П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 64 /2017-ГК
г. Пермь
14 ноября 2017 года Дело № А50-14089/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя: представители не явились;
от заинтересованного лица: ФИО1 (паспорт, доверенность от 09.01.2017);
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 августа 2017 года,
принятое судьей И.Е. Ремянниковой
по делу № А50-14089/2017
по заявлению Управления земельно-имущественных отношений администрации Горнозаводского муниципального района
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю
о признании незаконным бездействия по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Управление земельно-имущественных отношений администрации Горнозаводского муниципального района (заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:3 общей площадью 1045 кв.м по адресу: <...> и земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:4 общей площадью 2000 кв. м по адресу: <...>; об обязании определить кадастровую стоимость указанных участков.
Решением от 30.08.2017 признано незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Пермскому краю по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:3, общей площадью 1045 кв. м, по адресу: <...> и земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:4, общей площадью 2000 кв. м, по адресу: <...>. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:3, общей площадью 1045 кв. м, по адресу: <...>; определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:17:0701015:4, общей площадью 2000 кв. м, по адресу: <...>.
Решение суда от 30.08.2017 обжаловано ФГБУ «ФКП Росреестра» в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что 01.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 №1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». Данным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 9:17:0701015 не утвержден, в связи с чем определить кадастровую стоимость спорных земельных участков не представляется возможным. Иной способ определения кадастровой стоимости земельного участка в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости не установлен. По мнению заявителя апелляционной жалобы, методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии. Заинтересованное лицо считает, что определение кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки филиалом не осуществляется. Полагает, что в действиях ФГБУ «ФКП Росреестра» отсутствует оспариваемое бездействие. Просит решение суда отменить.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, земельный участок с кадастровым номером 59:17:0701015:3, общей площадью 1045 кв. м, по адресу: <...> и земельный участок с кадастровым номером 59:17:0701015:4, общей площадью 2000 кв. м, по адресу: <...> (далее – земельные участки) для индивидуального жилищного строительства расположены на межселенной территории Горнозаводского муниципального района.
Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что кадастровая стоимость земельных участков не установлена.
В связи с обращением физического лица по вопросу оформления прав на земельные участки с кадастровыми номерами 59:17:0701015:3, 59:17:0701015:4 Управление обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» с письмом от 05.05.2016 № 02-12-335 о внесении сведений в ГКН.
В письме от 23.05.2016 №01-10/1592 ФГБУ «ФКП Росреестра» указало, что в связи с отсутствием утвержденных удельных показателей кадастрового квартала 59:17:0701015, кадастровая стоимость земельных участок не может быть определена.
17.06.2016 заявителем в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края был направлен запрос о разъяснении порядка определения цены выкупа участков в случае отсутствия их кадастровой стоимости. Ответ Министерства от 15.09.2016 №СЭД – Пвн31-02-2-15-1823 содержал информацию об отсутствии утвержденных удельных показателей кадастрового квартала, а также разъяснения со ссылкой на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
02.11.2016 в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» заявителем были направлены оценочные отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков для установления их стоимости на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответах ФГБУ «ФКП Росреестра» от 18.11.2016 №01-10/4376 и 01-10/4377 Управлению было отказано в установлении стоимости земельных участков на основании представленных документов со ссылкой на порядок установления рыночной стоимости земельных участков только в рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Ссылаясь на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» допущено незаконное бездействие по неустановлению кадастровой стоимости земельных участков, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 24.11, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», пп. 1.2, абз. 2 п. 2.1.3, 2.4, 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, и исходил из того, что отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости нарушает права Управления и препятствует осуществлению действий по распоряжению земельными участками путем предоставления их в собственность или в аренду.
При этом арбитражный суд первой инстанции указал, что исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в абзаце 1 пункта 2.1.3 Методических указаний, ФГБУ «ФКП Росреестра» надлежит определить их кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое ныне обжалуется заинтересованным лицом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».
Как указано в п. 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
Как установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки не вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 21.1.1.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположены земельные участки, не установлено.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции принято во внимание, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Управлению осуществить действия по распоряжению земельными участками.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 таким органом является Росреестр.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
Абзацем вторым п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что в связи с невозможностью определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с порядком, прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованному лицу надлежало определить их кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанных действий заинтересованным лицом не произведено, вывод суда первой инстанции о незаконности такого бездействия и нарушений прав заявителя является обоснованным.
Довод ФГБУ «ФКП Росреестра» об отсутствии у него полномочий по организации государственной кадастровой оценки отклоняется, как противоречащий Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, Приказу Росреестра от 12.05.2015 №П/210.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают вывод суда о том, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Управлению осуществить действия по распоряжению земельными участками, при этом отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Обжалуемый судебный акт решением о правах и об обязанностях лица (лиц), не привлеченного (не привлеченных) к участию в деле, не является.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2017 по делу № А50-14089/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | В.Ю. Дюкин | |
Судьи | В.В. Семенов | |
Ю.В. Скромова |