ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12388/18-АК от 01.10.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12388/2018-АК

г. Пермь

05 октября  2018 года                                                      Дело № А60-33059/2018­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  05 октября  2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,

при участии:

от заявителя заместителя прокурора Свердловской области: Корякина В.Г. предъявлено служебное удостоверение, поручение № 7-73а-2018 от 21.08.2018;

от заинтересованного лица Администрации городского округа Красноуральск (ИНН 6618001093, ОГРН 1026601214529): представители не явились;

( лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу               заинтересованного лица Администрации городского округа Красноуральск,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 05 июля 2018 года по делу № А60-33059/2018­

по заявлению заместителя прокурора Свердловской области

к Администрации городского округа Красноуральск

о признании незаконным бездействия,

установил:

Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Красноуральск, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2018 заявленные требования удовлетворены: признано  незаконным бездействие Администрации городского округа Красноуральск, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; на Администрацию городского округа Красноуральск возложена обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992                № 2395-1 «О недрах».

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Красноуральск обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере недропользования.

Прокуратура с доводами, изложенными в апелляционной жалобе,                        не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере недропользования Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Администрацией городского округа Красноуральск не разработан и                    не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением

Суд первой инстанции установил факт неправомерного бездействия администрации и удовлетворил заявленные требования.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ                      «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008                 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Из положений ст. 30 Устава городского округа Красноуральск, принятого решением Красноуральской городской Думы от 20.05.2005 № 156 следует, что администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям Администрации городского округа Красноуральск по осуществлению муниципального контроля, относятся, в частности: организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

К полномочиям администрации городского округа, осуществляющей муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на территории городского округа; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделена администрация городского округа; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Свердловской области; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 31 Устава).

 На основании п. 5 ст. 5 Законом Российской Федерации от 21.02.1992                    № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Доводы Администрации городского округа Красноуральскоб отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, в данной сфере со ссылкой на перечень полномочий, содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обоснованно отклонены судом первой инстанции. При этом суд верно указал, что само по себе отсутствие в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямого указания на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрацией городского округа Красноуральск не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1                 «О недрах».

Судом обоснованно отмечено, что отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2018 года по делу №А60-33059/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Красноуральск - без  удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Н.В. Варакса

Судьи

Е.О. Гладких

Л.Ю. Щеклеина