ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12990/17-АК от 09.10.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12990/2017-АК

г. Пермь

16 октября 2017 года Дело № А71-8994/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.

судейВаракса Н.В., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.

при участии:

от заявителя акционерного общества «Ижевский завод пластмасс» (ОГРН 1021801583176, ИНН 1834100029) - Пушин А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 19.07.2016;

от заинтересованного лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы отделение государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790) - не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области - не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества «Ижевский завод пластмасс»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 07 июля 2017 года

по делу № А71-8994/2016,

принятое судьей Калининым Е.В.,

по заявлению акционерного общества «Ижевский завод пластмасс»

к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы отделение государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике

третье лицо: МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области

о признании недействительным пункта предписания,

установил:

Акционерное общество «Ижевский завод пластмасс» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным пункта 3 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы отделение государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР) от 27.04.2016 № 07/7/3/1-3 по делу № А71-8994/2016.

Акционерное общество «Ижевский завод пластмасс» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР от 15.12.2016 № 07/26/3/1-3 по делу № А71-2940/2017.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2017 дела № А71-8994/2016 и № А71-2940/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А71-8994/2016.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 03.07.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального и процессуального права. Указывает, что срок, отведенный действующим законодательством на повышение квалификации работников гражданской обороны предприятия, истекал лишь в марте 2017 года; действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области гражданской обороны, не предусматривает сроков подачи каких-либо заявок в учебные учреждения на обучение работающего на предприятии персонала, в связи с чем, по мнению заявителя, п. 4 ПП РФ от 02.11.2000 № 841 не нарушен. Считает, что общество не было проинформировано в установленном законом порядке о факте нахождения территории, расположенной по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 7 в зоне опасного химического заражения, в связи с чем обязанности обеспечения средствами индивидуальной защиты работников АО «Ижевский завод пластмасс» не имелось. Кроме того, полагает, что у общества отсутствует обязанность по содержанию и обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, имеющего инвентарный номер 117.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Судом апелляционной инстанции ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела письма от 01.09.2017 № 01-11/5110 и письма от 17.08.2017 № 01-05/06570 рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст.268 АПК РФ. Указанные документы приобщены к материалам дела.

Документы, приложенные к отзыву, в силу ст.268 АПК РФ подлежат приобщению к материалам дела.

Заинтересованное лицо и третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 29.03.2016 № 07/7/ГО уполномоченным должностным лицом Отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР в период с 21.04.2016 по 27.04.2016 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ОАО «Ижевский завод пластмасс» обязательных требований в области гражданской обороны.

В ходе проведения проверки выявлены факты нарушения требований федерального законодательства в области гражданской обороны, а именно:

1) Руководители групп занятий по гражданской обороне не прошли подготовку в учебно-методическом центре субъекта РФ или на курсах гражданской обороны муниципального образования (из 25 назначенных руководителей групп занятий прошли подготовку только 2 на курсах ГО муниципального образования. Работник, уполномоченный на решение задач в области ГО не прошел подготовку в учебно-методическом центре субъекта РФ (обучен на курсах ГО муниципального образования), что является нарушением требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.п. 3, 4, пп. «г» п.5, п.п. 2, 3 приложения «Положения об организации обучения населения в области ГО», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841;Приказа от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;

2) Работники ОАО «Ижевский завод пластмасс» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета на 100% их общей численности + 5% для подбора. Общая численность работников составляет 640 человек (потребность в противогазах составляет 672 шт., в наличии 201 шт.). ОАО «Ижевский завод пластмасс» расположено в зоне возможного химического заражения от СПВ «Кама-Ижевск» (хлор). Отсутствуют медицинские средства индивидуальной защиты (потребность: комплект индивидуальной медицинской защиты КИМГЗ – 192 шт., ИПП 11 – 192 шт., ИПП 1 – 192 шт.), что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.п. 2, 3, 6, 7, 8, 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;

3) Не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в защитном сооружении гражданской обороны ОАО «Ижевский завод пластмасс» (убежище инв. № 117). Документы согласно п.3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, не представлены. Ежегодные осмотры по оценке технического состояния убежища ОАО «Ижевский завод пластмасс» не проводятся. Акты осмотров не представлены. Годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не представлены, что является нарушением требований п. п.2.1, 2.2, 3.2.11, 3.6, 4.1.1, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.8 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО»; п. 2.2 Договора «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, а также на выполнение мероприятий ГО» от 23.05.2003 № 02100; п.п. 2, 5, 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359; п.п. 2, 5 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2009 № 1309.

По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 27.04.2016 № 07/7/ГО и ОАО «Ижевский завод пластмасс» выдано предписание от 27.04.2016 № 07/7/3/1-3, согласно которому в срок до 01.11.2016 устранить допущенные нарушения в области гражданской обороны.

На основании распоряжения от 16.11.2016 № 07/26/ГО уполномоченным должностным лицом Отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР в период с 13.12.2016 по 15.12.2016 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Ижевский завод пластмасс»с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 27.04.2016 № 07/7/3/1-3 по устранению обязательных требований в области гражданской обороны.

По итогам проверки составлен акт проверки от 15.12.2016 № 07/26/ГО.

В ходе проверки выявлено, что пункты 1-3 предписания от 27.04.2016 № 07/7/3/1-3 обществом не выполнены.

Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР в адрес ОАО «Ижевский завод пластмасс» вновь выдано предписание от 15.12.2016 № 07/26/3/1-3 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Несогласие общества с указанными предписаниями послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующими требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия совокупности оснований для признания оспариваемых предписаний недействительными.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В статье 9 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с подп. «в» п. 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеют право выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

На основании Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372 Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом на проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (далее по тексту - Положение № 841).

На основании п. 3 Положения № 841 лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);

б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее - работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

В п. 4 Положения № 841 предусмотрено, что обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по видам согласно приложению.

Обучение является обязательным и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже одного раза в 5 лет. Для данных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы является обязательным.

В силу подп. «г» п. 5 Положения № 841 в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно МЧС РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999

№ 782 утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13.11.2006 № 646.

Согласно п. 14 и п. 23 Приложения к Приказу руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в организациях - проходят обучение в УМЦ субъекта РФ.

Руководители занятий по ГО в организациях - проходят обучение в УМЦ субъекта РФ или на курсах ГО МО.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом генерального директора ОАО «Ижевский завод пластмасс» от 10.09.2014 № 113 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ОАО «Ижевский завод пластмасс».

Приказом генерального директора ОАО «ИЗП» от 02.06.2014 № 74 «О совершенствовании системы ГО предприятия» утверждено положение о штабе гражданской обороны ОАО «Ижевский завод пластмасс».

Приказом генерального директора ОАО «ИЗП» от 03.03.2016 № 23 «Об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за 2015 год и задачах на 2016 год» определен порядок подготовки на предприятии, утвержден список руководителей групп занятий с рабочими и служащими. Назначено 25 руководителей групп занятий, из них прошли подготовку только 2 (копия приказа прилагается). Заявки на обучение данной категории лиц в ходе поверок не представлены.

Приказом генерального директора ОАО «ИЗП» от 01.03.2016 № 93к «О кадровых перестановках» Пушин А.В. переведен с должности начальника службы безопасности на должность специалиста ведущего (по делам ГО и ЧС). Ранее Пушин А.В. также исполнял обязанности по ГО и ЧС в порядке совмещения.

В нарушение требований приказа МЧС России от 13.11.2006 № 646 Пушин А.В. был обучен на курсах гражданской обороны муниципального образования.

Как указано выше, согласно п. 14 приложения к Приказу руководитель (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в организациях - проходят обучение в УМЦ субъекта РФ.

С данным фактом Пушин А.В. согласился. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Устиновского района г. Ижевска от 22.06.2016 по делу № 5-688/16 Пушин А.В. привлечён к административной ответственности и признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ.

Соответствующие доводы апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку содержание приказа от 03.03.2016 №23 не опровергает правомерность выводов органа надзора, подтвержденного судом первой инстанции. Из приказа не следует, что поименованные в списке руководители групп занятий с рабочими и служащими уполномочены (назначены на должности) на решение задач в области гражданской обороны (соответственно обязаны проходить обучение по гражданской обороне) в период, с начала которого годичный срок не истек. Доказательств тому не представлены.

Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для включения в оспариваемое предписание требования об устранении нарушений, указанных в пункте 1 предписания.

Кроме того, пункт 1 предписания по результатам плановой проверки в судебном порядке не обжаловался.

Относительно нарушений требований в области гражданской обороны, изложенных в п. 2 оспариваемых предписаний, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее по тексту - Положение № 543).

Согласно п. 2 Положения № 543 обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

В силу п. 3 Положения № 43 накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

В соответствии с п.6 Положения № 543 обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций (п.7).

Согласно п. 8 Положения № 543 количество и категории населения, подлежащие обеспечению СИЗ на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего положения, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379.

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных; для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности (п.9).

Согласно п. 3 Положения о штабе штаб планирует и осуществляет - организацию накопления, хранения, освежения и использования по предназначению и выдачи персоналу средств индивидуальной защиты.

Должностными лицами ОАО «Ижевский завод пластмасс» составлена номенклатура СИЗ, утверждена генеральным директором 04.04.2016; составлен план-график приобретения СИЗ, утвержден генеральным директором 16.02.2016.

Как установил суд первой инстанции, с пунктом 2 оспариваемого предписания Пушин А.В. также согласился.В рамках рассмотрения административного дела по результатам плановой проверки Пушин А.В. привлечён к административной ответственности.

Соответствующие доводы апеллятора об отсутствии данной обязанности у общества ввиду недоказанности нахождения предприятия (завода) в пределах границ зон возможного химического загрязнения (заражения) подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела.

ОАО «Ижевский завод пластмасс» расположено в зоне возможного химического заражения от СПВ «Кама-Ижевск» МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (хлор).

Протоколом КЧС и ОПБ Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2015 года №08/2015 утверждены границы зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) на территории Удмуртской Республики.

Информация о зоне возможного химического заражения доводилась до ОАО «ИЗП» от МУП г.Ижевска «Ижводоканал», что подтверждается письмом от 08.05.2014 №3380/01/109-23. Помимо этого заводу передано по акту приемки-передачи приемное устройство (радиоприемник «Лира РП-248-1») для оперативного оповещения работников и реагирования на возможную чрезвычайную ситуацию.

Кроме того, пункт 2 предписания по результатам плановой проверки в судебном порядке не обжаловался. Фактически общество пытается принять меры по организации накопления, хранения, освежения и использования по предназначению и выдачи персоналу средств индивидуальной защиты, однако либо не выполняет их, либо выполняет частично. Так, например СИЗ органов дыхания - противогазов недостаточно; план-график приобретения СИЗ, хотя и утвержден генеральным директором 16.02.2016, но не исполняется.

Таким образом, административным органом правомерно вынесен пункт 2 предписания.

Касаемо пункта 3 предписаний, в которых указано, что не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в защитном сооружении гражданской обороны ОАО «Ижевский завод пластмасс» (убежище инв. № 117), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

На учёте ОАО «Ижевский завод пластмасс» имеется убежище гражданской обороны вместимостью 1500 человек, класс защиты 2 кгс/см2, 31.12.1977 ввода в эксплуатацию, расположенное в подвальном помещении корпуса № 6 (литер Р) по адресу: город Ижевск, ул. Автозаводская, 7.

Учёт защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории Удмуртской Республики, организован в соответствии с требованиями п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, раздела II пункта 2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Согласно п. 2.1 Правил эксплуатации ЗС ГО учёт ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике убежищу ОАО «Ижевский завод пластмасс» присвоен инвентарный номер № 117 согласно нумерации ЗС ГО, установленной на территории Удмуртской Республики.

Территориальным управлением Росимущества в УР убежищу ОАО «ИЗП» присвоен реестровый номер - В13180000130 от 19.08.2008.

Согласно инвентарной карточки учета основных средств на ОАО «Ижевский завод пластмасс» корпусу № 6 присвоен заводской номер 1001520, дата принятия к бухгалтерскому учету 01.12.76. Согласно уточненному акту стоимости зданий и сооружений присвоен № 1001006 литер Р. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам РФ данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

Технический паспорт изготавливается по заказу предприятия (ОАО «ИЗП»). Копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО направляются в Главное управление МЧС России по субъекту РФ. ОАО «Ижевский завод пластмасс» направляло в адрес ГУ МЧС РФ по УР выписку из технического паспорта корпуса № 6 и генплан завода за исх. № 13/567 от 05.05.2014. Выписка из технического паспорта на нежилые помещения изготовлена 05.04.2007, инвентарный номер технического паспорта 39481 (копии прилагаются).

На основании пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища.

Защитное сооружение гражданской обороны расположено в подвальном помещении корпуса № 6 литер Р, введено в эксплуатацию 31 декабря 1977. Статус объекта ГО подтверждается паспортом убежища с указанием его технических характеристик и инженерного оборудования, предназначенного для объектов ГО. Паспорт убежища ОАО «ИЗП» заверен печатью завода.

На основании распоряжений Правительства УР от 10.04.2006 № 334-р от 16.09.2013 № 619-р «О проведении инвентаризации ЗС ГО на территории УР» в 2006 и 2014 годах проведена очередная инвентаризация ЗС ГО. По итогам инвентаризации ЗС ГО составлена инвентаризационная карточка убежища от 13.03.2014, которая подписана генеральным директором и заверена печатью ОАО «ИЗП». В карточке отражено, что статус ЗС ГО на момент инвентаризации соответствует учётным данным (п. 33), указана дата ввода в эксплуатацию (п. 24), указан номер в реестре федерального имущества (п. 11), указаны сведения о наличии заключенного договора согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 (п. 31).

На основании раздела IV Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, представителями органов ГО и ЧС проводились ежегодные проверки состояния и использования ЗС ГО с составлением актов проверок.

Во исполнение п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО на предприятии была разработана документация на убежище, в том числе журнал оценки технического состояния ЗС ГО, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, эксплуатационные схемы систем жизнеобеспечения, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования и другие журналы. Неоднократно на базе данного убежища проводились сборы и подведения итогов работы органов управления ГОЧС республики. Однако в ходе плановой проверки данные документы не были представлены.

В планирующих документах ОАО «ИЗП» по гражданской обороне отражены сведения о наличии на предприятии убежища.

Генеральным директором ОАО «ИЗП» издан приказ от 10.09.2014 № 113 «О порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ОАО «ИЗП»». Согласно п. 4.1.4 Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в ОАО «ИЗП» указано: «поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание защитного сооружения, находящегося на территории ОАО «Ижевский завод пластмасс».

Генеральным директором ОАО «ИЗП» издан приказ от 02.06.2014 № 74 «О совершенствовании системы гражданской обороны предприятия»». В пункте 3 положения о штабе ГО ОАО «ИЗП» указаны основные задачи и функции, одной из которых является: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитных сооружений.

Управлением по делам ГО и ЧС Устиновского района г. Ижевска в адрес ОАО «ИЗП» направлялось письмо от 23.04.2003 № 87, к которому прилагалось Заключение Управления по делам ГО и ЧС Устиновского района г. Ижевска о наличии у приватизированного предприятия ОАО «ИЗП» защитного сооружения вместимостью 1500 человек и указаны сроки заключения договора.

Управлением по делам ГО и ЧС Устиновского района г. Ижевска в адрес Управления по делам ГО и ЧС г. Ижевска представлены сведения от 04.06.2003 № 113 о проделанной работе по заключению договоров в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 № 359. Копии писем представлены в материалы дела.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ижевский завод пластмасс» является правопреемником предприятия «Ижевский завод пластмасс».

Процедуру приватизации Ижевского завода пластмасс осуществляло Министерство имущественных отношений УР.

В силу прямого указания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.

В феврале 2004 года организовано Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике.

Инвентарный номер убежища АО «Ижевский завод пластмасс» - № 117 является номером в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Территориальным управлением Росимущества в УР убежищу ОАО «Ижевский завод пластмасс» присвоен реестровый номер В13180000130.

Суд первой инстанции указал, что согласно учетной карточке убежища, приложенной к паспорту сооружения, степень защиты убежища по давлению составляет 2 кг/см2 во всех экземплярах.

Согласно классификации КЗСГО-68, СНиП II-11-77* давление 2 кг/см2 соответствует III классу убежищ. Классы убежищ обозначаются буквой А с римскими цифрами, соответствующие классу. Степень защиты указывается арабскими цифрами.

Место расположения и характеристики объекта ГО также подтверждаются ежегодными актами проверок убежища ОАО «Ижевский завод пластмасс» и инвентаризационными паспортами и карточками, составленными по итогам очередных инвентаризаций ЗС ГО.

Специалист ведущий (по делам ГО и ЧС) ОАО «ИЗП» Пушин А.В. является работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны на предприятии.

Пушин А.В. назначен на должность в целях осуществления управления гражданской обороной на предприятии, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с задачами гражданской обороны.

Во исполнение задачи ГО по предоставлению населению средств коллективной защиты (ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ) - организации планируют и осуществляют основные мероприятия, в том числе поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны (п. 16.4 Положения, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687).

Таким образом, несмотря на нарушения требований федерального законодательства, допущенных при приватизации ОАО «Ижевский завод пластмасс», целевое назначение, статус спорного объекта как объекта гражданской обороны всегда сохранялся и с учёта ОАО «ИЗП» не снимался.

Кроме того, несмотря на отчуждение здания (корпус № 6 литер Р), в подвальном помещении которого расположено убежище, обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны с ОАО «ИЗП» также не снимаются.

Представленное апеллятором суду апелляционной инстанции письмо МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 01.09.2017 №01-11/5110 не опровергает правомерность выводов суда первой первой инстанции, поскольку носит информационный характер, совокупность же доказательств по настоящему делу свидетельствует о нахождении спорного объекта гражданской обороны у ОАО «Ижевский завод пластмасс».

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что данное письмо имеет ссылку на дело №А71-13056/2016, по которому обществу отказано в удовлетворении требований о признании договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, в частности по спорному объекту, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны незаключенными.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что пункт 3 предписания является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции, что оспариваемые предписания от 27.04.2016 № 07/7/3/1-3; от 15.12.2016 № 07/26/3/1-3 соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для признания предписаний недействительными не имеется.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемые предписания являются исполнимыми, доступными по содержанию для понимания, направленными на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие в предписаниях конкретных мероприятий по устранению выявленных нарушений требований в области гражданской обороны, само по себе, не влечет признание предписаний незаконными и освобождение общества об обязанности соблюдать требования нормативных актов, нарушение которых послужило основанием для выдачи оспариваемых предписаний. Оспариваемые предписания непосредственно содержат указания на нарушения, подлежащие устранению. Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.

Поскольку судом первой инстанции совокупность обстоятельств, предусмотренных ст. 201 АПК РФ, не была установлена, обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы общества судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 июля 2017 года по делу № А71-8994/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобуакционерного общества «Ижевский завод пластмасс» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Л.Ю. Щеклеина

Судьи

Н. В. Варакса

Е. М. Трефилова