федеральных единичных расценках (ФЕР).
В соответствии с пунктами 2.11 и 2.13 Методики определения стоимости
строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной
постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, сборники ЕР (единичных расценок) на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).
В соответствии с пунктом 5.9 МДС 81-36.2004. Указания по применению
федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001), принятых постановлением Госстроя РФ от
09.10.2003 № 180 в тех регионах страны, в которых отсутствуют утвержденные
в установленном порядке сборники ТЕР, при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы могут применяться федеральные единичные расценки с учетом их привязки к местным условиям строительства и пересчета в текущий уровень цен на потребляемые ресурсы путем применения коэффициентов, учитывающих местные условия, и индексов
для перехода от цен 2000 г. к текущим ценам.
На территории Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2010 № 1616-1111 «Об утверждении территориальных сметных нормативов Свердловской области» утверждены территориальные сметные нормативы Свердловской области, в том числе территориальные единичные расценки (ТЕР):
1) территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЕРр-2001);
2) территориальные единичные расценки на строительные и специальные
строительные работы (ТЕР-2001);
3) территориальные единичные расценки на монтаж оборудования (ТЕРм-2001);
4) территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр-2001);
5) территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы (ТЕРп-2001);
6) территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции,
применяемые в строительстве Свердловской области (ТССЦ-2001);
7) территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств Свердловской области (ТСЭМ-2001).
В соответствии с вышеизложенным применение ФЕР при определении стоимости строительных, ремонтных, монтажных и других работ, при наличии установленных ТЕР, не допускается. Как следствие, суммы, рассчитанные в представленных локальных сметах с применением ФЕР, признаются необоснованными для включения в состав НВВ для установления тарифов на
услуги по передаче электрической энергии.
Данная информация была доведена РЭК Свердловской области до представителей заявителя в ходе рассмотрения расчетных материалов.
Впоследствии письмом от 06.11.2014 № 33-1-11/1205 (входящий от 10.11.2014 № 12608) ОАО «ОЭК» были представлены в РЭК Свердловской области локальные сметы на ремонт оборудования, выполненные в ТЭР (прилагаются), повторно представлены дефектные ведомости, а также документы с фотофиксацией оборудования.
В ходе экспертизы указанных документов РЭК Свердловской области выявлено отсутствие взаимосвязи представленных локальных смет с дефектными ведомостями, а именно:
- в локальных сметах по строке «наименование стройки» указана только
Свердловская область, т.е. не конкретизирован адрес и место выполнения работ;
- по строке «объект» отсутствует наименование объекта и его инвентарный номер.
Таким образом, идентифицировать объект основных средств, а соответственно соотнести его с заявленным перечнем и стоимостью работ, определенных в локальных сметных расчетах, дефектными ведомостями, не представляется возможным, и, как следствие, признать отнесение расходов на ремонт оборудования по деятельности ОЭК, связанной с оказанием услуг по передаче электрической энергии, правомерным.
В соответствии с подпунктами 14.1 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса,
категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных
зон таких объектов;
- капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием
существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной
программы сетевой организации.
Инвестиционные программы сетевых организаций утверждаются в соответствии со следующими нормативными актами:
- Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»
- Постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2014 №
650-ПП «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области по утверждению инвестиционных программ, реализуемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию»
(далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с пунктом 14 Порядка взаимодействия утверждение инвестиционных программ в части объектов электроснабжения (включая услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям) производится Правительством Свердловской области в срок до 15 августа года, предшествующего периоду их реализации.
Инвестиционная программа для ОАО «ОЭК» на 2015 год не утверждена
в установленном порядке.
В представленных заявителем локальных сметных расчетах отсутствует
информация по техническим характеристикам (мощность и др.) демонтируемого и монтируемого оборудования.
При данных обстоятельствах заинтересованное лицо обоснованно указывает на невозможность определить соответствие первоначально установленных параметров оборудования параметрам вновь устанавливаемого оборудования и, как следствие, определить наличие изменения класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования объектов основных средств.
Таким образом, доказательства отнесения работ по представленным локальным сметам к работам, не относящимся к реконструкции, отсутствуют, а
суммы признаны необоснованными.
Заявителем не представлено обоснование соответствия применяемых в локальных сметных расчетах индексов изменения стоимости строительства индексам изменения стоимости Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, наделенного полномочиями и индексам Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве на территории Свердловской области. Не представлены договоры с подрядными
организациями на проведение ремонтных работ.
При данных обстоятельствах не имеет правового значения непредставление заявителем и не истребование заинтересованным лицом предписаний Ростехнадзора, которые не являются документами, подтверждающими расходы общества на ремонт оборудования, при этом их отсутствие не послужило основанием для отказа в принятии указанных расходов.
На основании вышеизложенного РЭК Свердловской области правомерно признала заявленные ОАО «ОЭК» суммы по статье «ремонт основных фондов» необоснованными.
Соответствующие доводы апеллятора со ссылкой на п.29 Основ ценообразования подлежат отклонению, поскольку не опровергают правомерные выводы региональной энергетической комиссии, основанные на анализе содержания представленных заявителем документов, сопоставлении имеющихся в них сведений, которые вопреки доводам заявителя, не позволяли РЭК с достоверностью принять заявленный обществом размер расходов на ремонт оборудования.
Заявителем представлен пакет документов, оценка которых произведена РЭК, оснований для истребования дополнительных документов у комиссии не было, из материалов дела оснований к тому не усматривается и обществом в апелляционной жалобе не приведено.
Установленный п.29 Основ ценообразования порядок определения фактических значений расходов (цен) применению не подлежит ввиду отсутствия (непредставление заявителем) экономического обоснования производства ремонта основных фондов для включения расходов по ним в состав необходимой валовой выручки, а не ввиду отсутствия, как следует из данного пункта Основ, информации о таких расходах (ценах) при определении фактических их значений.
Кроме того, апеллятор считает незаконным исключение из состава необходимой валовой выручки расходов на аренду имущества. Данный довод несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1.2, 22, 23 Перечня дополнительных материалов в дополнительные обосновывающие материалы входят: для организаций, имеющих в аренде имущество, участвующее в регулируемой деятельности: договор аренды (с приложением перечня арендуемого имущества, расчета арендной платы, актов приема-передачи; ведомость бухгалтерского учета арендуемых основных средств и расчет налога на имущество, заверенные арендодателем; счета-фактуры на оплату аренды (за год, предшествующий базовому периоду, и за первый квартал базового периода).
В обоснование расходов на аренду при определении НВВ для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год заявителем были представлены следующие документы: договор от 30.04.2014 № б/н, заключенный с ИП ФИО6, на аренду нежилого (офисного) помещения, расположенного на тринадцатом этаже административного здания по адресу: <...> (Офисный дом «Суворов»), акты об оказании услуг по аренде офисных помещений и коммунальных расходов, оказываемых ИП ФИО6 за январь-апрель, июнь – август 2014 года, договор от 21.08.2012 № б/н, заключенный с Екатеринбургским открытым акционерным обществом «Сортсемовощ» (ЕОАО «Сортсемовощ») на аренду земельного участка (открытой площадки), расположенного по адресу <...>, для хранения электротехнического оборудования, акты об оказании услуг по аренде земельного участка, оказываемых ЕОАО «Сортсемовощ» за январь-июль 2014 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Второе предложение подпункта 5 пункта 28 данного документа в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при
определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество,
налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, признано не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 23 Федерального закона 35-ФЗ и недействующим решением ВАС Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13.
Таким образом,величины амортизации и налога на имущество, относящиеся к арендуемому имуществу, могут служить исходными данными для определения регулирующим органом расходов на аренду для включения их в необходимую валовую выручку заявителя наряду с иными, представленными последним, данными о прочих расходах, связанных с фактом владения арендованным имуществом.
ФСТ России письмом от 29.11.2013 № СН-12435/13 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов были даны разъяснения по определению расходов на аренду имущества, которые сводились к тому, что указанные расходы следует определять с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 02.08.2013 по делу № ВАС-6446/13, то есть исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате
проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими
сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен,
подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Поскольку порядок расчета амортизации определен статьями 256-259.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н,
заявителем представлены в экономическое обоснование тарифов документы, подтверждающие прочие расходы, в этом случае положения пункта 29 Основ ценообразования для определения размера амортизации применению не подлежат. В данной ситуации РЭК проводит анализ договорных отношений заявителя с контрагентами, по результатам которого по каждому договору аренды выделяются величины амортизации и соответствующих налоговых и иных приводимых заявителем платежей по арендуемым объектам.
Произведенной РЭК Свердловской области экспертизой документов установлено, что представленные заявителем договоры аренды содержат информацию о сумме арендной платы, но не содержат расчетов в их обоснование, из чего нельзя сделать заключение о размере амортизации и иных обязательных платежей. Предствленные акты об оказании услуг также не содержат информации о размере амортизации, об объемах потребленных коммунальных ресурсов и применяемых ценах (тарифов) на них.
При отсутствии указанных данных и сведений об иных обязательных платежах, о прочих расходах РЭК Свердловской области расходы на аренду по договорам, представленным ОАО «ОЭК», правомерно признала необоснованными для включения в расчет НВВ для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллятора со ссылкой на решение ВАС РФ от 02.08.2013 №ВАС-6446/13 о наличии у РЭК Свердловской области обязанности истребования указанной информации в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.29 Основ ценоообразования.
Таким образом, на основе анализа представленных ОАО «ОЭК» в материалы тарифного дела документов для обоснования расходов на ремонт основных средств и на аренду имущества РЭК Свердловской области сделала заключение о необоснованности заявленных расходов.
При возникновении необходимости уточнений предложений либо их обоснований в силу пункта 19 Правил государственного регулирования регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указывая на форму и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в установленный срок.
В процессе проведения экспертизы расчетных материалов комиссией были приняты от заявителя и рассмотрены дополнительно представленные материалы. Необходимости в истребовании иных дополнительных документов у комиссии не было.
Заключение о необосновнности сумм на ремонт основных средств комиссией было сделано по итогам экспертизы представленных ОАО «ОЭК» документов в составе материалов на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
О причинах отказа во включении в состав НВВ на 2015 год оспариваемых расходов комиссией были даны разъяснения заявителю. Принятое решение и его обоснование нашли отражение в протоколе заседания Правления РЭК Свердловской области от 24.12.2014г. № 43. В соответствии с Правилами государственного регулирования сопроводительным письмом от 31.12.2014 № 04-07/8042 в адрес заявителя направлена выписка из данного протокола.
Оспариваемым заявителем постановлением №261 (в части) установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации НВВ на период 2015-2917 г.г.
В соответствии с п.11 Методических указаний №98 определение НФФ на первый год долгосрочного регулирования (2015г.) определены методом экономически обоснованных расходов (затрат).
РЭК Свердловской области приведен полный анализ представленных заявителем документов, приведенные апеллятором доводы не опровергают правомерность выводов комиссии. Недостатки, имеющие существенный (неустранимый, несопоставимый) характер, представленных обществом документов не позволили регулирующему органу включить заявленные расходы в состав НВВ.
Процедура установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации НВВ проведена РЭК Свердловской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого постановления в части и соответственно не усматривает оснований для возложения обязанностей на заинтересованное лицо по включению спорных расходов в состав НВВ для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку. Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению в силе, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2015 года по делу № А60-12340/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Л.Ю.Щеклеина
Судьи Н.В.Варакса
Е.Ю.Муравьева