ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1280/18-ГК от 27.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1280/2018-ГК

г. Пермь

01 октября 2018 года Дело № А50-309/2018­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,

судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,

при участии:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 09.01.2018);

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 июня 2018 года,

принятое судьей Г.В. Лядовой

по делу № А50-309/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Красава» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (ОРГН 1025901216571, ИНН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в заключении договоров аренды,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Красава» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащегося в письме от № ЕП-10/43491, направленного письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2017 № 03-19-9670, об отказе в предоставлении ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами:

- 59:01:4716054:6 площадью 290 919 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

- 59:01:4716054:16 площадью 306 021,1 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

- 59:01:4716054:14 площадью 792 101,3 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

об обязании ТУ Росимущества в Пермском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АПК «Красава» путем немедленного, с момента вынесения судом решения, предоставления ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами:

- 59:01:4716054:6 площадью 290 919 кв.м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

- 59:01:4716054:16 площадью 306 021,1 кв.м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

- 59:01:4716054:14 площадью 792 101,3 кв.м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район.

Определением суда от 11.01.2018 ООО «АПК «Красава» возвращено заявление и приложенные к нему документы.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 определение Арбитражного суда Пермского края о возвращении заявления от 11.01.2018 по делу № А50-309/2018 отменено; вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Материалы дела из Семнадцатого арбитражного апелляционного суда поступили в Арбитражный суд Пермского края 27.02.2018.

Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, которые приняты судом, в связи с чем судом рассматриваются требования о:

- признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащегося в письме от 14.11.2017 № ЕП-10/43491, направленном письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2014 № 03-19-9670, об отказе в предоставлении ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами:

59:01:4716054:6 площадью 235282,6 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

59:01:4716054:16 площадью 145855,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

59:01:4716054:14 площадью 770012,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;

Об обязании ТУ Росимущества в Пермском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АПК «Красава» путём немедленного, с момента вынесения судом решения, предоставления ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4716054:6 площадью 235282,6 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район; 59:01:4716054:16 площадью 145855,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район; 59:01:4716054:14 площадью 770012,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район.

Решением арбитражного суда от 29.08.2018 (резолютивная часть от 13.06.2018) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащееся в письме от 14.11.2017 № ЕП-10/43491, направленное письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2014 № 03-19-9670, об отказе в предоставлении ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков:

- с кадастровым номером 59:01:4716054:6 площадью 235282,6 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район;

- с кадастровым номером 59:01:4716054:16 площадью 145 855,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район; 59:01:4716054:14 площадью 770 012,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район.

Суд обязал ТУ Росимущества в Пермском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АПК «Красава» путём предоставления ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4716054:6 площадью 235 282,6 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район; 59:01:4716054:16 площадью 145 855,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район; 59:01:4716054:14 площадью 770 012,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Пермском крае, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворение заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Пермском крае настаивает на том, что выводы суда первой инстанции о подтверждении заявителем использования земельного участка для целей сельскохозяйственного производства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Указывает, что заявитель, предоставив согласие на раздел земельных участков для последующего размещения эстакады налива светлых нефтепродуктов и железнодорожных путей, подтвердил невозможность дальнейшего использования испрашиваемых земельных участков для целей ведения сельскохозяйственного производства. При принятии решения также не было учтено, что на основании данных ЕГРН в границах испрашиваемых земельных участков расположены объекты, зарегистрированные в качестве недвижимости, что также является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

До начала судебного разбирательства от истца, третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором поддержали выводы, сделанные судом первой инстанции, и просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи предприятия должника № КД/6/15 от 10.04.2015 (дополнительного соглашения от 30.04.2015 от 10.04.2015, передаточного акта от 30.04.2015 к договору купли-продажи № КД/6/15), заключённого между ФГУП племзавод «Верхнемуллинский» и ООО «Капитал­Девелопмент» (в настоящее время - ООО «АПК «Красава») по результатам проведения торгов по продаже имущества ФГУП племзавод «Верхнемуллинский» в форме открытого аукциона в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ООО «Капитал-Девелопмент» приобрело в собственность предприятие как имущественный комплекс, в состав которого вошли права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами:

- с кадастровым номером 59:01:4716054:6, площадью 290 918,6 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования. Основание возникновения права - договор аренды земельного участка № 02338 от 01.11.2012, заключенный между ТУ Росимущества в Пермском крае и ФГУП племзавод «Верхнемуллинский», запись о регистрации права аренды № 59-59/023-59/023/001/2015-1341/32 от 09.06.2015;

- с кадастровым номером 59:01:4716054:14, площадью 792 191,3 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования. Основание возникновения права - договор аренды земельного участка № 02342 от 01.11.2012, заключенный между ТУ Росимущества в Пермском крае и ФГУП племзавод «Верхнемуллинский», запись о регистрации права аренды № 59-59/023-59/023/001/2015-1341/35 от 09.06.2015;

- с кадастровым номером 59:01:4716054:16, площадью 306 021,1 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования. Основание возникновения права - договор аренды земельного участка № 02340 от 01.11.2012, заключенный между ТУ Росимущества в Пермском крае и ФГУП племзавод «Верхнемуллинский», запись о регистрации права аренды № 59-59/023-59/023/001/2015-1341/33 от 09.06.2015.

Решением единственного участника ООО «Капитал-Девелопмент» № 2 от 23.03.2016 изменено фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Девелопмент» на ООО «АПК «Красава». Указанные изменения зарегистрированы в ЕГРЮЛ 31.03.2016 за государственным регистрационным номером 2165958376120.

ООО «АПК «Красава» является действующим сельскохозяйственным предприятием, деятельность которого связана с производством сырого молока, выращиванием, заготовкой кормов (зерновые, однолетние и многолетние травы на зеленый корм, сенаж, силос). Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «АПК «Красава» является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. С 2014 года ООО «АПК «Красава» ежегодно включается в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства Пермского края.

Сельскохозяйственная деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока осуществляется посредством использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716054:6, 59:01:4716054:14, 59:01:4716054:16.

Поскольку заявитель использует указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием в своей текущей сельскохозяйственной деятельности по договорам аренды, срок окончания которых - 30.09.2017, то на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), до дня истечения срока действия ранее заключенных договоров, а именно 13.07.2017, обратился в ТУ Росимущества в Пермском крае с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716054:6, 59:01:4716054:16, 59:01:4716054:14 (заявление от 12.07.2017 № 355, вх. 10326 от 13.07.2017; заявление от 12.07.2017 № 357, вх. 10328 от 13.07.2017; заявление от № 356, вх. 10327 от 13.07.2017).

Решением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.11.2017 № ЕП-10/43491, направленным в адрес заявителя письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2017 № 03-19-9670, в предоставлении указанных земельных участков заявителю в аренду без проведения торгов отказано на основании пунктов 4, 5 статьи 39.16 ЗК РФ ввиду того, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:4716054:6, 59:01:4716054:16, 59:01:4716054:14 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие ООО «АПК «Красава», а также и то, что на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4716054:6 расположен один объект недвижимости, а на земельном участке кадастровым номером 59:01:4716054:16 - 5 объектов недвижимости.

Ссылаясь на то, что решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.11.2017 № ЕП-10/43491, направленное в адрес заявителя письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2017 № 03-19-9670, об отказе в предоставлении земельных участков аренду незаконным и нарушающим права заявителя, ООО «АПК «Красава» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

На дату обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду порядок предоставления земельного участка в аренду регулировался положениями статьи 39.6 ЗК РФ, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 39.6 З КРФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Согласно части 4 данной нормы гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716054:6 принадлежал ООО «АПК «Красава» на основании договора аренды № 02338 от 01.11.2012 со сроком действия 30.09.3017; земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716054:16 - на основании договора аренды № 02340 от 01.11.2012 со сроком действия до 30.09.2017; земельный участок с кадастровым номером 59:01:4716054:14 - на основании договора аренды № 02342 от 01.11.2012 со сроком действия до 30.09.2017.

Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку земельные участки используются для ведения сельскохозяйственного производства и находились в аренде, вопрос о предоставлении участков путем заключения новых договоров аренды без проведения торгов регулируется, специальной нормой закона – подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

При этом нормами земельного законодательства возможность реализации предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ права не поставлена в зависимость от способа заключения первоначального договора аренды (на торгах или без их проведения).

Судом установлено, что ООО «АПК «Красава» с заявлениями о заключении договоров аренды обратилось в ТУ Росимущества в Пермском крае 13.07.2017, то есть, до истечения срока действия договоров.

21.11.2017 письмом ТУ Росимущества в Пермском крае № 03-19-9670 сообщило заявителю, что в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденном приказам Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278 указанные заявления направлены на рассмотрение в Центральный аппарат Росимущества, направив ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.11.2017 № ЕП-10/43491 о результатах рассмотрения вышеуказанных заявлений в адрес заявителя. Так же указало на необходимость возврата спорных земельных участков, в связи с истечением срока действия договора и необходимостью оплаты задолженности по данным договорам.

Ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в от 14.11.2017 № ЕП-10/43491 на заявления о предоставлении спорных земельных участков, мотивирован ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, предусматривающий, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Из заявления ООО «АПК «Красава» следует, что на спорных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости. Вместе с тем, согласно выпискам из ЕГРН следует, что на земельном участке 59:01:4716054:6 расположен 1 объект недвижимости, а на земельном участке 59:01:4716054:16 расположено 5 объектов, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктами 4, 5, статьи 39.16 ЗК РФ.

При этом судом первой инстанции отмечено, что ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в от 14.11.2017 № ЕП-10/43491 не содержит указание на то, что ТУ Росимущества в Пермском крае было рекомендовано отменить неправомерно изданные распоряжения от 08.10.2013 № 803-р, от 12.01.2015 № 3-р, от 17.11.2014№ 554-р, от 21.07.2015 № 327-р, от 14.05.2015 № 197-р, от 21.11.2014 № 493-р, послужившие основанием для заключения договоров аренды от 01.11.2012 № 02338, от 01.12.2012 № 023342, от 01.11.2012 № 02340.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом установлено, что спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, имеют разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих об использовании спорных земельных участков ООО «АПК «Красава» не в соответствии с его разрешенным использованием суду первой инстанции не предоставлено.

Однако, ООО «АПК «Красава» в обоснование своих доводов представило суду приказы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края за 2014, 2015, 2016 «Об утверждении реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства» в которые включен заявитель, а так же договоры на приобретение техники, необходимой для использования в производстве с приложением фотографий, данной техники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Как указано в приведенном Перечне, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Между тем, из материалов дела не усматривается наличия указанных признаков неиспользования земельного участка, как и не подтвержден факт не эффективного использования, неиспользования земельных участков, порчи земельного участка.

Согласно части 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

В материалах дела отсутствуют доказательства привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 336-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе в подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которым с заявителя снята обязанность по доказыванию факта надлежащего использования такого земельного участка.

Сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты ненадлежащего использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 15 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежат включению в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

Доказательства о внесении соответствующих сведений в отношении спорных земельных участков о нарушениях земельного законодательства в материалы дела также не представлены.

Таким образом, судом установлено, что спорные земельные участки используются в соответствии с разрешённым использованием, заявитель о продлении договоров обратился до истечения срока их действия.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.

К их числу, в частности, относятся случаи, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).

Из материалов дела и пояснений ООО «ЛУКОЙЛ- ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» следует, что на спорных земельных участках расположены подземные линейные объекты, иного суду не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ).

Судом установлено, что принадлежащие ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» объекты являются подземными сооружениями, для эксплуатации которых выделение земельного участка, как части земной поверхности, не требуется.

Статьей 56 ЗК РФ установлены ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (абзац 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Следовательно, при наличии таких объектов на испрашиваемых земельных участках на заявителе лежит обязанность по соблюдению условий использования такого участка в охранных зонах и не лишает его возможности приобретения такого земельного участка, на каком либо праве.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорные земельные участки используются в соответствии с разрешённым использованием, заявитель о продлении договоров обратился до истечения срока их действия, а принадлежащие ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» объекты, расположенные на земельных участках, являются подземными сооружениями, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным требования о признании незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом содержащееся в письме от 14.11.2017 № ЕП-10/43491, направленное письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2014 № 03-19-9670, об отказе в предоставлении ООО «АПК «Красава» в аренду без проведения торгов, спорных земельных участков.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в связи с передачей вновь образованных земельных участков из границ участков с кадастровыми номерами 59:01:4716054:6, 59:01:4716054:1, 59:01:4716054:14 в муниципальную собственность, записи об аренде общества были погашены Росреестром, судом правомерно отклонены, поскольку не препятствуют предоставлению спорных земельных участков в новых границах с уточненной площадью.

В соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

При этом, суд первой инстанции не нашел оснований возлагать обязанность по исполнению решения в указанной части немедленно, как того просил заявитель, поскольку уполномоченные органы не лишены права на добровольное исполнение решения суда ранее установленного срока.

Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.

Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 29.06.2018 является законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заинтересованное лицо.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2018 года по делу № А50-309/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Т.В. Макаров

Судьи

В.В. Семенов

Ю.В. Скромова