ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14631/17-АК от 30.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14631/2017-АК

г. Пермь

5 декабря 2017 года Дело № А60-3553/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.

при участии:

от истца Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области – Агеева А.А., паспорт, доверенность от 29.12.2016;

от ответчика Сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз им. Чапаева» – Ширяев Е.В., удостоверение, доверенность от 20.04.2017; Мазуревич А.И., паспорт, доверенность от 20.11.2017;

от третьего лица Министерства финансов Свердловской области – Терентьева Е.Е., паспорт, доверенность от 28.12.2016;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз им. Чапаева»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 09 августа 2017 года

по делу № А60-3553/2017,

принятое судьей Дёминой Т.А.

по иску Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)

к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз им. Чапаева»(ИНН 6635001833, ОГРН 1026600510254)

третьи лица: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение Государственный центр агрохимической службы «Свердловский»,

о взыскании 4 254 637 руб. 81 коп.,

установил:

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз им. Чапаева» (далее – ответчик, кооператив) о взыскании денежных средств в размере 4 254 637 руб. 81 коп., в том числе 4 234 729 руб. 91 коп. субсидии, 19907 руб. 90 коп. неустойки за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2017 года исковые требования удовлетворены. С кооператива в пользу Свердловской области в лице министерства взыскано 4 254 637 руб. 81 коп., в том числе: 4 234 729 руб. 91 коп. долга, 19 907 руб. 90 коп. неустойки за период с 01.01.2017 по 19.01.2017.

Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов указывает, что положенный в основу иска и решения арбитражного суда акт от 16.11.2016 №83 не является относимым доказательством, поскольку проверка по нему касалась деятельности истца. Акт внеплановой проверки от 16.11.2016 № 77, составленный в отношении ответчика, не лег в основу какого-либо ненормативного акта, утвердившего его результаты. Сам по себе акт, как указало в письме Министерство финансов Свердловской области, не затрагивает прав и обязанностей ответчика, поэтому не формирует достоверного доказательства в настоящем деле. Кооператив считает, что истец и суд использовали заведомо недостоверные данные об общем количестве угодий ответчика; в материалах дела имеются доказательства фактического не проведения осмотра всех земельных участков, возделываемых ответчиком, с определением точек периметра каждого земельного участка. Ведение книги истории полей и контроль правильности такого ведения – обязанность истца, а не ответчика. Принятые судом свидетельские показания не являются конкретными, не указывают, на каком участке имелись некось, залесенность, закустаренность и т.д., космоснимок истцом не предоставлен, рабочая карта не содержит площадь 11 129 га, на которую ссылается акт от 16.11.2016 №83, а фотоматериалы относятся к одному полю из 203-х, при этом акты фактического осмотра и экспликация по отношению к данному полю содержат противоречивую информацию. Между тем проверка ответчика, проведенная Алапаевским управлением агропромышленного комплекса и продовольствия в 2015 году, подтверждает, что документация ответчика ведется надлежащим образом и соответствует заявленным статистическим показателям.

В судебном заседании представители ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивали.

Дополнения к апелляционной жалобе расценены апелляционным судом в качестве письменных пояснений по делу и приобщены к материалам дела на основании ст. 81 АПК РФ.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Неявка третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ответчику в 2013-2015гг. из бюджета Свердловской области предоставлялась субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренная Порядком предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 года № 289-ПП (далее – Порядок).

Согласно пункту 4 указанного Порядка Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 5 Порядка право на получение субсидии имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-03 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области», осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, имеющие посевные площади под сельскохозяйственными культурами.

СПК «Колхоз имени Чапаева» является юридическим лицом, признанным сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, имеющим посевные площади под сельскохозяйственными культурами, доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет более 70 % от общего объема произведенной продукции.

В 2013-2015 годах ответчик для получения субсидии ежегодно представлял в Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия при министерстве (далее – управление) на рассмотрение пакеты документов, предусмотренные пунктом 8 Порядка: заявления; копии документов статистической отчетности за 2012-2015 годы «Сведения об итогах сева под урожай отчетного года»; справки о планируемых затратах на проведение весенне-полевых работ; копии отчетов «О производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»; справки-расчеты о причитающейся субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

В соответствии с Порядком в 2014-2015 годах между министерством, управлением и СПК «Колхоз им. Чапаева» (получателем) заключены трехсторонние соглашения:

- на 2014 год – о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 24.03.2014 № 387 с дополнительными соглашениями об увеличении суммы субсидии;

- на 2015 год – об условиях и порядке использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 12.03.2015 № 372.

Субсидии в полном объеме перечислены на расчетный счет СПК «Колхоз имени Чапаева» в общей сумме 18 739 022 руб. (за счет средств федерального бюджета – 9 012 600 руб., областного бюджета – 9 726 422 руб.).

В соответствии с пунктом 18 Порядка кооперативом предоставлены отчеты в управление об исполнении обязательств и достигнутом значении показателя результативности за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год.

Из пункта 6 Порядка следует, что размер субсидии определяется из расчета расходов получателя на 1 гектар посевной площади.

Пунктами 2.1.10, 2.1.8 соглашений о предоставлении субсидии предусмотрено осуществление министерством проверки управления и кооператива (получателя) по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В рамках внеплановой выездной проверки управления министерство направило в адрес Председателя Правительства Свердловской области письмо от 03.08.2016 № 06-01-80/5289 с просьбой инициирования Министерством финансов Свердловской области выездной проверки по вопросу соблюдения СПК «Колхоз им. Чапаева» условий предоставления, получения и использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, выделенных из федерального и областного бюджетов в период 2013 -2015 годы.

21 и 27 сентября 2016г. специалистами Министерства финансов Свердловской области, в присутствии первого заместителя Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, с участием представителей Алапаевского управления, ФГБУ ГЦАС «Свердловский», уполномоченного ОЭБиПК Межмуниципального отдела «Алапаевский», помощника прокурора города Алапаевск, начальника земельного Комитета по управлению имущества Администрации СО Алапаевское проведены визуальные осмотры посевов сельскохозяйственных культур ответчика.

По результатам осмотра установлено завышение обществом размера посевных площадей в документах, представленных им для получения рассматриваемой (формы № 4-СХ, № 9-АПК, справка-расчет о причитающейся субсидии), на 4735 га, в том числе:

1) в 2013 году размер посевных площадей завышен на 1 509 гектар;

2) в 2014 году размер посевных площадей завышен на 1 578 гектар;

3) в 2015 году размер посевных площадей завышен на 1 648 гектар.

В результате проведенных осмотров в адрес министерства поступило представление Прокуратуры Свердловской области от 09.11.2016 № 7/1-14-2016 об устранении нарушений бюджетного законодательства при исполнении условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств со стороны сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз имени Чапаева» на оказание несвязанной поддержки.

С учетом установленного завышения посевных площадей министерством произведен расчет неправомерно предоставленной субсидии – 4 234 729,91 руб. (стр.11 акта проверки от 16.11.2016 №83), в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии в размере 4 234 729 руб. 91 коп. (письмо от 23.11.2016 № 06-01-82/8006 получено ответчиком 01.12.2016).

Поскольку требование оставлено без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском о возврате субсидии и взыскания неустойки за ее несвоевременный возврат.

Судом принято приведенное выше решение.

Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.

В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-О3 «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области», Государственной программой Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП, предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий и грантов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» и Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-О3 разработан порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 № 289-ПП.

В соответствии с пунктом 6 данного Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Для реализации права на получение субсидии организация представляет в управление сведения об итогах сева под урожай за отчетный год (форма № 4-СХ), копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за отчетный год (форма № 9-АПК); справку-расчет причитающейся субсидии (пункт 8 Порядка).

В соответствии с пунктом 18 Порядка и пунктом 2.3.2 каждого из соглашений, кооперативом в управление предоставлены отчеты об исполнении обязательств и достигнутом значении показателя результативности по состоянию на 01.01.2014, на 01.01.2015, на 01.01.2016 соответственно.

В целях установления достоверности сведений по размерам посевных площадей, указанных в форме № 4-СХ, форме № 9-АПК, справке-расчете, министерством в присутствии специалиста Свердловского государственного центра агрохимической службы (ФГБУ ГЦАС), помощника Алапаевского городского прокурора и иных должностных лиц 21 и 27 сентября 2016 года проведены визуальные осмотры посевов сельскохозяйственных культур.

При проведении осмотров использовалась навигационная система «Garmin» GPSMAP 62 stc и рабочая карта кооператива масштабом 1:30 000, выполненная ФГБУ ГЦАС «Свердловский» в 2012 году (далее – рабочая карта), согласно которой площадь земель сельскохозяйственного назначения СПК «Колхоз им. Чапаева» составляет 11 129 га. По результатам визуальных осмотров установлено:

- 4158 га – использовались для выращивания яровых культур (на момент осмотра на полях убран урожай);

- 3647 га засеяны многолетними травами;

- 1272 га используется под сенокосы и пастбища (л.д.96-97 том 1);

- 871 га – земли, переданные в пользование крестьянско-фермерским хозяйствам и обрабатываемые ими под яровые (л.д.104 том );

- 783 га, ориентир «деревня Грязнуха», осмотреть не представилось возможным из-за отсутствия подъездных дорог (л.д.95 том 1);

- 398 га не используются для получения сена, семян, зеленого корма и силоса (частично древесная растительность; некось более трех лет) (л.д.94 том 1).

При этом на основании космоснимка, представленного ФГБУ ГЦАС «Свердловский», установлено, что площади в размере 783 га (ориентир «деревня Грязнуха») покрыты древесной растительностью и не используются в сельскохозяйственном производстве.

В подтверждение количества посевных площадей, обрабатываемых крестьянско-фермерскими хозяйствами в течение 2013-2015 годов, должностными лицами прокуратуры опрошены представители крестьянско- фермерских хозяйств, с них взяты объяснения о количестве обрабатываемых ими посевных площадей, принадлежащих СПК, и отраженных на рабочей карте.

Объяснениями представителей крестьянско-фермерских хозяйств подтверждается использование ими посевных площадей сельскохозяйственного назначения, отраженных на рабочей карте, в размере 1317,19 га, из них в 2013 году – 370 га, в 2014 году - 438,55 га, в 2015 году - 508,64 гектаров.

Таким образом, по результатам проведенных контрольных действий в СПК установлено завышение размера посевных площадей в представленных в соответствии с пунктом 8 Порядка от 11.03.2013 № 289-1111 документах (форма № 4-СХ, форма № 9-АПК, справка-расчет) для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 4735 га.

Согласно пункту 1.2 Соглашений от 24.03.2014 № 387, от 12.03.2015 № 372 субсидии предоставлены кооперативе на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур.

Для получения субсидии кооператив предоставил в управление информацию с завышенным количеством обрабатываемых посевных площадей (в 2013 году на 1509 га, в 2014 году на 1578 га, в 2015 году на 1648 га), т.е. недостоверные данные. В результате общая сумма неправомерно полученной субсидии составила 4 234 729,91 руб.

Таким образом, в нарушение статьи 78 БК РФ, пункта 6 Порядка и пункта 1.2 соглашений от 24.03.2014 №387, от 12.03.2015 №372 кооператив путем предоставления недостоверной информации о размере посевных площадей неправомерно получил бюджетные средства в сумме 4 234 730,0 руб.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела оформленных надлежащим образом результатов проверки, проведенной в отношении кооператива, отклоняются, поскольку это не является обязательным основанием для взыскания с организации средств, использованных не в соответствии с целевым назначением.

Акт проверки, проведенной в отношении управления, представлен министерством в материалы дела одновременно с исковым заявлением (31.01.2017). Таким образом, у ответчика имелось достаточно времени для изучения данного акта и оспаривания изложенных в нем расчетов.

Всем доводам ответчика, приводимым в опровержение результатов визуального осмотра, суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Визуальные осмотры проведены с использованием навигатора, космоснимка и рабочей карты, участвовавшие в проведении контрольных действий специалисты имеют необходимые профессиональные навыки, образование, уровень квалификации. Соблюдение порядка проведения визуального осмотра, его результаты подтверждены показаниями свидетелей и пояснениями специалистов. В качестве свидетелей допрошены непосредственные участники контрольного действия: Шарапов С.В., занимающий должность первого заместителя Министра АПКиП, начальник управления Рудаков Е.В., представители ФГБУ ГЦАС Нечаева В.А. (заведующая лаборатории мониторинга почв земель сельскохозяйственного назначения), Кизилов О.А. и Шайхетдинов С.Ф.

Результаты использования навигационной системы с фиксацией геопозиции не оспорены представителями ответчика. Фотоснимки согласуются с показаниями допрошенных по делу свидетелей, письменными доказательствами – актами визуального осмотра и контрольных замеров, и объективно подтвердили, что поля, указанные в данных, представленных СПК как используемые под посевные площади, в действительности на протяжении длительного времени не обрабатываются (закустаренность, лесорастительность, заболоченность и т.п.).

Опровергая результаты осмотра, кооператив, между тем, не оспаривает, что о времени и месте проведения такого осмотра был извещен надлежащим образом (письмами от 20.09.2016 и 23.09.2016 – л.д.8-9 том 4), не явился на осмотр в отсутствие уважительных причин. Судом первой инстанции также указано и заявителем не опровергается то, что он не поддержал ходатайство истца о проведении осмотра в рамках рассмотрения настоящего спора в суде.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отклонения данных, полученных министерством в результате проведенных 21 и 27 сентября 2016 года визуальных осмотров площадей кооператива.

Доводы заявителя жалобы о том, что Министерство финансов Свердловской области при проведении проверки вышло за пределы предоставленных ему Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий, подлежит отклонению в связи со следующим.

Контрольные мероприятия Министерства финансов, проведенные в 2016 году в отношении территориального органа МинАПКиП - Алапаевского управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской и в отношении ответчика, осуществлены в рамках полномочий Министерства финансов по контролю в финансово-бюджетной сфере, предоставленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Правилами.

Учитывая требования статей 1, 269.2 БК РФ, Министерство финансов наделено полномочиями по контролю за соблюдением субъектами бюджетных правоотношений норм бюджетного законодательства, в том числе при осуществлении расходов бюджетной системы РФ и в процессе исполнения бюджетов.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 3 ст. 269.2 БК РФ).

Во исполнение ч. 3 ст. 269.2 БК РФ постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524-ПП утверждено Положение «О Министерстве финансов Свердловской области», согласно которому Министерство финансов осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в пределах своих полномочий в части использования средств областного бюджета.

Пределы полномочий Министерства финансов по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля установлены Правилами.

Согласно статье 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов, в связи с поручением Председателя Правительства Свердловской области от 03.08.2016 №40854 на основании приказа Министерства финансов от 10.08.2016 № 280 работниками министерства проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, выделенных в 2013-2015 годах, в СПК «Колхоз имени Чапаева» за 2013-2015 годы (акт проверки от 16.11.2016 № 77).

Аналогичная внеплановая проверка проведена Министерством финансов также на основании поручения Председателя Правительства Свердловской области от 03.08.2016 №40854 на основании приказа Министерства финансов Свердловской области от 10.08.2016 №280 в территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Алапаевском управлении агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (акт проверки от 16.11.2016 № 83).

Кроме того, на основании требования прокуратуры Свердловской области от 26.08.2016 № 7U-23-2016, приказа Министерства финансов от 30.08.2016 №311 межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы в городе Алапаевске Министерства финансов (далее - МОКРР в г. Алапаевске) принято участие в проверке в проверке, проводимой Алапаевской городской прокуратурой по вопросу нарушения бюджетного законодательства при исполнении условий договоров (соглашений) о предоставлении средств областного бюджета со стороны СГЖ за 2013-2015 годы (справка № 76 от 21.10.2016).

Кроме того, результаты контрольных мероприятий, по итогам которых Министерством финансов составлена справка № 76 и оформлены акты проверки № 77 и № 83, идентичны.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2017 годапо делу № А60-3553/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

В.Г. Голубцов