ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11894/2022-ГК от 25.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 94 /2022-ГК

г. Пермь

26 октября 2022 года                                                   Дело № А60-9305/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,

судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом сервис»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 июля 2022 года

по делу № А60-9305/2022

по иску акционерного общества «Екатеринбургская теплосетевая компания» (ИНН 6671019770, ОГРН 1156658056940)

к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом сервис Екатеринбург» (ИНН 6658454406, ОГРН 1146658006120)

третьи лица: Администрация города Екатеринбурга, Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбург, Максимов Анатолий Георгиевич

об освобождении охранной зоны тепловых сетей от объектов, запрещенных к размещению,

установил:

акционерное общество «Екатеринбургская теплосетевая компания» (далее – истец, АО «ЕТК») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом сервис Екатеринбург» (далее – ответчик, ООО УК «Дом сервис Екатеринбург») о возложении обязанности вынести из охранной зоны тепловых сетей объекты, запрещенные к размещению.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Екатеринбурга, Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбург, Максимов Анатолий Георгиевич (ст. 51 АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 28.07.2022 иск удовлетворен. На ООО УК «Дом сервис Екатеринбург» возложена обязанность вынести из охранной зоны тепловых сетей от ТК 27-11/11 до ЦТП Крауля 63Б и от ЦТП до жилых домов Крауля, 61/1, 61/2, 61/3, 63, 63а, 65, 67, 69, Заводская 42, 44, 44а, 46, 46а, Викулова, 41, 41а, 43/1, 43/2, 43/3, Металлургов 16, 18, 18а, 20, 22, 24, 24а, 26, Котельникова 5-а, кадастровый номер 66:41:0000000:90869, на участке тепловых сетей от стены многоквартирного дома: г.Екатеринбург, ул. Металлургов 20, до стены многоквартирного дома по адресу : г. Екатеринбург, ул. Металлургов 22, спортивную площадку: комплекс из шведской стенки с турниками и скамьей, металлическое ограждение - забор, 3 скамьи, 2 урны.

Решение суда от 28.07.2022 обжаловано ООО УК «Дом сервис Екатеринбург» в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что спорные объекты были установлены по волеизъявлению собственников помещений многоквартирного дома. Полагает, что установка объектов для улучшения благоустройства придомовой территории многоквартирного дома не создает угрозы нарушения нормальной работы тепловых сетей, не приводит к их повреждению. Установка объектов проводилась ответчиком в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018-2024 годы». Ссылается на то, что в июле 2019 года спорный участок трубопровода истцом был заменен и только после согласования с истцом, ответчик установил спорные объекты. Отмечает, что металлическое ограждение – забор для детской спортивной площадки легко демонтируется, если это необходимо для проведения каких-либо работ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, АО «ЕТК» является собственником тепловой сети в г. Екатеринбурге от ТК 27-11/11 до ЦТП Крауля 63Б и от ЦТП до жилых домов Крауля, 61/1, 61/2, 61/3, 63, 63а, 65, 67, 69, Заводская 42, 44, 44а, 46, 46а, Викулова, 41, 41а, 43/1, 43/2, 43/3, Металлургов 16, 18, 18а, 20, 22, 24, 24а, 26, Котельникова 5-а, кадастровый номер 66:41:0000000:90869 (далее тепловые сети). Дата и номер регистрационной записи о праве собственности АО «ЕТК» - №66-66/001-66/001/432/2016-1160/3 от 18.07.2016.

Участок тепловой сети от стены многоквартирного дома (МКД) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 20, до стены МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 22, построен в 1970 году, проложен в трехтрубной системе, способ прокладки - подземный в непроходном канале. Диаметр труб на этом участке тепловых сетей: 2 трубы диаметром 108мм, 1 труба - 89мм. Тепловая сеть является трубопроводом, по которому проходит теплоноситель следующих параметров: давление - 1.6 МПа, температура 95/70 С.

В охранной зоне тепловых сетей ответчиком размещена спортивная площадка: комплекс из шведской стенки с турниками и скамьей, металлическое ограждение - забор, 3 скамьи, 2 урны (далее - объекты). Указанное подтверждается актом осмотра от 18.10.2021.

Объекты расположены между МКН по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 20, и МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 22, на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0303093:53 и 66:41:0303093:2583.

На официальном сайте «ГИС ЖКХ» размещены сведения, что МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 20, 22, находится в управлении ООО «УК «Дом Сервис».

Письмом № 51313-09-8282 от 15.10.2021 АО «ЕТК» уведомило Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и ответчика о дате и времени осмотра охранной зоны. Представители администрации и ответчика на осмотр не прибыли. Поэтому 18.10.2021 истец провел осмотр охранной зоны тепловых сетей от стены МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 20, до стены МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Металлургов 22, самостоятельно.

При осмотре установлено, что в охранной зоне тепловых сетей находятся спортивная площадка: комплекс из шведской стенки с турниками и скамьей, металлическое ограждение - забор, 3 скамьи, 2 урны, что подтверждается актом осмотра от 18.10.2021, схемой и фотоматериалами.

По факту нарушения охранной зоны тепловых сетей и с целью охраны жизни и здоровья граждан в адрес ответчика было направлено требование об освобождении охранной зоны №51313-21-10002 от 08.12.2021 о выносе из охранной зоны тепловых сетей объектов, запрещенных к размещению.

Ссылаясь на то, что ответчик не обращался к истцу для согласования мест размещения спортивной площадки и объектов благоустройства, не получал согласия на проведение работ в охранной зоне тепловых сетей для ее возведения, нарушение охранной зоны тепловой сети нахождением объектов, запрещенных к размещению не устранено, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Таким образом, правом на негаторный иск обладает собственник, который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею.

Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 ГК РФ, наличие препятствий в осуществлении этого права, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в осуществлении истцом правомочий по пользованию и распоряжению имуществом. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»,  удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 № 92, предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

Согласно пунктам 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее - Типовые правила № 197) охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.

Пунктом 5 Типовых правил № 197 предусмотрено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.

В соответствии с п.п. 6.14., 6.15. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 (далее - Типовая инструкция № 285), в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов.

Пункт 6.2.26. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее - Правила № 115) также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей.

Кроме того, п.6.2.34. Правил № 115 предусмотрена обязанность истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.

Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов затрудняет осмотры и препятствует своевременному выявлению повреждений.

Кроме того, размещение объектов в охранной зоне препятствует проведению истцом технического освидетельствования, предусмотренного п.6.18 Типовой инструкции № 285.

Пунктом 6.16. Типовой инструкции № 285 предусмотрено, что дефекты, угрожающие аварией, выявленные при обходе, должны устраняться немедленно.

Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов препятствует незамедлительному началу выполнения работ по устранению аварии, так как истец до начала аварийных работ вынужден демонтировать такие объекты и обеспечить их сохранность.

Таким образом, размещение объектов в охранной зоне тепловых сетей создает препятствия истцу для исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными правилами.

В силу п. 1 Типовых правил № 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Согласно п. 4 Типовых правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

В силу п. 17 Типовых правил № 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

В соответствии с пп. 3 п. 5 Типовых правил № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

-        загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;

-        устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

Пунктом 6.1.8 Правил № 115 также установлен запрет на возведение каких- либо строений в местах прокладки теплопроводов.

Согласно п. 6 Типовых правил № 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий.

В силу п. 7 Типовых правил № 197  установлено, что проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.

Пункт 3.1 «ГОСТ Р 59928-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Уличные спортивные площадки общего пользования. Правила размещения оборудования. Требования безопасности» определяет уличную спортивную площадку общего пользования как специально оборудованную территорию, имеющую пространственно-территориальные границы, предназначенная для физкультурно-спортивных занятий и тестирования физической подготовленности пользователей, включающая в себя соответствующие оборудование и покрытие.

Пользователем спортивной площадки является лицо, использующее по назначению оборудование и/или территорию спортивной площадки.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 59928-2021 Монтаж, размещение оборудования и устройство покрытия спортивной площадки необходимо выполнять в соответствии с проектом и технической документацией производителя с учетом, в том числе, ориентации спортивной площадки и ее элементов в пространстве с целью защиты пользователя от негативного воздействия окружающей среды (солнца, ветра) и находящихся рядом технических объектов (автодорог, линий электропередач и т.п.), а также защиты жизни и здоровья граждан и имущества, находящихся вблизи спортивных площадок.

Запрет на размещение в охранной зоне тепловых сетей уличной спортивной площадки, не зависит от расположения элементов такой площадки по отношению к трубопроводу, так как специально оборудованная территория предполагает перемещение пользователей спортивной площадки на такой территории.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установив факт размещения спорных объектов в границах охранной зоны тепловой сети в отсутствие к тому правовых оснований, принимая во внимание, что размещение объектов в охранной зоне тепловых сетей нарушает права и законные интересы истца, поскольку ограничивает его возможность проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.

Доказательств, опровергающих указанные выводы, ответчиком не представлено (статья 65 АПК РФ).

Отклоняя заявленные ответчиком доводы о наличии законных оснований к размещению спортивной площадки и согласовании ее размещения с надзорными органами, суд установил следующие обстоятельства.

Со стороны Администрации представлены сведения, что в рамках Муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018 - 2024 годы» выполнялись работы по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов по адресам: по ул. Металлургов, д. 22, ул. Металлургов, д.26. Заказчиком работ являлась управляющая организация - ООО «УК «Дом Сервис».

Рассмотрение заявок на участие в указанной программе производится в соответствии с «Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений по благоустройству дворовых территорий в рамках реализации муниципальных программ «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018 - 2024 годы», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.09.2017 № 1853 (далее - Порядок № 1853).

Согласно подпункту 14 пункта 5 Порядка № 1853 заинтересованные лица направляют в районную общественную комиссию предложение с приложением документов, в том числе:

подписанной руководителем управляющей организации (уполномоченным лицом), определенной решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве получателя субсидии из бюджетных средств на выполнение работ по благоустройству дворовой территории, справки о том, что: дизайн-проект благоустройства дворовой территории выполнен с учетом обеспечения условий безопасного расположения на дворовой территории детского, спортивного и иного оборудования, в том числе в увязке с инженерными сетями, природными и техногенными объектами.

Для участия в отборе на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий ООО «УК «Дом Сервис» были предоставлены справки от 07.11.2018 № 1515 и без номера от 2019 года в отношении многоквартирных домов по ул. Металлургов, д. 22 и ул. Металлургов, 26 соответственно.

В справках указано, что по Проекту благоустройства дворовой территории по адресу: Металлургов, 22 (Металлургов, 26) в рамках программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018 - 2022 годы» предусмотрены и учтены следующие рекомендации:    размещение игрового, спортивного и иного оборудования выполнено с учетом расположения инженерных сетей и техногенных объектов с целью обеспечения безопасных условий проживания.

На основании изложенного, судом сделан правомерный вывод о том, что не Администрация должна была согласовывать размещение архитектурных форм на спортивной площадке с учетом действующих норм и правил, а именно управляющая компания, которая по итогам такого согласования направляет в Администрацию справки, согласно которым уведомляет Администрацию о выполнении всех требований.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств согласования управляющей компанией с собственником тепловой сети схемы размещения и возможности размещения в охранной зоне спортивной площадки (ст. 65 АПК РФ).

Представленная ответчиком переписка с Администрацией, истцом - письма № 1026 от 11.07.2019, № 1176 от 31.07.2019, № 51313-23-3903 от 08.08.2019, № 62/19.1-16/001/999 от 09.08.2019 не свидетельствуют о согласовании размещения детской площадки. Из буквального содержания писем следует, что между сторонами ведется согласование ремонтных работ по устранению повреждений тепловой сети и сроки их завершения.

Таким образом, из изложенного следует, что ответчиком осуществлено возведение уличной спортивной площадки в рамках участия в муниципальной программе в отсутствии соответствующего согласования с собственником тепловых сетей.

Вопреки позиции ответчика, сам факт расположения спортивной  площадки в границах охранной зоны тепловых сетей на теплосетях угрожает общественной безопасности, нарушает права и законные интересы истца, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, доступу истца к местам проведения ремонтных работ.

Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, основания для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2022 года по делу № А60-9305/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

О.Г. Дружинина

Судьи

Д.И. Крымджанова

О.В. Лесковец