ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1352/2022-АК от 21.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1352/2022-АК

г. Пермь

21 марта 2022 года Дело № А60-34778/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 16 декабря 2021 года

по делу № А60-34778/2021

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации городского округа Нижняя Салда (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: ООО «СК-Электро» (ИНН <***>),

о взыскании денежных средств,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области ц обратилось в суд с иском о взыскании с Администрации городского округа Нижняя Салда денежных средств, подлежащих возврату в бюджет Свердловской области в размере 278 479 руб. 51 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «СК-Электро».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 09.12.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы истцом приведены доводы о том, что суд ошибочно не установил признаков бездействия ответчика и злоупотребления; считает, что обстоятельства, повлекшие несвоевременное выполнение работ по ремонту ГТС и недостижение показателей результативности, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, не являются чрезвычайными и непредотвратимыми, так как могли быть установлены ответчиком до выполнения работ; у ответчика имелась возможность обеспечить выполнение работ по контракту по ремонту ГТС по окончании зимнего периода с неблагоприятными условиями; не согласны с выводами суда об отсутствии признаков бездействия, так как ответчик при установлении обстоятельств непреодолимой силы не принял меры по внесению изменений в Соглашение о предоставлении субсидии от 29.01.2020 в части изменения показателей результативности (п. 7.3 и 7.4 Соглашения).

Ответчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 утверждена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», в рамках которой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных гидротехнических сооружений, бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов (приложение № 29 к государственной программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов»), в которых в том числе определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ местному бюджету на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений). Согласно данным Правилам субсидия предоставляется при наличии правового акта субъекта РФ, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, наличия в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения, а также заключения соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.

В рамках реализации государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» распоряжением Правительства Свердловской области от 29.11.2019 № 634-РП утвержден перечень мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на 2020 - 2022 годы, среди которых мероприятие по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на капитальный ремонт гидротехнических сооружении установлен постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 375-ПП (приложение к подпрограмме 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года») (далее - Порядок).

Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов истцом были заключены следующие соглашения о межбюджетных трансфертах в целях софинансирования мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области:

1) соглашение с Федеральным агентством водных ресурсов от 13.12.2019 № 052-09-2020-022 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. В соответствии с приложением № 2 к дополнительному соглашению от 06.10.2020 № 052-09-2020-022/2 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований на вышеуказанное мероприятие на 2020 год составляет 71 177 403,21 руб., объем субсидии, предусмотренной к предоставлению из федерального бюджета, составляет 22 323 500 руб.

2) соглашение с Администрацией городского округа Нижняя Салда от 29.01.2020 № 65750000-1-2020-003 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на осуществление в 2020 году мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда (копия соглашения - приложение № 3 к иску). Согласно дополнительному соглашению от 13.11.2020 № 65750000-1-2020-003/1 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований на 2020 год составляет 71 177 403,21 руб., размер субсидии, предоставляемой бюджету городского округа Нижняя Салда из бюджета Свердловской области на 2020 год, составляет 33 318 800 руб., уровень софинансирования равен 46,81 %.

Таким образом, на 2020 год в бюджетной системе РФ было запланировано финансирование мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда.

Работы по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда были профинансированы ответчиком в 2020 году на общую сумму в размере 64 663 350,21 руб., что подтверждается отчетом Администрации городского округа Нидняя Салда о расходах в целях финансирования которых предоставлена субсидия от 01.01.2021.

Принимая во внимание, что в силу пункт 31 Порядка софинансирование Истцом расходных обязательств ответчика по оплате выполненных работ по капитальному ремонту ГТС производится после получения документов, подтверждающих фактическое выполнение работ (актов формы № КС-2, справок формы № КС-3), размер субсидии, перечисленной Министерством Администрации городского округа Нижняя Салда в 2020 году, составил 30 269 511,61 руб., что соответствует согласованному сторонами уровню софинансирования 46,81%. Выполнение данного объема софинансирования подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 14622011346.

В приложении № 2 к соглашению № 65750000-1-2020-003 истец и ответчик согласовали следующие значения показателей результативности использования субсидии: - завершение капитального ремонта в утвержденный срок - 100 %; - размер предотвращенного ущерба в результате приведения в безопасное состояние ГТС -548 281 руб.; - снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии ГТС - 63 чел.

Администрация городского округа Нижняя Салда приняла на себя обязательства обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в приложении № 2 к соглашению, что следует из пункт 4.3.3 соглашения № 65750000-1-2020-003.

Оценка результативности использования субсидии производится истцом на основании отчета Ответчика о достижении показателей результативности использования субсидии (п. 35 Порядка, п. 4.3.4 соглашения № 65750000-1-2020-003).

Из отчета ответчика о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 (приложение № 7 к иску) следует, что в 2020 году по результатам реализации мероприятия по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда достигнуты следующие показатели: - завершение капитального ремонта в утвержденный срок - 91 %; - размер предотвращенного ущерба в результате приведения в безопасное состояние ГТС -498 936 руб.; - снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии ГТС - 57 чел.

Из указанных обстоятельств истцом сделан вывод, что в 2020 году Администрацией городского округа Нижняя Салда не обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда в объеме установленного финансирования, в связи с чем не обеспечено достижение показателей результативности, свидетельствующих о приведении ГТС в безопасное техническое состояние.

Главой 10 Порядка, а также соглашением № 65750000-1-2020-003 установлена ответственность получателя субсидии за невыполнение условий соглашения о ее предоставлении.

Так, из пункта 4.1.4 соглашения № 65750000-1-2020-003 следует, что в случае если муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство обязано рассчитать объем средств, подлежащих возврату из бюджета городского округа Нижняя Салда в бюджет Свердловской области и направить муниципалитету требование о возврате средств.

Денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Свердловской области в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидии, рассчитываются в соответствии с пунктом 46 Порядка.

Денежные средства подлежат возврату в областной бюджет в срок до 1 июня года следующего за отчетным годом (пункт 46 Порядка).

Министерство, руководствуясь пунктом 4.1.4 соглашения № 65750000-1-2020-003 и пунктом 46 Порядка, выполнило расчет суммы, подлежащей возврату в областной бюджет, и направило соответствующе требование с расчетом на сумму 278 479,51 руб. в адрес Администрации городского округа Нижняя Салда (письмо от 13.05.2021 № 12-20-14/10141). Письмом от 26.05.2021 № 12-20-14/11067 Министерство также уведомило Администрацию об отсутствии оснований для освобождения от ответственности ввиду отсутствия документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы.

Ответчик требование истца в добровольном порядке не исполнил, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности для завершения работ и отсутствием денежных средств в местном бюджете (письмо от 18.05.2021 № 113-01-26/1699, письмо от 01.06.2021 № 113-01-26/1908).

Не приняв доводы ответчика, истец обратился с настоящим иском в суд.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства, а также принятыми во исполнение указанных норм нормативными актами.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Субсидия, требования о возврате которой заявлены Министерством, предоставлена Администрации в рамках и в порядке, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на капитальный ремонт гидротехнических сооружении установлен постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 375-ПП (приложение к подпрограмме 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года») (далее - Порядок).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 31.08.2020 между Администрацией городского округа Нижняя Салда и ООО «СК-Электро» был заключен муниципальный контракт по объекту закупки: «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р.Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области» (ИКЗ № 203662200236466230100100910024291243).

Предметом контракта являлось выполнение работ в соответствии с проектной документацией «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области», разработанной в 2014 году ООО Фирма «Уралкомплект-наука», по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Гидротехническое сооружение Нижнесалдинского гидроузла на р. Салда городского округа Нижняя Салда Свердловской области».

Согласно пунктам 3.1, 3.2 контракта цена (70 711 131,00 рублей) является твердой, источником финансирования является средства бюджета городского округа Нижняя Салда и бюджета Свердловской области(пункт 3.7.2 контракта), расчет по контракту осуществляется по факту выполненных работ после подписания документов о приемке (пункт 3.7.3 контракта), в силу пункта 5.3 контракта срок выполнения работ до 30.11.2020 года, срок действия договора по 31.12.2020 года (пункт 13.1 контракта).

24.09.2020 года между сторонами контракта подписано дополнительное соглашение, по условиям которого были внесены изменения в пункты 3.2, 4.4.33, 6.15, 16 контракта.

22.12.2020 года между сторонами контракта подписано дополнительное соглашение № 2, согласно которому обоснованием заключения соглашения является выявление объемов и видов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, получение рекомендаций ГИП проекта (автор проектно-сметной документации ООО «УралКомплектНаука»), отсутствие технологической возможности выполнения работ в предусмотренный графиком период.

Настоящим соглашением изменена цена контракта до 70 704 131,00 рубля, изменен срок выполнения работ - до 31.12.2020 года, изменены приложения - локальные сметные расчеты.

30.12.2020 года между сторонами подписано соглашение о расторжении муниципального контракта в пределах выполненных обязательств на сумму 64 197 078,00 рублей.

Ранее, до 2020 года, до заключения муниципального контракта с ООО "СК-Электро", как было отмечено ответчиком и истцом, работы выполнял иной подрядчик, который в последствии был признан недобросовестным так как не закончил проведение работ до запланированного объема. Контракт с ООО «СК-Электро» был заключен в период климатически неустойчивого периода времени года (на осень - зиму 2020 года).

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

Далее, суд проверил позиции третьего лица и ответчика о возникновении за период выполнения работ по муниципальному контракту трудностей в части выполнения предусмотренных работ, связанные с заменой материалов, погодными условиями.

Как установлено судом, ввиду непредвиденных обстоятельств ООО "СК-Электро" письмом № 1-626 согласовывало замену проектного решения на устройство железобетонного монолитного основания. Аналогичное письмо за № 113-01-26/3952 от 22.09.2020 Администрация городского округа Нижняя Салда направила в адрес ООО Фирма "Уралкомплект-наука".

23.09.2020 письмом № 1-637 ООО «СК-Электро» уведомляло заказчика о замечаниях по смете. Аналогичное письмо за № 113-01-26/4092 от 30.09.2020 Администрация городского округа Нижняя Салда направила в адрес ООО Фирма "Уралкомплект-наука".

01.12.2020 ООО "СК-Электро" письмом № 1-801 уведомляло заказчика о невозможности выполнения работ в водобойном колодце ввиду существенного состояния объекта (требовалось полное осушение колодца, что не было предусмотрено проектной документацией, так же был выявлен ряд трубопроводов в количестве четырех штук, так же не отраженных в проекте, по которым постоянно поступала вода). Аналогичное письмо от ООО "СК-Электро" за № 1-838 от 16.12.2020 было направлено в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором так же была изложена просьба о переносе финансирования на 2021 год.

21.12.2020 ООО "СК-Электро" за № 1-848 направило уведомление в адрес Администрации городского округа Нижняя Салда о необходимости постоянной откачки воды, о чем составлен акт. Наличие постоянного нахождения воды препятствовало выполнению работ в водобойном колодце в установленном контракте срок.

Кроме того, судом установлено, что изложенные выше обстоятельства были подтверждены ФИО1, которым в ходе судебного заседания 25.11.2021 даны подробные пояснения относительно продления сроков работ. Так специалист пояснил, что при проведении работ в гидротехническом сооружении были обнаружены конструктивные особенности, которые не могли быть выявлены в ходе подготовки проектной документации в связи с давностью постройки сооружения и отсутствия технической документации, отражающей ее действительное строение и конструктив. Обнаруженные в ходе реконструкции особенности не позволяли дальнейшее движение работ в совокупности с погодными условиями, происходило подтопление, промерзание стен, что препятствовало проведению ремонтных работ. Постоянная просушка в данном случае повлекла бы несоразмерные финансовые затраты. В связи с непредвиденными обстоятельствами сроки выполнения работ были продлены. В настоящее время работы выполнены в полном объеме. Факт выполнения работ и их оплаты сторонами не оспаривается.

Учитывая изложенное, оценив представленные в дело доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ (договоры, дополнительные соглашения, переписку о невозможности проведения работ), суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

При определении размера меры ответственности необходимо учитывать последствия, меры принятые ответчиком для исполнения своих обязанностей по соглашению.

Суд принимает во внимание, что материалами дела не подтверждается возникновение негативных последствий, ущерба действиями Администрации, признаков бездействия или злоупотребления не установлено, а, напротив, в данном случае очевидно, что несвоевременное исполнение контракта повлекли непредвиденные обстоятельства, предусмотреть которые на момент планирования работ не представлялось возможным, в связи с чем следует вывод, что недобросовестного поведения получателя бюджетных средств не допущено.

Таким образом, исходя из всех обстоятельств дела, следует, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является верным.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но приняты быть не могут, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции.

Доводы истца о бездействии ответчика и наличии у него возможности обеспечить выполнение работ по контракту по окончании зимнего периода противоречат фактическим обстоятельствам, установленным в суде первой инстанции.

Нарушений, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекут отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2021 года по делу № А60-34778/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова