ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11813/17-АК от 19.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11813/2017-АК

г. Пермь

26 сентября 2017 года Дело № А60-8311/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.

судейВаракса Н.В., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.

при участии:

от заявителя Администрации Кировградского городского округа (ОГРН 1026601154557, ИНН 6616001080) - не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609) - не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации Кировградского городского округа

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 22 июня 2017 года

по делу № А60-8311/2017,

принятое судьей Гаврюшиным О.В.,

по заявлению Администрации Кировградского городского округа

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области

о признании недействительным предписания в части,

установил:

Администрация Кировградского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 5, 7, 9 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Свердловской области, административный орган) от 17.11.2016 № 45/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 июня 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 15.06.2017) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Кировградского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 4, 5, 7, 9 предписания № 45/1/1 отменить и признать указанные пункты предписания незаконными.

В качестве доводов апелляционной жалобы указано, что в оспариваемом предписании содержатся нарушения, которые, по мнению администрации, ничем не подтверждены, в частности, в акте проверки не содержатся данные о типе, виде, наименовании измерительных приборов, по которым надзорным органом, проводившим проверку, осуществлялись измерения противопожарных расстояний от границ застройки до лесного массива, так как в действительности при проведении проверки замеры расстояний фактически не производились. Отмечает, что в пунктах оспариваемого предписания отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые необходимо осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания и, как следствие, может повлечь наступление неблагоприятных последствий для органа местного самоуправления.

Заинтересованным лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору № 45 от 17.10.2016 в период с 27.10.2016 по 17.11.2016 Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка здания Администрации Кировградского городского округа, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова, 44, и территории в границах Кировградского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки № 45 от 17.11.2016.

По результатам проведенной проверки Администрации Кировградского городского округа выдано предписание от 17.11.2016 № 45/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым предписано в срок до 09.10.2017 устранить, в том числе следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- пункт 4 предписания: противопожарные расстояния от границ застройки в посёлке Тепловая до лесных насаждений менее 30 м, что не соответствует требованиям ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.14 Свод правил СП 4.13130.2013;

- пункт 5 предписания: населенный пункт Тепловая не обеспечен запасом воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что является нарушением Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 16 Правил противопожарного режима в РФ; п. 4.1 Свод правил СП 8.13130.2009;

- пункт 7 предписания: противопожарные расстояния от границ застройки в посёлке Карпушиха в районах улиц Советская, Трудовая, Кирова, Набережная, Чапаева, Пушкина, Островского, Кировградская, Октябрьская, 8 Марта, Гоголя, Победы до лесных насаждений менее 50 м, что не соответствует требованиям ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.14 Свод правил СП 4.13130.2013;

- пункт 9 предписания: противопожарные расстояния от границ застройки в посёлке Лёвиха в районах улиц Пролетарская, Набережная, Парковая, Добролюбова, Горняков, район 3-й Левихи, до лесных насаждений менее 50 м, что не соответствует требованиям ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.14 Свод правил СП 4.13130.2013.

Полагая, что пункты 4, 5, 7, 9 предписания № 45/1/1 от 17.11.2016 об устранении нарушений требований пожарной безопасности являются незаконными, заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В силу подп. «е» п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.

Предписание выдано по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так, 17.10.2016 издано распоряжение о проведении проверки, распоряжение вручено 19.10.2016, проверка начата 27.10.2016, общая продолжительность проверки 13 рабочих дней, по результатам проверки составлен акт от 17.11.2016, копия которого вручена главе администрации 17.11.2016, предписание вынесено 17.11.2016.

Следовательно, требования к порядку проведения контрольных мероприятий органом пожарного надзора соблюдены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

На основании ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В п. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Закон № 123-ФЗ) установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 69 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:

а) вне территорий лесничеств (лесопарков);

б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Согласно п. 3 ст. 69 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу п. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

На основании ст. 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Пожарная безопасность объекта защиты в силу положений ст. 6 Закона № 123-ФЗ считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Исходя из требований ст. 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 с 24.06.2013 введен в действие Свод Правил 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013), где п. 4.14 определены противопожарные расстояния, а именно: противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.

Относительно содержания предписания в оспариваемой заявителем части апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В пункте 4 предписания в качестве нарушения указано, что противопожарные расстояния от границ застройки в посёлке Тепловая до лесных насаждений менее 30 м.

Пунктом 7 вменяется нарушение противопожарного расстояния от границ застройки в посёлке Карпушиха в районах улиц Советская, Трудовая, Кирова, Набережная, Чапаева, Пушкина, Островского, Кировградская, Октябрьская, 8 Марта, Гоголя, Победы до лесных насаждений менее 50 м.

В пункте 9 предписания - противопожарные расстояния от границ застройки в посёлке Лёвиха в районах улиц Пролетарская, Набережная, Парковая, Добролюбова, Горняков, район 3-й Левихи, до лесных насаждений менее 50 м.

Порядок определения противопожарного расстояния предусмотрен Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Сводом правил СП 4.13130.2013.

Согласно п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

Предоставление земельных участков для застройки должно осуществляться Администрацией с учетом норм действующего законодательства, в том числе обеспечивающих пожарную безопасность. На нее возлагается проведение организационных мер по соблюдению нормативных противопожарных расстояний.

Между тем, в нарушение указанных требований противопожарные расстояния от границ застройки в п. Тепловая; п. Карпушиха в районах улиц Советская, Трудовая, Кирова, Набережная, Чапаева, Пушкина, Островского, Кировградская, Октябрьская, 8 Марта, Гоголя, Победы; в п. Лёвиха в районах улиц Пролетарская, Набережная, Парковая, Добролюбова, Горняков, район 3-й Левихи до лесных насаждений составляют менее 30 и 50 м (4,7,9 предписания), в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности указанных пунктов предписания от 17.11.2016 № 45/1/1.

Доводы апеллятора, что органом надзора не подтверждены расстояния от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов, посколькупри проведении проверки замеры расстояний фактически не производились, несостоятельны в силу следующего.

Из материалов дела следует, что спор относительно расстояния между границами территориальной застройки и лесными массивами (насаждениями), периода их образования, менее нормативно установленной, между исполнительным органом местного самоуправления и органом пожарного надзора отсутствует. Администрацией Кировградского городского округа ведется постоянная переписка с уполномоченными органами в области лесного хозяйства на подведомственной территории в целях упорядочения противопожарного разрыва при существующей застройке. Администрация Кировградского городского округа сама указывает в обращениях на несоблюдение противопожарных норм по причине самовольной застройки, на возникающую необходимость повторного проектирования с целью вырубки лесных насаждений уже не в границах территории объекта, а на землях лесного фонда.

Между тем в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п.20 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ).

Поскольку разрешение данных вопросов местного значения непосредственно связано с выполнением требований пожарной безопасности, в частности, соблюдения противопожарных разрывов с лесными массивами (насаждениями) при осуществлении территориальной застройки, орган пожарного надзора правомерно указал на допущенные исполнительным органом местного самоуправления нарушения, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки, которые имеют очевидный характер, подтверждены документально, не только письмами администрации, но и представленными в материалы дела генеральным планом Кировградского городского округа Свердловской области применительно к населенному пункту Карпушиха, применительно к населенному пункту поселок Левиха, применительно к населенному пункту поселок Тепловая, материалами лесоустройства, предоставленными ГКУ СО «Невьянское лесничество».

При этом доводы апеллятора об отсутствии указания в оспариваемых пунктах предписания на конкретные мероприятия, которые необходимо осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания и, как следствие, может повлечь наступление неблагоприятных последствий для органа местного самоуправления, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку орган местного самоуправления самостоятельно избирает меры в пределах предоставленной компетенции в целях соблюдения требований пожарной безопасности, на которые указал орган надзора в оспариваемых пунктах предписания, в том числе при разрешении вопросов местного значения.

Относительно пункта 5 предписания, в котором указано, что населенный пункт Тепловая не обеспечен запасом воды для целей пожаротушения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций установлены «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

Между тем «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» предусмотрено:

Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (п. 4.1.).

Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с.

Примечанием 1 установлено, что объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

Примечанием 2 установлено, что к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин, а примечанием 3 установлено, что у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующее законодательство предусматривает требования к источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные пожарные водоемы, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и др.) и реализацию технических и организационных мер, обеспечивающих их своевременное обнаружение в любое время суток, подъезд к ним для забора воды пожарной техникой в любое время года, а также достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды.

Исключение, что допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела не применяется.

Количество зарегистрированных (прописанных) физических лиц в поселке Тепловая согласно справке Территориального управления администрации Кировградского городского округа поселок Карпушиха от 16.02.2017 №14 - 41 человек, не свидетельствует о количестве лиц, фактически проживающих в данном населенном пункте.

Как правильно указал суд первой инстанции, в ходе проверки было установлено, что на территории населенного пункта Тепловая расположено более 140 домовладений, что свидетельствует о численности жителей, превышающей 50 человек, и общем объеме зданий, превышающем 1000 кубических метров, подтверждается Генеральным планом Кировградского городского округа применительно поселка Тепловая, и апеллятором документально не опровергнуто.

Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания пункта 5 предписания недействительным. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Выбор способа устранения нарушений требований пожарной безопасности, как уже отмечено выше, является правом заявителя, он может избрать любой способ устранения нарушений.

Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт нарушения Администрацией требований противопожарной безопасности установлен, требования предписания являются исполнимыми, заявитель не ограничен в способах устранения выявленного нарушения, предписание от 17.11.2016 № 45/1/1 является законным и обоснованным.

Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

При данных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению в законной силе.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июня 2017 года по делу № А60-8311/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобуАдминистрации Кировградского городского округа - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Л. Ю. Щеклеина

Судьи

Н. В. Варакса

Е. М. Трефилова