СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-14902/2017-ГК
г. Пермь
22 ноября 2017 года Дело № А50-14552/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года
Постановление в полном объёме изготовлено 22 ноября 2017 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Даниловой И.П., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Малышевой Д.Д.
при участии:
от заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (МИФНС № 17 по Пермскому краю): ФИО1 (удостоверение, доверенность от 09.01.2017),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 августа 2017 года
принятое судьёй ФИО2
по делу № А50-14552/2017
по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к МИФНС № 17 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об отмене решения о внесении записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Промресурс» (ООО «Промресурс», ОГРН <***>, ИНН <***>), признании незаконным внесения записи об исключении юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности ООО "Промресурс" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,
третьи лица: учредители ООО "Промресурс" – ФИО3 (ФИО4), ФИО5 (ФИО5), ФИО6 (ФИО6),
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к МИФНС России № 17 по Пермскому краю, в котором просило отменить решение МИФНС № 17 по Пермскому края от 14.08.2015 № 1846, на основании которого внесена запись о прекращении деятельности ООО «Промресурс»; признать незаконным внесение МИФНС № 17 по Пермскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи от 09.12.2015 об исключении ООО «Промресурс», восстановить в ЕГРЮЛ ООО «Промресурс» как действующее юридическое лицо (с учётом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2017 в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители общества ООО «Промресурс» ФИО3, ФИО5, ФИО6
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в связи с внесением регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ о прекращении правоспособности ООО «Промресурс» у заявителя утеряна возможность по взысканию задолженности по арендным платежам на основании вступившего в законную силу судебного акта; права и законные интересы заявителя, как кредитора ООО «Промресурс» нарушены. Судом не учтены обстоятельства и не дана оценка относительно возможности в последующем принять меры по применению положений приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 25.08.2016 № 332, в соответствии с которым факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ препятствует принятию положительного решения о списании безнадежной к взысканию задолженности в случае, если меры, предпринятые службой судебных приставов в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не дадут положительного результата.
МИФНС № 17 по Пермскому краю в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ принято при непредставлении юридическим лицом в течение 12 месяцев документов и отчётности, на основании данных об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам; ООО «Промресурс» не представило доказательств того, что на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ фактически осуществляло свою деятельность; исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ допускается в том числе в случае, если указанное лицо имеет кредиторскую задолженность; учитывая открытость информации, заявитель имел возможность в установленный законом срок обратиться с заявлением о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ; риск невозможности взыскания денежных средств с юридического лица в результате исключения его из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, лежит на заявителе.
В судебном заседании представитель МИФНС № 17 по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно сведеньям из ЕГРЮЛ, ООО «Промресурс» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.01.2007, присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
Согласно справок Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю № 98-О от 10.08.2015, № 98-С от 10.08.2015 (л.д. 62, 63) в течение последних 12 месяцев ООО «Промресурс» не представляло налоговой и бухгалтерской отчётности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций по расчётным счетам.
Установив, что ООО «Промресурс» обладает признаками недействующего юридического лица, регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от 14.08.2015 (л.д. 49).
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса регистрирующего органа, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 32 (544) от 19.08.2015 (л.д.64).
Поскольку в установленный срок заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, 09.12.2015 внесена запись в ЕГРЮЛ за регистрационным номером 6155958211513 об исключении ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Ссылаясь на то, что на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2011 у ООО «Промресурс» имеется задолженность перед заявителем по арендным платежам по договору аренды лесного участка № 18 от 30.12.2008 в размере 1 033 687 руб., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регистрирующим органом соблюдён; юридическое лицо имело признаки недействующего юридического лица; доказательств того, что на момент исключения из ЕГРЮЛ, ООО «Промресурс» фактически деятельность не прекратило, и что восстановление юридического лица в ЕГРЮЛ повлечёт возможность взыскания имеющейся задолженности, заявитель не представил; нарушения прав и законных интересов заявителя не допущено.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя МИФНС № 17 по Пермскому краю в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 11Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 21.1Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как установлено регистрирующим органом, ООО «Промресурс» документы налоговой и бухгалтерской отчётности не представлялись более 12 месяцев, движения денежных средств по счетам в банках в течение последних 12 месяцев отсутствуют, что подтверждается справками Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю № 98-О от 10.08.2015, № 98-С от 10.08.2015.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения ООО «Промресурс» отвечало признакам прекратившего свою деятельность юридического лица.
Доказательства, свидетельствующие о фактическом осуществлении ООО «Промресурс» деятельности на момент принятия регистрирующим органом обжалуемого решения и внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ в материалы дела не представлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1-3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Из материалов дела следует, что во исполнение ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ сообщение о предстоящем исключении ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 32 (544) от 19.08.2015.
Поскольку в течение трёх месяцев с момента опубликования сообщения заявлений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ, не поступало, в ЕГРЮЛ внесены записи о прекращении деятельности указанного юридического лица.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной ст. 21.1 Закона N129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
По сведениям заявителя у исключённого юридического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта имеется задолженность перед ним по арендным платежам по договору аренды лесного участка № 18 от 30.12.2008 в размере 1 033 687 руб.
Вместе с тем, доказательства того, что восстановление юридического лица в ЕГРЮЛ повлечёт возможность взыскания имеющейся задолженности, в материалы дела не представлены.
Согласно информации, полученной с сайта Управления ФССП России по Пермскому краю, исполнительный лист в отношении должника ООО «Промресурс» был возвращен взыскателю, на основании п.3 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Факт наличия у недействующего юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами на является основанием для отмены решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Кроме того, заявитель подтвердил, что задолженность ООО «Промресурс» является безнадёжной к взысканию, доказательств реального осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности не представлено.
Таким образом, не установив нарушение прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ о прекращении правоспособности ООО «Промресурс» у заявителя утеряна возможность по взысканию задолженности по арендным платежам на основании вступившего в законную силу судебного акта; права и законные интересы заявителя, как кредитора ООО «Промресурс» нарушены; судом не учтены обстоятельства и не дана оценка относительно возможности в последующем принять меры по применению положений приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 25.08.2016 № 332, в соответствии с которым факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ препятствует принятию положительного решения о списании безнадежной к взысканию задолженности в случае, если меры, предпринятые службой судебных приставов в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не дадут положительного результата, отклоняются.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Само по себе наличие у юридических лиц задолженности перед бюджетом и муниципальных органов не является в силу норм Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры, установленной в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения деятельности юридического лица.
Кроме того, в рассматриваемом случае оснований считать, что при восстановлении спорных юридических лиц в ЕГРЮЛ как действующих, задолженность перед заявителем будет реальной ко взысканию, не имеется. В обоснование того, как удовлетворение заявленных требований может восстановить, нарушенные, по мнению заявителя, права, доказательства не представлены.
Поскольку процедура, предшествующая исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом соблюдена, решение регистрирующего органа о предстоящем исключении ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ было в установленном порядке опубликовано, заявитель не реализовал возможность направления заявлений, препятствующих принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра, регистрирующий орган правомерно исключил недействующее юридическое лицо - ООО «Промресурс» из ЕГРЮЛ путём внесения соответствующих записей.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ст. 333.37 НК РФ заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 августа 2017 года по делу № А50-14552/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | С.И. Мармазова | |
Судьи | И.П. Данилова | |
О.Н. Чепурченко |