ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13291/2023-АК от 09.01.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13291/2023-АК

г. Пермь

10 января 2024 года Дело № А60-27794/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя Медянкиной Ольги Николаевны – Абраменко Е.И., паспорт, доверенность от 01.12.2023, диплом (с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел»);

от Министерства социальной политики Свердловской области – Михайлова С.В., паспорт, доверенность от 22.12.2023, диплом (с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел»);

от Прокуратуры Свердловской области – Соромотина К.А., по поручению, служебное удостоверение;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Медянкиной Ольги Николаевны и Министерства социальной политики Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 30 октября 2023 года

по делу № А60-27794/2023

по заявлению индивидуального предпринимателя Медянкиной Ольги Николаевны (ИНН 663105345235, ОГРН 321665800214797)

к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280),

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Свердловской области (ИНН 6661004608 ОГРН 1026605256589), Прокуратуры Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751),

о признании незаконным отказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель Медянкина Ольга Николаевна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее – Министерство) с требованием (с учетом уточнения заявленных требований) признать недействительными акты Министерства социальной политики Свердловской области № 07-19-02/147 от 27.04.2023, № 07-19-02/152 от 27.04.2023; обязать Министерство социальной политики Свердловской области осуществить действия по перечислению субсидии ИП Медянкиной Ольге Николаевне за социальные услуги, оказанные получателям социальных услуг в феврале, марте 2023г. на основании документов, поданных заявителем 10.03.2023 в отношении 49 получателей социальных услуг, 10.04.2023 в отношении 56 получателей социальных услуг.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными акты Министерства социальной политики Свердловской области № 07-19-02/147 от 27.04.2023, № 07-19-02/152 от 27.04.2023. На Министерство социальной политики Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) с Министерства социальной политики Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Медянкиной Ольги Николаевны взыскано 300 (триста) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением в части, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части указания конкретного способа восстановления права заявителя, в остальной части решение оставить без изменения.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что осуществление действий по предоставлению заявителю субсидии (включая принятие решения, осуществление выплаты) не нарушает публичных требований, интересов и прав иных лиц, является исполнимым, более того, имеет цель - не допустить ущемление прав и обеспечить равные права всем получателям субсидии. Более того, на случай неисполнения решения суда в добровольном порядке, его исполнение в принудительном порядке видится заявителю невозможным, не отвечает принципам и целям выносимого судебного акта. Восстановление права заявителя на получение компенсации возможно лишь одним способом, путем принятия решения о выплате субсидии. Таким образом, судебные акты в части отказа в применении конкретной восстановительной меры в данном споре нельзя признать законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, против апелляционной жалобы Министерства возражал по мотивам, указанным в письменном отзыве.

Министерство, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ИП Медянкиной О.Н. отказать в полном объеме.

В жалобе Министерство ссылается на то, что, осуществляя проверку представленных документов для перечисления субсидии, не сопоставляло объем социальных услуг, предоставленных ИП Медянкиной О.Н., с предельными объемами, предусмотренными Стандартами социальных услуг, тем более с учетом внесенных в них изменений, вступивших в силу с 21.01.2023, что подтверждается информацией о выявленных нарушениях, прилагаемой к актам о результатах проверки документов. Основанием для составления актов о результатах проверки документов с указанием выявленных нарушений послужило несоответствие объемов оказанных социальных услуг договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг. Министерство также исходило из того, что указание в индивидуальных программах предоставления социальных услуг показателя «по мере необходимости» не означает предоставление поставщиком социальных услуг неограниченного количества социальных услуг, несоразмерного возрасту получателя социальных услуг, возможности получения несовершеннолетним социальных услуг в разумном объеме и действительной потребности несовершеннолетнего в социальных услугах. Вывод суда о подтвержденном факте оказания услуг получателям, основанный только на подписанных законными представителями получателей социальных услуг актах о предоставлении социальных услуг, не может быть признан обоснованным. Иных доказательств фактического предоставления ИП Медянкиной О.Н. социальных услуг в указанных объемах суду не представлено, хотя пояснения судом запрашивались.

В судебном заседании представитель Министерства доводы жалобы поддержал, против удовлетворения жалобы заявителя возражал по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель Прокуратуры Свердловской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, представил письменный отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Министерство финансов Свердловской области, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Медянкина О.Н. включена в реестр поставщиков социальных услуг в Свердловской области на основании приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 04.05.2022 № 140.

Приказом Министерства от 16.12.2022 № 487 «О признании юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей получателями субсидии из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан» ИП Медянкина О.Н. признана получателем субсидии.

10.03.2023 ИП Медянкина О.Н. представила в Министерство документы для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в феврале 2023 года (внесена запись в журнал учета документов поставщиков социальных услуг 10.03.2023 № 309) и 10.04.2023 - за предоставленные социальные услуги в марте 2023 года (внесена запись в журнал учета документов поставщиков социальных услуг 10.04.2023 № 325).

Министерством проведена проверка представленных ИП Медянкиной О.Н. документов для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в феврале и марте 2023 года, в результате которой выявлены неточности и ошибки в представленных документах.

На основании части 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий ИП Медянкиной О.Н. направлены копии актов о результатах проверки от 27.04.2023 № 07-19-02/147 и от 27.04.2023 № 07-19-02/152 с приложением информации о выявленных нарушениях.

В актах о результатах проверки указано, что по результатам проверки Министерством выявлены неточности, ошибки по документам на 49 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в феврале 2023 года) и на 56 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в марте 2023 года), которые изложены в информации о выявленных нарушениях.

Не согласившись с выводами Министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение, установил основания для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-03 «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.

В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 № 885-ПП «О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (далее - постановление № 885-ПП).

Пунктом 1 постановления № 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области (далее - реестр), но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.

Пунктом 2 постановления № 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).

Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется по результатам отбора.

Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные Министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в Министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).

Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий Министерство:

- в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии (далее - проверка) на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату);

- в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.

В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) (далее - нарушения) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.

В случае устранения нарушений, выявленных Министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь Министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).

Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).

При этом как правильно заключил суд, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.

Судом из материалов дела установлено, что ИП Медянкиной О.Н. 10.03.2023 и 10.04.2023 в Министерство представлены пакеты документов для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за февраль 2023 года и за март 2023 года соответственно.

Министерством в ходе проверки документов выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг и составлены акты от 27.04.2023 № 07-19-02/147 и № 07-19-02/152.

Вместе с тем, в актах о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению.

Из пояснений представителя Министерства, следует, что представленные документы проверялись на соответствие договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг. Между тем, информация о выявленных нарушениях не содержит таких оснований.

Пунктом 3 статьи 16 Закона № 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер. Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.

Индивидуальные программы сохраняют свое действие с установленной в них периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (пункт 2 статьи 14 Закона Свердловской области № 108-03).

При этом, доказательств наличия несоответствий представленных документов договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что выявленные Министерством нарушения связаны с несоблюдением ИП Медянкиной О.Н. стандартов социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг», обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка № 1149-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области». Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.

Установить какие документы, представленные предпринимателем, не соответствуют конкретным пунктам стандартов социальных услуг и в какой редакции, применяемой Министерством, из оспариваемых актов не представляется возможным.

Судом первой инстанции верно установлено, что Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении Министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.

Поставщик социальных услуг в соответствии со статьей 16 Закона № 442-ФЗ оказывал услуги в соответствии с индивидуальной программой получателя социальной услуги. То обстоятельство, что Министерство не согласно с перечнем или объемом услуг, которые были определены гражданам в индивидуальных программах, не может служить основанием к невыполнению финансовых обязательств по оплате фактически оказанных услуг.

Учитывая социальную направленность деятельности предпринимателя, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных предпринимателем затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.

Довод жалобы Министерства относительно того, что акты возврата документов не должны содержать конкретных оснований возврата (указаний на конкретные ошибки, неточности, несоответствия), подлежит отклонению.

Целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.

Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, Министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следует учитывать, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Указанное означает, что, применяя восстановительную меру, арбитражный суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом оспаривания.

В связи с вышеизложенным, в целях ненарушения принципа самостоятельности суд правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с действующим законодательством.

Возложение на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит статье 201 АПК РФ.

Полномочиями по принятию соответствующего решения и по совершению необходимых действий в целях исполнения судебного акта обладает государственный орган, ненормативный акт которого признан недействительным и (или) действия которого были признаны судом незаконными.

Соответствующие решение и действия должны иметь целью устранение нарушенных прав с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части судебного акта.

При этом суд не вправе подменять орган, вынесший ненормативный акт/совершивший незаконные действия, в решении вопроса об исполнении судебного акта, обязывая его совершить определенные действия с указанием порядка их совершения, поскольку данный порядок четко определен законодательством Российской Федерации и должен быть исполнен в рамках исполнения судебного акта с учетом выводов суда.

Исходя из установленных конкретных обстоятельств рассматриваемого спора и руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в установленном законом порядке, предоставив заинтересованному лицу возможность самостоятельно избрать меру восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя с учетом необходимости принятия соответствующих ситуации управленческих решений в соответствии с правомочиями заинтересованного лица.

Вопреки доводам заявителя, судом первой инстанции избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав заявителя, соответствующий требованиям подпункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2023 года по делу № А60-27794/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

В.Н. Якушев