СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-136/2018-АК
г. Пермь
02 марта 2018 года Дело № А71-440/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»: ФИО1, паспорт, доверенность от 29.10.2016 (Арбитражный суд Удмуртской Республики);
от заинтересованного лица, Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики: ФИО2, паспорт, доверенность от 01.02.2018 № 149 (Арбитражный суд Удмуртской Республики);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 ноября 2017 года по делу № А71-440/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее - заявитель, ООО «Городская УК», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция) от 23.12.2016 № И5-74-645.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.11.2017 (резолютивная часть решения объявлена 13.11.2017) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе, возражениях на отзыв заинтересованного лица общество настаивает на доводах о том, что предписание в части пунктов 2 – 4 нарушает права заявителя, указывает, что постановление Администрации города Ижевска от 05.08.2016 № 267, которым изменен способ формирования фонда капитального ремонта со спецсчета на счет регионального оператора, в том числе по многоквартирному дому № 13 по ул. Барышникова в г. Ижевске, признано незаконным определением Верховного Суда Удмуртской Республики по делу № 33а-2739/2017, что свидетельствует о незаконности предписания в части пунктов 2, 3, 4 с момента его вынесения. По мнению апеллянта, основания для проведения проверки отсутствовали; в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт уплаты собственниками помещений МКД по указанному адресу взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 поавгуст 2016 годав размере 810 475, 83 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны участвующим судебном заседании представителем заявителя.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, поддержанным его представителем в заседании суда апелляционной инстанции, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, просит заменить сторону по делу Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в связи с реорганизацией в форме присоединения на Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 № 588.
Возражений относительно удовлетворения ходатайства о процессуальном правопреемстве обществом «Городская УК» не заявлено.
Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Ходатайство о правопреемстве подлежит удовлетворению на основании ст. 48, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным судом произведена замена заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики заменено на правопреемника - Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения НУО «Фонд капитального ремонта (вх. №5634, л.д. 30), распоряжения от 08.12.2016 № 645, Госжилинспекцией проведена проверка соблюдения владельцем специального счета ООО «Городская УК» требований к формированию фонда капитального ремонта и сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 13 по ул. Барышникова в г. Ижевске.
Проверкой установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 13 по ул. Барышникова от 26.05.2015 собственниками помещений в качестве владельца специального счета выбрана управляющая организация ООО «Городская УК». На этом же собрании собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете. Владельцем специального счета выбрана управляющая компания ООО «Городская УК». Кредитная организация, в которой должен быть открыт специальный счет - ОАО «МДМ Банк». 15.06.2015 обществом «Городская УК» в ОАО «МДМ Банк» открыт специальный счет № 40705810824830000522.
Согласно представленным Госжилинспекции в ходе проверки сведений, собственникам помещений многоквартирного дома за период с июня 2015 года по август 2016 года начислены для оплаты взносы на капитальный ремонт в размере 907 661,41 руб., оплачено – 810 475,83 руб.
Согласно выписке банка на специальный счет за период с 01.01.2015 по 09.11.2016 поступили денежные средства в сумме 423 387,06 руб., в том числе перевод денежных средств от АНО «Единый СПК» (предыдущая управляющая организация) в связи с закрытием счета - 168 744,22 руб., оплаченные взносы на капитальный ремонт - 254 455 руб., зачисление процентов - 187,84 руб.
Остаток денежных средств на специальном счете составил 1081,06 руб.
Согласно информации, представленной в рамках проверки, денежные средства, поступившие по строке «капитальный ремонт», предъявляемые собственникам помещений указанного многоквартирного дома направлены на формирование фонда капитального ремонта в рамках действующей региональной системы капитального ремонта Удмуртской Республики в соответствии со ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
При этом владельцем специального счета представлены счета-извещения на оплату взносов на капитальный ремонт указанного многоквартирного дома с указанием реквизитов счета платежного агента (ООО «Республиканский расчетный центр»).
По итогам проверки Госжилинспекцией сделан вывод о том, что ООО «Городская УК» не обеспечена сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта МКД по ул. Барышникова, 13 в г. Ижевске, поскольку на специальный счет не поступили уплаченные на расчетный счет ООО «Республиканский расчетный центр» взносы собственников помещений в размере 556 020,83 руб.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в адрес ООО «Городская УК» 14.09.2016 согласно почтовому уведомлению № 42606303106348 поступило письмо НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики» от 07.09.2016 № 3625 с уведомлением о принятии Администрацией города Ижевска постановления от 05.08.2016 № 267 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск», и о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <...> на счете регионального оператора.
Данное письмо содержало указание на необходимость закрытия специального счета, открытого для формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома, и перевода остатка по специальному счету на счет регионального оператора, а также указание на необходимость передачи документов, связанных с ведением специального счета.
По истечении месяца с момента получения данного уведомления ООО «Городская УК» не перечислило остаток по специальному счету на счет регионального оператора; документы и информация, связанные с формированием фонда капитального ремонта, региональному оператору не переданы.
По результатам проверки составлен акт № 645, выдано предписание от 23.12.2016 № И5-74-645, согласно которому в течение 5 дней с момента получения предписания обществунеобходимовыполнить следующие мероприятия:
1) перечислить на специальный счет № 40705810824830000522 денежные средства оплаченные собственниками многоквартирного дома № 13 по ул. Барышникова в размере 556 020,83 руб.;
2) специальный счет № 40705810824830000522 закрыть с перечислением остатка денежных средств на указанном специальном счете на счет регионального оператора НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах УР» № 40604810168000000823, открытый в Западно-Уральский Банк ОАО «Сбербанк России»;
3) документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома № 13 по ул. Барышникова, передать в НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР»;
4) документы, подтверждающие закрытие специального счета № 40705810824830000522 и перечисление остатков средств на счет НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах УР», документы, подтверждающие передачу региональному оператору информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома № 13 по ул. Барышникова №4 0705810824830000522 г. Ижевска, предоставить в Инспекцию.
Не согласившись с данным предписанием, ООО «Городская УК» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил наличие необходимой совокупности оснований для признания недействительным оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Поступление в Госжилинспекцию обращения юридического лица о фактах нарушения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта является достаточным основанием для проведения внеплановой документарной проверки.
Следовательно, в рассматриваемом случае заинтересованным лицом правомерно проведена внеплановая проверка по обращению НУО «Фонд капитального ремонта» (вх. № 5634 от 13.10.2016), в котором содержалась информация о выставлении управляющей организацией ООО «Городская УК» квитанций на уплату взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 № 608 утвержден порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок), согласно которому контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроль за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
На основании ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено в ходе проверки, собственникам помещений многоквартирного дома за период с июня 2015 по август 2016 года начислены взносы на капитальный ремонт – 907 661,41 руб., оплачено собственниками – 810 475,83 руб.
Согласно выписке банка поступление денежных средств на специальный счет за период с 01.01.2015 по 09.11.2016 составило 423 387,06 руб., в том числе, перевод средств от прежнего владельца специального счета - 168 744, 22 руб., оплаченные взносы на капитальный ремонт – 254 455 руб., зачисление процентов – 187,84 руб.,
Для оплаты работ по договору подряда от 10.06.2015 № 79-КР-Э со специального счета списаны денежные средства в размере 422 306 руб.
Следовательно, на специальном счете должны находиться денежные средства в сумме 557 101, 89 руб., фактически остаток денежных средств на специальном счете на дату проверки составил 1081,06 руб.
В связи с установленными в ходе проверки обстоятельствами Госжилинспекцией сделан обоснованный вывод о том, что обществом в нарушение требований жилищного законодательства не обеспечена сохранность на специальном банковском счете денежных средств в размере 556 020,83 руб., что является законным основанием для выдачи предписания перечислить на специальный счет денежные средства, оплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1).
Доводы общества об отсутствии доказательств оплаты собственниками помещений дома № 13 по ул. Барышникова взносов на капитальный ремонт в сумме 810 475 руб. 83 коп. опровергается представленным в материалы дела сводом начислений за период с января 2015 по август 2016 года (т. 1 л.д. 78-90).
Доводы общества о том, что данная сумма представляет собой оплату собственниками ранее выполненных работ по капитальному ремонту, подлежат отклонению, поскольку доказательно не подтверждены.
При таких обстоятельствах пункта 1 предписания является законным, выводы суда в данной части являются обоснованными.
Согласно ч. 8 ст. 173 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с ч. 3 ст. 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в ч. 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности (ч. 8 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в ч. 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.
Пункты 2, 3 и 4 включены в предписание в связи с принятием Администрацией города Ижевска постановления от 05.08.2016 № 267. На дату выдачи предписания указанно постановление являлось действующим.
На основании апелляционного определения Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 33а-2739/2017 отменено в части решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 06.02.2017 № 2а-396/2017. Постановление Администрации города Ижевска от 05.08.2016 №267 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «город Ижевск» признано незаконным со дня его принятия, в том числе, в отношении многоквартирного дома 13 по ул. Барышникова в г. Ижевске.
Решением Госжилинспекции от 17.07.2017 предписание отменено в части пунктов 2, 3, и 4 предписания.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание в части пункта 1 соответствует требованиям законодательства. Поскольку на дату принятия судом первой инстанции решения иные пункты предписания отменены заинтересованным лицом; доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя данными пунктами предписания до их отмены не представлено; апелляционный суд полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2017 года по делу № А71-440/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Судьи
Л.Х. Риб
Н.В. Варакса
Е.М. Трефилова