ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12529/18-АК от 26.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12529/2018-АК

г. Пермь

26 сентября 2018 года Дело №А60-20119/2018 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васевой Е. Е.,

судей Гладких Е. О., Муравьевой Е. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шадриной Ю. В.,

при участии:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Стрела» (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2018

от заинтересованного лица – Администрации муниципального образования города Каменск-Уральского (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью «Стрела»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 02 июля 2018 года по делу №А60-20119/2018,

принятое судьей Ковалевой М. В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стрела»

к Администрации муниципального образования города Каменск-Уральского

о признании незаконным отказа, ответов органа местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стрела» (далее – заявитель, общество, ООО «Стрела») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) – л.д. 151) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования город Каменск-Уральский (далее – заинтересованное лицо, администрация) от 28.01.2016 №43 в рассмотрении обращения ООО «Стрела» через представителя по доверенности ФИО1, а также ответов администрации №179 от 18.03.2016 на обращение общества от 19.02.2016 исх. №9; №2165 от 26.04.2016 на обращение общества от 11.04.2016 исх. №30; №3841 от 28.07.2016 на обращение общества от 20.06.2016 исх. №50; №3842 от 28.07.2016 на обращение общества от 30.06.2016 исх. №58; №4381 от 31.08.2016 на обращение общества от 05.08.2016 исх. №63; №4382 от 31.08.2016 на обращение общества от 18.08.2016 исх. №66. Заявитель просит обязать муниципальное образование город Каменск-Уральский выдать ООО «Стрела» свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок маршрут №19: «7-ая горбольница – заводоуправление УАЗ» (через проспект Победы, ул. Ленина, ул. Рябова) на срок, не превышающий 180 дней, включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок: №19 «7-ая горбольница – заводоуправление УАЗ» (через проспект Победы, ул. Ленина, ул. Рябова).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2018 года по делу №А60-20119/2018, принятым судьей Ковалевой М. В., в удовлетворении заявленных ООО «Стрела» требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о неправомерности оспариваемого отказа и ответов администрации, их немотивированного вынесения. Полагает, что со стороны администрации имеет место неисполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части неорганизации пассажирских перевозок по нерегулируемому тарифу.

Администрация против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Заинтересованное лицо явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 21.05.2013 между администрацией (заказчик) и ИП ФИО2 (перевозчик) был заключен договор на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования, по условиям которого заказчик создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание в границах муниципального образования город Каменск-Уральский, осуществляя мероприятия по ее оптимизации и развитию, а перевозчик выполняет пассажирские перевозки транспортом общего пользования по маршруту №19: «7-ая горбольница - Заводоуправление УАЗ» (проспект Победы, ул. Ленина, ул. Рябова, ул. Алюминиевая) (л.д. 18-21).

Срок действия договора согласован сторонами до 21.05.2020 (пункт 3.1 договора).

Из пояснений ООО «Стрела» в заявлении следует, судом установлено, что ИП ФИО2 01.12.2013 поручил агенту - ООО «Стрела» регулярные городские пассажирские перевозки по маршруту №19: «7-ая горбольница - Заводоуправление УАЗ» (через проспект Победы, ул. Ленина, ул. Рябова).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2015 по делу №А60-19819/2015 (оставлено без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015), договор на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования от 21.05.2013, заключенный между Администрацией города Каменска-Уральского и ИП ФИО2, признан недействительным.

ИП ФИО2 и ООО «Стрела» были вынуждены расторгнуть агентский договор от 01.12.2013.

Исходя из пояснений заявителя, в связи с многочисленными обращениями граждан муниципального образования город Каменск-Уральский, ООО «Стрела» продолжило осуществлять регулярные городские пассажирские перевозки по маршруту №19: «7-ая горбольница-Заводоуправление УАЗ» (через проспект Победы, ул. Ленина, ул. Рябова).

Поскольку заявитель осуществлял пассажирские перевозки без соответствующих документов, ООО «Стрела» в лице представителя ФИО1 со ссылками на принятый 13.07.2015 Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации регулярных перевозок), регулирующий отношения по организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, обратилось в адрес администрации с заявлением (вход. №2114 от 29.12.2015) о включении в реестр муниципальных маршрутов, в том числе вышеуказанного маршрута, нуждаемость в котором, по данным ООО «Стрела» за 2013-2015 г.г., высокая; о заключении договора на регулярные перевозки по указанному маршруту с ООО «Стрела» на срок 180 дней до проведения конкурса (л.д. 28-29).

Письмом от 28.01.2016 исх. №43 администрация сообщила об оставлении данного обращения без рассмотрения по существу в связи с его подписанием и предъявлением представителем ООО «Стрела» ФИО1, доверенность которой, приложенная к заявлению, не содержала полномочий на обращение в органы местного самоуправления с заявлениями (л.д. 138-139).

Повторное обращение аналогичного содержания со ссылками на статью 39 Закона об организации регулярных перевозок направлено в администрацию 19.02.2016 исх. №9 (вх. №279 от 19.02.2016) (л.д. 30-32).

Отказ от 18.03.2016 исх. №179 администрация мотивировала истечением еще в августе 2015 г. предусмотренного ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок срока для подачи заявлений от перевозчиков с целью проведения проверок и включении маршрутов, обслуживаемых перевозчиками, в реестр муниципальных маршрутов, а также отсутствием оснований для восстановления пропущенного срока рассмотрения обращения (л.д. 33).

11.04.2016 ООО «Стрела» вновь обратилось в адрес администрации с обращением (исх. №30) о включении в реестр муниципальных маршрутов маршрута №19 (л.д. 35).

Письмом от 26.04.2016 исх. №2165 администрация указала на невозможность включения предлагаемого маршрута в реестр в связи с истечением 12.08.2015 предусмотренного ст. 39 Закона об организации регулярных перевозок тридцатидневного срока (л.д. 36).

В своем обращении от 20.06.2016 исх. №50 ООО «Стрела», указывая на ранее полученные отрицательные ответы администрации на обращения заявителя в связи с истечением срока, просит включить спорный маршрут в реестр муниципальных маршрутов в качестве нового маршрута, проведя в отношении него конкурс по нерегулируемому тарифу, выдав ООО «Стрела» свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок сроком не более 180 дней до проведения открытого конкурса (л.д. 37-38).

Данное обращение рассмотрено, о чем составлен протокол совещания у главы города Каменска-Уральского ФИО3 от 22.06.2016, направленный администрацией в адрес заявителя письмом от 28.07.2016 исх. №3841 (л.д. 39, 40-41).

В соответствии с указанным протоколом принято решение об отказе в просьбе о включении маршрута №19 «городская больница №7 – заводоуправление УАЗа» в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании город Каменск-Уральский, мотивированное отсутствием правовых оснований, предусмотренных статьей 39 Закона об организации регулярных перевозок. Кроме того, отмечено изменение пассажиропотока на иных маршрутах №5 и №11, сформировавшееся за период перевозки пассажиров по маршруту №19; указано на необходимость проведения дополнительного транспортного обследования муниципальных маршрутов для формирования документа планирования, устанавливающего перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок с учетом сложившихся изменений (в том числе, сформировавшегося пассажиропотока на маршруте №19, уменьшения числа перевозимых пассажиров на маршрутах №5, №11).

Письмом от 30.06.2016 исх. №58 в целях оптимизации реестра маршрутов муниципального образования город Каменск-Уральский и повышения качества обслуживания населения города ООО «Стрела» вновь просит администрацию включить в документ планирования регулярных перевозок, реестр муниципальных маршрутов муниципального образования и провести открытый конкурс в отношении маршрута «городская больница №7 – п. Чкаловский» (№19) по нерегулируемому тарифу (л.д. 42-43).

Письмом от 28.07.2016 исх. №3842 администрация в ответ на обращение от 30.06.2016 исх. №58 сообщила ООО «Стрела» о том, что включение указанного маршрута в документ планирования должно быть обосновано результатами транспортного обследования, проведение которого в соответствии с поручением главы города Каменск-Уральского ФИО3 запланировано в текущем году (л.д. 44).

О необходимости транспортного обследования в целях выявления потребности в объеме пассажирских перевозок, актуализации реестра муниципальных маршрутов и проведения отбора перевозчиков, администрация также сообщила заявителю в письме от 31.08.2016 №4381 в ответ на обращение общества от 05.08.2016 №63 (л.д. 47).

Последнее обращение ООО «Стрела» от 18.08.2016 исх. №66 содержало просьбу о выдаче карт маршрута №19 «7-я городская больница – заводоуправление УФАЗ» в количестве 15 штук до проведения конкурса (до 180 дней) по данному маршруту либо по его модификации с конечными остановками «7-я городская больница-п. Чкаловский», основанную на социальной направленности маршрута как по цене проезда, так и по льготам, предоставляемым отдельным категориям граждан без привлечения бюджетных средств, пользующегося огромной поддержкой населения.

В ответе от 31.08.2016 №4382 на данное обращение администрация указала заявителю об отсутствии правовых оснований, установленных Законом об организации регулярных перевозок, для выдачи таких карт (л.д. 48).

Полагая, что отказ рассматривать обращение заявителя от 28.01.2016 №43 и ответы администрации от 18.03.2016 №179, от 26.04.2016 №2165, от 28.07.2016 №3841, от 28.07.2016 №3842, от 31.08.2016 №4381 и №4382 об отказе во включении в реестр маршрутов испрашиваемого ООО «Стрела» маршрута являются немотивированными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемых отказа и ответов администрации. Кроме того, суд указал на пропуск ООО «Стрела» установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на их обжалование, являющегося самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Как следует из разъяснений, сформулированных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 №9316/05, суду надлежит выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции дана верная оценка обстоятельствам несоблюдения заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для иных суждений у апелляционного суда не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что ответы администрации получены заявителем, что им не оспаривается, кроме того, следует из содержания обращений в адрес администрации. С момента получения заявителем ответа на последнее из вышеуказанных обращений (письмо администрации от 31.08.2016 №4382 на обращение ООО «Стрела» от 18.08.2016 №66) прошел срок, значительно превышающий три месяца.

Обратившись в суд с требованием об оспаривании указанных ответов администрации лишь 05.04.2018 (согласно почтовой отметке на конверте), заявитель не обеспечил соблюдение установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока без представления объективных причин его несоблюдения (соответствующее ходатайство о восстановлении срока для обжалования ответов администрации ООО «Стрела» не заявлялось, доказательства наличия уважительных причин пропуска срока на обжалование не представлялись).

Кроме того, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.

13.07.2015 принят Закон об организации регулярных перевозок.

Согласно статье 1 Закона об организации регулярных перевозок данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 42 Закона об организации регулярных перевозок он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Закон опубликован 14.07.2015.

Таким образом, с 14.07.2015 муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону об организации регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона об организации регулярных перевозок муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 7 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования город Каменск-Уральский создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения муниципального образования город Каменск-Уральский.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 29 Устава создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения отнесены к полномочиям Администрации города.

В части 1 статьи 12 Закона об организации регулярных перевозок указано, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Судом первой инстанции установлено отсутствие на момент получения обращений заявителя соответствующего порядка и, как следствие, рассмотрение обращений заявителя в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 12 Закона об организации регулярных перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона об организации регулярных перевозок ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

Законом об организации регулярных перевозок предусмотрено два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется положениями ст. 19 Закона об организации регулярных перевозок.

Согласно положений части второй данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в п. 1 ч. 3 названной статьи; 3) в случае, если в соответствии со ст. 18 Закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В части 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В силу части 6 статьи 19 Закона об организации регулярных перевозок без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.

Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.

Соответствующее требование ООО «Стрела» в обращениях, направленных в адрес администрации о выдаче обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок сроком не более 180 дней до проведения открытого конкурса, не соответствует условиям, предусмотренным данной нормой для выдачи указанных документов без проведения открытого конкурса, на что администрацией также правомерно было указано заявителю (в частности, в ответе от 31.08.2016 №4382 – л.д. 48).

В статье 39 Закона об организации регулярных перевозок закреплены положения, обеспечивающие реализацию данного Закона, определяющие правила поведения субъектов перевозочного процесса в переходный период.

В силу части 1 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах.

На основании части 2 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Согласно части 3 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

На основании части 4 статьи 39 Закона уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: 1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества; 2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.

По смыслу указанных норм, включению в реестр в обозначенном порядке подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые осуществлялись на основании соответствующих разрешений или в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона об организации регулярных перевозок. При этом, все хозяйствующие субъекты, осуществляющие в муниципальном образовании «город Каменск-Уральский» регулярные перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области, муниципальными нормативными правовыми актами, должны были направить в администрацию города сведения о соответствующих маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок, до 15.08.2015.

Суд первой инстанции, установив, что впервые обращение заявителя в лице представителя ФИО1 от 29.12.2015 вх. №2114, оставленное администрацией без рассмотрения в связи с неподтверждением полномочий представителя на совершение указанного действия, поступило в администрацию за пределами срока, установленного частью 1 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок, кроме того, договор с ИП ФИО2 от 25.05.2013 на осуществление регулярных пассажирских перевозок по спорному маршруту, ссылками на который общество мотивирует свое право осуществлять перевозки по данному маршруту, признан недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2015 по делу №А60-19819/2015, пришел к выводу об отсутствии у заявителя оснований для включения сведений, предоставленных обществом о маршруте, в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок и, как следствие, правомерности оспариваемых ответов администрации от 28.01.2016 №43, от 18.03.2016 №179, от 26.04.2016 №2165.

Последующие обращения ООО «Стрела» о включении маршрута №19 в реестр маршрутов для осуществления регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемому тарифу от 20.06.2016 №50 (ответ администрации от 28.07.2016 №3841), от 30.06.2016 №58 (ответ администрации от 28.07.2016 №3842) в качестве правового основания уже не содержали ссылок на положения статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок, а являлись, по существу, предложениями об установлении на территории муниципального образования нового маршрута, указанного заявителем, необходимость в котором обосновывалась социальной направленностью маршрута, пользующегося огромной поддержкой населения, потребностью населения в перевозках по спорному маршруту.

Рассмотрение данных обращений осуществлялось администрацией в рамках своих полномочий по установлению муниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с частью 1 статьи 11, статьями 12, 14, 17 Закона об организации регулярных перевозок.

По результатам рассмотрения указанных обращений, администрация пришла к выводу о необходимости проведения дополнительного транспортного обследования муниципальных маршрутов. Соответствующее поручение главы города Каменск-Уральского ФИО3 содержится в протоколе совещания у главы города Каменска-Уральского ФИО3 от 22.06.2016, состоявшегося на основании поступившего обращения общества, который был направлен администрацией в адрес заявителя письмом от 28.07.2016 исх. №3841 (л.д. 39, 40-41).

Дополнительное обследование в связи с обращениями ООО «Стрела» и поручением главы города было проведено кафедрой «Автомобильный транспорт» ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», о чем подготовлен отчет о научно-исследовательской работе по проведению дополнительного транспортного обследования на автобусных маршрутах муниципального образования город Каменск-Уральский (л.д. 118-125).

По результатам обследования необходимость установления нового маршрута №19 «Горбольница № 7 - Заводоуправление УАЗ», испрашиваемого ООО «Стрела», не была подтверждена. В отчете указано, что спорный маршрут не входит в единую маршрутную сеть города Каменск-Уральского, в значительной степени накладывается на автобусные маршруты, которые обслуживаются другими перевозчиками, работающими на законных основаниях, в частности, предлагаемый маршрут на 99,4% дублирует существующий муниципальный маршрут регулярных перевозок №11 «Московская - Чкалова», включенный в реестр маршрутов. Работа спорного маршрута признана отрицательно влияющей на экономическое положение легальных перевозчиков (значительная часть пассажиропотока была перераспределена в пользу спорного маршрута), на безопасность работы пассажирского транспорта и качество транспортного обслуживания населения. Материалы обследования показали, что существующая маршрутная сеть достаточной мере удовлетворяет потребности населения в передвижении по городу (л.д. 122-124 оборот).

Ссылки представителя ООО «Стрела» в судебном заседании на обстоятельства, установленные в рамках дела №А60-19819/2015 об оспаривании договора на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования от 21.05.2013, заключенного между администрацией и ИП ФИО2, в подтверждение осуществления перевозок по спорному маршруту с 2012 года и имеющейся необходимости граждан города в его наличии, признаны апелляционным судом безосновательными.

Данные доводы противоречат содержанию судебных актов в рамках данного дела.

В частности, судами обеих инстанций по делу №А60-19819/2015, проанализировавшим содержание Постановлений главы города Каменска-Уральского от 19.05.2006 № 766, от 14.05.2009 № 461 (действующих на момент заключения спорного договора), а также от 04.07.2014 №936 «Об утверждении единой маршрутной сети», было установлено, что маршрут №19 «Городская больница №7 - заводоуправление УАЗ» в Единой маршрутной сети города Каменска-Уральского предусмотрен не был. Договор на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования от 21.05.2013 заключен администрацией с ИП ФИО2 без установленной нормативными актами обязательной процедуры его заключения по результатам конкурса, в связи с чем, и признан судами недействительным.

Апелляционный суд, отклоняя доводы об отклонении администрацией обращений ООО «Стрела», отмечает, что безусловная обязанность включить в реестр маршрутов испрашиваемый маршрут у администрации отсутствует.

Поскольку право утверждения нового маршрута относится к компетенции администрации и необходимость в спорном маршруте, в значительной степени дублирующим существующие, по результатам рассмотрения обращений ООО «Стрела» и проведенного на их основе дополнительного транспортного обследования подтверждена не была, у администрации отсутствовала обязанность для включении испрашиваемого маршрута №19 в документ планирования регулярных перевозок, реестр муниципальных маршрутов муниципального образования и проведения открытого конкурса в отношении указанного маршрута по нерегулируемому тарифу.

При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, оспариваемые ответы администрации соответствуют действующему законодательству и прав ООО «Стрела» не нарушают.

Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемых ответов недействительными.

Кроме того, судами установлен пропуск ООО «Стрела» срока для обращения в суд с настоящим заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований общества.

Доводы апелляционной жалобы, по существу, выражают несогласие с судебным актом, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой апелляционный суд не усматривает. Фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность принятого судебного акта, жалоба ООО «Стрела» не содержит.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2018 года по делу №А60-20119/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стрела» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 29.08.2018.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий Е.Е. Васева

Судьи Е.О. Гладких

Е.Ю. Муравьева