ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13540/2021-ГК от 06.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 40 /2021-ГК

г. Пермь

13 декабря 2021 года                                                   Дело № А60-6941/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова В.В., судей Гуляевой Е.И., Ушаковой Э.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,

при участии:

от истца (путем проведения онлайн-заседания) – ФИО1, представитель по доверенности, паспорт, диплом,

от ответчика – не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года

по делу № А60-6941/2021

по иску Администрации Камышловского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании задолженности, неустойки, об освобождении земельного участка,

установил:

Администрация Камышловского городского округа (далее – истец, администрация) обратилась в Камышловский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – предприниматель, ответчик) с требованиями о взыскании задолженности за пользование земельным участком в размере 4 840 руб. 89 коп., пени в сумме 1 083 руб. 19 коп., а также об обязании ответчика демонтировать нестационарный торговый объект, освободить земельный участок, расположенный по адресу: <...>, и передать его по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа.

Определением суда от 19.01.2021 дело передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Свердловской области.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2021 указанной исковое заявление принято к производству, делу присвоен № А60-6941/2021.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил отказ от иска в части взыскания основного долга и пени, поддержал требования о возложении на ответчика обязанности демонтировать нестационарный торговый объект, освободить названный земельный участок и передать его по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа. Отказ от иска в части вышеуказанных требований принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал индивидуального предпринимателя ФИО2 демонтировать нестационарный торговый объект, освободить земельный участок, расположенный по адресу: <...> и передать земельный участок по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования Администрации Камышловского городского округа оставить без удовлетворения. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что в материалы дела было представлено заключение специалиста № 05.1-0121, согласно которому объект торговли не является стационарным объектом, в связи с чем заявитель полагает, что у администрации отсутствовали основания для отказа в заключении нового договора аренды.

Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.

В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.04.2017 между Камышловским городским округом в лице и.о. главы Камышловского городского округа ФИО3 (администрация) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (заявитель) заключен договор № 7 на размещение нестационарного торгового объекта на территории Камышловского городского округа (далее - договор). Объект расположен по адресу: <...>.

Договор заключен по 31 декабря 2018 года в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Камышловского городского округа.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В пункте 5.1 договора № 7 от 04.04.2017 указано, что договор пролонгации не подлежит.

Договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. Вносимые в договор дополнения и изменения рассматриваются сторонами в десятидневный срок и оформляются дополнительными соглашениями (пункт 5.2 договора).

25.12.2018 между Администрацией Камышловского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории Камышловского городского округа, по указанному адресу, сроком по 31.12.2019.

Таким образом, с 01.01.2020 срок действия договора между сторонами считается истекшим (пункт 5.2 договора).

Согласно пункту 5.6 договора, при невыполнении заявителем требований администрации по демонтажу объекта администрация оставляет за собой право произвести самостоятельно демонтаж объекта с возмещением стоимости затрат за счет заявителя.

13.02.2020 в адрес ФИО2 направлено письмо исх. № 1005 о приведении нестационарного торгового объекта в соответствие со схемой размещения, утвержденной постановлением главы Камышловского городского округа от 21.09.2017 года № 870 (с изменениями). В связи с тем, что объект не отвечает требованиям, предъявляемым к нестационарным торговым объектам, заключить договор на размещение не представляется возможным. Кроме того, у спорного нестационарного торгового объекта не соответствует специализация.

В адрес ответчика направлено уведомление о возможности заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов. Предоставленные ФИО4 в администрацию Камышловского городского округа эскизы НТО не соответствуют нормам, установленным схемой размещения НТО на территории Камышловского городского округа, утвержденной постановлением главы Камышловского городского округа от 21.09.2017 № 870, ТОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 22.04.2020), а также в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

До настоящего времени указанные несоответствия не были устранены, и истек срок, установленный п.п. 1 п. 48 Положения, утвержденного постановлением администрации Камышловского городского округа от 13.06.2019 года № 539, для подачи заявления (до 01.07.2020 года). Таким образом, утрачено право на заключение договоров без проведения аукциона.

Администрацией Камышловского городского округа установлен срок до 01.12.2020 для производства демонтажа вышеуказанного объекта и передать свободный участок по акту приема-передачи.

Незаконное занятие участка ответчиком, оставление без удовлетворения требований об освобождении участка, послужили основанием для обращения истца в суд с иском об обязании ответчика освободить земельный участок.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд исходил из того, что предприниматель обязан демонтировать находящийся на земельный участке объект и возвратить спорный земельный участок ввиду отсутствия оснований пользования последним.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Камышловского городского округа, регламентирован постановлением Администрации Камышловского городского округа от 13.06.2019 № 539 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Камышловского городского округа" (далее – Положение).

Пунктом 6-1 данного Положения определено, что Администрация Камышловского городского округа письменно уведомляет в срок до 01.10.2019 хозяйствующих субъектов о возможности внесения в договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, в части увеличения сроков их действия до 3 лет.

Во исполнение данного требования в адрес ответчика 01.08.2019 было направлено уведомление о возможности заключения договора на размещение НТО без проведения торгов.

В указанный срок ответчиком было подано в Администрацию Камышловского городского округа заявление с приложением эскизов указанных выше НТО, на которое был дан ответ о несоответствии нестационарных торговых объектов нормам, установленным схемой размещения нестационарных объектов на территории Камышловского городского округа, утвержденной постановлением главы Камышловского городского округа от 21.09.2017 № 870 (с изменениями), пункту 62 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, а также статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (приложение 2, 3).

Как установлено судом, до настоящего времени указанные несоответствия не были устранены, и истек срок, установленный п.п. 1 п. 48 Положения, утвержденного постановлением администрации Камышловского городского округа от 13.06.2019 № 539, для подачи заявления (до 01.07.2020). Таким образом, утрачено право на заключение договора без проведения аукциона.

Как подтверждено материалами дела, спорный нестационарный торговый объект не включен в действующую Схему размещения, утвержденную постановлением главы Камышловского городского округа от 21.09.2017 № 870 (с изменениями). Доказательств, что объект был включен в ранее действовавшие схемы, не представлено.

Исследовав фактические обстоятельства настоящего спора и представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что договор № 7 от 04.04.2017 прекратил свое действие, ответчиком утрачено право на заключение договора без проведения аукциона, спорный объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предприниматель обязан освободить спорный земельный участок путем демонтажа торгового объекта, находящегося на участке, и передать его по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.

Постановлением Администрации Камышловского городского округа от 13.06.2019 № 539 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории Камышловского городского округа.

Согласно данному Положению нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии с утвержденной администрацией Камышловского городского округа схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 2). При этом основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта (пункт 4).

Вопреки доводам жалобы, с учетом Положения, утвержденного постановлением администрации Камышловского городского округа от 13.06.2019 № 539, у администрации отсутствовали основания для заключения с предпринимателем договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов, поскольку спорный объект не соответствовал требованиям, предъявляемым к нестационарным торговым объектам, истек срок для подачи заявления о заключении договора без проведения торгов, кроме того, спорный объект не включен в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств соблюдения установленного действующим законодательством порядка размещения НТО, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования администрации.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.

При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.

При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба предпринимателя ФИО2 удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года по делу № А60-6941/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.В. Семенов

Судьи

Е.И. Гуляева

Э.А. Ушакова