ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12457/17-АК от 28.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12457/2017-АК

г. Пермь

05 октября 2017 года                                                           Дело № А71-3280/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.

при участии:

от заявителя публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350): Данасиенко Е.В. по доверенности от 27.02.2017;

от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909): представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 июня 2017 года по делу № А71-3280/2017,

принятое судьей Калининым Е.В.,

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска

о признании незаконным предписания и акта проверки,

установил:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель,                    ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики                    с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания № 1952/06-02 от 19.12.2016 и акта проверки               № 1920/06-02 от 19.12.2016.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ПАО «Т Плюс» заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части оспаривания акта проверки от 19.12.2016 № 1952/06-02.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2017 производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки от 19.12.2016 № 1952/06-02 прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в рассматриваемом случае корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствуют показания прибора учета за весь календарный год с 01.01.2015 по 31.12.2015, поскольку в период с 01.01.2015 по 09.02.2015 прибор не допущен к эксплуатации; при этом заявитель полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, согласившись с доводами заинтересованного лица о том, что корректировку можно проводить по истечении периода, в течение которого общедомовой (коллективный) прибор учета проработал                    12 месяцев подряд без привязки к календарному году. Присутствовавший                         в  судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала данные доводы.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу –                  без удовлетворения. Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска поступило обращение жителя многоквартирного дома № 36 по ул. Песочная г. Ижевска, на основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска от 29.11.2016 № 1952/06-02 в отношении ПАО «Т Плюс» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены следующие обстоятельства (акт проверки № 1952/06-02 от 19.12.2016):

Многоквартирный дом № 36 по ул. Песочная г. Ижевска находится                     в управлении ООО «Ижевская управляющая компания». С 01.09.2014 договор № К5307 от 01.09.2012, заключенный между ООО «Ижевская управляющая компания» и ООО «УКС» расторгнут. В связи с присвоением статуса единой теплоснабжающей организации поставщиком коммунальной услуги «отопление» является ПАО «Т Плюс». Ввиду отсутствия договора теплоснабжения между ООО «Ижевская управляющая компания» и ПАО «Т Плюс» ресурсоснабжающая организация приступила к предоставлению коммунальной услуги «отопление» в указанном многоквартирном доме.

Многоквартирный дом № 36 по ул. Песочная имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Эльф-03, заводской номер 01963410, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение. В период с 19.11.2014 по 08.02.2015 данный прибор учета был забракован, повторно введен в эксплуатацию с 09.02.2015 по 08.11.2016, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.03.2015. В данном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых помещениях.

 При анализе поступившей информации по расчету размера платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям многоквартирного дома  Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска установлено, что ПАО «Т Плюс» не выполнило корректировку платы за отопление за период с марта 2015 года по февраль 2016 года в платежных документах 2016 года.

По результатам проверки Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в адрес ПАО «Т Плюс» выдано предписание от 19.12.2016 № 1952/06-02 об устранении в срок до 31.01.2017 выявленных нарушений, согласно которому необходимо привести порядок определения размера платы за отопление в соответствии с установленными требованиями.

ПАО «Т Плюс», полагая, что данное предписание Управления ЖКХ Администрации города Ижевска является незаконным, обратилось                                 в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

Согласно п. 2.1.1, п. 2.13 Решения Городской Думы города Ижевска                      от 30.10.2007 № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.

Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307)                    (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.

В п. 21 Правил № 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

б) для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

, (7)

где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.

В соответствии с подп. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (8)

где: - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

При этом в п. 22 Правил № 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 36 по ул.Песочная имеет централизованное отопление и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Эльф-03, заводской номер 01963410, учитывающий нагрузку отопление и горячее водоснабжение.

В период с 19.11.2014 по 08.02.2015 данный прибор учета был забракован. Повторно введен в эксплуатацию с 09.02.2015 по 08.11.2016, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.03.2015.

Материалами дела подтверждается, что ПАО «Т Плюс» не выполнило корректировку платы за отопление за период с марта 2015 года по февраль 2016 года  в платежных документах за 2016 год (в том числе, по квартире                 № 109), при том, что показания общедомового прибора учета за указанный период имелись.

В рассматриваемом случае Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска в ходе проверки установлено, что размер платы за объем фактически потребленной тепловой энергии за указанный период (с марта 2015 года по февраль 2016 года) в помещениях многоквартирного дома по сравнению с размером платы за отопление в помещениях многоквартирного дом за указанный период составляет разницу в пользу потребителей.                           Так, в ходе проверки установлено, что с учетом фактически потребленного объема по показаниям общедомового прибора учета за указанный период (952,92 Гкал на сумму 1444981,12), например, по квартире № 109 перерасчет платы должен составлять – минус 2253,71 руб.

Ссылки заявителя ПАО «Т Плюс» на то, что в рассматриваемом случае корректировка платы за отопление не может быть проведена, так как отсутствуют показания прибора учета за весь календарный год с 01.01.2015 по 31.12.2015 (в период с 01.01.2015 по 09.02.2015) прибор не был допущен к эксплуатации; а также доводы о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, согласившись с позицией  заинтересованного лица о том, что корректировку можно проводить по истечении периода, в течение которого общедомовой (коллективный) прибор учета проработал 12 месяцев подряд без привязки к календарному году, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку по смыслу изложенных выше норм Правил № 307, корректировка платы за отопление проводится с целью оплаты потребителем фактически потребленной тепловой энергии. При этом привязка периоду отсчета календарного года при расчете корректировки платы за «отопление»                             не установлена.

Ссылка заявителя на письмо Минстроя России от 12.11.2014 № 25263-ОД/04 обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку данное письмо не является ненормативным правовым актом.     

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что                        в рассматриваемом случае оспариваемое предписание Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, обязывающее ПАО «Т Плюс» устранить выявленное в ходе проверки и зафиксированное в акте проверки нарушение порядка определения платы за отопление (а именно, не выполнена корректировка платы за отопление), является обоснованным.                  

В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ПАО «Т Плюс» требований. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

ПАО «Т Плюс» представлено платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 30 июня 2017 года по делу № А71-3280/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс»                     (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению №7630 от 30.06.2017.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики

Председательствующий

Н.В. Варакса

Судьи

Е.М. Трефилова

Л.Ю. Щеклеина