ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11801/2022-ГК от 17.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 01 /2022-ГК

г. Пермь

18 октября 2022 года                                                   Дело № А50-1178/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,

при участии:

от истца - Чернецкая Н.В., паспорт, диплом, доверенность от 30.05.2022;

от ответчиков:

1. Администрации города Перми - Мышкина А.А., служебное удостоверение, диплом, доверенность от 08.12.2021;

2. Департамента имущественных отношений администрации города Перми - Казанцева Н.В., служебное удостоверение, диплом, доверенность от 27.04.2022;от третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми -  Мышкина А.А., служебное удостоверение, диплом, доверенность от 20.12.2021;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми и третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2022 года по делу № А50-1178/2022

по иску акционерного общества «Камская долина» (ИНН 5904004015, ОГРН 1025900893886) в лице конкурсного управляющего Ладейщикова Алексея Васильевича

к Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми,

об обязании принять в муниципальную собственность социально-значимый объект,

третьи лица: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ИНН 5902293442, ОГРН 106590205123), Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ИНН 5902817382, ОГРН 1035900082206), муниципальное предприятие «Пермводоканал» (ИНН 5906000986, ОГРН 1025901373695),товарищество собственников жилья «Бульвар Гагарина 70 и 70А» (ИНН 5906047889, ОГРН 1025901380097),

установил:

акционерное общество «Камская долина» (далее – истец, АО «Камская долина») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми и Департамента имущественных отношений администрации г. Перми об обязании принять в муниципальную собственность социально значимый объект, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, б-р Гагарина, д. 70, 70а: сооружение, назначение: нежилое, протяженность 53,9 м., кадастровый номер: 59:01:4311903:1576.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2022 года исковые требования к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми удовлетворены. В удовлетворении  требований к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми отказано.

Не согласившись с вынесенным решением ответчик, муниципальное  образование город Пермь в лице Администрации города Перми, и третье лицо, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, обжаловали  решение в апелляционном порядке, просят решение отменить.

В обоснование апелляционной  жалобы указывают, что спорная сеть не относится к  социально значимым объектам  коммунальной инфраструктуры, предназначенным для жизнеобеспечения населения муниципального образования г. Пермь, необходимость использования данного объекта  для решения вопросов местного значения города Перми отсутствует. Отмечают, что  решение  о том, что рассматриваемый объект  инженерной инфраструктуры не целесообразно принимать в муниципальную собственность, было принято с учетом   письма  ДЖКХ от 16.02.2022 №059-04-18/2 -77-ри. В рамках комиссионного обследования водопровода от 13.01.2022 было принято решение МП «Пермводоканал» не принимать в эксплуатацию сеть противопожарного водопровод, поскольку она является нерабочей. При комиссионном обследовании 03.06.2022 было установлено, что питание сети водопровода  осуществляется  из ЦТП, сеть работоспособна, находится под давлением насоса, подключена к многоквартирным домам по бульвару Гагарина, 70 -70а  и используется для нужд собственников домов по указанному адресу, фактическое расположение сети соответствует техническому паспорту.

До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Департамент имущественных отношений администрации города Перми  поддержал  позицию апеллянтов, что  следует  из отзыва на  апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители апеллянтов поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Департамента имущественных отношений администрации города Перми просил апелляционную жалобу удовлетворить, представитель истца против удовлетворения апелляционной   жалобы возражал.

Иные лица,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, АО «Камская долина» на праве собственности принадлежит  сооружение, назначение: нежилое, протяженность 53,9 м, кадастровый номер: 59:01:4311903:1576, ввод в эксплуатацию - 2001 год, адрес: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, б-р Гагарина.

Истец  указывает, что объект недвижимости является объектом коммунальной инфраструктуры и относится к социально значимым объектам, ссылается на  свидетельство о государственной регистрации права 59 АК 377302, выписку из ЕГРН №99/2021/369168615 от 12.01.2021, копию технического паспорта на сеть противопожарного водопровода.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2018 по делу №А50-19202/2017 АО «Камская долина» признано несостоятельным (банкротом),   в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Ладейщиков Алексей Васильевич.

В рамках конкурсного производства в отношении должника указанный социально значимый объект не был реализован на электронных торгах, проводимых в форме конкурса, данное обстоятельство подтверждается протоколами о результатах торгов №82315 от 12.05.2021, №88110 от 09.07.2021, №93846 от 23.09.2021, сообщениями на ЕФРСБ №6593039 от 29.04.2021, №6727401 от 28.05.2021, №7018659 от 21.07.2021, Положением о порядках и сроках реализации имущества (предприятия) АО «Камская долина».

Заявок и предложений по покупке объекта на основании оферты конкурсному управляющему АО «Камская долина» также не поступило.

В силу п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Истец полагает, что на основании положений Закона о банкротстве у конкурсного управляющего имеется обязанность передать социально значимые объекты в муниципальную собственность без каких-либо дополнительных условий, а у муниципального образования в лице органов местного самоуправления - обязанность принять такие объекты.

26.11.2021 конкурсный управляющий АО «Камская долина» обратился в соответствующий орган с уведомлением о необходимости принять имущество в муниципальную собственность, предоставил полный пакет документов на  объект.

Из ответа №059-19-01-36/3-4 от 10.01.2022 следовало, что решение о приеме объекта в муниципальную собственность пока не может быть принято.

С учетом того, что процедура конкурсного производства имеет ограниченные сроки, а все обязательные мероприятия в процедуре банкротства завершены, конкурсный управляющий АО «Камская долина» обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования,  суд  первой инстанции  исходил  из доказанности социальной значимости объекта, учитывая, что исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как их финансовое обеспечение, является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной  жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с п. 2 ст.  218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно  ст. 209 ГК РФ  собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Особенности  распоряжения социально значимыми  объектами, находящимися в собственности  лица, признанного несостоятельным (банкротом),  урегулированы   ст. 132  Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022) "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно п. 4 ст.  132 Закона о  банкротстве с оциально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст.  132 Закона о  банкротстве).

Как указано  в п. 6 ст.  132 Закона о  банкротстве,   передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со статьями 126, 127 Закона N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В статье 1 Закона о пожарной безопасности определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Пунктом 1 статьи 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности  муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу  ст.ст.  10 и 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным Законом является расходным обязательством муниципального образования.

Установив реализацию  истцом всех возможных в рамках  процедуры банкротства  мер по  распоряжению  имуществом, имеющим социальную  значимость,  учитывая результаты осмотра имущества, согласно которым сеть противопожарного водопровода соответствует техническому паспорту, питание сети осуществляется из ЦТИ, расположенного согласно схеме, сеть противопожарного водопровода подключена, находится под давлением, работоспособна, подключена к многоквартирным домам по ул. Бульвар Гагарина 70-70А, положения приведенных  выше норм  права, в силу  которых исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно их финансовое обеспечение, является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, суд  первой инстанции  обоснованно  удовлетворил  заявленный иск, возложив на  муниципальное  образование  обязанность принять в муниципальную собственность социально значимый объект.

Изложенные в обоснование  апелляционной  жалобы  доводы рассмотрены судом  апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные.

 В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 N 8-П указано, что  жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, как объекты недвижимости, входящие в имущество должника - собственника, используются не только в его частных интересах, но и в интересах населения, подлежащих защите со стороны государства. Поэтому отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, носят публично - правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, в процессе конкурсного производства подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).  Передача муниципальным образованиям указанных объектов осуществляется в публичных целях, которые оправдывают применение такого изъятия как превентивной меры, обеспечивающей жизненные интересы населения.

Поскольку понятия "социально значимые объекты" и "объекты коммунальной инфраструктуры" в Законе о банкротстве не определены, суд  обоснованно применил  законодательство  о  пожарной безопасности,  согласно  которому под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, пожарные сети  отнесены к пожарному оборудованию,  обеспечивают  подачу воды для целей пожаротушения,  орган  местного  самоуправления в рамках  реализации  публичных  интересов  обязан обеспечить  первичные меры пожарной безопасности и финансовое обеспечение.

Возведение  сети при  строительстве  многоквартирных  жилых  домов по  ул. Бульвар Гагарина 70 и 70А не исключает  удовлетворение заявленного  иска.

Принимая во  внимание  назначение  спорного  имущества,  необходимого  в целях  обеспечения защиты  интересов населения, при  этом отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения указанных объектов, носят публично - правовой характер, обусловлены  требованиями  как  законодательства о пожарной безопасности, так и Закона об общих принципах организации местного самоуправления,   возложение на  ответчика обязанности  принять  сеть  в муниципальную  собственность является правомерным. 

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст.270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2022 года по делу № А50-1178/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

Е.И. Гуляева

Д.И. Крымджанова