ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14822/17-ГК от 15.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 22 /2017-ГК

г. Пермь

21 ноября 2017 года                                                      Дело № А50-17931/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего  Даниловой И.П.,

судей                                 Мармазовой С.И., Чепурченко О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клаузер О.О.,

при участии:

от ответчика: ФИО1, паспорт, доверенность от 09.01.2017; 

иные лица, участвующие в деле не явились, извещены,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 августа 2017 года

принятое судьей Заляевой Л.С.,

в рамках дела № А50-17931/2017

по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: ФИО2,

об оспаривании действий государственного органа по исключению недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) об отмене решения, на основании которого налоговым органом внесена запись о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЮГ СТРОЙ» (далее – ООО «ЮГ СТРОЙ», Общество), признании незаконным внесение записи об исключении ООО «ЮГ СТРОЙ», обязании исключить сведения о прекращении деятельности ООО «ЮГ СТРОЙ» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Определением суда от 23.06.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель ООО «ЮГ СТРОЙ» ФИО2.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2017 (резолютивная часть оглашена 17.08.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование жалобе ее заявитель указывает, что в связи с внесением налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о прекращении правоспособности ООО «ЮГ СТРОЙ» по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 21.1  Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) у Министерства утеряна возможность по взысканию задолженности по арендным платежам по договору аренды лесного участка от 13.10.2006, на основании вступившего в законную силу судебного акта. При этом, налоговый орган, исключая Общество из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не произвел проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств имущественного характера. В этой связи считает оспариваемое решение об исключении Общества из ЕГРЮЛ не соответствующим требования Закона № 129-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также апеллянт обращает внимание на то, что судом не учтены и не оценены его доводы относительно невозможности в последующем принять меры по применению положений приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2016 № 332, в соответствии с которым факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ препятствует принятию положительного решения о списании безнадежной к взысканию задолженности.

Инспекцией представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Представитель налогового органа по мотивам, изложенным в письменном отзыве, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направила, от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В силу п. 3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального  кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, ООО «ЮГ СТРОЙ» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.07.2002, присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.

Установив, что ООО «ЮГ СТРОЙ» обладает признаками недействующего лица, в частности, в течение последних 12 месяцев не представляет налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также факт отсутствия в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и отсутствия сведений об открытых банковских счетах, что подтверждается справками о наличии признаков недействующего юридического лица, инспекция приняла решение от 15.04.2016 № 1297 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении ООО «ЮГ СТРОЙ» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 15 (578) часть 2 от 20.04.2016/1173.

Поскольку в установленный срок заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, инспекция 08.08.2016 исключила ООО «ЮГ СТРОЙ» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.

Ссылаясь на наличие у ООО «ЮГ СТРОЙ» неисполненного обязательства по оплате задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 31.10.2006 в размере 1 121 950 руб. 45 коп., взысканной решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2014 по делу №А50-8639/2014, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании ст. 58 ГК РФ, ст.ст. 21.1, 22 Закона № 129-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не нарушен порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего  юридического лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно п.1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п.2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, исполнение положения п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, в данном случае ООО «ЮГ СТРОЙ» из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.

В силу п.3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п.4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Следует отметить, что со стороны заявителя и других заинтересованных лиц указанных заявлений не поступало.

В соответствии со ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

В силу ст. 51 Гражданского кодекса  РФ данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Соотношение положений п. 1, п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ с общими положениями данного закона и смысла государственной регистрации позволяет сделать вывод об установленной в ст. 21 Закона № 129-ФЗ публичной обязанности регистрирующего органа инициировать исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, в целях обеспечения достоверности данного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом.

Вместе с тем при исполнении данной обязанности инспекцией должны быть соблюдены все установленные законом процедуры без каких-либо отступлений, что будет являться гарантией обеспечения прав как самого юридического лица, исключаемого из реестра, так и всех заинтересованных лиц (в том числе, его участников и кредиторов).

В силу п.7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.

Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.

Правильность такого толкования рассматриваемых норм подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.1 Постановления Пленума № 67 от 20.12.2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о Банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», согласно которой процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

В рассматриваемой ситуации, налоговым органом в отношении ООО «ЮГ СТРОЙ» были установлены признаки недействующего юридического лица, что подтверждается: справкой № 4217-О от 13.034.2016 о непредставлении Обществом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах; справкой № 4217-С от 13.04.2016 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, представленных ИФНС России по Индустриальному району г. Перми (л.д. 53, 53).

Таким образом, при наличии всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона 129-ФЗ условий и на основании представленных документов следует, что ООО «ЮГ СТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обладает признаками недействующего юридического лица. Налоговым органом было принято решение за № 1297 от 15.04.2016  о предстоящем исключении ООО «ЮГ СТРОЙ» из ЕГРЮЛ, которое в соответствии с п.3 ст. 21.1 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 15 (578) часть 2 от 20.04.2016/1173.

  В установленный п.4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ срок (три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ) заявлений от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в инспекцию не поступило. В связи с этим, по истечении трех месяцев после опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, налоговым органом 08.08.2016 были внесены сведения об исключении ООО «ЮГ СТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из ЕГРЮЛ. На основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за регистрационным номером 2165958819255.

В свою очередь, заявитель, являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица ООО ЮГ СТРОЙ», не был лишен возможности выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган в установленные законом сроки заявление о том, что исключение ООО «СЮГ СТРОЙ» из ЕГРЮЛ затрагивает его права и законные интересы, притом, что государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, открытыми и общедоступными и предоставляют реальную возможность отслеживать значимые для интересующего лица события, в том числе, выразить несогласие с принятым решением об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Принимая во внимание, что исключение общества из ЕГРЮЛ произведено при наличии всех признаков недействующего юридического лица, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом не нарушена, совокупности условий, при наличии которых решение регистрирующего органа подлежит признанию судом недействительным не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Ссылка апеллянта на то, что налоговый орган, исключая Общество из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не произвел проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств имущественного характера во внимание не принимается, поскольку как указано ранее, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету, что в данном случае и было установлено инспекцией. Иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы Министерства о том, что судом не учтены и не оценены его доводы относительно невозможности в последующем принять меры по применению положений приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2016 № 332, в соответствии с которым факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ препятствует принятию положительного решения о списании безнадежной к взысканию задолженности, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не влияют на правильность выводов суда по существу спора.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, заявителем жалобы не приведено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 25.08.2017 отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2017 года по делу № А50-17931/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.П. Данилова

Судьи

С.И. Мармазова

О.Н. Чепурченко