ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14992/2021-АК от 15.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 92 /2021-АК

г. Пермь

15 декабря 2021 года                                                   Дело № А50-15147/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей  Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М., 

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность № 770 от 19.04.2021, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2, служебное удостоверение № 59 01541, доверенность от 30.12.2020, диплом,

от третьего лица представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю,

на решение  Арбитражного суда Пермского края

от 28 сентября 2021 года

по делу № А50-15147/2021

по заявлению Управления образования администрации Чернушинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Министерство физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене представления от 20.05.2021 № 20- 10/15,

установил:

Управление образования администрации Чернушинского городского округа  (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю  (далее - Управление) о признании незаконным и отмене представления от 20.05.2021 № 20-10/15.

Определением Арбитражного суда Пермского от 25.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство физической культуры и спорта Пермского края.

         Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 21.09.2021) требования Управления образования администрации Чернушинского городского округа  удовлетворено. Признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 20.05.2021 № 20-10/15, как не соответствующее бюджетному законодательству. Управление Федерального казначейства по Пермскому краю обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; субсидия бюджету Чернушинского городского округа предоставлена на создание малых  спортивныхплощадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО;  Управлению образования администрации Чернушинского городского округа направлены средства субсидии из федерального бюджета и бюджета Пермского края  на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования, установленного на спортивной площадке МБОУ «Кадетская школа», не являющегося спортивной площадкой и объектом тестирования для непосредственной сдачи нормативов ГТО согласно постановлению Главы Чернушинского муниципального района Пермского края № 15 от 29.01.2016; спортивная  площадка МБОУ «Кадетская школа» включена в перечень мест для проведения тестирования постановлением Администрации Чернушинского муниципального района 08.07.2020 № 1006-261-01-04; таким образом, заявителем не соблюдены требования бюджетного законодательства, постановления Правительства РФ № 302 от 15.04.2014, Постановление Правительство Пермского края № 158-п от 14.03.2019, соглашения от 14.05.2019.

Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.  

В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 № 158-П утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок № 158-П).

Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждено постановлением Правительства Пермского края от 05.04.2019г. № 235-П "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием".

14.05.2019 между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Чернушинского муниципального района заключено соглашение № 57657000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в размере 1 019 445 руб.

Указанная субсидия в согласованном объеме была перечислена Управлению образования администрации Чернушинского муниципального района платежным поручением от 21.08.2019 № 485442.

Средства субсидии в сумме 1 073 100 рублей (в том числе, средства федерального бюджета в размере 968 472,75 руб.), Управлением образования администрации Чернушинского муниципального района перечислены платежным поручением № 488834 от 21.08.2019 Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кадетская школа имени Героя Советского ФИО3 ФИО4» (Далее – МБОУ «Кадетская школа») на приобретение спортивно-технологического оборудования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

На основании заключенных контрактов № 1933 от 03.07.2019 (сумма 475 200 руб., № 33 от 03.07.2019 (сумма 133 122 руб.), № 467 от 03.07.2019 (сумма 464 778 руб.) МБОУ «Кадетская школа» было приобретено спортивно-технологическое оборудование. Факт поставки и оплаты оборудования подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными и платежными документами.

Приобретенное оборудование смонтировано и установлено на территории МБОУ «Кадетская школа» (материалы проверки, инвентаризационная описи от 18.03.2021 № 00ГУ-000001, № 00ГУ-000002, № 00ГУ-000003).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю в соответствии с приказом от 24.03.2021 № 126 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

По результатам проверки составлен акт от 01.04.2021, заявителю выдано представление от 20.05.2021 № 20-10/15, содержащее требование по устранению нарушения бюджетного законодательства путём перечисления денежных средств в сумме 968 472,75 рублей в доход федерального бюджета, и принятию мер по устранению его причин и условий.

Полагая, что данное представление не соответствует законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство (далее - казначейство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 5 Положения № 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Согласно пункту 4 Положения № 703 казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.

Согласно положениям ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 5 нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений. Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 № 158-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок № 158-п).

В соответствии с п. 2.2.1 Порядка N 158-п субсидии предоставляются по следующим направлениям: создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Согласно п. 2.3.1 Порядка № 158-п Средства субсидии направляются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.4 Порядка № 158-п условиями предоставления субсидий являются:

наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии (п. 2.4.1 Порядка № 158-п).

в случае предоставления субсидии по направлению, указанному в пункте 2.2.1 настоящего Порядка, - наличие муниципального центра тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (п. 2.4.2 Порядка № 158-п),

наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, аналогичной типовой форме соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии). (п. 2.4.4 Порядка N 158-п).

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 158-п нецелевое использование субсидии, нарушение порядка и (или) условий ее предоставления (расходования), установленных настоящим Порядком и (или) соглашением о предоставлении субсидии, влекут применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Основанием для возврата субсидии, по мнению заинтересованного лица, является то обстоятельство, что средства субсидии на приобретение спортивно-технологического оборудования (включающие федеральный компонент в сумме 968 472,75 руб.) перечислены МБОУ «Кадетская школа», которое на момент перечисления субсидии не было включено в перечень мест тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта ВФСК «ГТО» среди населения Чернушинского муниципального района.

Такую же позицию заинтересованное лицо изложило в апелляционной жалобе.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, условие о включении объекта в перечень спортивных площадок и объектов тестирования для сдачи нормативов ГТО на территории муниципального района для целей предоставления субсидии ни Порядком № 158-п, ни иными нормативными актами не предусмотрено.

Отсутствует указанное условие и в соглашении от 14.05.2019 № 57657000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, заключенном между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Чернушинского муниципального района.

Из обстоятельств дела следует и заинтересованным лицом не опровергнуто то обстоятельство, что средства субсидии были направлены на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования, которое было установлено на спортивной площадке МБОУ «Кадетская школа».

Постановлением администрации Чернушинского городского округа от 08.07.2020 № 1006-261-01-04, МБОУ «Кадетская школа» (<...>) включена в перечень мест для проведения тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта «ГТО».

Таким образом, средства субсидии направлены на достижение целей, для которых они предоставлялись - закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Следовательно, оснований для вывода о нецелевом использовании средств субсидии и возложения на заявителя обязанности возвратить данные средства в доход федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законность вынесения оспариваемого представления заинтересованным лицом не доказана (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал представление недействительным.

По приведенным мотивам изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.

Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушения, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                           ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края  от 28 сентября 2021 года по делу № А50-15147/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.        

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

И.В. Борзенкова 

В.Г. Голубцов