ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12640/18-АК от 26.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12640/2018-АК

г. Пермь

27 сентября 2018 года Дело № А71-3069/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 29 июня 2018 года по делу № А71-3069/2018,

принятое судьей Зориной Н.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (ИНН 7703332965, ОГРН 1027700166890)

к Управлению финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики (ИНН 1838006179, ОГРН 1091838000979)

третье лицо: Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (далее –общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов Администрации муниципального образования «Камбарский район» (далее –Управление финансов, ответчик), выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС №014269269, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу №А71-2295/2017, бездействия начальника Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, выразившегося во невнесении изменений в свободную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии ФС №014269269, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу №А71-2295/2017.

Определением суда от 11.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики (далее – МО «Камбарский район», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 июня 2018 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает, что превышение установленного законом трехмесячного срока на исполнение судебного акта допускается только на основании судебного акта о предоставлении отсрочки либо рассрочки, изменения порядка исполнения судебного акта, а все иное расценивается как незаконное бездействие. Считает, что руководитель финансового органа в целях исполнения судебного акта вправе и обязан перераспределить денежные средства, предназначенные для исполнения бюджета по расходам, не внося при этом изменения в сам закон (решение) о бюджете. Дефицит бюджета в данном случае, не может являться основанием для невнесения изменений в сводную бюджетную роспись. Указывает, что судом не исследована сводная бюджетная роспись Камбарского муниципального района и возможность внесения в нее изменений.

От Управления финансов поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Документы, приложенные к отзыву в обоснование возражений апелляционной жалобы, приобщены к делу на основании второго абзаца части 2 статьи 268 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От Управления финансов поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.06.2017 по делу №А71-2295/2017 с муниципального образования «Камбарский район» за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО «Файерс Гранд» взыскано 1 686 078 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 29858 руб. 48 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. На основании указанного судебного акта заявителю выдан исполнительный лист серии ФС №014269269, направленный обществом 16.08.2017 для исполнения в Управление финансов и полученный последним 23.08.2017.

В уведомлении от 22.11.2017 №5 Управление финансов сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с истечением 23.11.2017 трехмесячного срока исполнения, а также о возможности отзыва исполнительного документа и предъявлении исполнительного документа в подразделение службы судебным приставов для обращения взыскания на имущество должника (л.д. 29).

По состоянию на 19.02.2018 данный исполнительный лист исполнен частично, общая сумма денежных средств, перечисленных из бюджета муниципального образования в адрес общества по исполнительному документу, составила 116 040 руб. 86 коп.

Считая бездействие Управления финансов и его начальника, выразившееся в неисполнении исполнительного листа, невнесении изменений в свободную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования, пришел к выводу, что факт бездействия по исполнению требований исполнительного документа не установлен.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон №229-ФЗ) определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 рассматриваемого Кодекса.

В силу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае – в финансовое управление).

В случае превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, положения БК РФ предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (пункт 3 статьи 217 названного Кодекса).

С учетом взаимосвязанных положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст.219.1 БК РФ внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений об обращении взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О).

Если судами в результате исследования и оценки бюджета соответствующего муниципального образования и составленной на его основе сводной бюджетной росписи будет установлено, что расходы того же рода, определенные той же целью, что и расходы на исполнение судебных актов, в бюджете муниципального образования отсутствуют, это обстоятельство исключает возможность признания незаконным бездействия финансового управления муниципального образования и его начальника, выраженного в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись при поступлении исполнительного листа на исполнение. Иное будет означать необоснованное вмешательство суда в компетенцию органов муниципальной власти и придание произвольного приоритета обязательствам одного вида в структуре расходов местного бюджета.

Как следует из представленных доказательств, 23.08.2017 в Управление финансов поступил исполнительный лист серии ФС №014269269 по делу №А71-2295/2017, выданный на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.06.2017 о взыскании с МО «Камбарский район» за счет средств казны МО «Камбарский район» в пользу ООО «Файерс Гранд» 1 686 078 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 29 858 руб. 48 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, чтона момент выдачи арбитражным судом указанного исполнительного листа на исполнении в Управлении финансов находились и иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования; погашение задолженности по спорному исполнительному листу производилось частично, каждый месяц, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели; в бюджете муниципального образования имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в Управлении финансов.

В соответствии с решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 21.12.2016 №28 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в бюджете МО «Камбарский район» на исполнение исполнительных листов на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 500 000 руб., на 2018 год в сумме 12 130 000 руб., на 2019 год в сумме 20 123 100 руб.

По состоянию на 23.08.2017 (на момент поступления в Управление финансов исполнительного листа) остаток бюджетных ассигнований на цели исполнения судебных актов составлял 520 000 руб. Сумма исполнительных документов, находящихся на исполнении по состоянию на 23.08.2017 составляла 29 937 779 руб. 45 коп.Иных источников финансирования данной статьи расходов не предусмотрено.

В 2017 году исполнение расходных обязательств бюджета МО «Камбарский район» по исполнению исполнительных документов осуществлялось за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете ежемесячно в соответствии с кассовым планом, утверждаемым ежемесячно начальником управления финансов администрации Камбарского района в сумме, определенной как 1/12 от годовых бюджетных назначений по каждому виду расходных бюджетных обязательств, в том числе, и по исполнению исполнительных документов.

Кроме того, в 2017 году при поступлении дополнительной финансовой помощи в форме дотации на сбалансированность, в бюджет МО «Камбарский район» Советом депутатов дважды были внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Камбарский район» от 21.12.2016 №28 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Так, решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 25.10.2017 №90 увеличены бюджетные ассигнования Администрации Камбарского района на исполнение судебных актов в сумме 1 000 000 руб. (уведомление от 27.10.2017 №236 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета МО «Камбарский район» на 2017 год); решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 20.12.2017 №105 увеличены бюджетные ассигнования Администрации Камбарского района на исполнение судебных актов в сумме 1 000 000 руб. (уведомление от 21.12.2017 №312 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета МО «Камбарский район» на 2017 год).

В результате чего, в адрес ООО «Файерс Гранд» по исполнительному листу серии ФС №014269269 Администрацией МО «Камбарский район» было перечислено по платежному поручению 27.11.2017 №2623 – 10 000 руб., 27.12.2017 №3384 – 28 000 руб., по платежному поручению от 27.12.2017 №3419 – 28 000 руб. Общая сумма перечисленных из бюджета МО «Камбарский район» в адрес ООО «Файерс Гранд» денежных средств по указанному исполнительному листу по состоянию на 01.06.2018 составила 145 240 руб. 86 коп.

Кроме того,в соответствии с положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Камбарский район» Управлением финансов в Совет депутатов МО «Камбарский район» на рассмотрение был представлен пакет документов по проекту бюджета муниципального образования «Камбарский район» на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг. Данным пакетом было предусматривалось направить в 2018 году на исполнение судебных решений 30461300 руб., т.е. учесть в бюджете всю сумму исполнительных документов, находящихся на исполнении на момент подготовки проекта бюджета на 2018 год.

Проект бюджета был рассмотрен на заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район». В ходе проведенных заседаний депутатами было принято решение, проект в данной части отклонить, перераспределив задолженность по годам в сумме: 2018г. – 1 500 000 руб., 2019г. – 12 000 000 руб., 2020г. – 16 961 300 рублей, о чем свидетельствует Протокол заседания постоянной комиссии по бюджету, экономической политике и собственности.

Таким образом, фактов бездействия по исполнению требований исполнительного документа судом не установлено.

Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Управлением финансов при исполнении спорного исполнительного документа, поступившего от общества, действовало в пределах своей компетенции и осуществляло все предусмотренные бюджетным законодательством мероприятия по исполнению исполнительных листов в отношении заявителя за счет казны муниципального образования. Все возложенные на должника и распорядителя бюджетных средств нормами бюджетного законодательства обязанности заинтересованным лицом исполняются.

Управление финансов предприняло все возможные в пределах его полномочий меры для исполнения судебного решения, в том числе, обращалось в представительный орган муниципального образования с инициативой о внесении необходимых изменений в решение о бюджете муниципального образования.

Кроме того, поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.

Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда о том, что при исполнении спорного исполнительного документа управление не должно было совершать указанные в заявлении общества действия, поскольку они не предусмотрены порядком исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, установленным статьей 242.2 Бюджетного кодекса.

На основании изложенного Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 июня 2018 года по делу № А71-3069/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Н.М. Савельева