ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12410/17-ГК от 26.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12410/2017-ГК

г. Пермь

27 сентября 2017 года Дело № А60-15807/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,

судей Жуковой Т.М., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 05.04.2017, паспорт;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2017 года по делу № А60-15807/2017,

принятое судьей Италмасовой Е.Г.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (далее – ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и не соответствующим закону отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв. м) в 30-ти дневный срок с момента подачи заявления; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 (площадью 1071605 кв.м) в порядке, установленном п.3.1.,3.2. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2017 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га, и принятие решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га, выходит за рамки компетенции ТУ Росимущества в Свердловской области.

Считает, что заявителем в адрес заинтересованного лица не были представлены сведения о наличии/ отсутствии на испрашиваемом земельном участке зданий или сооружений. Кроме того, заявителем в адрес заинтересованного лица не предоставлены сведения подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614022:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данные земельные участки.

До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 с местоположением: Свердловская область г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1 071 605 кв.м. на основании договора аренды № АЗФ-1717/1022 от 19.12.2012. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением от 17.02.2017 исх.№ ИС-1330 о принятии решения о передаче вышеуказанного земельного участка в собственность истца за плату по стоимости, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка.

Письмом от 27.03.2017 № АР-3088/09 ТУ Росимущества в Свердловской области отказало заявителю в предоставлении указанных земельных участков в собственность за плату (15% от кадастровой стоимости) в связи с отсутствием полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, а также просило подтвердить факт отсутствия на участках объектов недвижимости, предоставить дополнительные документы, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформления) прав на данный земельный участок.

Полагая отказ в предоставлении земельных участков не соответствующим закону, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти, несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В пункте 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указано, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости (п. 3.1.).

Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды (п. 3.2.).

Согласно п. 1 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 9 пункта 2 указанной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Материалами дела подтверждается факт предоставления ООО «Главсредуралстрой» земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1644 из земель населенных пунктов, с целевым использованием для сельскохозяйственного производства в долгосрочную аренду на основании договора аренды от 19.12.2012 № АЗФ-1717/1022.

Основанием предоставления земельного участка в аренду является распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 26.11.2012 № 826-р, согласно которому из земельного участка кадастровым номером 66:41:00000000:593 выделен, в том числе земельный участок, о приобретении которого в собственность заявлено ООО «Главсредуралстрой» (л.д.52-55).

Ранее земельный участок кадастровым номером 66:41:00000000:593 был предоставлен заявителю в аренду на основании договора аренды от 18.10.2007 № АЗФ 104/1022, с учетом договоров о переуступке прав и обязанностей (л.д.35-40).

Договор аренды от 18.10.2007 № АЗФ 104/1022 заключен в соответствии с приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 18.04.2007 № 497 в связи с прекращением права постоянного бессрочного пользования ГУП ОПХ «Исток».

Таким образом, заявителем обосновано его право приобретения земельных участков в собственность без торгов в порядке, установленном ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Отказ в предоставлении земельных участков в собственность заявителю мотивирован отсутствием у заинтересованного лица полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, а также необходимостью подтверждения факта отсутствия на участках объектов недвижимости.

Из представленного в материалы дела договора аренды от 19.12.2012 № АЗФ-1717/1022 следует, что целевое использование испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства, сведения о нахождении на земельных участках объектов недвижимости отсутствуют.

Установив приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о наличии у заявителя предусмотренного ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф права на приобретении земельного участка в собственность, недоказанность заинтересованным лицом, чьи полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, вытекают из Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о нарушении оспариваемым отказом заинтересованного лица прав заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, что явилось основанием для удовлетворения требований заявителя и признания бездействия незаконным.

Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии полномочий по распоряжению земельными участками рассмотрены апелляционным судом и отклоняются в силу следующего.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.

Пунктом 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти является правомерным.

Довод апелляционной жалобы о непредставлении заявителем сведений о наличии/отсутствии на испрашиваемом земельном участке зданий или сооружений отклоняется, поскольку нахождение объектов недвижимости на земельном участке не подтверждено материалами дела, заявление о предоставлении земельного участка по форме и содержанию соответствует положениям пункта 1 ст. 39.17. Земельного кодекса РФ, к заявлению приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Также представляется необоснованным довод апеллянта относительно отсутствия сведений подтверждающих историю образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:41:00000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данные земельные участки.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (ст.11.5 ЗК РФ).

Образование испрашиваемого земельного участка из земельного участка кадастровым номером 66:41:00000000:593, ранее принадлежащего ГУП ОПХ «Исток» на праве постоянного бессрочного пользования, переоформленного на право аренды, подтверждается кадастровым паспортом, договором аренды от 18.10.2007 № АЗФ 104/1022, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 26.11.2012 № 826-р. Все указанные документы представлены в материалы дела.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о нарушении закона в действиях заинтересованного лица надлежит признать правильными, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2017 года по делу № А60-15807/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

Т.М. Жукова

Т.Л. Зеленина