ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 9 /2022-АК
г. Пермь
23 марта 2022 года Дело № А50-22134/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт; ФИО2 – представитель по доверенности от 18.10.2021, паспорт,
от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 19.01.2022, диплом, паспорт; ФИО4 – представитель по доверенности от 22.03.2022, паспорт,
от третьего лица: ФИО5 – представитель по доверенности от 10.03.2022, диплом, служебное удостоверение,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (прежнее наименование Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 декабря 2021 года
по делу № А50-22134/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Министерство финансов Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия по не предоставлению субсидии в сумме 30 798 551,33 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» (далее - заявитель, Общество, общество «Юговской комбинат молочных продуктов») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия по не предоставлению субсидии в сумме 30 798 551,33 рубля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Министерство финансов Пермского края (далее также - третье лицо, Минфин ПК).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 14.12.2021) требования ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края по не предоставлению обществу с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» субсидии в сумме 30 798 551 рубль 33 копейки. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края обязано судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» посредством принятия мер к предоставлению субсидии в сумме 30 798 551 рубль 33 копейки. В порядке распределения судебных расходов с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 рублей. Обществу с ограниченной ответственностью «Юговской комбинат молочных продуктов» из федерального бюджета возвращена уплаченная в составе платежного поручения от 26.08.2021 № 993341 государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что согласно уточненному сводному сметному расчету стоимость оборудования, монтажных работ, пуско-наладки по производству сыров составила 48 588 00 рублей; сумма субсидии, подлежащей выплате, составляет 14 576 329, 18 рублей; суд не рассмотрел то обстоятельство, что общество не обращалось с заявкой о возмещении затрат в сумме, превышающей полученную сумму субсидии; объем затрат в размере 151 249 601, 79 рублей обществом не подтвержден; приобретенное оборудование является бывшим в употреблении, приобретено за границей, в подтверждение стоимости приложены таможенные декларации, что не предусмотрено п. 3.2 Порядка; затраты в отношении российского оборудования составили 48 588 000 рублей; обществом не доказано, какому конкретно пункту Порядка или иного нормативного правого акта не соответствует бездействие Министерства по непредставлению субсидии.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Пермского края по мотивам, изложенным в отзыве на жалобы, поддерживает доводы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края; просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество Юговской комбинат молочных продуктов» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2004 в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и осуществляет деятельность в сфере производства молочной продукции, в том числе производство сыра и сырных продуктов.
В целях реализации права на получение субсидии, предусмотренной Порядком № 519-п, Обществом в Министерство представлен пакет документов по инвестиционному проекту «Модернизация сооружения с установкой технологического оборудования по производству сыров» (с отражением 8 этапов технологического процесса), в том числе заявка с суммой затрат 151 249 601,71 руб., по результатам процедуры отбора с учетом протокола созданной Министерством комиссии, с заявителем заключено соглашение от 23.12.2020 № 17 и ему предоставлена субсидия в сумме 14 576 329,18 руб. (том 1 л.д.150).
Ссылаясь на незаконное бездействие Министерства и неправомерный отказ в предоставлении субсидии в объеме, предусмотренном Порядком № 519-п (30% от объема прямых затрат), заявитель после досудебной процедуры урегулирования спора, обратился в Арбитражный суд Пермского края с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение, которым оспариваемое бездействие признано незаконным.
Проверив доводы апелляционной жалобы и обоснованность позиций сторон, апелляционный суд пришел к выводу, что выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, признания недействительными принятых ими ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 5.1 статьи 78 БК РФ определено, что при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 этой статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.
Как определено пунктом 7 статьи 78 БК РФ, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.09.2018 N 519-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - Порядок N 519-п), который определяет цели, условия и правила предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее также - объект), из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1.2 Порядка № 519-п определено, что для целей его применения: модернизация - работы, связанные с повышением технико-экономических показателей оборудования, здания, строения и сооружения, в том числе работы по модернизации с элементами реконструкции, модернизации с элементами капитального ремонта, модернизации оборудования; модернизация оборудования - оснащение и (или) замена технологического оборудования, которые приводят к улучшению ранее принятых нормативных показателей функционирования объекта; инвестиционный проект - документация, включающая обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению таких затрат; фактическая стоимость объекта - сумма затрат, понесенных на создание и (или) модернизацию объекта агропромышленного комплекса, на основании первичной учетной документации, за исключением затрат на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов агропромышленного комплекса и за исключением налога на добавленную стоимость; прямые понесенные затраты - выраженные в денежной форме расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) или организаций, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее соответственно - сельскохозяйственные товаропроизводители, организации АПК), на создание и (или) модернизацию объектов, равные фактической стоимости объекта.
При этом исходя из Порядка № 519-п в понятие «объекты агропромышленного комплекса» включает в себя в том числе объект по производству сыров твердых и (или) сыров полутвердых - здание, и (или) строение, и (или) сооружение, и (или) цех, оснащенные необходимым технологическим оборудованием, предназначенным для производства сыров твердых и (или) сыров полутвердых.
На основании пункта 1.3 Порядка № 519-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК в рамках реализации основного мероприятия «Реализация инвестиционных проектов и обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования» государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п, в целях возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса на территории Пермского края, за исключением затрат на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов агропромышленного комплекса, по следующим направлениям: организациям АПК за счет средств бюджета Пермского края на создание и (или) модернизация объектов по производству сыров твердых и (или) сыров полутвердых (подпункт 1.3.8 пункта 1.3 Порядка № 519-п).
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (пункт 1.4 Порядка № 519-п).
Пунктом 1.5 Порядка № 519-п определено, что главным распорядителем средств бюджета Пермского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (Министерство).
Пунктом 1.6 Порядка № 519-п определены критерии к категориям получателей предоставления субсидии.
Пунктом 2.1 Порядка № 519-п установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК при соблюдении следующих условий: 2.1.1. соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя, организации АПК требованиям, установленным пунктом 1.6 настоящего Порядка; 2.1.2. объект принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям или организациям АПК на праве собственности, земельный участок принадлежит организациям АПК на праве собственности или праве аренды; 2.1.3. инвестиционные проекты, направленные на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - инвестиционные проекты), реализуются на территории Пермского края; 2.1.4. создание и (или) модернизация объектов, указанных в пунктах 1.3.1, 1.3.2 настоящего Порядка, начаты не более чем за 3 года, предшествующие году предоставления субсидий; 2.1.5. инвестиционный проект прошел отбор. 2.1.7. документальное подтверждение фактически произведенных затрат на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка; 2.1.8. наличие заключенного между Министерством и сельскохозяйственным товаропроизводителем или организацией АПК Соглашения; 2.1.9. затраты, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка, не возмещены в рамках предоставления иных форм государственной поддержки.
Подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Порядка № 519-п установлено, что субсидии предоставляются в следующих размерах за счет средств бюджета Пермского края - 30% фактической стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта) на создание и (или) модернизацию объектов по производству сыров твердых и (или) сыров полутвердых.
На основании пункта 2.4 Порядка № 519-п предельная стоимость объекта определяется исходя из мощности объекта и предельного значения стоимости единицы мощности объекта по направлению - создание и (или) модернизация объектов по производству сыров твердых и (или) сыров полутвердых - 125 тыс. рублей за тонну.
Разделами III и IV Порядка № 519-п определены критерии отбора инвестиционных проектов и процедура заключения соглашений о предоставлении субсидий при наличии определенного пакета документов.
На основании пункта 4.7 Порядка № 519-п Министерство обеспечивает заключение с сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, Соглашения, условиями которого являются: размер субсидии; целевое назначение субсидии; условия и сроки предоставления субсидии; права и обязательства сторон; согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя, организации АПК на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем, организацией АПК условий, целей и порядка предоставления субсидий; результаты предоставления субсидии и их значения, а также порядок, сроки и форма представления отчета о достижении результатов предоставления субсидии в соответствии с разделом V настоящего Порядка.
На основании пункта 5.1 Порядка № 519-п сельскохозяйственные товаропроизводители, организации АПК представляют в Министерство отчет о достижении результатов предоставления субсидии по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку в первый, второй годы, следующие за годом получения субсидий, в срок до 20 марта соответствующего года.
Исходя из подпункта 5.2.10 пункта 5.2 Порядка № 519-п результатами предоставления субсидии являются в случае создания и (или) модернизации объектов по производству сыров твердых и (или) сыров полутвердых - объем производства сыров твердых и (или) сыров полутвердых (тыс. тонн).
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что условия для получения субсидии заявителем соблюдены, объем затрат для расчета субсидии составил 151 249 601,71 руб., оснований для отказа в предоставлении субсидии у Министерства не имелось; уточненный сводный сметный расчет на сумму 48 588 000 руб. отражал лишь затраты в отношении российского оборудования, при этом отказ от финансирования затрат по иностранному оборудованию обществом не заявлялся.
Далее, правильно применив вышеприведенные положения Порядка № 519-п к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции признал требования общества обоснованными.
Отклоняя доводы Министерства о предоставлении субсидии лишь в отношении российского оборудования и невозможности предоставления субсидии по бывшему в употреблении оборудованию со ссылкой на положения Налогового кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что Порядком № 519-п таких условий и критериев не предусмотрено.
При этом, учитывая положения пункта 2, подпункт «а» пункта 9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, а также пункта 5.1 статьи 78 БК РФ, суд первой инстанции обоснованно отметил, что указанными нормами предусмотрен запрет лишь на приобретения получателями субсидий - юридическими лицами, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий, за счет полученных из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом.
Из материалов дела нарушение данного запрета обществом при подаче документов для целей предоставления средств субсидии не установлено, иного суду в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что доводы Министерства не учитывают обстоятельства отсутствия в деятельности общества нарушения нормативных требований, влекущих отказ в предоставлении субсидии в установленном Порядком № 519-п размере, и при соблюдении заявителем всех условий для получения субсидии на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация сооружения с установкой технологического оборудования по производству сыров» (с суммой затрат 151 249 601,71 руб.).
В судебном заседании Министерство в обоснование жалобы ссылалось на непредставление обществом платежных поручений, подтверждающих оплату оборудования иностранного происхождения, в нарушение пункта 3.2.9 Порядка № 519-п, а также на невозможность определить стоимость оборудования по таможенной декларации и поручениям на перевод валюты.
Апелляционный суд полагает, что указанные доводы не могут быть приняты в обоснование позиции о невыплате субсидии в полном объеме.
Порядком № 519-п не установлен запрет на установку технологического оборудования иностранного происхождения.
В соответствии с Порядком прямыми понесенными затратами признаются выраженные в денежной форме расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей или организаций, осуществляющих первичную и (или) последующую переработку сельскохозяйственной продукции, на создание и (или) модернизацию объектов, равные фактической стоимости объекта.
Министерством не оспаривается целевое назначение приобретенного обществом оборудования, а также сам факт несения обществом затрат на приобретение технологического оборудования как российского, так и иностранного происхождения.
Эксплуатация заявителем технологического оборудования по производству сыров твердых и (или) полутвердых с января 2020 года подтверждается материалами дела, в том числе Заключением Пермской Торгово-промышленной палаты от 12.11.2021.
Довод Министерства о невозможности определить действительную стоимость иностранного оборудования апелляционный суд не принимает, поскольку в составе заявки обществом были представлены инвойсы поставщика, таможенная декларация с указанием стоимости оборудования (том 1 л.д. 57-58).
Сведений о недостоверности указанных документов в материалах дела не имеется; из обстоятельств дела не усматривается, что бездействие Министерства по не предоставлению субсидии было связано именно с недостаточностью информации в представленных документах относительно стоимости оборудования иностранного происхождения.
С учетом вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконным бездействия по не предоставлению субсидии в сумме 30 798 551,33 рубля ((30% от 151 249 601,71 руб.) – 14 576 329, 18) с возложением на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством принятия мер к предоставлению субсидии в сумме 30 798 551,33 руб. правомерно признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта и удовлетворения жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2021 года по делу № А50-22134/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Е.Ю. Муравьева | |
Судьи | И.В. Борзенкова | |
Е.М. Трефилова |