ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12486/2021-АК от 11.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12486/2021-АК

г. Пермь

12 января 2022 года Дело № А50-14940/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

представителя заявителя, ФИО1, действующей по доверенности от 24.12.2021, предъявлены паспорт, диплом;

представителя заинтересованного лица, ФИО2, действующей по доверенности от 10.01.2022, предъявлены служебное удостоверение, диплом.;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 30 июля 2021 года

по делу № А50-14940/2021

по заявлению Администрации Александровского муниципального района Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо - Министерство физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным пункта 4 представления от 21.05.2021 № 20-10/16,

установил:

Администрация Александровского муниципального района Пермского края (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным пункта 4 представления от 21.05.2021 № 20-10/16

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство физической культуры и спорта Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2021 требования Администрации удовлетворены: признан недействительным пункт 4 представления Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 21.05.2021 № 20-10/16. Управление Федерального казначейства по Пермскому краю обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; субсидия бюджету Александровского муниципального района Пермского края предоставлена на создание малых спортивных площадок, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО; Администрации Александровского муниципального района Пермского края направлены средства субсидии из федерального бюджета и бюджета Пермского края на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования, установленного на спортивных площадках, не являющимися спортивными площадками и объектом тестирования для непосредственной сдачи нормативов ГТО согласно постановлению Администрации Александровского муниципального района Пермского края от 28.10.2015 № 1555; таким образом, заявителем не соблюдены требования бюджетного законодательства, постановления Правительства РФ № 302 от 15.04.2014, постановления Правительство Пермского края № 158-п от 14.03.2019, соглашения от 14.05.2019.

Заявителем представлен письменный отзыв, согласно которому с апелляционной жалобой не согласен, доводы, приведенные в ней, считает несостоятельными; просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Министерством физической культуры и спорта Пермского края в материалы дела также представлен письменный отзыв, по существу которого решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2021 года апелляционная жалоба Управления Федерального казначейства по Пермскому краю принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 26.10.2021 в 14:30.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 производство по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Пермскому краю приостановлено в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595, Указа губернатора Пермского края от 22.10.2021 № 147, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации.

В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, протокольным определением от 11.01.2022 возобновил производство по апелляционной жалобе

В заседании апелляционного суда представители Управления и Администрации поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу соответственно.

Министерство физической культуры и спорта Пермского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ письменно уведомило суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

09 февраля 2019 года между Министерством спорта Российской Федерации и Министерством физической культуры и спорта Пермского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 777-08-2019-192.

Администрацией Александровского муниципального района Пермского края в Министерство физической культуры и спорта Пермского края направлены заявки на участие в отборе на предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

14 мая 2019 года между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Александровского муниципального района Пермского края заключено соглашение № 57651000-1-2019-002 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Согласно пункту 2.3 соглашения от 14.05.2019 № 57651000-1-2019-002 общий объем субсидий, предоставляемых из бюджета Пермского края, составляет не более 925 000,00 руб.

Из материалов дела следует, что 07.06.2019 между администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «УРАЛТЕХГРУПП» (поставщиком) заключены муниципальные контракты на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок на сумму 417 500,00 руб. и 82 500,00 руб.

Приобретенное оборудование установлено соответственно на открытых площадках по адресам: <...>, <...>), <...>), <...>).

Кроме того, между администрацией Александровского муниципального района (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «РИОС-СПОРТ» (поставщиком) 23.09.2019 заключен муниципальный контракт № 0156300002519000088 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки по адресу: Пермский край, г. Александровск, <...>, на сумму 500 000,00 руб. Приобретенное оборудование установлено на открытой площадке по указанному адресу.

Администрацией Александровского муниципального района Пермского края средства субсидии из федерального бюджета и бюджета Пермского края в целях оплаты поставленного спортивно-технологического оборудования по трем муниципальным контрактам от 07.06.2019, 23.09.2019 перечислены в общей сумме 1 000 000, 00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 878 750,00 рублей.

В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 15.03.2021 № 110 в период с 16 марта 2021 года по 24 марта 2021 года в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

21 мая 2021 года Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю заявителю выдано представление № 20-10/16, содержащее требование по устранению нарушения по пункту 4 Представления путем перечисления средств в сумме 878 750,00 рублей в доход федерального бюджета, и принять меры по устранению его причин и условий.

Согласно пункту 4 представления № 20-10/16 установлено, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.7 раздела 3 Паспорта федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а так же подготовка спортивного резерва», утвержденного проектным комитетом по национальному проекту «Демография» в ГИИС «Электронный бюджет» 29.04.2019., пункта 6.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019-192, пунктов 2.1, 2.3 и приложения № 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 № 158-п, администрацией Александровского муниципального района Пермского края платежными поручениями от 25.12.2019 № 20844, от 25.12.2019 № 20836, от 25.12.2019 № 20843 за счет субсидии на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, источником которой являются средства федерального бюджета, в сумме 878 750,00 рублей, оплачено спортивно-технологическое оборудование, приобретенное по муниципальным контрактам от 07.06.2019 без номеров, от 23.09.2019 № 0156300002519000088 для открытых площадок по адресам: <...>, <...>, <...>), <...>), <...>), не включенных в Перечень спортивных площадок и объектов тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта на территории Александровского муниципального района, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Полагая, что пункт 4 данного представления не соответствует законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство (далее - казначейство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 5 Положения № 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Согласно пункту 4 Положения № 703 казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.

Согласно положениям ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 5 нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений. Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 № 158-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок № 158-п).

В соответствии с п. 2.2.1 Порядка N 158-п субсидии предоставляются по следующим направлениям: создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Согласно п. 2.3.1 Порядка № 158-п Средства субсидии направляются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.4 Порядка № 158-п условиями предоставления субсидий являются:

наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии (п. 2.4.1 Порядка № 158-п).

в случае предоставления субсидии по направлению, указанному в пункте 2.2.1 настоящего Порядка, - наличие муниципального центра тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (п. 2.4.2 Порядка № 158-п),

наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, аналогичной типовой форме соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии). (п. 2.4.4 Порядка N 158-п).

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 158-п нецелевое использование субсидии, нарушение порядка и (или) условий ее предоставления (расходования), установленных настоящим Порядком и (или) соглашением о предоставлении субсидии, влекут применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Основанием для возврата субсидии, по мнению заинтересованного лица, являются выводы о нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 878 750,00 рублей, поскольку спортивно-технологическое оборудование приобретено по муниципальным контрактам от 07.06.2019 без номеров, от 23.09.2019 № 0156300002519000088, для открытых площадок по адресам: <...>, <...>), <...>), <...>), г. Александровск, <...>, не включенных в Перечень спортивных площадок и объектов тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта на территории Александровского муниципального района.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, условие о включении объекта в перечень спортивных площадок и объектов тестирования для сдачи нормативов ГТО на территории муниципального района для целей предоставления субсидии ни Порядком № 158-п, ни иными нормативными актами не предусмотрено.

Отсутствует указанное условие и в соглашении от 14.05.2019 № 57651000-1-2019-002 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, заключенном между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Александровского муниципального района Пермского края.

Из обстоятельств дела следует и заинтересованным лицом не опровергнуто то обстоятельство, что средства субсидии были направлены на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования, которое было установлено на спортивных площадках по адресам: <...>, <...>), <...>), <...>), г. Александровск, <...>.

Судом установлено, что на портале ГТО площадки по всем спорным адресам указаны в качестве мест тестирования на территории Александровского муниципального района Пермского края.

Таким образом, средства субсидии направлены на достижение целей, для которых они предоставлялись - закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Следовательно, оснований для вывода о нецелевом использовании средств субсидии и возложения на заявителя обязанности возвратить данные средства в доход федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законность вынесения оспариваемого представления заинтересованным лицом не доказана (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал представление недействительным.

По приведенным мотивам изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.

Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушения, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Возобновить производство по делу № А50-14940/2021.

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2021 года по делу № А50-14940/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

В.Г. Голубцов

Судьи

Е.Ю. Муравьева