П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 45 /2015-ГК
г. Пермь
08 октября 2015 года Дело № А60-11883/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Поляковой М.А., Чепурченко О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмыковой К.И.
при участии:
от истца МУП "КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА" : Саратовский А.А. - дов. от 13.03.2015 г., Бадин Ю.В. - руководитель, паспорт
от ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Свердловской области: Цепенников В.Е. - дов. от 15.01.2015 г., Эйдлин А.Е. - дов. от 22.12.2014 г.,
от ответчика Управления ФНС по Свердловской области : Эйдлин А.Е. – дов. от 09.01.2015 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда ,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2015
по делу № А60-11883/2015, принятое судьей Федоровой Е.Н.
по иску муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства» (ИНН 6630000138, ОГРН 1026601767994)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области (ИНН 6681000016; 6671159287, ОГРН 1026601767994),
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» (ИНН 6630002223, ОГРН 1026601768368),
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Свердловской области от 14.10.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов ( с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2015 г. заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области от 14.10.2014 об отказе в государственной регистрации изменений в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, связанных с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении юридического лица в процессе реорганизации в форме присоединения на основании заявления и документов полученных 09.10.2014 за вх. № 713 признано незаконным.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о муниципальном унитарном предприятии «Комбинат благоустройства» (ИНН 6630000138, ОГРН 1026601767994) на основании заявления и документов полученных 09.10.2014 за вх. № 713 .
Не согласившись с данным решением , Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №27 по Свердловской области обратилась с апелляционной жалобой, по основаниям изложенным в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что в настоящее время законодательством о государственной регистрации юридических лиц предусмотрена возможность государственной регистрации в связи с реорганизацией в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением , поскольку с 01.09.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, внесший изменения в главу 4 части 1 ГК РФ, в том числе в ст. 57 ГК РФ. Однако , необходимые в связи с этим изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в федеральные законы об организационно-правовых формах юридических лиц , в формы документов , представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и в требования к их оформлению , утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ не внесены. Это требует внесения изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц с последующей разработкой форм необходимых документов.
Считает, что представленное в регистрирующий орган Уведомление по форме № Р 12003 содержит недостоверные сведения в части указания сведений о состоянии юридических лиц после завершения процедуры реорганизации , в части указания сведений об ОГРН и ИНН МКУ «Комбинат благоустройства». Кроме того, указывает, что решение о реорганизации заявителя в комплекте документов не представлено, что также в силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что , учитывая положения абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ , п. 7,8 ст. 113 ГК РФ , п. 1 ст. 34 Закона № 161-ФЗв их взаимосвязи в настоящее время возможно проведение реорганизации муниципального унитарного предприятия в форме присоединения его к муниципальному казенному учреждению (без промежуточной реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное учреждение).
Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддерживает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Истец, Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании решения учредителя о реорганизации МКУ «Комбинат благоустройства» путем преобразования в МКУ и присоединения к МКУ «Управление городского хозяйства», оформленного постановлением главы городского округа «город Лесной» от 30.09.2014 № 59, заявитель обратился в налоговую инспекцию с заявлениями
по форме Р12003 о начале процедуры реорганизации в форме преобразования и присоединения за вх. № 700 от 07.10.2014 и вх. №713 от 09.10.2014 соответственно.
Регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ запись о том, что заявитель находится в процессе реорганизации в форме преобразования, однако в отношении заявления о внесении записи о присоединении МУП «Комбинат благоустройства» к МКУ «Управление городского хозяйства» налоговым органом вынесено решение об отказе внесения такой записи в ЕГРЮЛ от 14.10.2014 года, в котором в качестве основания для отказа указано на то, что среди представленных для регистрации документов отсутствует уведомление, оформленное в соответствии с требованиями , предусмотренными Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@.
Таким образом , из обжалуемого решения следует, что при внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что заявитель находится в процессе реорганизации в форме присоединения, было установлено, что соответствующее уведомление вх. № 713 от 09.10.2014 оформлено не в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@.
При уточнении уполномоченными представителями заявителя в регистрирующем органе перечня требований, не соблюдённых при оформлении обжалуемого акта , последний дал заявителю разъяснение о невозможности одновременного осуществления регистрационных действий по реорганизации предприятия с одновременным сочетанием различных форм данной процедуры в связи с отсутствием в регистрирующем органе соответствующего административного регламента, определяющего формы предоставляемых в подобных случаях для государственной регистрации документов и требования к их оформлению.
Удовлетворяя заявленные требования , суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как препятствует реализации решения о реорганизации юридического лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Пунктами 4, 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается при непредставлении заявителем определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральная налоговая служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, наделена полномочиями утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) , которые являются обязательными в применении (далее - Требования к оформлению документов) .
Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, ссылки на основания для отказа должны содержаться в решении налогового органа.
В данном случае из содержания решения налогового органа следует , что среди представленных для регистрации документов - вх. №713 от 09.10.2014, отсутствует уведомление, оформленное в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@.
Между тем, в материалах дела имеется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 , в соответствии с которым заявитель уведомляет о принятии решения о реорганизации в форме присоединения, а также уведомляет о том, что юридическое лицо прекратит деятельность в результате реорганизации в форме присоединения (л.д. 33- 34).
В сведениях о реорганизуемом юридическом лице , в том числе, указаны ОГРН и ИНН заявителя.
В чем именно данное уведомление не соответствует требованиям, предусмотренным Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@, налоговый орган в своем решении не указывает.
Ссылка налогового органа на то, что в комплекте документов не было представлено решение о реорганизации заявителя исследована и отклонена , поскольку данная причина в качестве основания для отказа в регистрации в решении от 14.10.2014 г. не приведена , кроме того, в материалы дела ответчиком представлена выписка из ЕГРЮЛ в отношении МУП «Комбинат благоустройства» , из которой следует, что как постановление Главы городского округа «Город Лесной» от 30.09.2014 г. № 59, так и распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Лесной» от 01.10.2014 г. № 526 о реорганизации истца путем преобразования и присоединения имелись в распоряжении налогового органа на момент принятия оспариваемого решения от 14.10.2014 г. (л.д. 60).
Из содержания доводов апелляционной жалобы следует, что фактически отказ налогового органа в регистрации изменений связан с тем, что несмотря на то, что в настоящее время законодательством о государственной регистрации юридических лиц предусмотрена возможность государственной регистрации в связи с реорганизацией в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением , необходимые в связи с этим изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в федеральные законы об организационно-правовых формах юридических лиц , в формы документов , представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и в требования к их оформлению , утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ не внесены.
В своём ответе от 28.11.2014 за исх.№06-12/33485@ на обращение от
30.10.2014 региональное УФНС России довело до сведения заявителя, что вступление 01.09.2014 в законную силу изменения в гл.4 части первой ГК РФ, в том числе в ст. 57 данного Кодекса (Федеральный закон от 05.05.2014 №99-ФЗ), в настоящее время не привело к внесению необходимых изменений в Закон о госрегистрации юридических лиц, в федеральные законы об организационно-правовых формах юридических лиц и в иные нормативные документы. В связи с этим региональное УФНС России предложило заявителю осуществить реорганизацию по форме преобразования и присоединения в два последовательных и соответственно не одновременно осуществляемых этапа, поскольку реализация положений п. 1 ст. 57 ГК РФ в части осуществления госрегистрации юридических лиц с сочетанием различных её форм, отличной от реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением, требует внесения изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц.
Вместе с тем, как было указано выше, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие в законодательстве детальных положений о порядке проведения процедуры реорганизации юридического лица с "сочетанием" различных ее форм не может иметь своим последствием и являться основанием для отказа внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние,присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым пункта.
В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой
организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением
прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60
настоящего Кодекса не применяются.
С 1 сентября 2014 года может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица, т.е. с одновременным сочетанием различных форм (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. «а» п. 12 ст. 1, ч. 1 и 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Таким образом, законных оснований для отказа в государственной регистрации сведений, связанных с внесением в единый государственный реестр юридических лиц данных о нахождении юридического лица в процессе реорганизации в форме присоединения на основании заявления и документов полученных 09.10.2014 за вх. № 713 не имелось и в оспариваемом решении налогового органа от 14.10.2014 г. приведено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение налогового органа недействительным.
Учитывая , что апеллянт в жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ , ст. 333. 37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе не взыскивается , поскольку ее заявитель от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2015 года по делу № А60-11883/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | В.И. Мартемьянов | |
Судьи | М.А. Полякова О.Н. Чепурченко | |