ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11441/2023-ГК от 20.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11441/2023-ГК

г. Пермь

21 ноября 2023 года Дело № А60-4551/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,

при участии:

от истца – ФИО1, служебное удостоверение, доверенность от 07.11.2023;

от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года

по делу № А60-4551/2023

по иску муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо: Администрация Ленинского района города Екатеринбурга

о признании права предоставить жилое помещение в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации,

установил:

Муниципальное образование «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга (далее –истец ) обратилось в суд с требованиями к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о признании за муниципальным образованием «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга право предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации гражданам, состоящим в администрациях районов города Екатеринбурга на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Судом к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года в удовлетворении заявленного иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Администрации города Екатеринбурга.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда о сохранении у ответчика интереса в предоставлении спорного жилого помещения, ссылается на невозможность предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения, сроки и последовательность действий и административных процедур, направленных на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, которые определены Административным регламентом, согласно которому предоставление служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, не являющимся работниками соответствующего органа местного самоуправления, муниципального предприятия или учреждения, действующим законодательством не предусмотрено. Обращает внимание, что судом первой инстанции не принят во внимание статус спорного жилого помещения, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019 № 2511 жилое помещение исключено из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» с включением указанного жилого помещения в муниципальный жилищный фонд социального использования муниципального образования «город Екатеринбург». Указывает, что порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями установлен Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

До начала судебного разбирательства от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель истца на отмене решения суда и удовлетворении заявленного иска настаивал, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по данным технического учета по адресу: <...>, заинтвентаризирована четырехкомнатная квартира № 16, общей площадью 81,3 кв.м, в том числе жилой 54 кв.м. Сведениями о зарегистрированных правах на квартиру № 16 и комнаты в ней по указанному адресу ЕМУП «БТИ» не располагает (письмо ЕМУП «БТИ» от 23.12.2022 № 1707732).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.12.2022 № КУВИ-001/2022-227143 509 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно служебной записке от 26.12.2022 № 10134/51/02.13-18 квартира №16 общей площадью 81,3 кв.м, в том числе жилой 54 кв.м, расположенная по адресу: <...>, утверждена в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» на основании Постановления Главы города Екатеринбурга от 21.02.1997 № 115.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, было предоставлено военнослужащему ФИО3 на основании договора найма служебного жилого помещения от 24.12.2014 № 04/29. Совместно с нанимателем право на вселение в указанное жилое помещение приобрели: ФИО4 (жена), ФИО5 (дочь), ФИО6 (дочь), ФИО7 (сын).

Распоряжением Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 20.05.2019 № 271/76/65 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, расторгнут договор найма служебного жилого помещения в связи с выездом нанимателя из служебного жилого помещения на основании статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно справке Муниципального казенного учреждения «Центр муниципальных услуг» от 28.12.2022 № 201508 на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, никто не состоит.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019 № 2511 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, исключено из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» с включением указанного жилого помещения в муниципальный жилищный фонд социального использования муниципального образования «город Екатеринбург».

Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, до настоящего времени остается не предоставленным в установленном порядке какому-либо военнослужащему, что свидетельствует об отсутствии у ответчика как заинтересованности в указанном жилом помещении, так и об отсутствии военнослужащих, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, указанное влечет за собой значительные расходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении указанного жилого помещения.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции руководствовался ч. 5 статьи 15 Закона N 76-ФЗ, суд исходил из того, что положения закона фактически ограничивают права муниципалитета, как собственника спорного жилого помещения, по распоряжению своим имуществом, а распределение ответчиком спорного жилого имущества иному военнослужащему не противоречит нормам установленным законодательством.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также иными федеральными законами. К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Фактически истцом заявлено требование, направленное на изменение статуса жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в целях распоряжения этим помещением, возможности его представления в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации гражданам, состоящим в администрациях районов города Екатеринбурга на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Материалами дела подтверждается принадлежность муниципальному образованию «город Екатеринбург» на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

На основании договора найма служебного жилого помещения от 24.12.2014 № 04/29 квартира передана военнослужащему на период прохождения службы в войсковой части. Указанный договор расторгнут в связи с выездом нанимателя из жилого помещения, что следует из распоряжений Главы Администрации района от 20.05.2019 № 271/46/65.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019 № 2511 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, исключено из состава специализированного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет Закон N 76-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 данного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно части 5 статьи 15 Закона N 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

По смыслу указанной нормы реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Статьями 14, 104 ЖК РФ установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, относится к компетенции органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации наряду с частным и государственным жилищным фондом включает муниципальный жилищный фонд.

Установив обстоятельства использования спорного жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, ранее предоставленного военнослужащему и совместно проживающим с ними членами семьи, учитывая установленные ст. 15 Закона N 76-ФЗ правовые гарантии по обеспечению указанной категории служащих жилыми помещениями, в силу которых допускается возможность предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении данных помещений, т.к. жилые помещения не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей, в связи не имеет правового значения то обстоятельство, в каком жилищном фонде находятся жилые помещения, намерение ответчика использовать спорные помещения для предоставления их иным военнослужащим, что следует из представленной в дело переписки и опровергает позицию истца об отсутствии интереса в использовании спорного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска.

Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.12.2003 N 453-О, жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Ссылки апеллянта на сроки и последовательность действий и процедур, направленных на обеспечение военнослужащих жильем, установленные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление военнослужащему освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда, ранее занимаемого другим военнослужащим», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2874, отклоняются, поскольку возможность предоставления военнослужащим ранее занимаемого жилого помещения прямо предусмотрена ст. 15 Закона N 76-ФЗ. Положения названного закона направлены на обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей, обеспечение указанных гарантий за счет муниципалитета закону не противоречит, прав муниципалитета не нарушает. Наличие у муниципалитета интереса в использовании жилого помещения не может быть противопоставлено интересам ответчика, а также интересам военнослужащих.

Поскольку в силу ч. 5 статьи 15 Закона N 76-ФЗ за военнослужащим и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности последних, исключение спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда не является основанием для прекращения установленного законом ограничения по его дальнейшему использованию. Суд обоснованно указал, что у ответчика право повторного заселения в спорное жилое помещение военнослужащего и членов его семьи сохранилось.

Доводы о невозможности предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения в связи с отсутствием трудовых отношений отклоняются, т.к. использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, и отсутствуют законодательные ограничения для реализации истцом его форм участия в обеспечении жильем военнослужащих.

Руководствуясь приведенными выше норами права и позицией Конституционного Суда РФ, суд первой инстанции верно указал, что самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается, вопрос реализации обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений не ставится в зависимость от принадлежности этих помещений только к государственному жилищному фонду, жилые помещения не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года по делу № А60-4551/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

Д.И. Крымджанова

В.В. Семенов