ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13921/2023-ГК от 23.01.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13921/2023-ГК

г. Пермь

02 февраля 2024 года Дело № А60-17376/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,

судей Гребенкиной Н. А., Ушаковой Э. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т. В.,

при участии:

от истца – ФИО1 по доверенности от 30.03.2022,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 31.12.2023,

в отсутствие представителей третьего лица,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство», на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2023 года,

принятое судьей Достоваловым И. Ю., по делу № А60-17376/2023

по иску акционерного общества «Объединенная теплоснабжающая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Администрация Новолялинского городского округа

о взыскании задолженности по договору купли-продажи тепловой энергии и теплоносителя, неустойки,

установил:

акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» (далее – АО «ОТСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к муниципальному унитарному предприятию Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» (далее – МУП «Газовое хозяйство», ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 719 716 руб. 60 коп., пени за период с 26.10.2021 по 23.03.2023 в сумме 788 860 руб. 38 коп., а также 55 542 руб. 88 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; продолжении начисления пени на сумму основного долга 5 719 716 руб. 60 коп. за каждый день просрочки, начиная с 24.03.2023 по день фактической оплаты основного долга, исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты.

На основании ст. 51 АПК РФ и соответствующего ходатайства ответчика, определением от 15.05.2022 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Новолялинского городского округа.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2023 (резолютивная часть от 16.10.2023) исковые требования удовлетворены.

Ответчик с принятым судом решением не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит его отменить, исковые требования удовлетворить частично в соответствии с представленным расчетом.

В обоснование жалобы указывает, что не согласен с предъявленными потерями, их объемами и суммами истца по тепловым сетям <...> Леспромхоз, указанным в УПД: № 3880 от 30.09.2021, № 3881 от 30.09.2021, № 4417 от 01.10.2021, № 4418 от 01.10.2021, № 4419 от 31.10.2021, № 4421 от 31.10.2021, № 4420 от 31.10.2021, № 4797 от 30.11.2021, № 6062 от 31.12.2021, №11 от 31.01.2022, № 391 от 28.02.2022, № 834 от 31.03.2022, № 1315 от 30.04.2022, № 1785 от 31.05.2022 на общую сумму 1 671 010,48 руб.

В данных документах содержатся объемы потерь по тепловой сети: <...> Леспромхоз, к которой ответчик, по его утверждению, отношения не имеет; указанная тепловая сеть ответчику не принадлежит, им не обслуживается, на балансе отсутствует, не передавалась и не использовалась. Доказательства обратного истцом в материалы дела не представлены. По мнению апеллянта сеть является бесхозной.

Кому принадлежат данная тепловая сеть ответчику неизвестно. Утверждает, что ему принадлежат только две тепловые сети на праве хозяйственного ведения: <...> Старая часть города и <...> Заречный. Данные тепловые сети были переданы ответчику Администрацией НГО сначала по договору безвозмездного пользования, а в последующем закреплены на праве хозяйственного ведения. На запрос ответчика в адрес Администрации Новолялинского городского округа по поводу принадлежности не принадлежащей ему тепловой сети ответа не последовало.

Апеллянт отмечает, что не наделен статусом теплоснабжающей организацией для данной тепловой сети; теплоснабжающей организацией для указанной тепловой сети является истец, что подтверждается Постановлением Главы НГО №347 от 17.04.2018.

Опровергая доказательственное значение письма (№ 327 от 11.05.2021), представленного истцом в материалы дела, апеллянт утверждает, что проставленная в письме подпись не принадлежат директору МУП НГО «Газовое хозяйство» ФИО3, кому она принадлежит неизвестно.

МУП НГО «Газовое хозяйство» готово провести почерковедческую экспертизу подписи ФИО3 на подлинность на письме № 327 от 11.05.2021 и произвести ее оплату.

Кроме того, апеллянт не согласен с Постановлениями Главы НГО № 471 от 30.04.2014 и № 1142 от 02.12.2022, в которых третье лицо указывает, что тепловая сеть <...> Леспромхоз не является бесхозной, а принадлежит и фактически используется МУП НГО «Газовое хозяйство».

Отмечает, что в настоящее время ответчиком третьему лицу направлено заявление о признании тепловой сети <...> Леспромхоз.

Также в настоящее время ответчиком готовится заявления о признании постановлений Главы НГО № 471 от 30.04.2014 и № 1142 от 02.12.2022 и схемы теплоснабжения Новолялинского городского округа незаконными в отношении тепловой сети: <...> Леспромхоз.

Ответчик не согласен с постановлениями РЭК Свердловской области №214-ПК от 09.12.2021, №134-ПК от 09.12.2021, №160-ПК от 09.12.2020, приложениями к выпискам из протоколов заседания Правления РЭК Свердловской области № 28 от 09.12.2020 и № 29 от 09.12.2021, в которых, по утверждению апеллянта, ошибочно указано, что тепловая сеть <...> Леспромхоз принадлежит ответчику.

Поясняет, что ответчик не закладывал затраты на обслуживание и ремонт спорной тепловой сети в тариф на услуги по передачи тепловой энергии.

Утверждает, что РЭК Свердловской области в своих постановлениях в тарифах на новый период перестало указывать информацию о том, что тепловая сеть: <...> Леспромхоз принадлежит ответчику.

Следующий аргумент жалобы направлен на опровержение правильности начислений истца, возражения в отношении которых, изложены ответчиком в дополнительных пояснениях от 19.06.2023. По утверждению апеллянта, истец неверно начисляет ответчику нормативные потери, исходя из 20,32 %.

Опровергая правильность расчета истца, ответчик приводит собственный, отмечает, что им рассчитаны пени за период с 26.10.2021 по 23.03.2023 без тепловой сети: <...> Леспромхоз. В соответствии с приведенным расчетом их размер составляет 00 руб.

По мнению апеллянта, истец неверно применяет нормы закона при расчетах тепловых потерь. Указывает, что у обеих сторон на границе балансовой принадлежности имеются приборы учета. Истцом представлены показания данных приборов учета и паспорта с отметками об их поверке. Данные приборы за рассматриваемый период были полностью исправны и работоспособны. Истцом и ответчиком произведено совместное снятие показаний с архива приборов учета. В соответствии с показания данных приборов учета все тепловые потери истца в сетях ответчика должны определяться как разница отпущенной тепловой энергии в сети ответчика и начисленного полезного отпуска.

Размер предъявленных истцом пеней, по мнению апеллянта, является явно несоразмерным последствиям нарушения ответчиком обязательств и подлежат уменьшению по ст. 333 ГК РФ до 188 774,43 руб. Основанием для такого снижения апеллянт считает тот факт, что при расчете пеней в соответствии с п.п. 9.2. и 9.3. ФЗ «О теплоснабжении», их размер составил бы сумму втрое меньше. Значимым фатом считает то, что ответчик фактически является организацией осуществляющей передачу тепловой энергии и теплоносителя потребителям.

На тот случай, если суд апелляционной инстанции признает, что тепловая сеть <...> Леспромхоз принадлежит ответчику, апеллянт далее приводит собственный размер нормативных и сверхнормативных потерь, пени.

В отзыве на жалобу истец мотивированно отклоняет доводы апеллянта, поясняет порядок определения объема потерь тепловой энергии, сопровождая соответствующими расчетами; довод о чрезмерности неустойки находит необоснованным документально; в удовлетворении жалобы просит отказать, оставив оспариваемое решение суда в силе.

Явившись в судебное заседание апелляционного суда, представители сторон высказались в соответствии с позицией, изложенном ими письменно – в жалобе и отзыве на нее соответственно.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Неявка представителей указанного лица, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.11.2018 между АО «ОТСК» (теплоснабжающая организация) и МУП Новолялинского городского округа «Газовое хозяйство» (теплосетевая организация) заключался договор купли-продажи тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях № 369-2018/ДЗ.

Так, МУП «Газовое хозяйство» не согласилось с условием, предусмотренным п. 2.4 проекта договора, и направило в адрес АО «ОТСК» протокол разногласий от 29.12.2018.

АО «ОТСК» направило в адрес МУП «Газовое хозяйство» протокол согласования разногласий от 17.05.2019.

Таким образом, договор между сторонами в письменной форме заключен не был, разногласия не урегулированы; между ними возникли фактические договорные отношения, регулируемые действующим законодательством РФ.

Истцом осуществлен расчет нормативных и сверхнормативных потерь тепловой энергии за период с сентября по май 2022 года, направлены в адрес ответчика универсальные передаточные документы на общую сумму 5 719 716,60 руб., оплата которых осуществлена не была.

Направленные истцом претензии, содержащие требования об уплате задолженности оставлены ответчиком без удовлетворения.

Приведенные обстоятельства, образовавшаяся на стороне ответчика задолженность, не погашенная им добровольно, в том числе, несмотря на соответствующие требования, изложенные в претензиях истца, явились последнему основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Установив, что ответчик свои обязательства по оплате стоимости количества сверхнормативных потерь тепловой энергии, возникших в принадлежащих ответчику тепловых сетях за спорный период, не исполнил надлежащим образом, доказательств оплаты задолженности в сумме 5 719 716 руб. 60 коп. в суд не представил, суд первой инстанции признал подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании основного долга в заявленном размере.

Вместе с тем, поскольку ответчиком допущена просрочка оплаты услуг, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленного истцом требования о взыскании неустойки (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»), основания размера для снижения которой не установлены.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установил.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются 15 Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.

В силу части 11 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении», коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 22 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, в случае если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.

В силу подпункта б) пункта 128 указанных Правил распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом: в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).

Пунктом 108 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, определено, что расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, основывается на полном возврате теплоносителя на источник тепловой энергии, что также указывает на наличие обязанности ответчика компенсировать объем невозвращенного теплоносителя (утечек).

С учетом положений части 5 статьи 13, частей 4, 11 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» действующим законодательством не исключена обязанность теплосетевых организаций по компенсации потерь теплоснабжающим организациям, не обладающим статусом единой теплоснабжающей организации. Не имеется также законодательного запрета предъявлять требования о компенсации потерь теплоносителя отдельно от требования о компенсации потерь тепловой энергии.

В силу технологических особенностей процесса передачи тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, связи с чем, эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, равным образом оплачиваются и сверхнормативные потери, возникающие при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии потребителям.

В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила
№ 808), по договору поставки тепловой энергии (мощности) для компенсации потерь теплоснабжающая организация («поставщик») определяет количество потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.

На основании полученных сведений теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о количестве потерь тепловой энергии.

Согласно представленному истцом расчету количества сверхнормативных потерь тепловой энергии в тепловой сети ответчика стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии в период с сентября 2021 по май 2022 года составила 5 719 716,60 руб.

Довод заявителя о неверном определении истцом объема потерь тепловой энергии подлежащих компенсации, носит предположительный характер, не имеет нормативно-правового обоснования и документально не подтвержден.

Истец же при определении размера обязательств ответчика ориентировался на сложившуюся между сторонами практику реализации взаимоотношений и их нормативно-правовое регулирование.

Согласно п. 128 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» распределение потерь тепловой энергии, а также количества тепловой энергии, передаваемой между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем, основываясь на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери).

Согласно п.77, п. 78 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» распределение потерь тепловой энергии, а также количества передаваемой тепловой энергии между частями тепловой сети при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей производится расчетным путем. Расчет осуществляется на основе составления баланса передаваемой тепловой энергии для сечения (сечений) на границе (границах) балансовой принадлежности участков тепловой сети

В отсутствие установленных приборов учета количество потерь тепловой энергии, теплоносителя в тепловой сети определена истцом как разность между количеством тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть ответчика, и количеством тепловой энергии, потребленной теплопотребляющими установками потребителей (количеством полезного отпуска тепловой энергии потребителям). Следовательно, количество сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя в тепловой сети определяется как разница между количеством тепловой энергии, отпущенной истцом в тепловую сеть ответчика, и количеством тепловой энергии, определяемом как сумма значений количества полезного отпуска тепловой энергии потребителям и количества нормативных потерь тепловой энергии в тепловой сети.

Распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии между смежными частями тепловой сети производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь. Потери тепловой энергии вследствие аварий и неплановых технологических расходов (потерь), оформленных актами, относятся к конкретным частям тепловой сети и распределению не подлежат. Так как до границы балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети АО «ОТСК» и МУП «Газовое хозяйство» есть потребители, подключенные к сетям АО «ОТСК», то формулу 1 можно уточнить, добавив Q1/п (количество тепловой энергии, потребленной теплопотребляющими установками данных потребителей) и добавив Q111/н (нормативные потери в тепловых сетях гаража Прокуратуры, Гкал) и Q111/сн (сверхнормативные потери в тепловых сетях гаража Прокуратуры, Гкал).

Границы смежных тепловых сетей АО «ОТСК» и МУП «Газовое хозяйство» согласовывались в Приложении № 1 к договору № 369-2018/ДЗ от 20.11.2018, в процессе согласования которого, МУП «Газовое хозяйство» не заявляло разногласий по данному приложению.

Приложение № 1 было подписано со стороны МУП «Газовое хозяйство».

Измеренное приборами учета в штатном режиме Qиз количество тепловой энергии, отпущенной с котельных АО «ОТСК» за сентябрь 2021 года – май 2022 года, составляет 14 824,437 Гкал.

От котельных АО «ОТСК» г. Новая Ляля теплоснабжение производится как потребителей, подключенных к сетям АО «ОТСК», так и потребителей, подключенных к сетям МУП «Газовое хозяйство». Определение потребленной тепловой энергии теплопотребляющими установками потребителей Qп производится приборно-расчетным методом.

Количество тепловой энергии Qn, потребленной теплопотребляющими установками потребителей, подключенных к тепловым сетям АО «ОТСК», по данным АО «РИЦ» (агента АО «ОТСК», действующего на основании агентского договора № Д-РИЦ-2021-0422/148-2021/ДЗ от 01.07.2021) за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 4783,303 Гкал.

Количество тепловой энергии Qn, потребленной теплопотребляющими установками потребителей, подключенных к тепловым сетям МУП «Газовое хозяйство», по данным АО «РИЦ» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 6387,421 Гкал.

Итого количество тепловой энергии Qn, потребленной теплопотребляющими установками потребителей за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 11 170,724 Гкал, соответствующие расчеты с разбивкой по месяцам, представлены истцом в материалы дела.

Потери тепловой энергии Q1/y, Q11/у с аварийными и технологическими (опрессовка, испытание) утечками теплоносителя, а также через поврежденную теплоизоляцию в смежных частях тепловой сети, в период с сентября 2021 года по май 2022 года не были зафиксированы и оформлены актами, поэтому не учтены в расчете.

Нормативные потери тепловой энергии в сетях АО «ОТСК» Q1/н утверждены Региональной энергетической комиссией Свердловской области на 2021-2022 гг. в объеме 1,816% от объема тепловой энергии, отпущенной в сети (Выписки РЭК № 28, № 29).

Исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной в сети от котельных АО «ОТСК» (измеренного приборами учета в штатном режиме Qиз), нормативные потери в сетях ОТСК за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляют 269,215 Гкал.

Нормативные потери тепловой энергии в сетях МУП «Газовое хозяйство» Q11/н утверждены Региональной энергетической комиссией Свердловской области на 2021-2022 гг. в объеме 20,32% от объема полезного отпуска тепловой энергии Потребителям АО «ОТСК», присоединенным к тепловым сетям МУП «Газовое хозяйство» (20,32% от полезного отпуска определяется как 1,375/6,767=0,2032 в соответствии с выпиской РЭК №28, №29).

Нормативные потери тепловой энергии в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляют 1297,922 Гкал.

Кроме тепловых сетей АО «ОТСК» и МУП «Газовое хозяйство» в системе теплоснабжения котельной МВКУ-2,2 смежными являются и тепловые сети, принадлежащие потребителю – Прокуратуре Свердловской области (тепловые сети гаража, расположенного по адресу: <...>), на долю которых также распределены сверхнормативные потери тепловой энергии. Нормативные потери тепловой энергии в сетях гаража Прокуратуры Q111/н определены в государственном контракте теплоснабжения № ОТ21ТЭ0000000046 между АО «ОТСК» и Прокуратурой Свердловской области и составляют 1,022 Гкал.

Таким образом, общий объем сверхнормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях г. Новая Ляля за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляют 2 740,125 Гкал.

Сверхнормативные потери подлежат распределению между смежными тепловыми сетями пропорционально значениям утвержденных нормативов технологических потерь в данных сетях (согласно формуле 3):

Утвержденные нормативные потери, Гкал

Доля потерь

Объем сверхнормативных потерь, Гкал

Тепловые сети АО «ОТСК»

237,0

0,14693

402,607

Тепловые сети МУП "Газовое хозяйство"

1375,0

0,85244

2 335,792

(по выписке РЭК СО)

Тепловые сети Прокуратуры (гараж)

1,023

0,00063

1,726

ИТОГО

1613,023

1,0

2 740,125

Таким образом, сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляют 2335,792 Гкал.

В тепловых сетях МУП «Газовое хозяйство» возникают нормативные потери теплоносителя, определенные в объеме нормативной утечки 0,25% емкости тепловых сетей в соответствии с порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 325.

Объем определен в Приложении № 3 к договору № 369-2018/ДЗ от 20.11.2018. В процессе согласования договора № 369-2018/ДЗ от 20.11.2018 МУП «Газовое хозяйство» не заявляло разногласий по данному приложению. Приложение № 3 было подписано со стороны МУП «Газовое хозяйство».

Нормативные потери теплоносителя в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляют 2326,84 м3.

Тариф АО «ОТСК» на теплоноситель утвержден Региональной энергетической комиссией Свердловской области постановлением от 09.12.2020 № 227-ПК и постановлением от 09.12.2021 № 214-ПК и составляет 37,33 руб./м3 на период с 01.07.2021 по 30.06.2022.

Стоимость нормативных потерь теплоносителя в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 104 233,16 руб. с учетом НДС 20%:

Тепловые сети

Объем

нормативных потерь, м3

Тариф,

руб./м3

Итого, руб. с НДС

От МВКУ-2,2 Новая Ляля, ул. Ленина, 9а

533,20

37,33

23 885,24

От МВКУ-6,0

Новая Ляля, ул. Свободы, 107

1340,18

37,33

60 034,71

ОтМВКУ-1,6 Новая Ляля. ул. Мамина- Сибиряка, 13

453,46

37,33

20 313,21

Итого 2326,84

104 233,16

Тариф АО «ОТСК» на тепловую энергию, поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, утвержден Региональной энергетической комиссией Свердловской области постановлением от 09.12.2020 № 160-ПК и постановлением от 09.12.2021 № 134-ПК и составляет 1287,82 руб./Гкал на период с 01.07.2021 по 30.06.2022.

Стоимость нормативных потерь тепловой энергии в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 2 005 787,86 руб. с учетом НДС 20%:

Тепловые сети

Объем

нормативных потерь, Гкал

Тариф,

руб./Гкал

Итого, руб. с НДС

От МВКУ-2,2 Новая Ляля, ул. Ленина, 9а

397,254

1287,82

613 909,95

От МВКУ-6,0

Новая Ляля, ул. Свободы, 107

599,972

1287,82

927 187,12

ОтМВКУ-1,6 Новая Ляля, ул. Мамина- Сибиряка, 13

300,696

1287,82

464 690,79

итого

1297,922

2 005 787,86

Стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии в сетях МУП «Газовое хозяйство» за сентябрь 2021 года – май 2022 года составляет 3 609 695,58 руб. с учетом НДС 20%:

Тепловые сети

Объем

сверхнормативных потерь, Гкал

Тариф, руб./Г кал

Итого, руб. с НДС

От МВКУ-2,2 Новая Ляля, ул. Ленина, 9а

661,281

1287,82

1 021 933,08

От МВКУ-6,0

Новая Ляля, ул. Свободы, 107

841,119

1287,82

1 299 851,85

От МВКУ-1,6 Новая Ляля, ул. Мамина-Сибиряка, 13

833,392

1287,82

1 287 910,65

Итого

2335,792

3 609 695,58

На основании изложенного, совокупности представленных доказательств, развернутых расчетов истца, не опровергнутых ответчиком, суд находит возражения ответчика несостоятельными в полном объеме.

Так, доводы о недостоверности, предположительности объемов потребления тепловой энергии и теплоносителя конечными потребителями подлежат отклонению. Расчет истца произведен им на основании Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (с учетом тепловых нагрузок), судом проверен и признан правильным.

Как верно отметил суд первой инстанции, каких-либо документов, опровергающих сведения об объеме тепловой энергии, отпущенной в сеть ответчика, МУП НГО «Газовое хозяйство», в материалы дела не представлено, равно как не был представлен и соответствующий требованиям закона контррасчет задолженности (статьи 9, 65, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя жалобы о незаконности взыскания платы за тепловую энергию в целях компенсации потерь по тепловой сети мкр. Леспромхоз, является несостоятельным и противоречащим совокупности письменных доказательств, представленных в материалы дела.

Согласно материалам дела, теплоснабжение потребителей г. Новая Ляля в период с сентября 2021 года по май 2022 года осуществлялось АО «ОТСК» от следующих котельных, находящихся в собственности АО «ОТСК»:

Котельная МВКУ-1,6, расположенная по адресу: <...>,

Котельная МВКУ-2,2, расположенная по адресу: <...>,

Котельная МВКУ-6,0, расположенная по адресу: <...>.

Теплосетевой организацией на данной территории являлось МУП «Газовое хозяйство».

Письмом № 275 от 20.04.2021 МУП «Газовое хозяйство» уведомило АО «ОТСК» об окончании срока действия договора (с 25.04.2021) безвозмездного пользования № 98/2020 от 27.04.2020, заключенного с Администрацией Новолялинского городского округа.

В Администрацию Новолялинского городского округа от АО «ОТСК» были направлены письма № 1-008/1/И-770 от 17.06.2021, № 1-008/1/И-1409 от 14.10.2021 с просьбой предоставить копию акта приема передачи тепловых сетей, подтверждающего возврат имущества ссудодателю, информацию о правообладателе тепловых сетей города Новая Ляля, в том числе тепловой сети «мкр. Леспромхоз», и о назначении Теплосетевой организации.

Письмом № 4244 от 15.10.2022 Администрация Новолялинского городского округа сообщило о передаче в безвозмездное пользование МУП «Газовое хозяйство» тепловых сетей «старая часть г. Новая Ляля», «м-рн Заречный» по договору № 100/2021 от 09.09.2021. Копия договора не была предоставлена, срок действия договора не был указан.

МУП «Газовое хозяйство» письмом № 255 от 25.04.2022 МУП «Газовое хозяйство» уведомило АО «ОТСК» о расторжении договора безвозмездного пользования № 100/2021 от 09.09.2021.

До этого момента МУП «Газовое хозяйство» производило выставление актов оказанных услуг за передачу тепловой энергии по другому договору с АО «ОТСК» - № 12/184-2018/ДЗ от 24.04.2018 на все тепловые сети, в том числе передачу тепловой энергии по тепловой сети «мкр. Леспромхоз».

В ответ на запрос АО «ОТСК» № 1-008/1/И-627 от 04.05.2022 Администрация Новолялинского городского округа письмом № 1859 от 12.05.2022 сообщила об окончании срока действия договора безвозмездного пользования № 100/2021 от 09.09.2021 (30.11.2021) и о фактическом пользовании МУП «Газовое хозяйство» тепловыми сетями города Новая Ляля «старая часть г. Новая Ляля», «м-рн Заречный», «мкр. Леспромхоз» в период отопительного сезона 2021-2022 гг. Запрашиваемый АО «ОТСК» акт приема-передачи имущества не был предоставлен.

После этого на запросы АО «ОТСК» о тепловых сетях города Новая Ляля Администрация Новолялинского городского округа неоднократно сообщала, что все тепловые сети, в том числе тепловая сеть «мкр. Леспромхоз» переданы в хозяйственное ведение МУП «Газовое хозяйство» (письма № 1-008/1/И-864 от 09.06.2022, № 1-008/1/И-1284 от 19.08.2022, № 3721 от 20.09.2022, № 1-008/1/И-1529 от 07.10.2022, № 4150 от 20.10.2022, № 1-008/1/И-1683 от 03.11.2022, № 4474 от 10.11.2022).

Фактическое пользование тепловыми сетями «старая часть г. Новая Ляля», «м-рн Заречный», «мкр. Леспромхоз» в период отопительного сезона 2021-2022 гг. осуществляло МУП «Газовое хозяйство», документы, подтверждающие возврат имущества ссудодателю в АО «ОТСК» не были предоставлены, не смотря на запросы, в связи с этим АО «ОТСК» предъявило МУП «Газовое хозяйство» потери тепловой энергии и теплоносителя за сентябрь 2021 г. по май 2022 г. по тепловым сетям «старая часть г. Новая Ляля», «м-рн Заречный» и «мкр. Леспромхоз».

Указанные обстоятельства подтверждаются в том числе:

тарифным решением, утвержденным для ответчика, в рамках которого учтены затраты по всем трем тепловым сетям;

практикой сложившихся отношений сторон, закрепленных в судебных актах, вступивших в законную силу и имеющих преюдициальное значение для настоящего спора (А60-52825/20, А60-37610/21, А60-55958/21).

Кроме того, согласно позиции третьего лица – администрация Новолялинского ГО, изложенной в отзыве на исковое заявление, в соответствии с разделительным балансом, при проведении реорганизации МУП НГО «Тепловые сети» путем выделения МУП НГО «Газовое хозяйство», в перечень основных средств МУП НГО «Газовое хозяйство» вошли тепловые сети г. Новая Ляля общей протяженностью 32.7 километров, в том числе:

магистральные 10,2 км;

распределительные 22,5 км,

т.е. все тепловые сети города Новая Ляля, следовательно, и тепловые сети микрорайона Леспромхоз, ул. Мамина-Сибиряка, 13 в том числе, эксплуатацию и содержание которой обеспечивает МУП НГО «Газовое хозяйство».

Кроме того, подлежит отклонению, как не соответствующее действительности утверждение ответчика МУП НГО «Газовое хозяйство» о том, что предприятие не наделено статусом единой теплоснабжающей организацией.

Так, в соответствии с постановлением главы Новолялинского городского округа от 17.04.2018 № 347 МУП НГО «Газовое хозяйство» является единой теплоснабжающей организацией системы теплоснабжения в границах балансовой принадлежности источников тепловой энергии и или тепловых сетей.

Опровержение апеллянтом доказательственного значения: представленного истцом № 327 от 11.05.2021, подписанного, по утверждению ответчика неизвестным лицом, не влияет на правильность выводов суда по существу спора и не свидетельствует о необоснованности исковых требований.

Несогласие ответчика с содержанием Постановлений Главы НГО № 471 от 30.04.2014 и № 1142 от 02.12.2022, в которых третье лицо указывает, что тепловая сеть <...> Леспромхоз не является бесхозной, а принадлежит и фактически используется МУП НГО «Газовое хозяйство», не влияет на юридическую силу перечисленных нормативных документов.

Перечисляемые апеллянтом в жалобе действия, совершаемые им в настоящее время и направленные на опровержение факта принадлежности ему соответствующей тепловой сети, не отменяют обязательственные отношения сторон настоящего спора, имевшие место в период с сентября 2021 года по май 2022 года, а равно обязанность компенсировать истцу тепловые потери, возникшие в сетях в соответствующий период.

Требования истца о взыскании неустойки в сумме 788 860 руб. 38 коп. за период с 26.10.2021 по 23.03.2023, исчисленной по части 9.1 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» с продолжением начисления по день фактической оплаты долга, также правомерно удовлетворены судом первой инстанции с учетом положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Наличие оснований для снижения размера неустойки ответчиком не доказано, судом не установлено ввиду отсутствия доказательств ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Соответствующий вывод содержится в мотивировочной части обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку правильно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2023 года по делу № А60-17376/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

М.В. Бородулина

Судьи

Н.А. Гребенкина

Э.А. Ушакова