ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14317/2021-АК от 30.11.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 17 /2021-АК

г. Пермь

01 декабря 2021 года                                                   Дело № А71-3936/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Васильевой Е.В., Тефиловой Е.М..

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 23 августа 2021 года

по делу № А71-3936/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом торговли» (ОГРН 1141840009970, ИНН 1840032539)

к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (ОГРН 1021801170533, ИНН 1831040300)

третье лицо:  Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800281214 ИНН 1831101183),

о признании незаконным решения от 10.03.2021 №1690/01-14 об отказе о внесении изменений в структурированный перечень объектов налогообложений в отношении объекта недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4, расположенное по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дом торговли» (далее – заявитель, ООО «Дом торговли», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее – заинтересованное лицо, Министерство) от 10.03.2021 №1690/01-14 об отказе о внесении изменений в структурированный перечень объектов налогообложений в отношении объекта недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул.Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - Управление ФНС по УР).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.08.2021 требования удовлетворены: признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 10.03.2021 №1690/01-14 об отказе о внесении изменений в структурированный перечень объектов налогообложений в отношении объекта недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4 кв. м., расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816; Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обязано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дом торговли».

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения не учел все имеющие правовое значение обстоятельства, не оценил в совокупности имеющиеся в деле доказательства, которыми подтверждается обоснованная позиция заинтересованного лица. Ссылается, что информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, приказах ФНС России, является достаточной и исчерпывающей для применения конкретных налоговых ставок применительно к каждому объекту недвижимости при начислении налога на имущество. Между тем, ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», ни постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», ни Положением о Министерстве имущественных отношений Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 августа 2002 года № 728, не предусмотрена обязанность Министерства по формированию Структурированного перечня, а также не закреплены правовые последствия его Формирования. Обращает внимание, что в соответствии с данными из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости представляет собой помещение с кадастровым номером: 18:26:030061:2816, расположенное в здании с кадастровым номером: 18:26:030061:3240, о чем имеется соответствующая привязка. Здание с кадастровым номером: 18:26:030061:3240 расположено на отдельно выделенном земельном участке с видом разрешенного использования: «Для эксплуатации и обслуживания магазина продовольственных товаров». Отмечает, регистрация права собственности на объект недвижимости осуществлялась на основе волеизъявления собственника. Именно собственник, учитывая все фактические и юридические обстоятельства, определил, что помещение находится в здании с кадастровым номером: 18:26:030061:3240, а не пристроено к какому-то из трех многоквартирных домов. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости обязательного учета технической документации (в том числе акта технического обследования № 95/21 от 09 августа 2021 года - документа, не являющегося по своему содержанию документом технического учета, а также подготовленного после совершения оспариваемых действий, - в нарушение принципа допустимости и относимости доказательств) на объект недвижимости, пренебрегая при этом сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Считает, что судом не дана должная правовая оценка доводам о пропуске заявителем срока для обращения в суд с соответствующими требованиями и применении последствий такого пропуска.

Заявителем представлен письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Дом торговли» является собственником объекта недвижимости – нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 (далее «Помещение»), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.03.2019.

Указанное Здание находится на государственном кадастровом учете с 04.07.2012.

Спорное помещение является встроенным нежилым помещением, что подтверждается техническим паспортом, инв. номер 64945, общей площадью 1611,4 кв.м. (л.д. 32-48).

Кроме того, согласно сведениям о технических характеристиках объекта недвижимости, представленным Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики от 13.11.2019 №0119/1941 нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 имеет следующие технические характеристики: нежилое помещение общей площадью 1611,4 кв.м., номера на поэтажном плане 1 этаж: 1-47, I-II, 2 этаж: 1-18, I-II, фактически является встроенно-пристроенным нежилым помещением.

Правительством Удмуртской Республики издано постановление от 12.11.2019 года № 522 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». В пункт №6632 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером: 18:26:030061:2816, назначение: Нежилое, общая площадь в соответствии с технической документацией 1611,4 кв.м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Союзная, 107 принадлежащее на праве собственности ООО «Дом Торговли».

На официальном сайте Минимущества УР hltp://www.miour.ru/miour/info/15470.htnil публикуется Структурированный перечень объектов налогообложения которые вошли в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020г. где помещения классифицируются по виду в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровый номер 18:26:030061:2816 в данном перечне находится в 4 подгруппе, т.е. Минимуществом УР данное помещение включило в категорию в отношении иных объектов недвижимого имущества, предусмотренных в статье 1.1 Закон Удмуртской Республики от 27.11.2003 года№ 55-РЗ, предусматривающий ставку 2 %.

В свою очередь Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее Министерство) письмом от 10.03.2021 №169/01-14 пояснило, что решение по вопросу внесения изменений в структурированный перечень будет принято на основании уточненных в ЕГРН сведений о характеристиках объекта недвижимости.

Полагая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отказе о внесении изменении в структурированный перечень объектов налогообложений в отношении объекта недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4. расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровый номер 18:26:030061:2816, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

 Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названной нормы, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному акту и нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.

В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи названного Кодекса.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1)      здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2)      здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект недвижимости признается торговым центром, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, при соответствии хотя бы одному из следующих критериев:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются: данные о назначении здания (строения, сооружения) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества; данные о видах разрешенного использования земельного участка для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади здания.

На территории Удмуртской Республики налог на имущество организаций установлен законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 №55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В соответствии со ст. 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее - Закон УР №55-РЗ) налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов), включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Удмуртской Республике, является Правительство Удмуртской Республики (часть 2 статьи 1.1 Закона УР № 55- РЗ).

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 №270 «О порядке определения вида фактичекского использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» функция по формированию Перечня объектов осуществляется Министерством.

Как установлено судом, Правительством Удмуртской Республики издано постановление от 12.11.2019 года № 522 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Размещено Постановление на официальном сайте Правительства УР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www. udmurt.ru/.

В соответствии с подпунктом 3 п. 3 статьи 1 Закона о налоге на имущество в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенных (находящихся) в многоквартирных домах, общежитиях, в том числе во встроенных и (или) пристроенных к многоквартирному дому, общежитию помещениях устанавливается ставка налога: а) 0,6 процента в 2020 – 2021 годах; б) 1,2 процента в 2022 году и последующих годах.

В соответствии с положениями статьи 1.1 Закона о налоге на имущество налоговая база с учетом особенностей, установленных статьи 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении ряда видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.

На официальном сайте Минимущества УР http://www.miour.ru/miour/info/15470.html публикуется Структурированный перечень объектов налогообложения, которые вошли в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020г., где помещения классифицируются по виду в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

 Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107,  кадастровый номер 18:26:030061:2816 в данном перечне находится в 4 подгруппе, т.е. Минимуществом УР данное помещение включено в категорию в отношении иных объектов недвижимого имущества, предусмотренных в статье 1.1 Закон Удмуртской Республики от 27.11.2003 года№ 55-РЗ, предусматривающий ставку 2 %.

Согласно материалам дела, нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 является встроено-пристроенным нежилым помещением к многоквартирному жилому дому. Данный факт подтверждается данным технического паспорта, составленного по состоянию на 12.11.2019 АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ, Актом технического обследования №95/21 от 09.08.2021 г. и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, учитывая, что фактически помещение в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости является встроено-пристроенным к многоквартирному дому, данное помещение должно находиться во 2 подгруппе.

Следовательно, данное здание соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона УР от 27.11.2003 №55-РЗ, и соответственно подлежало включению в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Министерством в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут. Доказательств существования объективных причин, которые могли бы препятствовать правительству и министерству принять соответствующее решение, в материалы дела не представлено.

Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Министерства имелась реальная возможность для того, чтобы установить наличие спорного объекта и рассмотреть вопрос о включении его в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 4 Федерального закона от 02.11.2013 №307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством УР принято постановление от 14.07.2014 №270 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения», которым утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения (далее - Положение).

Пунктом 1 Положения предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база в соответствии с законом Удмуртской Республики определяется как кадастровая стоимость. Понятие «фактическое использование объекта недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания» используется в настоящем Положении в значении, определенном статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 Положения перечислены действия Министерства, которые оно обязано совершить в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, и формирования перечня.

Так, в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости Министерство осуществляет следующие мероприятия:

- проводит анализ сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным ст.378.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»;

- проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- запрашивает у подведомственного Министерству бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка;

- направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, являющимся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, запросы о предоставлении сведений и документов, указанных в п.4 настоящего Положения, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости (при необходимости);

- запрашивает у муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, информацию о наличии на территории соответствующих муниципальных образований объектов недвижимости, соответствующих критериям (при необходимости);

- направляет запросы в отношении объектов недвижимости посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости): в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в целях получения сведений из ЕГРН; в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в целях получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, информация из выгрузки данных, поступающая из Управления Росреестра по УР, на основании которой в данном случае Министерство сделало вывод о невыявлении спорного объекта недвижимости, как встроено-пристроенного нежилого помещения к многоквартирному жилому дому, не является единственным источником информации об объектах недвижимости, подлежащих включению в Перечень, которое обязано использовать Правительство УР при утверждении перечня.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение вышеуказанного Положения  Министерство не провело всех мероприятий в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, в том числе анализ информации об объекте недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Неправомерные действия органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных выявлять объекты недвижимости, подлежащие включению в Перечень для исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости, не должны влечь для субъектов предпринимательской деятельности такие последствия как уплата налога в большем размере.

Вместе с тем, по обращению заявителя к Министерству, с заявлением о включении спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, с представлением документов технического учета (инвентаризации), подтверждающих, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 расположено в здании, которое является встроено-пристроенном к многоквартирному жилому дому, каких-либо мер принято не было, следовательно, оспариваемое бездействие является незаконным и нарушает права заявителя.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 №32-АПГ16-14, перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. При этом нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного если нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, предусматривает улучшающие положения для налогоплательщиков, то такой акт может иметь обратную силу.

Аналогичная позиция содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2018 №03-05-04-01/49877.

Действующее законодательство не наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правами при разрешении вопросов налогообложения физических и юридических лиц и не допускает каких-либо видов дискриминации хозяйствующих субъектов при отправлении функций данными органами, в связи с чем, органы фактически обязаны выполнять предусмотренные законом мероприятия и в отведенный законодателем для этого срок.

В рассматриваемом случае, при наличии соответствующей информации о торговом назначении спорного объекта, Министерство соответствующих мер по их включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.

Поскольку реализация возникшего у общества права на специальное налогообложение в данном случае прямо связана с необходимостью принятия Министерством решение о включении спорного здания в Перечень, то принятие такого решения является не только правом, но и обязанностью Министерства. Отказ Министерства при отсутствии к тому законных оснований нарушает право общества на налогообложение с учетом установленных особенностей уплаты налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества об оспаривании отказа Министерства, выраженного в невключении упомянутого здания общества в Перечень.

Отказ во не включении объекта с кадастровым номером 18:26:030061:2816 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость не отвечает приведенным выше требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иных выводов.

Доводам заинтересованного лица о пропуске заявителем срока на обращение в суд за защитой нарушенного права судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований с ней не согласиться апелляционная коллегия не находит.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решением Минимущества Удмуртии от 10.03.2021 №1690/01-14 заявителю отказано во внесения изменений в структурированный перечень объектов налогообложения, в связи с чем 30.03.2021 заявитель обратился в арбитражный суд.

Тем самым заявителем право на защиту нарушенных прав реализовано в установленный трехмесячный срок.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что Министерство в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2021 года по делу № А71-3936/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Е.В. Васильева

Судьи

Е.М. Трефилова