ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14760/2021-АК от 07.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14760/2021-АК

г. Пермь

08 декабря 2021 года Дело № А50-14600/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.

судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.

при участии:

от заинтересованного лица - ФИО1 паспорт, по доверенности от 22.12.2020; ФИО2 паспорт, по доверенности от 30.12.2020, диплом

от заявителя - представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Маслозавод Нытвенский»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 сентября 2021 года

по делу № А50-14600/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маслозавод Нытвенский» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (ОГРН <***>; ИНН <***>)

об оспаривании предписания от 21.04.2021 № П-09-16,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Маслозавод Нытвенский» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 21.04.2021 № П-09-16 о прекращении действия декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АД28.В.00913/19 от 29.11.2019 на выпуск продукции творог с м.д.ж. 9%.

Определением от 03.08.2021 суд в порядке процессуального правопреемства произвел замену заинтересованного лица по делу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>) на его правопреемника – Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 сентября 2021 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель считает необоснованной ссылку на «План лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на 2021г.» как на доказательство законности проведение исследования молочной продукции по физико-химическим показателям, включая массовую долю жира. Кроме того, по мнению заявителя, план на который ссылается суд, не является «Планом государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации на 2021 год» и не может быть рассмотрен в качестве доказательства законности исследования отобранной молочной продукции на показатели массовой доли жира и массовой доли белка, поскольку регламентирует виды исследований и их количество не для целей мониторинга. Полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам заявителя о том, что условия хранения отобранной пробы с момента отбора и до момента ее доставки в лабораторию неизвестны и не отражены ни в одном документе; о том, что на момент проведения испытаний (с 17.03.2021 по 29.03.2021г.) срок годности отобранного образца продукции истек (срок годности продукции истек 23.03.2021г.).

Управление с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представитель управления на доводах отзыва настаивал.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.03.2021 в 15 час. 40 мин. в рамках мероприятий по осуществлению государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции на основании Приказа Россельхознадзора от 28.12.2020 № 1409 «О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации» должностным лицом Управления в помещении столовой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Колокольчик» по адресу: <...> лет ВЛКСМ, д. 29, произведён отбор пробы – Нытвенский творог с м.д.ж. 9,0% по ГОСТ 31453-2013, изготовленный Обществом, декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АД28.В.00913/19 от 29.11.2019.

По результатам отбора проб составлен акт отбора проб (образцов) № 2152586 от 16.03.2021.

Отобранные пробы направлены для исследования в аккредитованный испытательный центр ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора».

В ходе проведения лабораторных исследований установлено несоответствие по физико-химическим показателям в части «массовая доля белка» в образцах творога с м.д.ж. 9,0% (значение нормативное не менее 16,0%, установленное значение – 14,4%), оформлены срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм по форме 4вет-В (№ 1725 от 19.03.2021) и протокол испытаний от 29.03.2021 № 1725.

Указанные события послужили основанием для выдачи Управлением 21.04.2021 предписания № П-09-16 о прекращении действия декларации о соответствии продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, которым предписано Обществу прекратить с 07.05.2021 прекратить действие декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АД28.В.00913/19 от 29.11.2019 на выпуск продукции творог с м.д.ж. 9,0% (п. 1); представлении в Управление в срок до 07.05.2021 заверенных копий протоколов испытаний, послуживших основанием принятия декларации, копий материалов проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, программы мероприятий по предотвращению причинения вреда для согласования (п.п. 2-4).

Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не усмотрел несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ) государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон № 4979-1) система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы и организации.

Из анализа правовых норм, в частности статьями 5, 8 Закона № 4979-1, статьи 13 Закона № 29-ФЗ, пунктов 1, 4, 5.1.1, 5.1.6, 6.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, пуктом 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 № 475 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 № 474 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», Решения от 09.10.2014 № 94, пунктов 3, 4 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011) следует, что Управление является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора. К полномочиям Управления отнесено право проводить мероприятия по осуществлению государственного надзора в отношении подконтрольных товаров в форме мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов посредством отбора проб и организации исследований (испытаний) отобранных образцов подконтрольной продукции, находящейся в обороте.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Статьей 34 Закона № 184-ФЗ закреплены полномочия органов государственного контроля (надзора), в том числе, органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии, а также требовать от изготовителя предоставления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

Таким образом, наличие у заинтересованного лица полномочий по выдаче предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии, а также право на истребование доказательственных материалов.

В силу с части 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации.

Декларирование соответствия в силу статьи 2 Закона № 184-ФЗ - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях, в том числе удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров (ст. 18 Закона № 184-ФЗ).

Обязанность заявителя обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов, выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия предусмотрена частью 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ.

Из материалов дела следует, что на выпуск продукции творог обезжиренный (массовая доля жира менее 1,8%), творог с массовой долей жира 2,0%, 5,0%, 9,0%, 18,0%, 26,0% представлена декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АД28.В.00913/19 от 29.11.2019, сроком действия до 28.11.2022 (л.д. 49).

Согласно данной декларации вышеуказанная продукция соответствует требованиям следующих Технических регламентов Таможенного союза: ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (далее - ТР ТС 033/2013), ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011).

Из указанной декларации следует, что она принята на основании протоколов испытаний от 14.05.2019 № 9355, 9357, от 24.10.2019 № 4525.

ТР ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента (ст.1).

Согласно пунктов 1, 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.

Идентификация пищевой продукции проводится по ее наименованию и (или) ее признакам, изложенным в определении такой продукции в настоящем Техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и (или) визуальным, и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами (п. 2 ст. 6 ТР ТС 021/2011).

Частями 1, 2 статьи 20 ТР ТС 021/2011 нормативно определено, что соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.

Маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (ст. 39 ТР ТС 021/2011).

Требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции устанавливает ТР ТС 022/2011 (п. 3 ст. 1).

Согласно подпункта 2 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 утвержден ТР ТС 033/2013, который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.

Физико-химические и микробиологические показатели идентификации молочной продукции установлены в приложении № 1 к настоящему техническому регламенту (п. 36 ТР ТС 033/2013).

Пунктом 43 главы IX ТР ТС 033/2013 установлено, что технологические процессы, применяемые при производстве молока и молочной продукции, должны обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых ни них распространяется.

В рамках мероприятий по осуществлению государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции на основании оформленного срочного отчета о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм по форме 4вет-В № 1725 от 19.03.2021 и протокола испытаний от 29.03.2021 № 1725 Управлением установлено несоответствие продукции (творог с массовой долей жира 9,0%) по показателю «массовая доля белка» - установленное значение 14,4% (значение нормативное: 16,0%).

Поскольку Управление пришло к выводу о том, что утверждение производителя о соответствии указанной молочной продукции требованиям названных технических регламентов не является достоверным, то выдало Обществу предписание об устранении нарушений требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 путем прекращения с 07.05.2021 действия декларации о соответствии.

Довод общества о том, что Управлением неправомерно прекращено действие декларации о соответствии, поскольку творог с иной массовой долей жира (обезжиренный (массовая доля жира менее 1,8%), с массовой долей жира 2,0%, 5,0%, 18,0%, 26,0%), поименованный в декларации, действие которой предписано прекратить оспариваемым предписанием, не является предметом спора, судом исследован и отклонен на основании следующего.

Единая форма декларации о соответствии требованиям Технических Регламентов Таможенного Союза и правила её оформления утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 (далее - Правила № 293).

В силу главы II пункта 7 Правил № 293 - внесение в декларацию сведений, не предусмотренных настоящим разделом, а также сокращение слов (кроме общепринятых обозначений и сокращений) и любое исправление текста не допускаются.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41, утверждён «Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов евразийского экономического союза» (далее - Порядок № 41).

Названный Порядок устанавливает правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) (п. 1).

Согласно пункту 14 Порядка № 41 внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается. При необходимости внесения изменений заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию согласно настоящему Порядку.

Основаниями для прекращения действия декларации о соответствии в соответствии с пунктом 19 Порядка № 41 являются: принятие заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии; выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания (принятие указанным органом решения) о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра соответствующего государства-члена; принятие органом государственного контроля (надзора) решения о признании декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части соответствующего государства-члена, недействительной.

Согласно абзацу четвертому пункта 19 Порядка № 41 принятие указанных решений (выдача указанного предписания), а также прекращение действия декларации о соответствии осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена.

Правовые основания и порядок прекращения действия декларации о соответствии в рамках законодательства государства-члена определены Федеральным законом № 184-ФЗ, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.07.2020 № 478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» (далее - Приказ № 478).

При этом, вопреки утверждениям заявителя, положениями Федерального закона № 184-ФЗ, Правил № 293, Порядка № 41, Приказа № 478 прекращение действия декларации о соответствии в части, касающейся одного наименования декларируемой продукции, не предусмотрено. Соответствующий довод Общества отклонен судом как основанный на неверном толковании вышеприведенных норм.

Оспаривая законность данного предписания, заявителем также указано на нарушение процедуры отбора проб.

Порядок отбора проб подконтрольных товаров (продукции), произведённых на таможенной территории Таможенного союза установлен Положением, утверждённым Решением от 09.10.2014 № 94 (далее – Положение № 94).

В соответствии с пунктом 118 данного Положения отбор проб должен осуществляться инспектором, обладающим соответствующими знаниями и опытом, позволяющими правильно применять требования Таможенного союза к процедурам отбора проб, их упаковки и транспортировки с тем, чтобы избежать их повреждения, подмены или контаминации, которые могут исказить результаты лабораторных анализов.

Так, перед отбором проб инспектором органа государственного контроля (надзора) в строгом соответствии с требованиями Таможенного Союза проводится инспектирование отбираемой пробы (образца) на предмет соответствия пригодности для проведения лабораторных исследований.

По результатам отбора проб продукции, Управлением составлен акт отбора проб (образцов) от 16.03.2021 № 2152586.

Утвержденная форма акта отбора проб является обязательной, все графы акта заполнены в соответствии с требованиями Положения № 94.

Следовательно, Управлением при проведении процедуры отбора проб продукции Общества в полной мере соблюдены требования к данной процедуре.

Вопреки доводам заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений порядка отбора проб, проведения лабораторных испытаний.

Согласно представленного в материалы дела акта отбора проб от 16.03.2021 № 2152586, действия должностного лица проводившего отбор проб совершены согласно ГОСТ 26809.1-2014.

В соответствии с пунктом 4.12.2. ГОСТ 26809.1-2014 пробы, направляемые в лабораторию вне завода, базы, холодильника, снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием: места отбора проб; наименования предприятия-изготовителя; наименования, сорта и даты изготовления продукта; номера, объема партии; температуры продукта в момент отбора пробы; даты и часа отбора пробы; должности и подписи лиц, проводивших отбор проб; показателей, которые должны быть определены в продукте; наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; обозначения стандарта или технических условий на продукт.

Пробы пломбируют или опечатывают. Бутылки и банки перевязывают вокруг горловины крепкой ниткой или шпагатом, концы которых закидывают наверх пробки или крышки, и там пломбируют. Пробы в банках, коробках, фольге и т.д. упаковывают в пергамент или плотную бумагу, прошивают или перевязывают крепкой ниткой или шпагатом и пломбируют.

Допускается использование специальных контейнеров для отбора и доставки проб.

В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ 26809.1-2014 пробы продуктов следует доставлять в лаборатории сразу после их отбора. До начала анализа пробы продуктов следует хранить при температуре от 2 °C до 8 °C, пробы мороженого - при температуре не выше минус 2 °C. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее чем через 24 часа после их отбора (для определения отдельных показателей - в соответствии с требованиями нормативной документации).

Согласно пункту 5.2.9.4 ГОСТ 26809.2-2014 пробы продукта должны быть отправлены в лабораторию сразу после их отбора. Продолжительность доставки проб - не более 24 ч. Условия хранения и транспортирования проб должны соответствовать требованиям нормативных или технических документов на контролируемый продукт и исключать изменение температуры, воздействие посторонних неприятных запахов, прямого солнечного света и других неблагоприятных условий. Для доставки проб рекомендуется использовать термоизолированные емкости и переносные сумки-холодильники.

Пунктом 5.2.9.5 ГОСТ 26809.2-2014 установлено, что анализ проб по органолептическим и физико-химическим показателям проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее чем через 24 ч. после их отбора.

В акте отбора проб (образцов) указана дата отправки пробы – 17.03.2021.

Проба доставлена 17.03.2021 в 09 час. 00 мин., в установленном производителем сроке годности (дата выработки - 16.03.2021, срок годности - 23.03.2021), с соблюдением условий хранения, целостность потребительской упаковки не нарушена, контроль первого вскрытия сейф-пакета не нарушен, с соблюдением условий и сроков доставки, регламентированных в ГОСТ 26809.2-2014.

Кроме того, из протокола испытаний от 29.03.2021 № 1725 так же следует, что проба в потребительской упаковке была помещена в сейф-пакет, доставлена в изотермическом контейнере с хладоэлементами.

Таким образом, отсутствие нарушений порядка отбора проб со стороны Управления также подтверждено императивной обязанностью испытательной лаборатории в части проведенного инспектирования доставленной пробы на презентативность проведения лабораторных исследований, не опровергнуто Обществом надлежащими и достоверными доказательствами.

Полученные в ходе проведения испытаний результаты по показателю «массовая доля белка» соответствуют действительности и отражают его фактическое содержание в твороге производства Общества.

Ссылки заявителя на то, что на момент проведения испытаний срок годности отобранного образца истек, подлежит отклонению.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 29.03.2021 № 1725, пробы доставлены в лабораторный центр 17.03.2021 в 09 час. 00 мин. При этом испытания проводились в период с 17.03.2021 по 29.03.2021.

Как ранее было указано, в соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ 26809.1-2014 анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее чем через 24 часа после их отбора.

Следовательно, испытательная лаборатория приступила к анализу пробы сразу после ее доставки и не позднее, чем через 24 часа после отбора, что соответствует требованиям ГОСТ 26809.1-2014.

В рассматриваемом случае, протокол лабораторных испытаний, сгенерирован автоматизированной системой «Веста». Дата «проведения испытаний» и «дата протокола испытаний» с указанием периода формируется информационной системой «Веста». Крайнюю дату, указанную в позиции «дата проведения испытаний», нельзя считать датой окончания проведения конкретного исследования, потому как информационная система «Веста» фиксирует дату любого последнего измерения в системе или внесения дополнительной информации.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя со ссылками на недостоверность полученных результатов исследований, которые не могут служить надлежащим доказательством выявленного факта нарушений, ввиду некорректного проведения исследований, наличия нарушений, способных значительным образом повлиять на их результат; отсутствия необходимых сведений, позволяющих установить правильность проведенных исследований, отклонены судом в полном объеме.

Приводимые в обоснование указанных доводов аргументы не свидетельствуют о том, что у суда могут возникнуть сомнения в достоверности приведенных результатов исследования.

Аргументы заявителя о возможных нарушениях в связи с отсутствием отражения соответствующих данных основаны на предположениях. Доказательств, которые свидетельствовали бы о допущенных нарушениях порядка отбора проб, условий их хранения, транспортировки, способных сказаться на результатах исследований, материалы дела не содержат.

Кроме того, исследование проводилось аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторной организацией ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора».

Оснований не доверять результатам проведенных компетентным в соответствующей области учреждением испытаний либо полагать, что указанные результаты являются недостоверными ввиду приводимых Обществом в заявлении обстоятельств, у суда не имеется.

Доказательств, подтверждающих такую недостоверность, не представлено.

Довод Общества о том, что Управление не имело право проводить исследования на физико-химические показатели, такие как массовая доля жира и массовая доля белка в рамках мониторинга, так как данные показатели в числе показателей, перечисленных в Приложении № 1 к Приказу Россельхознадзора от 28.12.2020 № 1409 отсутствуют, судом исследован и подлежит отклонению, поскольку планом лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на 2021 год, согласованным и утвержденным заинтересованным лицом, государственной ветеринарной инспекцией Пермского края и ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора» предусмотрено проведение исследования молочной продукции по физико-химическим показателям, включая, массовой доле белка.

Оснований прийти к иным суждениям апелляционная коллегия не усматривает.

Отклоняя довод заявителя о том, что оспариваемое предписание могло быть выдано по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом в установленном порядке с предоставлением ему возможности реализовать права, предусмотренные Законом № 294-ФЗ, суд правомерно исходил из того, что для вынесения оспариваемого предписания в силу его ускоренного защитного и обеспечительного характера и с учетом достаточности сведений (документов), полученных управлением в ведомственном порядке, объективно не требовалось проведения проверки деятельности общества.

Оспариваемое по настоящему делу предписание принято Управлением в рамках проведения государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, одной из целей которого согласно положениям абзацев десятого и тринадцатого статьи 1, пунктом 2 статьи 3, статьи 4 Закона № 29-ФЗ является исключение (пресечение) ситуаций, когда в обороте находятся пищевые продукты, не отвечающие нормативным требованиям безопасности, включая требования технических регламентов - продукты, в отношении обычного использования которых отсутствует обоснованная уверенность относительно их безвредности и безопасности для здоровья.

С учетом установленных обстоятельств, в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что положения Закона № 294-ФЗ к рассматриваемой проверке не применимы, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 № 302-КГ17-13396.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, проведение проверок (плановых и внеплановых) в рамках Закона № 294-ФЗ не является единственной формой государственного контроля (надзора). Надзорные функции реализуются Управлением как в форме проверок, так и в иных, предусмотренных законом формах, по результатам которых и может быть выдано предписание.

Доказательств того, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в материалы дела не представлены, судом не установлены.

При таких обстоятельствах отказ суда в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 сентября 2021 года по делу № А50-14600/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Судьи

В.Г. Голубцов

Е.Ю. Муравьева