ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12023/2023-АК от 09.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12023/2023-АК

г. Пермь

16 ноября 2023 года Дело № А60-42913/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,

при участии в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел»:

Сысертского межрайонного прокурора Абрамова И.П. (предъявлено удостоверение);

от ООО «Парк сказов» –ФИО1, доверенность от 07.10.2022, диплом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парк сказов»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 02 октября 2023 года

по делу № А60-42913/2023

по заявлению Сысертского межрайонного прокурора Абрамова И.П.

к обществу с ограниченной ответственностью «Парк сказов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Сысертский межрайонный прокурор Абрамов И.П. (далее также –прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Парк Сказов» (далее – общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2023 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на истечение срока давности привлечения ООО «Парк сказов» к административной ответственности к моменту рассмотрения дела судом. Управлением Россельхознадзора по Свердловской области в письме прокурору Свердловской области от 21.04.2023 №1/КЕ-02/2012/2 указано, что обществу выдано предостережение от 10.03.2023 №237/02/2023 о недопустимости нарушения закона, вместе с тем лицензия не получена. Прокуратура пришла к выводу, что общество допустило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с чем прокурором составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.08.2023. Общество считает днем обнаружения данного правонарушения 02.03.2023 – день проверочных мероприятий должностным лицом Россельхознадзора 02.03.2023, что прямо указано в письме от 21.04.2023. Прокурор Свердловской области узнал о данном правонарушении 18.05.2023, о чем есть соответствующая отметка в письме Росельхохнадзора № ПЗ-7357-2320650000. При этом ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.08.2023, ни в заявлении о привлечении ООО «Парк сказов» к административной ответственности не указано точное время и дата такого правонарушения. О совершенном обществом правонарушении прокурору стало известно 18.05.2023, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения, (дата получения письма Росельхохнадзора), что и следует считать датой выявления правонарушения, в связи с чем срок для привлечения общества к административной ответственности истек 18.08.2023. Общество также считает, что в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить.

Сысертский межрайонный прокурор против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 21.04.2023 Управлением Россельхознадзора по Свердловской области в адрес Прокуратуры Свердловской области направлена информация об осуществлении ООО «Парк сказов» деятельности по использованию животных в культурно­-зрелищных целях в отсутствие лицензии.

Прокуратурой Свердловской области в адрес Сысертской межрайонной прокуратуры направлено поручение от 30.05.2023 для организации надзорных мероприятий.

Но основании решения заместителя межрайонного прокурора о проведении проверки от 12.07.2023 прокурор Гукасян А.А. с участием специалиста Управления Россельхознадзора по Свердловской области 12.07.2023 осуществлен выезд по месту нахождения ООО «Парк сказов», в результате которого установлено, что на территории парка расположен скотный двор, в котором содержатся кролики, козы, бараны, коровы, лошади, овцы и кабаны, о чем составлен рапорт и сделаны фотографии (файл «Приложение 1 на 23 листах» от 09.08.2023). Сфотографированы в числе прочего, план парка, информация рекламного характера с указанием адреса, телефона парк, цен на услуги.

Согласно письму Управления Россельхознадзора по Свердловской области 14.07.2023 лицензия по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах у общества отсутствует.

Требованием от 31.07.2023 прокурора известила общество о времени и месте составления протокола (на 04.08.2023). Одновременного письмом от 31.07.2023 у общества затребованы устав и документы на земельный участок.

Из представленных документов установлено, что ООО «Парк сказов» арендует у муниципалитета по договору от 28.04.2017 земельный участок общей площадью 50935 кв. м, расположенный в п. Арамиль Сысертского района Свердловской области. Разрешенное использование: проектирование и строительство объекта рекреационного значения, комплекс детского и семейного отдыха.

04.08.2023 Сысертским межрайонным прокурором Абрамовым И.П. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены заявителем в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем привлек общество к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) определено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

В соответствии с пунктом 54 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, подлежит лицензированию.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» (далее – Положение о лицензировании) лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Деятельность по содержанию и использованию животных включает в себя работы по перечню согласно приложению (перечень работ, составляющих деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах) (пункт 4 Положения о лицензировании).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937утверждены также Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, из которых следует, что

зоопарк – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержащие зоологическую коллекцию, способствующие сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований. Указанное понятие применяется в отношении парков животных, сафари-парков, парков птиц, аквариумов и специализированных коллекций (коллекции живых беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих);

зоосад – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных и растений, содержащие зоологическую и ботаническую коллекции, способствующие сохранению видов животных и растений посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных и растениях, рекреации и проведения исследований.

Судом установлено и материалами прокурорской проверки подтверждается, что ООО «Парк Сказов» осуществляет деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий с привлечением животных, в том числе с детьми, которые контактируют с животными (домашними, а также кабаном).

На территории парка расположен скотный двор, в котором по визуальному наблюдению содержатся кролики декоративные, о чем имеются информационные вывески. Так же содержатся козы (породы нубийская, зааненская, эдильбаевская), бараны, овцы (породы романовская), корова, а также дикий кабан. Есть помещение с вывеской указывающей на то, что там находится домашняя птица.

Согласно данным, размещенным в реестре лицензий (ЕРУЛ), специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных у ООО «Парк Сказов» отсутствует.

Кроме того, по сведениям, опубликованным в сети Интернет на сайте https://parkskazov.ru/afisha, стоимость входного билета в парк, принадлежащий ООО «Парк Сказов», составляет 350 рублей. В стоимость указанного билета входит в том числе посещение «скотного двора», что свидетельствует о взимании ООО «Парк Сказов» платы за демонстрацию животных.

Ранее Управлением Россельхознадзора по Свердловской области обществу было выдано предостережение от 10.03.2023 № 237/02/2023 о недопустимости нарушения обязательных требований ветеринарного законодательства, однако оно никаких мер для получения лицензии не предприняло.

Доказательства наличия лицензии на осуществление деятельности обществом не представлены.

Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения лицензионных требований.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.

Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении 90 календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Рассматриваемое правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности следует исчислять с момента его обнаружения органом (должностным лицом), уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

До выхода по месту расположения парка (12.07.2023) прокуратура не могла сделать вывод об осуществлении обществом деятельности содержанию и использованию животных в зоопарке. Получение 21.04.2023 информации из Управления Россельхознадзора по Свердловской области является лишь поводом для прокурорской проверки и/или к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ). Сделать вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения прокурор 21.04.2023 не мог.

Таким образом, датой выявления правонарушения (12.07.2023) является дата совместного надзорного мероприятия межрайонной прокуратуры и Управления Россельхознадзора по Свердловской области, в ходе которого подтверждена информация о допущенных нарушениях.

Следовательно, 90 дней на привлечение судом к административной ответственности истекли 09.10.2023.

Суд вынес решение о привлечении общества к ответственности 02.10.2023, то есть до истечения срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции. Более того, общество предупреждалось Управлением Россельхознадзора по Свердловской области о необходимости получения лицензии, однако не предприняло для этого никаких мер.

Вместе с тем суд первой инстанции с учетом совокупности обстоятельств, установленных статьями 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ, посчитал возможным назначить обществу наказание в виде предупреждения.

По мнению апелляционного суда, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 02.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2023 года по делу № А60-42913/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Е.М. Трефилова