ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11836/2023-АК от 14.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11836/2023-АК

г. Пермь

15 ноября 2023 года Дело № А71-5425/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.

судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобузаявителя, индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 23 августа 2023 года

по делу № А71-5425/2023

по заявлению индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича (ИНН 183104452339, ОГРНИП 308183114700024)

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ИНН 1831138480, ОГРН 1091831007290)

о признании незаконным и отмене решения от 17.03.2023 №1589 08-13 о рассмотрении досудебной жалобы, Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0045/01-04 от 03.02.2023 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя», об исключении индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича г. Ижевск из категории риска «высокая» Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0337/01-04 от 13.12.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30.09.2021 №0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска»,

установил:

Индивидуальный предприниматель Блинов Андрей Александрович (далее - ИП Блинов А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - Миндортранс, заинтересованное лицо) от 17.03.2023 № 1589 08-13 о рассмотрении досудебной жалобы, Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 0045/01-04 от 03.02.2023 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя», об исключении индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича г. Ижевск из категории риска «высокая» Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 0337/01-04 от 13.12.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30.09.2021 № 0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска».

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2023 года производство по делу в части исключения индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича из категории риска «высокая» Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0337/01-04 от 13.12.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30.09.2021 №0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска» прекращено. В удовлетворении требований в остальной части отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.

В апелляционной жалобе заявитель повторно настаивает на том, что является субъектом малого предпринимательства, в отношении которого действует мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Согласно приложению к приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0337/01-04 от 13.12.2022, размещенного на сайте ведомства, предпринимателю была присвоена категория риска «высокая», что не соответствует действительности. Каких-либо поступлений сведений об изменений соответствия объекта контроля в период с 06.12.2022 по 13.12.2022 не имелось. Заявитель ссылается также на нарушение административном органом Порядка отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушении обязательных требовании. Заявитель обращает внимание, что в период за три года, предшествующих году принятия решения о присвоении (изменении) категории риска предпринимателю, ни одно предписание не вступило в законную силу.

Министерство представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании разрешений сроком действия с 16.01.2019 по 16.01.2024, выданных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (бланки разрешений №026163, №026164), индивидуальный предприниматель Блинов Андрей Александрович осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики.

13.12.2022 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики издан Приказ №0337/01-04, согласно которому надлежит внести изменения в Приказ Миндортранса от 30 сентября 2021 года №0199/01-04/01 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска», изложив объекты регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики, которым присвоены категории риска в новой редакции, в соответствии с приложением к приказу, согласно которому ИП Блинов А.А. отнесен к категории риска «высокая».

В категорию риска «высокая» реестра категорированных объектов ИП Блинов А.А. внесен за № 78652.

В связи с отнесением деятельности ИП Блинова А.А. к категории высокого риска, последний включен в план проверок на 2023 год, о чем Миндортрансом УР издан Приказ от 14.12.2022 № 0344/01-04.

03.02.2023 Миндортрансом УР принято решение № 0045/01-04, утвержденное приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства УР Горбачевым А.В. от 03.02.2023 № 0045/01-04 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя», о проведении в отношении ИП Блинова А.А. документарной проверки.

Не согласившись с Приказом Миндортранса УР от 13.12.2022 № 0337/01-04 «О внесении изменений в Приказ Миндортранса от 30 сентября 2021 года № 0199/01-04/01 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска» и от 03.02.2023 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя», заявитель обратился в административный орган с досудебной жалобой.

Решением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 1589 08-13 от 17.03.2023 досудебная жалоба оставлена без удовлетворения со ссылкой на отсутствие оснований для исключения объекта контроля из плана проверок на 2023 год. Административный орган указал, что замена категории риска на низкий не представляется возможным по причине неоднократного привлечения объекта контроля к административной ответственности за последние 3 года, что соответствует установленным критериям отнесения объекта к категории высокого уровня риска.

Полагая, что предпринимателю не должен был быть присвоен риск «высокая», а решение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 1589 08-13 от 17.03.2023 о рассмотрении досудебной жалобы и Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 0045/01-04 от 03.02.2023 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя» являются незаконными, ИП Блинов А.А. обратился с настоящим заявлением в суд.

Судом первой инстанции, принято вышеизложенное решение.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что:

1) имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса;

2) имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;

3) имеется принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда либо если арбитражный суд отменил указанное решение;

4) истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;

5) организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована;

6) после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства;

7) имеются основания, предусмотренные частью 7 статьи 194 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд также прекращает производство по делу в случае утверждения мирового соглашения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях (часть 2).

В силу пункта 1 части 1 статьи 127.1 судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.

Согласно пункту 10 Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики, утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.09.2021 № 538, отнесение объектов регионального государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании приказа Министерства в соответствии с Критериями отнесения объектов регионального государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установленными приложением 1 к настоящему Положению.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0337/01-04 от 13.12.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30.09.2021 № 0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска» ИП Блинов А.А. отнесен к категории риска «высокая».

Соответственно, исключение объекта регионального государственного контроля (надзора) из категории риска возможно на основании соответствующего акта органа, вынесшего приказ об отнесении к категории риска, то есть Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Судом первой инстанции верно указано, что суду не следует подменять административный орган и в рамках настоящего дела разрешать вопрос об исключении объекта регионального государственного контроля (надзора) из соответствующего Приказа.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в части исключения индивидуального предпринимателя Блинова Андрея Александровича г. Ижевск из категории риска «высокая» Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №0337/01-04 от 13.12.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30.09.2021 №0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска» обоснованно прекращено судом первой инстанции.

Оснований прийти к иным суждениям, в указанной части, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Закон №248-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона №248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).

Организация деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регулируется статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №69-ФЗ).

Согласно статье 9 Закона №69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе (часть 1).

Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 2).

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (часть 3).

Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения (часть 7).

Согласно реестру выданных разрешений в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 ИП Блинову А.А. выданы разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики в отношении автомобилей Hyundai Solaris г/н В710НС 18, Volkswagen Polo г/н К405КР 18 сроком действия с 16.01.2019 по 16.01.2024.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики (далее - региональный государственный контроль) устанавливается Положением об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики (далее Положение о контроле), утв. Постановлением Правительства УР от 30.09.2021 № 538.

Предметом регионального государственного контроля является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - контролируемые лица), обязательных требований, установленных статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (пункт 2 Положения о контроле).

Согласно пункту 6 Положения о контроле, региональный государственный контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения индивидуальными предпринимателями и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Объектами регионального государственного контроля (далее также - объект контроля) являются деятельность, действия (бездействие) индивидуальных предпринимателей и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); транспортные средства, которыми индивидуальные предприниматели и организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты) (пункт 7 Положения о контроле).

Региональный государственный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Как следует из пункта 7 Положения о контроле, отнесение объектов регионального государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании приказа Министерства в соответствии с Критериями отнесения объектов регионального государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установленными приложением 1 к настоящему Положению.

Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска): 1) высокий риск; 2) средний риск; 3) низкий риск (пункт10 Положения о контроле).

При этом, к высокой категории риска, согласно приложению №1 к Положению о контроле, относятся объекты регионального государственного контроля (надзора), если за три года, предшествующих году принятия решения о присвоении (изменении) категории риска, выявлено:

1. Нарушение обязательных требований, повлекших за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьями 12.31.1 (в части легковых такси), 9.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Вынесение предписания контролируемому лицу об устранении нарушений требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что Приказом Миндортранса УР №0337/01-04 от 13.12.2022 внесены изменения в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 30 сентября 2021 года № 0199/01-04/1 «Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики к категориям риска» в части объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики, которым присвоены категории риска, в перечень объектов категории риска «высокая» включен индивидуальный предприниматель Блинов А.А. (зарегистрирован в Реестре категорированных объектов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики за №78652).

Как следует из материалов дела, постановлениями Миндортранса УР №08-16/2020-8Т, №08-16/2020-9Т, №08-16/2020-65Т и №06-16/2020-66Т ИП Блинов А.А. привлекался к административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Решением Глазовского районного суда от 22.06.2020 года по делу №12-43/2020 от 22.06.2020, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 10.08.2020 по делу №7-258/2020, постановление Министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики №08-16/2020-8Т, №08-16/2020-9Т о привлечении индивидуального предпринимателя Блинова А.А. к административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ оставлены без изменения, жалоба индивидуального предпринимателя Блинова А.А. - без удовлетворения.

Решением Устиновского районного суда г. Ижевска по делу №12-237/2020 от 26.08.2020, оставленным без изменения решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 15.10.2020 по делу №7-339/2020, постановление Министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики№08-16/2020-65Т и №06-16/2020-66Т о привлечении индивидуального предпринимателя Блинова А.А. к административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ оставлены без изменения, жалоба индивидуального предпринимателя Блинова А.А. - без удовлетворения.

Согласно пункту 3 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Таким образом, решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 10.08.2020 по делу №7-258/2020 и от 15.10.2020 по делу №7-339/2020 вступили в законную силу 10.08.2020 и 15.10.2020, соответственно.

Согласно КоАП РФ, ответственность по статье 12.31.1 КоАП РФ наступает в случае осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (часть 2) и за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (часть 3).

Как ранее было указано, основанием для отнесения объекта государственного регионального контроля (надзора) к категории риска «высокая» является нарушение обязательных требований, повлекших за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьями 12.31.1 (в части легковых такси), 9.13 КоАП РФ.

Таким образом, Блинов А.А. с учетом привлечения к административной ответственности по ст. 12.31.1 КоАП РФ обоснованно отнесен к категории риска «высокая».

Ссылки предпринимателя на то, что для присвоения категории риска «высокая» необходима совокупность нарушений это привлечение к административной ответственности и вынесение действующего предписания об устранении нарушений требований соответствующего законодательства, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

Отклоняя ссылки заявителя на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (Постановление №336), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Пунктом 1 Постановления №336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.

Согласно пункту 3 Постановления №336 в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Более того, пунктом 11(3) Постановления №336 установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11(4) настоящего постановления, до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Приказом №0337/01-04 от 13.12.2022 в связи с неоднократным нарушением обязательных требований, повлекших за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьями 12.31.1, предприниматель отнесен к «высокой» категории риска, что прямо предусматривает возможность проведения в отношении него плановой проверки и его включение в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год.

Пунктом 12 Положения о контроле установлена периодичность проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий регионального государственного контроля в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

1) для категории высокого риска: выездная проверка - 1 раз в 2 года; документарная проверка - 1 раз в 2 года; инспекционный визит - 1 раз в 2 года;

2) для категории среднего риска: выездная проверка - 1 раз в 4 года; документарная проверка - 1 раз в 4 года; инспекционный визит - 1 раз в 4 года.

В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Согласно части 1 статьи 64 Закона №248, для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки), в котором указываются: 1) дата, время и место принятия решения; 2) кем принято решение; 3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия; 4) вид контроля; 5) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия; 6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие; 7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра; 8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра; 9) вид контрольного (надзорного) мероприятия; 10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия; 11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия; 12) проверочные листы, если их применение является обязательным; 13) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом); 14) перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований); 15) иные сведения, если это предусмотрено положением о виде контроля.

В связи с отнесением предпринимателя к «высокой» категории риска, приказом Миндортранса УР №0344/01-04 от 14.12.2022 утвержден ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год; в план проверок на 2023 год включен ИП Блинов А.А, что соответствует требования действующего законодательства.

В связи с Приказом Миндортранса УР №0344/01-04 от 14.12.2022 «Об утверждении ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год» 03.02.2023 принято решение №0045/01-04, утвержденное приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства УР Горбачевым А.В. от 03.02.2023 №0045/01-04 «Об утверждении решения о проведении плановой документарной проверки индивидуального предпринимателя», о проведении документарной проверки в отношении заявителя.

Нарушений при вынесении оспариваемого Приказа от 03.02.2023 №0045/01-04 судом первой инстанции обоснованно не установлено, иного из материалов дела не следует.

Довод заявителя о том, что уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси является Министерство внутренних дел Российской Федерации, судом отклоняется на основании следующего.

Организация деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регулируется статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №69-ФЗ).

Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 настоящей статьи, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяется законом субъекта Российской Федерации (часть 18).

Контроль за соблюдением требований, установленных частью 16 настоящей статьи, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения (часть 19).

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09.02.2015 № 40 «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики» Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю, надзору, управлению имуществом и предоставлению государственных услуг в сфере транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Региональный государственный надзор осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2011 №386 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики» уполномоченным органом по организации и контролю в области перевозки пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики определено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики (далее - региональный государственный контроль) устанавливается Положением об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики (далее Положение), утв. Постановлением Правительства УР от 30.09.2021 № 538.

Региональный государственный контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязательных требований, установленных статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется, в силу пункта 3 Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Таким образом, вопреки доводам позиции заявителя, действия Минтранса УР по проведению плановой проверки в отношении ИП Блинова А.А. соответствуют нормам, предусмотренным Федеральным законом от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2011 №386 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики». Оспариваемый Приказ №0045/01-04 от 03.02.2023 вынесен уполномоченным органом в пределах предоставленных данному органу и должностному лицу компетенции и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Соответствующие доводы предпринимателя были оценены Миндортрансом УР при рассмотрении досудебной жалобы и вынесении решения от 17.03.2023 № 1589 08-13. Самостоятельных оснований для отмены указанного решения судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о недоказанности обстоятельств, положенных заявителем в обоснование заявленных требований.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически, доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 АПК РФ.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не исследовались до принятия судебного акта и не подвергались оценке.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено. Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.

Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2023 года по делу № А71-5425/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Блинову Андрею Александровичу (ИНН 183104452339, ОГРНИП 308183114700024) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 300 (триста) руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 24.09.2023.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.Ю. Муравьева