ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13384/2023-АК от 13.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13384/2023-АК

г. Пермь

16 февраля 2024 года Дело № А71-6693/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Аэроплан»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 05 октября 2023 года

по делу № А71-6693/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Аэроплан» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным предостережения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Аэроплан» (далее - ООО «СЗ «Аэроплан», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предостережения Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 05.04.2023 №12 о недопустимости нарушения обязательных требований.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт в пользу заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы, заявителем приведены доводы о том, чтоввиду уклонения собственником квартиры 402/403 от получения уведомления от 25.10.2022 №7-5/1/2/3/4 о завершении строительства и о готовности застройщика передатьприобретенный объект долевого строительства, обществом был составлен односторонний акт передачи объекта долевого строительства, который направлен в адрес собственника 06.12.2022 посредством почтового отправления. При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления одностороннего акта или иного документы о передаче объекта долевого строительства.Кроме того, судом не дана оценка доводам общества о том, что дата указанного одностороннего акта является технической ошибкой.

Определениями суда от 18.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 22.01.2024.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу общества – без удовлетворения.

Определением суда от 22.01.2024 в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу было отложено на 13.02.2024.

Участники процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07.03.2023 в Управление через прокуратуру Ленинского района г. Ижевска поступило обращение участника долевого строительства ФИО1, содержащее доводы о невыполнении обязательств по договору долевого участия в строительстве №СПП19048 от 06.06.2019, заключенного с ООО «СЗ «Аэроплан», в части передачи квартиры №402-403 и выдаче ключей, устранении всех недостатков и последствий прорыва холодной воды (л.д. 26-29).

13.03.2023 Управлением в адрес ООО «СЗ «Аэроплан» направлен запрос о предоставлении пояснений (л.д. 30).

22.03.2023 общество в письме №67 от 21.03.2023, направленном в адрес Управления, сообщило, что дольщику в установленном порядке было направлено сообщение о завершении строительства многоквартирного дома по адресу: <...>, и дате передачи объекта долевого строительства посредством АО «Почта России», о чем имеются соответствующие уведомления и документы. Ввиду неполучения собственником квартиры 402/403 почтовой корреспонденции, что было расценено застройщиком как уклонение участника долевого строительства, застройщиком был составлен односторонний акт передачи объекта долевого строительства. При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления одностороннего акта или иного документы о передаче объекта долевого строительства. Согласно акту осмотра управляющей организации причиной затопления явился срыв счетчика горячей воды, однако данный вывод не может являться достоверным, поскольку управляющая организация не является профессиональным участником на рынке экспертизы по причинам затопления и в силу отсутствия необходимого оборудования не имеет возможности делать объективные выводы, соответствующие действительности (л.д. 32).

Управлением на основании мотивированного представления от 28.03.2023 (л.д. 53-54), задания от 28.03.2023 №02/3-05-56 (л.д. 55) в период с 28.03.2023 по 05.04.2023 проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ООО «СЗ «Аэроплан» объекта капитального строительства – квартиры №402-403 «Многоэтажный многоквартирный дом с нежилыми помещениями по ул. Базарная площадь в г. Ижевске», на предмет соблюдения лицами, привлекающими денежные средства граждан и юридических лип для строительства, обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №214-ФЗ).

В результате проведенных мероприятий по контролю Управлением установлено следующее.

ООО «СЗ «Аэроплан» (ИНН <***>) (ранее ООО Специализированный застройщик Строительно-производственное предприятие «Спецстрой» (ИНН <***>)) и ООО «Стекольные технологии» заключили договор участия в долевом строительстве от 06.06.2019 №СПП19048 (далее - договор).

11.05.2021 между ООО «Стекольные технологии» (далее цедент) с одной стороны и ФИО1 и ФИО2 (далее - цессионарий, участники долевого строительства) с другой стороны был заключен договор уступки прав (цессии) от 04.05.2021 №СТ 21062 (далее - договор уступки) по договору участия в долевом строительстве от 06.06.2019 №СПП19048. По данному договору уступки цедент уступает, а цессионарий принимает права и обязанности в общую совместную собственность, принадлежащие цеденту по договору участия в долевом строительстве от 06.06.2019 №СПП19048 в том объеме и на тех условиях, которые существуют у цедента по договору участия в долевом строительстве (л.д. 36 на обороте – 47).

На основании вышеуказанного договора застройщик в предусмотренный договором срок своими силами и/или с привлечением других лиц обязуется сдать в эксплуатацию «Многоэтажный многоквартирный дом с нежилыми помещениями по ул. Базарная площадь в г. Ижевске» не позднее 2 квартала 2022 года и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать участникам долевого строительства не позднее 31.12.2022 квартиры №402 - 403, указанные в пункте 1.3 договора уступки.

Согласно пункту 2.11 договора допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства.

Согласно пункту 4.1 договора застройщик направляет участнику долевого строительства письменное сообщение о завершении строительства и о готовности объекта долевого строительства к передаче не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до истечения срока, установленного договором.

Согласно пункту 4.4 заключенного договора долевого участия от 06.06.2019 №ДДУ СПП19048, застройщик вправе составить односторонний акт о передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом №214-ФЗ, при уклонении или отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства.

20.10.2022 вышеуказанный объект был введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод №18-18:26-03-2022, выданного Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

27.10.2022 застройщик заказным письмом с уведомлением направил ФИО1 и ФИО2 уведомление от 25.10.2022 №7-5/1/2/3/4 о завершении строительства и о готовности застройщика передать приобретенный ими объект долевого строительства по передаточному акту, которое было вручено 05.11.2022 лично ФИО1 Данный факт подтверждается почтовыми документами, предоставленными застройщиком 22.03.2023 вх. №04422 на запрос Управления от 13.03.2023 №02/3-04/01924 (л.д. 33-34).

Из объяснений ФИО1 от 28.03.2023 (л.д. 56-60) следует, что 18.11.2022 произведен осмотр квартиры с участием ФИО3, действующего в интересах ФИО1 по нотариально удостоверенной доверенности. В ходе проведения осмотра объекта долевого строительства ФИО3 со специалистом составлен акт осмотра, в котором отражены нарушения требований к качеству объекта долевого строительства. В адрес застройщика данный акт осмотра направлен не был. Факт составления акта осмотра застройщиком ФИО1 указать не может.

Застройщик, установив факт уклонения участников долевого строительства от принятия объекта долевого строительства, составил односторонний акт об односторонней передаче объекта долевого строительства от 19.12.2022 (далее - односторонний акт) (л.д.34 на обороте – 35).

06.12.2022 застройщик направил односторонний акт (от 19.12.2022) и акт технического осмотра объекта долевого строительства ФИО1 и ФИО2 по адресу: <...>, который указан в договоре уступки. Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, без факта вручения, корреспонденция вернулась застройщику 18.01.2023 (л.д. 35 на обороте – 36, 77-79).

01.02.2023 застройщик ФИО1 отправил посылкой с описью: односторонний акт, ключи от почтового ящика квартир 402-403, ключи от входной двери (кв. 402-403), паспорт на счетчики ХВС и ГВС, паспорт на счетчики электричества, выписку из технического плана многоквартирного жилого дома (по кв. 402-403), инструкцию по эксплуатации объекта (на 25 страницах), односторонний акт (повторно). Корреспонденция вновь вернулась застройщику 09.03.2023 (л.д. 36).

10.03.2023 в адрес застройщика поступила претензия ФИО1 и ФИО2 от 09.02.2023 об устранении недостатков (л.д. 49-51).

Управлением по результатам мероприятия по контролю установлено, что ООО «СЗ «Аэроплан» допущены нарушения требований статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ в части порядка передачи объекта долевого строительств, а именно: выявлены признаки порочности в части сроков составления и отправки одностороннего акта; застройщиком не приняты меры для реализации права участника долевого строительства на составление акта с описанием нарушений требований к качеству объекта долевого строительства.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами от 05.04.2023 №02/3-11-12 (л.д. 61-63).

05.04.2023 Управлением в адрес ООО «СЗ «Аэроплан» объявлено предостережение №12 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому обществу предложено принять меры, направленные на соблюдение сроков составления и отправки одностороннего акта, и реализацию права участника долевого строительства на составление акта с описанием нарушений требований к качеству объекта долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона №214-ФЗ (л.д. 64).

Заявитель, полагая, что предостережение является незаконным и нарушающим его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что требование Управления, изложенное в предостережении, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №248-ФЗ) Правительством Удмуртской Республики постановлением от 26.11.2021 №649 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Положение №649), которое устанавливает порядок организации и осуществления на территории Удмуртской Республики регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее государственный контроль (надзор)).

Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 26.11.2021 №649 исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, является Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики.

Таким образом, управление наделено полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее контролируемые лица), обязательных требований, установленных Федеральным законом №214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования).

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом №248-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона №248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В силу статьи 49 Федерального закона №248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 1).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (пункт 2).

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.

Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля (пункт 4).

Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (пункт 5).

С учетом изложенного предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания. Предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.

Таким образом, при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о признаках нарушений обязательных требований, но отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контролируемому лицу выдается предостережение.

Предостережением от 05.04.2023 № 12 о недопустимости нарушения обязательных требований заявителю предложено принять меры, направленные на соблюдение сроков составления и отправки одностороннего акта, и реализацию права участника долевого строительства на составление акта с описанием нарушений требований к качеству объекта долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона № 214-ФЗ.

В силу пунктов 1, 6 статьи 4 Федерального закона №214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства. Другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта долевого строительства до его передачи участнику долевого строительства несет застройщик.

Статьей 8 указанного закона предусмотрено, что передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации. Разрешение является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет капитального строительства (пункты 1, 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (статья 12 Федерального закона №214-ФЗ).

Порядок передачи объекта долевого строительства от застройщика участнику долевого строительства и последствия уклонения последнего от принятия объекта долевого строительства урегулированы в статье 8 Федерального закона №214-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон.

Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 2 статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ).

В части 3 статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ указано, что после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ установлено, что застройщик не менее чем за месяц до наступления установленного договором срока передачи объекта долевого строительства или в случае, если договором предусмотрен срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства, не менее чем за четырнадцать рабочих дней до наступления срока начала передачи и принятия обязан направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, а также предупредить участника долевого строительства о необходимости принятия объекта долевого строительства и о последствиях бездействия участника долевого строительства, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Сообщение должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному участником долевого строительства почтовому адресу или вручено участнику долевого строительства лично под расписку. При этом срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства не может быть установлен ранее чем за четырнадцать дней и позднее чем за один месяц до установленного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. Участник долевого строительства, получивший сообщение застройщика о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, обязан приступить к его принятию в предусмотренный договором срок или, если такой срок не установлен, в течение семи рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ, если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (за исключением случая досрочной передачи объекта долевого строительства, указанного в части 3 настоящей статьи). При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления предусмотренных настоящей частью одностороннего акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Указанные меры могут применяться только в случае, если застройщик обладает сведениями о получении участником долевого строительства сообщения в соответствии с частью 4 настоящей статьи либо оператором почтовой связи заказное письмо возвращено с сообщением об отказе участника долевого строительства от его получения или в связи с отсутствием участника долевого строительства по указанному им почтовому адресу.

Как указывалось ранее, порядок передачи объекта долевого строительства от застройщика участникам долевого строительства установлен Федеральным законом №214-ФЗ, но с учетом особенностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 №442 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства» (далее – Постановление № 442).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления № 442, в период с 25.03.2022 по 30.06.2023 в случае уклонения участника долевого строительства от осмотра до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства застройщик вправе по истечении одного месяца со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Застройщик вправе составить односторонний акт только в случае, если он обладает сведениями о получении участником сообщения о завершении строительства и приглашении на приемку объекта долевого строительства, либо когда оператор почтовой связи вернул заказное письмо, поскольку дольщик отказался от его получения или отсутствовал по указанному им почтовому адресу.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 211 договора, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства – не позднее 6 месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию, стороны соглашаются, что допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства.

В результате контрольных мероприятий Управлением установлено, что вышеуказанный объект долевого строительства был введен в эксплуатацию 20.10.2022 на основании разрешения на ввод №18-18:26-03-2022, выданного Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

27.10.2022 застройщик заказным письмом с уведомлением направил ФИО1 и ФИО2 уведомление от 25.10.2022 №7-5/1/2/3/4 о завершении строительства и о готовности застройщика передать приобретенный ими объект долевого строительства по передаточному акту, которое было вручено ФИО1 05.11.2022.

Вместе с тем, решив, что участники долевого строительства уклоняются от принятия объекта долевого строительства, заявитель составил односторонний акт об односторонней передаче объекта долевого строительства, датированный 19.12.2022, и направил его участникам долевого строительства ФИО1 и ФИО2 06.12.2022, что подтверждается квитанцией АО «Почта России», описью вложения от 06.12.2022 (л.д. 35 оборот). При этом акт о недостатках объекта долевого строительства в ходе приемки не был составлен.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении ООО «СЗ «Аэроплан» требований статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ в части порядка передачи объекта долевого строительства, а именно: в части срока составления и отправки одностороннего акта, непринятии мер для реализации права участника долевого строительства на составление акта с описанием нарушений требований к качеству объекта долевого строительства.

Довод общества о том, что дата указанного одностороннего акта является технической ошибкой, не имеет правового значения, поскольку акт об односторонней передаче объекта долевого строительства направлен в адрес участников долевого строительства с нарушением требований статьи 8 Федерального закона №214-ФЗ, между тем, как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 от осмотра до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства не уклонялись.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предостережение в адрес общества вынесено обоснованно.

При этом, судом учтено, что объявленное предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, форма оспариваемого предостережения соответствует типовой форме предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 №151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит. Из оспариваемого предостережения не следует, что на заявителя возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований, обществу же указано на недопустимость нарушения обязательных требований и предложено в целях профилактики нарушения обязательных требований принять меры, направленные на соблюдение сроков составления и отправки одностороннего акта, и реализацию права участника долевого строительства на составление акта с описанием нарушений требований к качеству объекта долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона №214-ФЗ.

Принимая во внимание, что объявление предостережения при наличии признаков нарушения обязательных требований направлено, прежде всего, на проведение профилактических мероприятий в целях снижения риска причинения вреда (ущерба), выдавая предостережение заявителю, Управление преследовало цель скорейшим образом предотвратить возможное наступление причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, тем самым, предоставив заявителю возможность самостоятельно оценить соблюдение им обязательных требований, принять меры к их недопущению, не применяя в отношении общества мер государственного принуждения.

Материалами дела подтверждено наличие оснований для выдачи предостережения, процедура выдачи спорного предостережения и его содержание соответствуют закону, прав и законных интересов заявителя оспариваемое предостережение не нарушает.

Доказательства нарушения оспариваемым предостережением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.

Учитывая изложенное, оценив представленные в дело доказательства, не установив предусмотренной части 2 статьи 201 АПК РФ совокупности оснований для признания оспариваемого предостережения недействительным, арбитражный суд первой инстанции правомерно оставил требования заявителя без удовлетворения.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, оснований, для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 октября 2023 года по делу № А71-6693/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Аэроплан» (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 05.12.2023 № 335 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.М. Трефилова

Судьи

Т.С. Герасименко

В.Н. Якушев