ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13770/2023-АК от 18.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13770/2023-АК

г. Пермь

21 декабря 2023 года Дело № А71-11342/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.

при участии:

от акционерного общества «Воткинский завод» - Старцев Д.В., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом;

от Войсковой части 3479 – Лозневой Е.С., удостоверение, доверенность от 08.12.2022, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Войсковой части 3479

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 17 октября 2023 года

по делу № А71-11342/2023

по иску акционерного общества «Воткинский завод» (ИНН 1828020110, ОГРН 1101828001000)

к Войсковой части 3479 (ИНН 1828005835, ОГРН 1021801058586)

о взыскании 5 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения,

установил:

Акционерное общество «Воткинский завод» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Войсковой части 3479 (далее – войсковая часть, ответчик) о признании недействительными соглашений № 2 от 06.08.2021, № 3 от 25.10.2021, № 4 от 31.01.2022, применении последствий недействительности сделок.

Определением суда от 25 сентября 2023 года настоящее дело объединено с делом № А71-11807/2023 по иску общества к войсковой части о признании недействительными соглашений № 1 от 18.04.2022, № 2 от 11.07.2022, применении последствий недействительности сделок.

Судом на основании статьи 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика 5 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, составляющего переплату по договорам о компенсации расходов № 109-21513 от 13.04.2021, №109-22536 от 23.03.2022 (л.д.129 том 1).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскано 5 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 48 898 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с судебным актом, Войсковая часть 3479 обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что обязанность по компенсации понесенных воинской частью расходов на обеспечение военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации жильем законодательно возложена на организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; каких-либо исключений в отношении компенсации расходов воинских частей казенными учреждениями (организациями) в части 4 статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» не содержится. Сумма компенсации в соответствии с пунктом 2(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке расчета и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее – Постановление № 909), не является сверхнормативной и подлежит возмещению за счет АО «Воткинский завод».

Представитель ответчика в судебном заседании на доводах жалобы настаивал; представил письменные дополнения на возражения истца.

Истец в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами, приведенными в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца доводы отзыва на жалобу поддержал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Войсковая часть 3479 зарегистрирована в качестве юридического лица до 01.07.2002, сведения о регистрации внесены в ЕГЮЛ 09.08.2022, учредителем является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» ответчик осуществляет охрану важных государственных объектов АО «Воткинский завод».

В связи с этим между обществом и войсковую частью заключен рамочный договор о компенсации расходов № 109-21513 от 13.04.2021, по условиям которого общество обязалось компенсировать войсковой части расходы, понесенные последней в результате осуществления ежемесячной денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений.

В рамках договора сторонами подписаны соглашения №№ 1-4, на основании которых истец перечислил ответчику в счет компенсации упомянутых расходов за 2021 год 5 689 764,71 руб. (платежными поручениями от 26.05.2021, 06.08.2021, 25.10.2021 и 31.01.2022).

Для компенсации аналогичных расходов за 2022 год стороны заключили рамочный договор о компенсации расходов № 109-22536 от 23.03.2022, к которому подписаны соглашения № 1 от 18.04.2022 и № 2 от 11.07.2022.

На основании указанных соглашений истец перечислил ответчику в счет компенсации упомянутых расходов за первое полугодие 2022 года 3 953 765,40 руб. (платежными поручениями от 29.04.2022, 15.08.2022, л.д.29-30 дела № А71-11807/2023).

Всего за спорный период перечислено 9 643 530 руб. 11 коп.

Впоследствии ссылаясь на то, что выплаченная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений превышает максимальный размер, установленный пунктом 2(1) Постановления № 909, общество обратилось к войсковой части с требованием о возврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 5 179 696 руб. 66 коп.

Отказ войсковой части от добровольного возврата излишне уплаченных денежных средств послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Судом принято приведенное выше решение.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о национальной гвардии) предусмотрено, что организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:

1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;

2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1).

Названные организации при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять этим военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 этой статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2).

Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3).

В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).

Так, в статье 15.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается ежемесячно за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок выплаты и размер компенсации определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Согласно пункту 2 этого постановления (в редакции, действовавшей в 2021-2022гг.) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения). (абзац первый).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления (абзац второй).

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров – для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров – на семью из 2 человек, 43 кв. метров – на семью из 3 человек, по 12 кв. метров – на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более (абзац третий).

Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели (абзац пятый).

Приказом Минтруда России от 31 июля 2020г. № 468н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на 2021 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации», которая составляла на территории Удмуртской Республики 309,23 руб./кв.м в месяц.

Таким образом, предельная стоимость найма (поднайма) жилья для одиноко проживающего военнослужащего не могла превышать 7421,52 руб. в месяц (309,23 руб./кв. м * 24 кв. м).

Приказом Минтруда России от 30 июля 2021г. №523н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 квадратного метра общей площади жилого помещения на 2022 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации», которая составляла на территории Удмуртской Республики 318,40 руб./кв.м в месяц.

Таким образом, предельная стоимость найма (поднайма) жилья для одиноко проживающего военнослужащего не могла превышать 7641,60 руб. в месяц (318,40 руб./кв. м * 24 кв. м).

Из представленных в дело расчетов истца, не оспоренных ответчиком (например, л.д.44-45 том 1), следует, что компенсация расходов за спорный период в сумме 9 643 530 руб. 11 коп. были рассчитана исходя из этих норм и фактического количества членов семьи военнослужащего.

Однако, осуществляя такую компенсацию, стороны не учли пункт 2(1) Постановления № 909, которым установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

в гг. Москве и Санкт-Петербурге – 15000 рублей;

в других городах и районных центрах – 3600 рублей;

в прочих населенных пунктах – 2700 рублей.

Если расходы превышают размеры, установленные пунктом 2(1), то они возмещаются в порядке, установленном абзацем пятым пункта 2 Постановления №909, то есть не организацией, объекты которой охраняются, а федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, сумма, выплаченная обществом сверх той, что определена в соответствии с пунктом 2(1) Постановления №909 (исходя из 3600 рублей в месяц), является излишне перечисленной истцом, поскольку она подлежала компенсации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

Указанный правовой подход подтвержден определением Верховного Суда РФ от 27.07.2022 № 308-ЭС22-11706, которым изложена позиция о пределах обязательств предприятий по возмещению понесенных войсковыми частями расходов, а также не признан неправомерным определениями Верховного Суда РФ от 13.04.2020 № 307-ЭС20-3906, от 04.08.2020 № 307-ЭС20-10516.

В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку компенсация в размере 5 179 696 руб. 66 коп. излишне перечислена истцом в счет возмещения расходов за наем (поднаем) жилых помещений для военнослужащих, она правомерно взыскана судом с ответчика, как неосновательное обогащение.

Расчеты истца ответчиком не оспорены.

С учетом изложенного судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2023 года по делу № А71-11342/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.М. Трефилова

В.Н. Якушев