ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15284/2021-АК от 15.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 84 /2021-АК

г. Пермь

16 декабря 2021 года                                                              Дело № А50-17642/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тиуновой Н.П.,

при участии:

от заявителя - Безматерных Н.Н., представитель по доверенности от 05.07.2021, диплом, паспорт.

от заинтересованного лица - Корякин И.С., представитель по доверенности от 11.06.2021, диплом, паспорт.        

от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства территориального развития Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 сентября 2021 года

по делу № А50-17642/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Оазис» (ОГРН: 1185958068460, ИНН: 5916034582)

к Министерству территориального развития Пермского края (ОГРН: 1095902000050, ИНН: 5902293675)

об оспаривании решения,

третьи лица: 1) Администрации Нытвенского городского округа (ОГРН: 1195958042060, ИНН: 5916035385); 2) Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, ИНН: 7710349494),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Оазис» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства территориального развития Пермского края (далее – заинтересованное лицо, Минтерразвития Пермского края, Министерство) от 15.02.2021 о расторжении в одностороннем порядке соглашения от 19.09.2019 № СЭД-53-02.08.2 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва».

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы Министерство настаивает на правомерности своих действий в связи с существенными нарушениями заявителем условий соглашения в части объема капитальных вложений, осуществленных в рамках инвестиционного проекта в течение первого года после включения общества в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Нытва»: объем капитальных вложений  составил 1,429 млн. руб., а должен был составлять не менее 2,5 млн. руб. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и не исследовал вопрос, каким образом распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на деятельность именно ООО «Оазис». Отмечает, что удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, однако причинная связь между обстоятельствами непреодолимой силы и неисполнением обязательства судом не была установлена, ООО «Санаторий-профилакторий «Оазис» данная причинно-следственная связь не была доказана. Полагает, что установление причинной связи между обстоятельствами непреодолимой силы и неисполнением ООО «Санаторий-профилакторий «Оазис» условия Соглашения в части объема капитальных вложений исключительно на основании указанных документов является необоснованным. Кроме того указывает, что объявление в Российской Федерации нерабочих дней носило временный характер, судом не исследовано достаточно ли было данного времени, чтобы общество не достигло показателя и не выполнило обязательства по Соглашению в части объема капитальных вложений. Считает неправомерной ссылку суда на постановление Правительства Российской Федерации № 350. В части возложения на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Санаторий-профилакторий «Оазис», заявитель жалобы отметил, что Министерство не имеет полномочий на ведение Реестра, в связи с чем и не имеет возможности «возобновить» статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель Министерства на доводах апелляционной жалобы настаивал,  представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 19.09.2019 Минтерразвития Пермского края, Администрацией муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» и обществом с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Оазис» (Резидент) заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва»  № СЭД-53-02.08.2  (далее – Соглашение) - л. д. 15-18.

Предмет Соглашения заключается в том, что Резидент обязуется реализовать инвестиционный проект «Расширение деятельности санатория-профилактория «Оазис» (далее - Инвестиционный проект) по видам экономической деятельности: 86.90.4 – деятельность санаторно-курортных организаций; 55.10 - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; 93.13 - деятельность фитнес-центров - на земельном участке с кадастровым номером 59:26:0611210:1 на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва» в соответствии с представленной им заявкой на заключение Соглашения с прилагаемым к ней бизнес-планом Инвестиционного проекта и планом реализации Инвестиционного проекта согласно приложению 1 к настоящему Соглашению на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением и нормативными документами.

Соглашение заключено на срок до 11 апреля 2029 года (п. 2.1 Соглашения).

В соответствии с условиями пункта 3.3 Соглашения Резидент принял на себя следующие обязательства: обеспечить выполнение основных показателей Инвестиционного проекта, предусмотренных в приложении 1 к Соглашению; привлечь на реализацию Инвестиционного проекта капитальные вложения в объеме 2,75 млн.руб. в первый год с даты заключения Соглашения;  обеспечить в ходе реализации Инвестиционного проекта создание не менее 21 нового постоянного рабочего места в течение первого года с даты заключения Соглашения; обеспечить сохранение на период действия Соглашения не менее 90 процентов численности работников.

В разделе IV Соглашения содержатся условия его прекращения.

В соответствии с пунктом 4.1. Соглашение может быть расторгнуто досрочно в следующих случаях:

4.1.1.по соглашению Сторон;

4.1.2.по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;

4.1.3. в одностороннем порядке по требованию одной из Сторон в связи с существенным нарушением условии настоящего Соглашения другой Стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным основаниям, предусмотренным нормативными документами.

Пунктом 4.2 Соглашения к существенным нарушениям Резидентом условий Соглашения отнесено:

 4.2.5. снижение предусмотренных настоящим Соглашением параметров Инвестиционного проекта более чем на 25 процентов либо исключающее возможность его реализации с соблюдением требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденных нормативными документами;

4.2.6. неисполнение по итогам года хотя бы одного показателя, указанного в приложении 1 к настоящему Соглашению, с учетом допустимых Отклонений в размере 25 процентов;

4.2.7. несоблюдение Резидентом условий настоящего Соглашения.

В соответствии с пунктом 4.3. Соглашения оно считается расторгнутым со дня получения Резидентом уведомления о досрочном расторжении настоящего Соглашения.

После заключения Соглашения, 04.10.2019 общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Оазис» зарегистрировано Департаментом регионального развития Минэкономразвития России в Реестре резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), что подтверждается письмом Минэкономразвития России от 09.10.2019 № Д14и-34632 (л.д. 14).

Как утверждает заявитель и не оспаривает заинтересованное лицо,  15.02.2021 обществом получено письмо Минтерразвития Пермского края от 08.02.2021 № 01-75-8, в котором содержится уведомление о досрочном расторжении Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва» от 19.09.2019 № СЭД-53-02.08.2 (л.д. 13).

В качестве основания для расторжения Соглашения в письме указано, что согласно представленной Резидентом информации о выполнении обязательств по Соглашению за IV квартал 2020 года объем капитальных вложений, осуществленных в рамках Инвестиционного проекта в течение первого года после включения 04 октября 2019 года общества в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития составил 1,429 млн. руб., что не соответствует требованию к инвестиционным проектам, а именно: осуществление в течение первого года после включения юридического лица в реестр не менее 2,5 млн. руб. капитальных вложений.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.2.5 Соглашения невозможность реализации Инвестиционного проекта с соблюдением требований, установленных нормативными документами, является существенным нарушением условий Соглашения.

Не согласившись с уведомлением о досрочном расторжении Соглашения, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Судом принято вышеизложенное решение.

Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определяет Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 473-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 473-ФЗ под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В части 1.1 статьи 3 Закона № 473-Ф указано, что решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 473-ФЗ территории опережающего социально-экономического развития создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 21.01.2020) Нытвенский городской округ, г. Нытва Пермского края включен в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2019 № 387 создана территория опережающего социально-экономического развития «Нытва» на территории муниципального образования «Нытвенское городское поселение Пермского края», имея в виду, что ее функционирование будет обеспечивать достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Согласно части 3 статьи 34 Закона № 473-ФЗ резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 настоящей статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 настоящей статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 настоящей статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям

Требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.06.2015 № 614.

Одним из требований, которым должен отвечать инвестиционный проект, реализуемый резидентом территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), является то, что  в рамках реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений в соответствии с соглашением не может быть менее 2,5 млн. рублей в течение первого года после включения юридического лица в реестр, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.03.2019 № 387 определено, что в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития минимальный объем капитальных вложений резидента территории опережающего развития, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, реализуемого указанным резидентом в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 2,5 млн. рублей.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 244-п «О заключении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Пермского края (моногорода)» Министерство территориального развития Пермского края определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края по заключению соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Пермского края (моногородов).

Как следует из представленных в дело документов, на основании приведенных выше положений законодательства 19.09.2019 Минтерразвития Пермского края заключило с обществом Соглашение в целях реализации инвестиционного проекта «Расширение деятельности санатория-профилактория «Оазис», предполагающего  привлечение капитальных вложений в объеме 2,75 млн. руб. в первый год с даты заключения Соглашения.

Принятые на себя обязательства обществу не удалось выполнить в полном объеме: по состоянию на IV квартал 2020 года объем капитальных вложений в рамках Инвестиционного проекта составил 1,429 млн. руб., что послужило для Минтерразвития Пермского края основанием для направления заявителю уведомления о досрочном расторжении Соглашения (письмо от 08.02.2021 № 01-75-8).

В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ в  «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) указано, что  обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности заявителя является деятельность санаторно-курортных организаций (код ОКВЭД 86.90.4). Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 деятельность санаторно-курортных организаций включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения положений статьи 401 ГК РФ к спорным правоотношениям. Наличие обстоятельств непреодолимой силы, вызванных угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, служит основанием для освобождения заявителя от ответственности за неисполнение условий Соглашения в части объема капитальных вложений.

Помимо изложенного, судом  справедливо учтено, что 23.03.2021 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11.03.2021 № 350, которым установлено, что для юридического лица, получившего с 1 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), обязательства по исполнению требований к инвестиционным проектам, касающихся минимального объема капитальных вложений и минимального количества новых постоянных рабочих мест, в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенным юридическим лицом с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть реализованы в течение 2 лет со дня включения такого юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

Вопреки доводам заявителя жалобы, заявитель, заключивший Соглашение 19.09.2019, относится к указанным в постановлении лицам, получившим с 1 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), следовательно, не может быть поставлен в менее выгодные условия при реализации инвестиционного проекта в условиях действия обстоятельств непреодолимой силы.

Приведенные заявителем обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение существенным образом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимая во внимание социальную направленность данной деятельности: оздоровление граждан, в том числе детей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует действующему законодательству и удовлетворил заявление общества.

Довод Министерства о том, что одностороннее расторжение Соглашение в случае нарушения Заявителем условий Соглашения не является мерой ответственности за неисполнение условий соглашения, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен.

Условие в соглашении, предоставляющее Заинтересованному лицу право в одностороннем порядке расторгнуть соглашение (п.4.1.3. Соглашения) в совокупности с пунктами 4.2. (существенные нарушения условий Соглашения Резидентом) и 4.2.5. (невыполнение Резидентом объёма капиталовложений более чем на 25%) представляет собой установленную Соглашением договорную ответственность Заявителя за нарушение условий Соглашения, так как право Министерства на одностороннее расторжение находится в прямой взаимосвязи с нарушением Заявителем условий Соглашения и является по своей сути санкцией, применяемой Заинтересованным лицом к Заявителю за нарушение условий Соглашения, в результате которой для Заявителя наступают негативные последствия.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2021 года по делу № А50-17642/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Судьи

В.Г. Голубцов

Е.Ю. Муравьева