ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11866/2023-ГК от 27.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11866/2023-ГК

г. Пермь

04 декабря 2023 года Дело № А60-68013/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,

судей Гребеникной Н. А., Ушаковой Э. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е. Х.,

при участии (посредством веб-конференции):

от истца: ФИО1 по доверенности от 09.02.2023,

от ответчика – ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений»: ФИО2 по доверенности от 06.02.2023,

в отсутствие представителей ответчика – ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», третьего лица,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 08 сентября 2023 года

по делу № А60-68013/2022

по иску некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральному государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>),

третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,

установил:

некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее также – Фонд модернизации ЖКХ, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс», ответчик1), Федеральному государственному казенное учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», ответчик2) о взыскании:

- с ФГАУ «Росжилкомлекс» основного долга по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2014 по 31.10.2022 в размере 3 641 410,50 руб.;

- с ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» основного долга по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.10.2014 по 31.10.2022 в размере 1 444 730,10 руб.

- с ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» расходов по оплате государственной пошлины в размере 50 940 руб. (с учетом уточнений, принятых судом на основании ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2023 (резолютивная часть от 01.09.2023) исковые требования удовлетворены частично. С ФГАУ «Росжилкомплекс» в пользу истца взыскан долг в размере 1 720 907,43 руб., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в размере 16 402,03 руб.

С ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО в пользу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» взыскан долг в размере 589 164,52 руб., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в размере 5 611,80 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судом решением, ответчик2 – ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении соответствующей части исковых требования отказать полностью. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, приводит следующие доводы.

Истцом не представлена выписка из ЕГРН в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>, подтверждающая, что правообладателем указанного объекта в соответствующий период являлось Учреждение. Соответственно, оснований для удовлетворения требований к Учреждению в части указанного объекта у суда не имелось.

Учреждение обладает специальной правоспособностью; уставная деятельность Учреждения не предусматривает полномочия по несению коммунальных, эксплуатационных расходов, оплате взносов на капитальный ремонт; денежные средства Учреждению на данные статьи расходов не выделяются, следовательно, на Учреждение не может быть возложена обязанность по оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт. ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца.

В отзыве на жалобу доводы апеллянта мотивированно опровергнуты истцом.

В судебном заседании апелляционного суда, состоявшегося посредством веб-конференции, представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» настаивал на доводах жалобы, просил оспариваемое решение суда отменить.

Представитель истца высказался против отмены судебного акта по основаниям, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, текста искового заявления, Федеральным законом от 25.12.2012 № 271 – ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

На основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п создан региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».

Для реализации норм федерального законодательства и установления обязательств, определенных в ЖК РФ на территории Оренбургской области принят закон от 12.09.2013 № 1762/539-V-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», которым на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.

Истец является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 № 79, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 № 357.

Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп утверждена региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах».

Постановлениями Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1267-п, от 24.11.2016 № 889-п, от 30.12.2019 № 1042-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику данного помещения на 2014 – 2022 годы.

Расчет платежа производится по формуле: количество квадратных метров * коэффициент (с учетом периода и этажности) = общая задолженность.

Формирование платежных документов, печать и доставку их до собственников от имени регионального оператора, в соответствии с заключенным договором от 16.12.2020 № Т-597/2020 производится АО «Система «Город».

По утверждению истца, в период с 01.10.2014 по 01.11.2022 ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» обладая правом оперативного управления на нежилые помещения, поадресно перечисленные в исковом заявлении и описательной части оспариваемого ответчиком решения суда, не исполняли предусмотренную законом обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт.

Несвоевременная оплата взносов на капитальный ремонт создает препятствия по выполнению договорных обязательств с подрядными организациями.

Образовавшаяся на стороне ответчиков задолженность, не погашенная ими добровольно, несмотря на соответствующие требования, изложенные в претензиях истца, явилась последнему поводом для обращения с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

В связи с заявлением третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности, суд первой инстанции, установив факт истечения срока применительно к требованию о взыскании задолженность за период с октября 2014 года по октябрь 2019 года, в удовлетворении соответствующей части иска отказал.

С учетом применения срока исковой давности, на основании совокупности представленных истцом доказательств, в отсутствии доказательств оплаты взносов со стороны ответчика1, суд признал правомерным требование о взыскании с ФГАУ «Росжилкомплекс» долга за период с 01.10.2014 по 31.10.2022 в размере 1 720 907,43 руб.

Признав справедливыми возражения ответчика2 о принадлежности объекта по адресу <...>, находящегося в соответствии с выпиской из ЕГРН в общей долевой собственности физических лиц, суд удовлетворил требования, предъявленные к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» частично, признав правомерным взыскание задолженности в размере 589 164 руб. 52 коп.

Заявителем жалобы судебный акт оспаривается в части, имеющих отношение к нему выводов суда.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в оспариваемой ответчиком2 части.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В силу статей 120, 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Ст. 169 ЖК РФ устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (п. 3 ст. 169 ЖК РФ).

Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).

Региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах» утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп.

В указанную региональную программу вошли МКД, в которых ответчик имеет помещения, принадлежащие ему на праве оперативного управления.

Размер взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов установлен Постановлениями Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1267-п, от 24.11.2016 № 889-п, от 30.12.2019 № 1042-пп.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления принадлежат спорные помещения соответственно, законом на него возложена обязанность по содержанию данного имущества.

Возражения апеллянта против данного вывода суда сводятся к утверждению об отсутствии должного документального подтверждения факта принадлежности учреждению объекта по адресу <...>.

Проанализировав возражения апеллянта в совокупности с материалами дела, апелляционный суд находит заслуживающими внимание возражения истца, в отзыве на жалобу пояснившего следующее.

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 156 от 31.12.2009 помещение по адресу: <...> было передано ФГКЭУ «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района» в найм гр. ФИО3.

Также в соответствии со справкой от 26.03.2018 № 36/ок Администрацией г. Оренбурга в соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 156 от 31.12.2009 ФИО3 и членам его семьи (на время прохождения службы по контракту) предоставлена квартира по адресу: <...>.

В соответствии с главой 1 устава ФГКУ «ПУ ТУИО» Министерства обороны РФ, Федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником прав и обязанностей, в том числе и Федерального государственного квартирно­-эксплуатационного учреждения «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» ФГКЭУ «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района» является его правопредшественником.

Таким образом, к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» как к правопреемнику перешли возложенные на его правопредшественника ФГКЭУ «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района» обязанности, в том числе и по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества помещения, расположенного по адресу: <...>.

Таким образом, вопреки утверждению заявителя жалобы об обратном, на ФГКУ ««Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за указанное помещение, начиная с 01.10.2014.

При таких обстоятельствах доводы жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению по приведенным основаниям.

С учетом правильности расчета истца, не опровергнутого ответчиком2, отсутствия со стороны последнего доказательств уплаты взносов на капитальный ремонт, задолженность в сумме 589 164 руб. 52 коп. обоснованно взыскана судом в пользу истца.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком2 части, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик2 освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 сентября 2023 года по делу № А60-68013/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.В. Бородулина

Судьи

ФИО4

Э.А. Ушакова