ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12413/2022-АК от 01.11.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12413/2022-АК

г. Пермь

01 ноября 2022 года Дело № А71-5765/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 04 августа 2022 года

по делу № А71-5765/2022

по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал» (ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408)

к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ОГРН 1071831002814, ИНН 1831120884)

о признании недействительным предписания от 03 марта 2022 года №И5-168-03/2-09-25/1,

третьи лица: 1) акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», г. Ижевск, 2) общество с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП №8»,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска «Ижводоканал» (далее - МУП г. Ижевска «Ижводоканал», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) от 03 марта 2022 года №И5-168-03/2-09-25/1.

Определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 апреля 2022 года и от 08 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», г. Ижевск (далее АО «ЭнергосбыТ Плюс», третье лицо 1) и Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖРП №8», г. Ижевск (далее ООО УК «ЖРП №8», управляющая компания, третье лицо 2).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее заявитель настаивает на том, что МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не обязано размещать в платежном документе показания ОДНУ ХВС, а также информацию о суммарном объеме коммунальных услуг в помещениях дома, так как не является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению в целях содержания общего имущества дома, водоотведению в целях содержания общего имущества дома. Управляющей организацией спорного многоквартирного дома является ООО УК «ЖРП №8», которое и должно размещать названные сведения в своем платежном документе, поскольку услуги по содержанию общего имущества МКД оказывает и начисляет плату за эти услуги именно ООО УК «ЖРП №8». Повторно обращает внимание на то, что между МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (принципал) и АО «ЭнергосбыТ Плюс» (агент) заключен агентский договор № 225-2У/21, согласно которому агент обязан изготавливать и доставлять потребителям платежные документы, предоставлять данные в ГИС ЖКХ (п. 2.2.3.1, 2.2.4.1). Таким образом. Заявитель делегировал полномочия по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации агенту — АО «ЭнергосбыТ Плюс». При этом, суд не дал правовой оценки тому, что агент МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - АО «Энергосбыт Плюс» в силу действующего законодательства, а не только во исполнение договорных обязательств, обязан размещать информацию в ГИС ЖКХ.

Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому надзорный орган находит доводы Общества несостоятельными, решение суда законным, обоснованным, не подлежащим изменению/отмене.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Из представленных по делу доказательств, следует, что 04 февраля 2022 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике поступило обращение Белослудцева А.В., содержащее доводы о нарушении срока размещения электронного платежного документа в ГИС ЖКХ; об отсутствии информации об исполнителях коммунальных услуг (за исключением АО «ЭнергосбыТ Плюс») в электронном платежном документе; о не указании необходимой и достоверной информации в электронном платежном документе, направленном через ГИС ЖКХ собственнику жилого помещения по адресу: ул. Баранова, д. 94Б, кв. 109 г. Ижевска (л.д. 34 оборот) (вх. №Б/0510 от 16.02.2022).

08 февраля 2022 года копия обращения Белослудцева А.В. была перенаправлена для рассмотрения в Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики (л.д. 34-36).

Кроме того, 07 февраля 2022 года в управление поступило обращение Белослудцева А.В. (вх. №Б-0304 от 07.02.2022) с доводами о несвоевременном размещении в ГИС ЖКХ платежного документа на оплату коммунальных услуг за январь 2022 года, в котором указаны отрицательные значения показаний индивидуальных водосчетчиков и нулевые значения суммарного объема коммунальных ресурсов (л.д. 31).

Обращение с аналогичным содержанием было направлено Белослудцевым А.В. в управление 10 февраля 2022 года (вх. №Б/0404 от 10.02.2022), в котором потребитель просил привлечь всех виновных лиц к административной ответственности, привлечь его к участию в качестве потерпевшего ввиду нарушения его прав и законных интересов, представить копию каждого протокола об административном правонарушении (л.д. 33).

На основании указанных обращений потребителя в целях проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований в части размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ) на сайте www.dom.gosuslugi.ru по многоквартирному дому №94Б (кв. 109) по ул. Баранова г. Ижевска Удмуртской Республики (далее многоквартирный дом) информации, предусмотренной частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», пункта 67 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, пункта 5.2 «Информация о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг» Раздела 8 Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» управлением выдано задание на выполнение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 01 марта 2022 года №03/2-09-25 в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (л.д. 37).

В ходе проверки при осмотре сайта ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru) управлением установлено, что в платежном документе за январь 2022 года по квартире №109 спорного многоквартирного дома в разделе «справочная информация/текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов/индивидуальных (квартирных)» в графе «коммунальные услуги ХВС на нужды ГВС», а также «ХВС» отсутствуют отрицательные значения «-1».

Также в ходе проверки установлено что в нарушение частей 2, 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг №354, пункта 5.2 Раздела 8 «Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», МУП г.Ижевска «Ижводоканал» разместило на сайте ГИС ЖКХ платежный документ (идентификатор платежного документа - 60ОР03517-06-2013) за январь 2022 года по квартире 109 спорного многоквартирного дома только 11.02.2022, то есть позже установленного срока, 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Кроме того, в платежном документе за январь 2022 года, размещенном на официальном сайте ГИС ЖКХ заявителем не размещена информация о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения, установленных в спорном многоквартирном доме, за январь 2022 года, чем нарушен подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354.

По результатам проверки управлением составлен акт от 03 марта 2022 года №03/2-09-25/1 и вынесено предписание от 03 марта 2022 года №И5-168-03/2-09-25/1, согласно которому заявителю предписано в срок до 29 апреля 2022 года разместить на сайте ГИС ЖКХ по квартире 109 спорного многоквартирного дома в платежном документе за январь 2022 года информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме в платежном документе за январь 2022 года (подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354) (л.д. 15-17).

Согласно служебной записке от 04 мая 2022 года срок исполнения предписания от 03 марта 2022 года №И5-168-03/2-09-25/1 продлен автоматически на 90 календарных дней (л.д. 70).

Решением управления от 26 мая 2022 года в оспариваемое предписание внесены изменения, согласно которому в том числе в пункт «Мероприятия, подлежащее исполнению» внесены изменения, в связи с чем, указанный пункт предписания необходимо читать как: «Разместить на сайте ГИС ЖКХ по квартире 109 спорного многоквартирного дома в платежном документе за январь 2022 года информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, установленных в многоквартирном доме в платежном документе за январь 2022 года (подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354) (л.д. 69).

Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее Закон от 30.06.2014 №40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору.

Главное управление по надзору Удмуртской Республики является органом государственного жилищного надзора, полномочия которого определены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 № 588.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (пункт 2 «в» части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 17 Закона №294-ФЗ).

С учетом изложенного, суд первой инстанции закономерно заключил, что действия должностного лица по проведению внеплановой проверки соответствуют нормам, предусмотренным Законом №294-ФЗ. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и должностным лицом в пределах предоставленных данному органу и должностному лицу компетенции и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регламентирует Федеральный закон от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона №209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Перечень информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, закреплен частью 1 статьи 6 Федерального закона №209-ФЗ.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 6 Федерального закона №209-ФЗ в системе должна размещаться информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №209-ФЗ, субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в ГИС ЖКХ.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона №209-ФЗ с 01.07.2017 поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Частью 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.

Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод) (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

При этом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг).

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг).

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указывается, в том числе, общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 (далее - Приказ №74/114/пр) утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

В разделе 8 Приказа №74/114/пр определен состав, сроки и периодичность размещения информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.

В соответствии с пунктом 5.2 Раздела 8 Приказа №74/114/пр в ГИС ЖКХ подлежит размещению информация о состоянии расчетов потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения)) с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.

Информация о начисленных денежных средствах (по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению)) и информация о задолженности/переплате по оплате коммунальных услуг (по каждому жилому помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению), а в отношении нежилых помещений - по каждому договору) подлежит размещению в ГИС ЖКХ ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 1 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором. (пункт 5.2.1 Раздела 8 Приказа №74/114/пр).

В силу пункта 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.12.2014 №504/934/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальным сайтом ГИС ЖКХ является сайт https://dom.gosuslugi.ru.

Как следует из материалов дела, установлено судами спорный многоквартирный дом находится в управлении ООО УК «ЖРП №8», при этом исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению является МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Факт выставления платежных документов потребителям непосредственно МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по агентскому договору №225-2У/21, заключенному с АО «ЭнергосбыТ Плюс» подтверждается содержанием представленных в материалы дела копий платежного документа.

Следовательно, именно на заявителе – МУП г. Ижевска «Ижводоканал», лежит обязанность по размещению информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, установленных в спорном многоквартирном доме за январь 2022 года, в целях исполнения подпункта «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354.

При осмотре сайта ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru) управлением установлено, что в платежном документе за январь 2022 года по квартире №109 спорного многоквартирного дома в разделе «справочная информация/текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов/индивидуальных (квартирных)» в графе «коммунальные услуги ХВС на нужды ГВС», а также «ХВС» отсутствуют отрицательные значения «-1».

В нарушение частей 2, 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг №354, пункта 5.2 Раздела 8 «Приказа Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», МУП г.Ижевска «Ижводоканал» разместило на сайте ГИС ЖКХ платежный документ (идентификатор платежного документа - 60ОР03517-06-2013) за январь 2022 года по квартире 109 спорного многоквартирного дома только 11.02.2022, то есть позже установленного срока, 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Кроме того, в платежном документе за январь 2022 года, размещенном на официальном сайте ГИС ЖКХ заявителем не размещена информация о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения, установленных в спорном многоквартирном доме, за январь 2022 года, что является нарушением подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354.

Таким образом, в нарушение данных требований, таких сведений (информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения) платежный документ не содержал, в связи с чем, содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении этого нарушения, является законным и обоснованным.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Уральского округа от 28.04.2022 по делу №А07-33019/2019, от 03.04.2019 по делу №А07-15531/2018.

Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему лицу, в связи с наличием агентского договора между МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (принципал) и АО «ЭнергосбыТ Плюс» (агент) № 225-2У/21, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и МУП «Ижводоканал» заключен агентский договор от 23.03.2021, в соответствии с условиями которого, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства изготавливать и доставлять потребителям платежные документы, предоставлять данные в ГИС ЖКХ (пункты 2.1, 2.2.4 договора).

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, АО «Энергосбыт Плюс» в рассматриваемых правоотношениях не является ни управляющей организацией, ни ресурсоснабжающей организацией; действует от имени и в интересах ресурсоснабжающей организации на основании агентского договора; обязанность по изготовлению и доставке потребителям платежных документов, предоставлении данных в ГИС ЖКХ у АО «Энергосбыт Плюс» возникает не в силу нормативных требований (в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354 такая обязанность возложена на ресурсоснабжающую организацию как на исполнителя коммунальной услуги), а на основании заключенного с МУП «Ижводоканал» агентского договора; при этом агентский договор отдельных требований к формированию платежных документов не содержит, а потому обязанность по размещению в ГИС ЖКХ платежных документов, размещению обязательной информации в платежных документах лежит на исполнителе коммунальных услуг - МУП «Ижводоканал».

Из анализа статей Федерального закона №209-ФЗ следует, что лицом, обязанным размещать спорные по настоящему делу сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) является поставщик коммунальных услуг, то есть в настоящем деле - МУП «Ижводоканал», следовательно, в силу норм указанного закона МУП «Ижводоканал» является лицом, ответственным за несвоевременное размещение (не размещение) в ГИС ЖКХ сведений и (или) за недостоверность таких сведений, а не лицо, которому МУП «Ижводоканал» поручило размещение таких сведений по соответствующему договору от своего имени. Действующий агентский договор не освобождает поставщика от обязанности обеспечить соблюдение требований Федерального закона №209-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 №17АП-5546/2022-Аку по делу А71-471/2022, от 15.10.2021 №17АП-12836/2021-АК по делу №А60-22199/2021.

Позиция заявителя об отсутствии у предприятия обязанности по размещению информации о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в платежном документе, в связи с размещением указанной информации в других разделах ГИС ЖКХ, подлежит отклонению.

Как указывалось выше, в ГИС ЖКХ ресурсоснабжающей организации подлежит размещению платежный документ за коммунальную услугу, отвечающий требованиям Правил предоставления коммунальных услуг №354, в том числе, требованиям подпункта «е» пункта 69 указанных Правил, в котором должны быть указаны показания коллективных (общедомовых) приборов учета.

Указанная информация размещается на странице ГИС ЖКХ «Платежные документы/справочная информация».

Информация об ОДПУ размещается на странице ГИС ЖКХ «Информация о приборах учета».

Если ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то лицом, обязанным размещать информацию об ОДПУ, является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом - управляющая организация или товарищество собственников жилья (пункт 5.1 раздела 10 Приказа №74/114/пр).

Если ОДПУ находится на праве собственности ресурсоснабжающей организации, то последняя является лицом, обязанным размещать информацию об ОДПУ (пункт 3.1. раздела 8 Приказа №74/114/пр)

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, ОДПУ принадлежит на праве общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, что следует из раздела 3 пункта 12 договора управления МКД «состав и состояние общего имущества многоквартирного дома по адресу: УР, г. Ижевск, уд. Баранова, дом 946.

Как следует из положений подпункта «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

В ГИС ЖКХ информация об ОДПУ холодной воды и его показаниях размещена ООО «УК «ЖРП №8», о чем свидетельствует распечатка ГИС ЖКХ «Информация о приборах учета»/г. Ижевск, ул. Баранова, дом 94Б/прибор учета ХВ 429501740».

При этом, заявителем, указанный вид информации в ГИС ЖКХ не размещался.

В связи с чем, довод о размещении информации об ОДПУ холодной воды и его показаниях МУП г. Ижевска «Ижводоканал» противоречит представленным в материалы дела доказательствам.

Поставщиком информации в ГИС ЖКХ о платежном документе является лицо, предоставившее соответствующую коммунальную услугу.

Кроме того, внести изменения/дополнения в размещенный на ГИС ЖКХ платежный документ возможно только путем его отзыва и размещения нового платежного документа, в связи с чем, довод заявителя о том, что поскольку управляющей организацией в ГИС ЖКХ в иных разделах информация размещена, следовательно, прекращается обязанность ресурсоснабжающей организации повторно размещать указанную информацию, является не обоснованным. Иное означает возможность корректировки платежного (финансового) документа поставщика информации третьим лицом без согласования с поставщиком информации.

Вместе с тем, суд первой инстанции признал обоснованной ссылку заявителя о том, что в платежном документе в ГИС ЖКХ показания общедомового прибора учета холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения разместить невозможно в связи с его отсутствием, с чем так же соглашается суд апелляционной инстанции.

Согласно решению о внесении изменений в предписание об устранении выявленных нарушений №И5-168-03/2-09-25/1 от 03.03.2022 ошибочно включенное требование о размещении на сайте ГИС ЖКХ в платежном документе за январь 2022 года информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения, установленных в многоквартирном доме №94Б по ул. Баранова г. Ижевска, исключено. Таким образом, пункт «Мероприятия, подлежащие исполнению» следует читать в следующей редакции: «Разместить на сайте ГИС по квартире 109 МКД «94Б по ул. Баранова г. Ижевска в платежном документе за январь 2022 года информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения, установленных в МКД (подпункт «е» пункта 69 Постановления №354» (л.д. 69).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 03.03.2022 №И5-168-03/2-09-25/1 недействительным и правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.

Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.

Доказательств того, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.

Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на выполнение требований законодательства. Содержащиеся в предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана, содержание предписания явно позволяет определить, какое нарушение обществу следует устранить, в связи с чем, предписание управления отвечает принципам определенности и исполнимости.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 августа 2022 года по делу № А71-5765/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» (ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.08.2022 № 789.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.Ю. Муравьева