ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11367/2023-АК от 20.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11367/2023-АК

г. Пермь

21 ноября 2023 года Дело № А50-25451/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.

при участии:

представителя заявителя, Лаврентьевой Е.Р., действующей по доверенности от 21.09.2023, предъявлено удостоверение адвоката;

представителя заинтересованного лица, Министерства агропромышленного комплекса Пермского края, Багиной О.Ю., действующей по доверенности от 01.03.202, предъявлены удостоверение, диплом;

представителя заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю, Оняновой И.А., действующей по доверенности от 09.01.2023, предъявлены паспорт, диплом;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства агропромышленного комплекса Пермского края,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 августа 2023 года

по делу № А50-25451/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русь» (ОГРН 1045902119834, ИНН 5948026633)

к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (ОГРН 1045900976538, ИНН 5948002752),

о признании недействительным приказа от 14.07.2022 № 25-01.2-02-181 «Об утверждении перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии (о заключении Соглашения), перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии» в части включения общества с ограниченной ответственностью «Русь» в Реестр «Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел» и отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Русь» (далее - заявитель, Общество, ООО «Русь») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо, Минагро ПК) о признании недействительным приказа от 14.07.2022 № 25-01.2-02-181 «Об утверждении перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии (о заключении Соглашения), перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии» в части включения общества с ограниченной ответственностью «Русь» в Реестр «Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел» и отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии на основании Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 21.06.2022 № 520-п.

К участию в деле в статусе заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 августа 2023 года требования ООО «Русь» удовлетворены: признан недействительным пункт 1.4 приказа Министерства от 14.07.2022 № 25-01.2-02-181 «Об утверждении перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии (о заключении Соглашения), перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии» в части включения ООО «Русь» в «Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел» и отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии, предусмотренной Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 21.06.2022 № 520-п. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым судебным актом, считая, что он вынесен с нарушением норм материального права, не приняты во внимание доводы Министерства, им не дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте, Министерство обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жлобе ее заявитель указывает на несоответствующие обстоятельствам дела ссылки суда на нормативно-правовые акты; при этом в решении суда нет ссылок на нормы права и пункты Порядка, которые нарушены Министерством при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии ООО «Русь»; ссылки на судебную практику не допустимы при рассмотрении дела в суде. По мнению Министерства, судом не приняты во внимание справки налоговых органов об имеющейся у заявителя задолженности, которые не оспорены и не признаны недействительными. Также заинтересованное лицо считает необоснованным вывод суда о возложении на Министерство обязанности об установлении состояния расчетов с бюджетом по результатам анализа информации полученной от налоговых органов в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку налоговые органы являются компетентными в своей сфере деятельности и предоставляют информацию в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Русь» в порядке ст. 262 АПК Представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по существу которого с доводами жалобы не согласно, считает решение суда законным и обоснованным.

Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу указываетет, что суд при принятии решения в части удовлетворения заявленных требований Общества суд не обосновал позицию применения расчета с учетом переплаты; в связи с этим, данное решение суда не может объективно расцениваться как соответствующее с точки зрения материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства, ООО «Русь», Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, соответственно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.06.2022 ООО «Русь» подало в ГКУ заявку на предоставление субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел, запросив субсидию в сумме 15 690 010 руб. 00 коп.

14.07.2022 Министерством издан приказ № 25-01.2-02- 181 «Об утверждении перечней сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии (о заключении Соглашения), перечне сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии» (далее - Приказ от 14.07.2022, оспариваемый ненормативный акт, Приказ).

В п/п. 2 раздела Реестра, именуемом «Перечень сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел» поименовано общество с ограниченной ответственностью «Русь» (ИНН 5948026633).

В качестве основания отказа в предоставлении субсидии в Приказе сделана ссылка на п. 3.9.2. Порядка № 520-п (не соблюдение условий, установленных абзацем 7 п. 1.4.4. Порядка).

Не согласившись с Приказом от 14.07.2022, в части включения ООО «Русь» в раздел Реестра «Перечень сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного направления, свиней, лошадей, пчел» и отказа в предоставлении субсидии, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела того, что заявителем фактически не нарушено условие, установленное Порядком № 520-п.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из пункта 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как определено пунктом 7 статьи 78 БК РФ, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

С целью урегулирования предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел, Правительством Пермского края постановлением от 21.06.2022 № 520-п утвержден соответствующий Порядок (далее - Порядок № 520-п).

Порядок № 520-п (исходя из его пункта 1.1) определял цели, условия и правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел (далее - субсидии) из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, порядок возврата субсидий в случае нарушения порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении в рамках реализации государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п.

На основании пункта 1.2 Порядка № 520-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители), в целях возмещения части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость).

Как определено пунктом 1.3 Порядка № 520-п, главным распорядителем средств бюджета Пермского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является Министерство агропромышленного комплекса Пермского края (далее - Министерство).

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на цель, предусмотренную пунктом 1.2 Порядка № 520-п.

Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - единый портал) (в разделе «Бюджет») при формировании проекта закона Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период (проекта закона Пермского края о внесении изменений в закон Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период).

Пунктом 1.4 Порядка № 520-п предусматривалось, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям: - указанным в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (подпункт 1.4.1); - осуществляющим сельскохозяйственную деятельность на территории Пермского края (подпункт 1.4.2); - включенным в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденный Министерством. Положение о порядке ведения реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства утверждается Министерством и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.agro.permkrai.ru (далее - официальный сайт) (подпункт 1.4.3)); - соответствующим на первое число месяца подачи заявки на предоставление субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - заявка) и документов на предоставление субсидии следующим требованиям: - у сельскохозяйственных товаропроизводителей должна отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Пермским краем; - сельскохозяйственные товаропроизводители - юридические лица не должны находиться в процессе ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственные товаропроизводители – индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей; - сельскохозяйственные товаропроизводители не должны являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; - сельскохозяйственные товаропроизводители не должны получать средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов на цель, указанную в пункте 1.2 настоящего Порядка; - представление отчета о своем финансово-экономическом состоянии по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в порядке и сроки, установленные Министерством; - у сельскохозяйственных товаропроизводителей должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации (в 2022 году - превышающая 300 тыс. рублей) (подпункт 1.4.4); - не находящимся в 2022 году в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (подпункт 1.4.5); - у сельскохозяйственных товаропроизводителей в году, предшествующем году получения субсидии, отсутствуют случаи привлечения их к ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (подпункт 1.4.6).

Условия предоставления субсидии регламентированы разделом II Порядка № 520-п.

Исходя из пункта 2.1 Порядка № 520-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям один раз в год при соблюдении следующих условий: - соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя требованиям, установленным пунктом 1.4 Порядка № 520-п (подпункт 2.1.1); - содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре, по состоянию на 01 января текущего финансового года (подпункт 2.1.2); - включение сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для поддержки племенного животноводства на соответствующий финансовый год (подпункт 2.1.3); - сохранение (увеличение) численности племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных по состоянию на 01 января текущего финансового года по сравнению с численностью поголовья на 01 января отчетного финансового года (пчелосемей по состоянию на 01 мая текущего финансового года по сравнению с данными на 01 октября отчетного финансового года), за исключением их гибели в результате наступления документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы (подпункт 2.1.4); - подтверждение фактически произведенных затрат по направлениям, указанным в Перечне направлений затрат и документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на объектах животноводства, согласно приложению 2 к настоящему Порядку (подпункт 2.1.5); - представление реестра документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на объектах животноводства, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с приложением копий соответствующих документов (подпункт 2.1.6); - заявленные к возмещению фактически произведенные затраты на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел, подтвержденных в соответствии с пунктом 2.1.6 настоящего Порядка, не возмещены в рамках предоставления иных форм государственной поддержки (подпункт 2.1.7); - наличие заключенного между Министерством и сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение); (подпункт 2.1.7).

Порядок предоставления субсидий определялся разделом III Порядка № 520-п.

Так, пунктом 3.1 Порядка № 520-п устанавливалось, что для получении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют с 10 мая по 15 мая текущего финансового года (в 2022 году - с 27 июня по 30 июня) на бумажном и электронном носителях в Государственное казенное учреждение Пермского края «Центр развития агробизнеса» (далее - ГКУ) следующие документы: - заявку (подпункт 3.1.1); - информацию о численности племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (подпункт 3.1.2); - справку-расчет о размере субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку (подпункт 3.1.3); - копию документа о регистрации сельскохозяйственного товаропроизводителя в государственном племенном регистре (в случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем такого документа Министерство получает информацию о нем от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в установленном законодательством порядке) (подпункт 3.1.4); - заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем копии сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме № 3-фермер или копию сведений о состоянии животноводства по форме № 24-СХ, утвержденные приказами Федеральной службы государственной статистики об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой в зависимости от формы собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя, предоставленные в сроки и с периодичностью, установленные этими приказами, за отчетный финансовый год (с 2023 года с подтверждением их принятия Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю в виде положительного уведомления о принятии отчета), и (или) информацию о состоянии пасек (пчелоферм) в весенний период по форме согласно приложению 6 и информацию о состоянии пасек (пчелоферм) в осенний период по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку (подпункт 3.1.5); -копию отчета о движении скота и птицы на ферме по форме № СП-51, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 29 сентября 1997 г. № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья», или иной первичный учетный документ, содержащий сведения о движении скота за отчетный финансовый год и год предоставления субсидии с нарастающим итогом (подпункт 3.1.6); - реестр документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на объектах животноводства, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с приложением копий соответствующих документов (подпункт 3.1.7); - справку о применяемой системе налогообложения (подпункт 3.1.8); - справку по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку (подпункт 3.1.9) о том, что сельскохозяйственный товаропроизводитель по состоянию на первое число месяца подачи заявки и документов на предоставление субсидии: не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственного товаропроизводителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственный товаропроизводитель - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; не имеет просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Пермским краем; не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; не получал средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов на цель, указанную в пункте 1.2 настоящего Порядка; опись представленных документов с указанием наименования документов и количества листов (подпункт 3.1.10).

Пунктом 3.2 Порядка № 520-п определялось, что сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе по собственной инициативе дополнительно представить в ГКУ следующие документы: - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату не ранее чем за месяц до даты подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявки на предоставление субсидии в ГКУ (подпункт 3.2.1); - с 01 января 2023 года документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, на первое число месяца подачи заявки и документов на предоставление субсидии в ГКУ, заверенный соответствующим образом Федеральной налоговой службой и (или) Фондом социального страхования Российской Федерации (подпункт 3.2.2); - документ, подтверждающий отсутствие привлечения сельскохозяйственного товаропроизводителя к ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в году, предшествующем году получения субсидии, - по состоянию на первое января года предоставления заявки и документов для предоставления субсидии (подпункт 3.2.3); - в 2022 году - документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, превышающем 300 тыс. рублей, на первое число месяца подачи заявки и документов на предоставление субсидии в ГКУ, заверенный соответствующим образом Федеральной налоговой службой и (или) Фондом социального страхования Российской Федерации (подпункт 3.2.4).

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка № 520-п в случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе документа, указанного в пункте 3.2.1 настоящего Порядка, ГКУ получает указанный документ посредством использования официального интернет-ресурса Федеральной налоговой службы на дату поступления документов в ГКУ и их регистрации в журнале регистрации заявок.

В случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе документа, указанного в пунктах 3.2.2, 3.2.4 Порядка № 520-п, ГКУ в течение трех рабочих дней с даты получения от сельскохозяйственного товаропроизводителя заявки запрашивает соответствующие сведения у территориального налогового органа посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и у регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в виде письменного запроса по состоянию на первое число месяца подачи заявки и документов на предоставление субсидии в ГКУ. В случае непредставления сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе документа, указанного в пункте 3.2.3 Порядка № 520-п, ГКУ в течение трех рабочих дней с даты получения от сельскохозяйственных товаропроизводителей заявки запрашивает указанный документ в Главном управлении МЧС России по Пермскому краю путем письменного запроса.

Исходя из пункта 3.4 Порядка № 520-п представленные заявка и документы не должны иметь подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, а также не должны быть исполнены карандашом и иметь серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать содержание таких документов. Заявки и документы должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, иметь оттиск печати сельскохозяйственного товаропроизводителя (при наличии).

Пунктом 3.8 Порядка № 520-п закреплялось, что Министерство в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 3.7 Порядка № 520-п, на основании заключений принимает оформленное приказом решение в отношении каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя, подавшего документы: - о заключении Соглашения; - об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии.

В приказе указываются: дата, время и место проведения рассмотрения заявок и документов; информация о сельскохозяйственных товаропроизводителях, заявки и документы которых были рассмотрены, наименования сельскохозяйственного(-ых) товаропроизводителя(-ей), с которым (которыми) заключается Соглашение, размер предоставляемой ему (им) субсидии; информация о сельскохозяйственных товаропроизводителях, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии с указанием причин их отклонения в соответствии с пунктом 3.9 Порядка № 520-п.

Как предусматривалось пунктом 3.9 Порядка № 520-п, основаниями для отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии являются: - 3.9.1. представление документов, указанных в пунктах 3.1.1-3.1.10 настоящего Порядка, позднее срока, установленного в пункте 3.1 настоящего Порядка; - 3.9.2. несоответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям, установленным в пункте 1.4 настоящего Порядка; - 3.9.3. несоблюдение условий предоставления субсидий, установленных в пунктах 2.1.1-2.1.7 настоящего Порядка; - 3.9.4. несоответствие представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки и документов требованиям, установленным пунктом 3.4 настоящего Порядка (за исключением документов, представляемых по собственной инициативе); - 3.9.5. недостоверность представленной сельскохозяйственными товаропроизводителями информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица, а также установление факта недостоверности представленной сельскохозяйственным товаропроизводителем информации.

Согласно пункту 3.10 Порядка № 520-п Министерство в течение 7 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 3.8 настоящего Порядка: размещает на едином портале и на официальном сайте приказы Министерства, указанные в пункте 3.8 настоящего Порядка; составляет сводную справку-расчет о размере субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, свиней, лошадей, пчел из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку, составляет сводную справку-расчет о размере субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота мясного направления за счет средств бюджета Пермского края по форме согласно приложению 10 к настоящему Порядку;

Пунктом 3.11 Порядка № 520-п определялось, что субсидии предоставляются на основании Соглашения; условиями Соглашения являются: размер субсидии; целевое назначение субсидии; условия и сроки предоставления субсидии; права и обязательства сторон; согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя на осуществление Министерством проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий и порядка предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата, а также на осуществление органами государственного финансового контроля проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий и порядка предоставления субсидий, в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; результат и его значение; формы и сроки представления дополнительной отчетности и информации об исполнении сельскохозяйственным товаропроизводителем обязательств; порядок возврата субсидии в случае нарушения порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении; срок действия Соглашения; условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении, а также в 2022 году порядок согласования новых условий Соглашений, в том числе при необходимости с участием представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в случае, если указанный орган не является стороной Соглашения; платежные реквизиты сторон.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа в предоставлении заявителю субсидии явилось то, что, по мнению Министерства, ООО «Русь» не соответствовало условиям, изложенным в абзаце 7 п.1.4.4. Порядка № 520-п, а именно, у ООО «Русь» на первое число месяца подачи заявки имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, превышающая 300 тыс. рублей.

Материалами дела подтверждено, что к заявке Общества о предоставлении субсидии, в числе прочих предусмотренных Порядком № 520-п документов приложены письмо Инспекции № 19 от 30.06.2022 о том, что вся имеющая на 01.06.2022 задолженность по публичным платежам уплачена Обществом в полном объеме, а также выданная Инспекцией № 19 справка № 6531942 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по форме, утвержденной действующим в спорный период приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, исходя из которой Общество по состоянию на 30.06.2022 не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В данном случае представленными в материалы спора документами (справками и информацией, представленной Инспекцией № 19 и истребованной судом у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю подтверждается, что как по состоянию на 01.06.2022, на 30.06.2022 (дату подачи заявки о предоставлении субсидии), и на 14.07.2022 (дата издания оспоренного приказа) у Общества фактически отсутствовала задолженность по уплате публичных платежей в бюджет, превышающая 300 000 рублей.

При оценке фактических обстоятельств и доводов сторон, арбитражный суд, наряду с разъяснениями, приведенными в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», правомерно учел сформированный судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2022 № 310-ЭС22-22301) подход, исходя из которого при отсутствии у получателя субсидии фактической задолженности перед бюджетной системой исходя из имеющейся недоимки по налогам, страховым взносам, задолженности по пеням и переплаты по налогам, страховым взносам, пеням отказ в предоставлении субсидии не может являться правомерным. Указанный поход основан на правовой позиции, отраженной в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019.

Кроме этого, судом верно принят во внимание сформированный судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2022 № 309-ЭС22-12802, 03.11.2020 № 309-ЭС20-16562, от 01.08.2022 № 309-ЭС22-12802), подход о том, что при рассмотрении вопросов отказа в предоставлении субсидии, возврата субсидии следует учитывать наличие действительное наличие задолженности по публичным платежам в бюджетную систему, фактических негативных последствий для государства и общества, критерии пропорциональности и соразмерности, а не формальные нарушения актов, регулирующих предоставление субсидии.

Таким образом, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда об обоснованности требований Общества при существующем нормативно-правовом регулировании.

Настаивая на отмене судебного акта, Министерство ссылается на то, что сведения о наличии задолженности на 01.06.2022 подтверждены ИФНС № 19 справками от 11.07.2022 № 11-12/1199@, от 28.10.2022 № 11- 12/18809@, от 08.11.2022 № 11-12/19415@.

Действительно, МИФНС России по Пермскому краю № 19 была проведена выездная налоговая проверка в отношение ООО «Русь» за 2017, 2018, 2019 г., по результатам которой составлен акт от 30.08.2021 и вынесено решение от 10.02.2022 согласно которому были доначислены страховые взносы в сумме 11 537 463 руб., пени - 6 537 818,7 руб. предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 5 527 895 руб.

Решением заместителя руководителя УФНС по Пермскому краю №18-18/256 от 23.05.2022, вынесенным по апелляционной жалобе ООО «Русь», решение МИФНС по Пермскому краю отменено в части, а в неотменённой части вступило в силу.

ООО «Русь» платежными поручениями от 14.06.2022, 24.06.2022, 28.06.2022 оплатило суммы, согласно неотмененной части указанного решения МИФНС России по Пермскому краю. Кроме того, в оплату задолженности согласно неотмененной части указанного решения налогового органа были зачтены платежи, произведенные платежными поручениями 31.05.2022.

Вместе с тем доводы Министерства носят формально-констатирующий характер, не учитывают обстоятельства отсутствия в деятельности заявителя нарушения нормативных требований и с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации апелляционным судом отклоняются.

Как следует из материалов дела, на момент вынесения Министерством приказа от 14.07.2022 из перечисленных сведений о наличии задолженности Министерство располагало лишь письмом УФНС по Пермскому краю от 11.07.2022 № 11-12/1199@ о направлении запрашиваемой информации. В приложении к указанному письму содержалась таблица, в которой относительно ООО «Русь» в графе «имеет задолженность, превышающую 300 000 руб.» было указано «Имеет. По состоянию на текущую дату задолженность свыше 300,0 тыс. руб. отсутствует».

Как было указано ранее, в силу п. 3.2.4 Порядка № 520-п сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе по собственной инициативе дополнительно к заявке о предоставлении субсидии представить в ГКУ документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, превышающем 300 тыс. рублей, на первое число месяца подачи заявки и документов на предоставление субсидии в ГКУ, заверенный соответствующим образом Федеральной налоговой службой и (или) Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно положениям Порядка № 520-п основанием для вывода о несоответствии претендента на получение субсидии условию, указанному в абзаце 7 п.п 1.4.4. Порядка № 520-п, должен является документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, превышающем 300 тыс. рублей, на первое число месяца подачи заявки.

Однако, такой документ не был запрошен и соответственно не был предоставлен Министерству.

Материалами дела подтверждено, что у налогового органа были запрошены и им предоставлены сведения, касающиеся информации по задолженности, превышающей или не превышающей 300 тыс. руб. При этом, информация, изложенная в Приложении к письму от 11.07 .2022 № 11-12/1199@ ни по форме, ни по содержанию, не соответствует установленным требованиям: помимо того, что запрашиваться и предоставляться должна информация о наличии (отсутствии) неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов, а не о наличии задолженности.

Кроме того, как следует из письма от 11.07.2022 № 11-12/1199@ информация в отношении ООО «Русь» был предоставлена во исполнение письма Министерства промышленности и торговли Пермского края от 08.07.2022 № 01 -72-809 (а не запроса ГКУ «Центр развития Агробизнеса» от 01.07.2022 № 25-05-02-03 исх -70). При этом. Министерство промышленности и торговли не поименовано в абзаце 3 п. 3.3 Порядка 520-п в качестве лица, обладающего правом направлять такие запросы.

Таким образом, отказ в предоставлении субсидии был сделан Министерством в отсутствии надлежащих документов, предусмотренных Порядком № 520-п.

Кроме того, апелляционным судом принят во внимание, материалами дела подтвержден, и заинтересованными лицами не опровергнут факт того, что на юридически значимую дату - 01.06.2022 по ряду публичных платежей у Общества числилась задолженность в общей сумме свыше пяти миллионов рублей, при этом у Общества имелась переплата по ряду налогов и сборов, на общую сумму свыше тринадцати миллионов рублей.

Таким образом, у ООО «Русь» на 01.06.2022 было сформировано положительное сальдо единого налогового счета: имеющаяся задолженность не только полностью перекрывалась переплатой, но после возможного зачета еще оставалась переплата по платежам в бюджет на сумму, превышающую восемь миллионов рублей.

Согласно ч. 1 ст. 78 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) в редакции, действующей на 01.06.2022, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно ч. 5 указанной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Таким образом, обязанность по проведению зачета возложена на налоговый орган, при этом вынесение налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате налога за текущий период является лишь способом оформления изменений в состоянии расчетов с бюджетом. Статья 78 Налогового кодекса не рассматривает такого рода зачет в качестве способа взыскания налоговой задолженности и, соответственно, не придает дате проведения записи о зачете в лицевом счете налогоплательщика значение момента исполнения обязанности по уплате налогов (п. 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года).

Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что именно общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, поскольку несвоевременно обратилось с заявлением об уточнении платежей и оплаты задолженности в налоговый орган, является необоснованным.

Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что суд в обоснование своей правовой позиции не имел право ссылаться на судебные прецеденты.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ, имеющие универсальный характер, подлежат применению в судебных постановлениях, а на необходимость соответствия выводов судов, практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации указано в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 г. Москва "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 13 г. Москва "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"

Сформированная в обжалуемом решении суда правовая позиция о недопустимости органам публичной власти отказывать в предоставлении какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, полностью соответствует сформированной Верховным Судом РФ практике правоприменения. При этом апеллянт настаивает именно на таком формальном подходе, утверждая, что не может подменять собой налоговые органы и нести ответственность за то, что представленная налоговым органом справка не была «оспорена в установленном порядке».

Иные доводы Министерства, приведенные в жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что исходя из пункта 1 статьи 2 АПК РФ, задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению на основании вышеизложенного.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29 августа 2023 года по делу № А50-25451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова