ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14675/17-АК от 29.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14675/2017-АК

г. Пермь

06 декабря 2017 года Дело № А60-22520/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.

судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2, паспорт, доверенность от 11.12.2016;

иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Финансового управления администрации муниципального округа город Алапаевск

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 16 августа 2017 года

по делу № А60-22520/2017, принятое судьей Киселёвым Ю.К.

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Финансовому управлению администрации муниципального округа город Алапаевск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: муниципальное учреждение «Орган местного самоуправления уполномоченный в сфере образования – Управление образования», муниципальное образование город Алапаевск в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск

о признании незаконным бездействия.

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением признании незаконным бездействия Финансового управления администрации муниципального округа город Алапаевск (далее – Финансовое управление), выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального учреждения «Орган местного самоуправления уполномоченный в сфере образования – Управление образования» после 04.10.2008 в связи с неисполнением должником выданного Арбитражным судом Свердловской области исполнительного листа № 210130 от 23.10.2007 по делу № А60-10386/2007.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2017 года требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Финансовое управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе Финансовое управление ссылается на то, что возложенные на Финансовое управление Бюджетным кодексом обязанности им выполнены, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, за исключением оплаты труда, приостановлены. Управление представило копию приказа от 31.03.2017 № 17 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, за исключением заработной платы, и бюджетную смету учреждения на 2017 год. Исполнительный лист № 210130 от 23.10.2007 по делу № А60-10386/2007 предусматривает взыскание не только с Органа местного самоуправления в сфере образования - Управление образование, но и субсидиарно с Муниципального образования город Алапаевск. С 05.08.2008г. по 05.11.2008г. исполнение судебного акта производилось с основного должника (Органа местного самоуправления в сфере образования - Управление образование) в соответствии со ст. 242.5 БК РФ, в связи с тем, что данные судебные акты не были исполнены в трехмесячный срок основным должником, в связи с недостаточностью денежных средств, с 05.11.2008г. исполнение данного судебного акта производится с субсидиарного должника (МО город Алапаевск) в соответствии со ст. 242.2 БК РФ. Субсидиарным должником ежемесячно производятся частичные погашения по всем исполнительным листам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, включая и по исполнительному листу № 210130, на сегодняшний день остаток по данному листу составляет 620 тыс. руб.

Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 04.07.2008 предприниматель предъявил в Финансовое управление исполнительный лист № 210130, выданный Арбитражным судом Свердловской области от 23.10.2007 по делу № А60-10386/2007, на взыскание с учреждения и субсидиарно с муниципального образования 1 202 904 руб. 68 коп.

По состоянию на март 2017 года требования исполнительного документа были исполнены частично.

29.03.2017 предприниматель обратился в Финансовое управление с заявлением о приостановлении всех расходных операций по лицевым счетам учреждения на основании п. 7 ст. 242.5 БК РФ.

31.03.2017 управление издало приказ № 17 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете должника за исключением оплаты труда.

Полагая, что Финансовое управление в течение длительного времени незаконно бездействует, не приостановило все расходные операции по лицевым счетам учреждения, предприниматель 10.05.2017 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Финансовым управлением допущено незаконное бездействие выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в том числе, счетах на оплату труда, что нарушает права и законные интересы взыскателя на своевременное получение денежных средств.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 данного Кодекса (п. 3 ст. 239 БК РФ).

На основании ст. 242.5 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 1 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.5 БК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных данным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Пунктом 4 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 5 ст. 242.5 БК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 3 данной статьи. При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных п. 3, 6 и 7 ст. 242.5 названного Кодекса.

При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).

В соответствии с п. 9 ст. 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в пункте 4 Постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Гражданского кодекса РФ, регламентируется статьей 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и главой 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Бюджетного кодекса РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", указано, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Из резолютивной части решения от 05 сентября 2007 года по делу № А60-10386/2007 следует, что в пользу общества с ограниченной ответственностью «Алапаевский водоканал» с муниципального учреждения Управление образования МО «г. Алапаевск»» и муниципального образования «город Алапаевск» подлежит взысканию 1202904 руб. 68 коп. основного долга в субсидиарном порядке.

Таким образом, судебным актом определен субсидиарный должник - публично-правовое образование - Муниципальное образование "Город Алапаевск", источник погашения задолженности - казна муниципального образования.

Муниципальное образование «город Алапаевск» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления представляет интересы публично-правового образования, но самостоятельным должником не является.

Следуя материалам дела, Финансовым управлением в МО г. Алапаевск 31.03.2017 по исполнительному листу № 210130, поступившему 29.03.2017 были предприняты действия по его надлежащему исполнению, установленные ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: приостановлено осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника для исполнения должником обязательств перед взыскателем по исполнительному листу, взыскателю направлены в установленный срок сведения о неисполнении должником исполнительного документа.

Данный факт, равно как и факт наличия движения денежных средств на лицевых счетах должника (МУ "Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования - Управление образования") в период предъявления исполнительного листа для исполнения, заинтересованным лицом не оспариваются.

Таким образом, Финансовым управлением в МО г. Алапаевск соблюдены требования действующего законодательства, а именно ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении взыскания на денежные средства МУ "Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования - Управление образования" по указанному исполнительному листу.

Финансовым управлением приостановлены все операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Органа местного самоуправления в сфере образования за исключением оплаты труда, по другим исполнительным листам, находящимся на исполнении в финансовом управлении.

Вместе с тем, согласно представленным заинтересованным лицом в материалы дела документам, в период 05.08.2008г. по 05.11.2008г. исполнение судебного акта производилось с основного должника (Органа местного самоуправления в сфере образования - Управление образования) в соответствии со ст. 242.5 БК РФ, в связи с тем, что данный судебный акт не был исполнен в трехмесячный срок основным должником, в связи с недостаточностью денежных средств, с 05.11.2008г исполнение данного судебного акта производится в субсидиарного должника (МО город Алапаевск) в соответствии со ст. 242.2 БК РФ.

Субсидиарным должником ежемесячно производятся частичные погашения по всем исполнительным листам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, включая и по исполнительному листу № 210130, на сегодняшний день остаток по данному листу составляет 620 тыс. руб.

Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что несовершение Финансовым управлением в МО г. Алапаевск действий, направленных на взыскание задолженности с МУ "Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования - Управление образования" (основного должника), не нарушает прав и законных интересов взыскателя.

На основании изложенного, заявленные требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.

В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм процессуального права пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2017 года по делу № А60-22520/2017подлежит отмене. В удовлетворении требований надлежит отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2017 года по делу № А60-22520/2017 отменить.

В удовлетворении требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Е.В.Васильева

Г.Н.Гулякова