ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15322/19-АК от 26.11.2019 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 22 /2019-АК

г. Пермь

27 ноября 2019 года                                                             Дело № А60-16399/2019­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2019 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гладких Е.О.,

судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Шкиль Алексея Николаевича – Колесников В.В. (доверенность от 23.04.2019, диплом о высшем юридическом образовании),

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Шкиль Алексея Николаевича,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 августа 2019 года по делу № А60-16399/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Шкиль Алексея Николаевича (ИНН 662401581745, ОГРНИП 308661502400011)

к Администрации Нижнетуринского городского округа (ИНН 6624002144, ОГРН 1026601484447)

о признании незаконным решения об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта,

установил:

индивидуальный предприниматель Шкиль Алексей Николаевич (далее – заявитель, предприниматель) побратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по разработке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории Нижнетуринского городского округа Администрации Нижнетуринского городского округа (далее – Администрация, заинтересованное лицо) от 15.03.2019 № 2.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал

его в апелляционном порядке, просит отменить решение в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель считает, что судом первой инстанции неверно истолкованы Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» и постановление Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 № 1002. По мнению предпринимателя, приведенный в них перечень закрытым не является, поскольку на это прямо не указано в тексте правовых актов.

Заявитель также считает, что соблюдение требований пожарной безопасности в отношении его объекта не подлежали выяснению в рамках рассмотрения настоящего дела.

Применение Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заявитель считает недопустимым, поскольку его требования не распространяются на отношения в сфере торговли.

 По мнению предпринимателя, отказ во включении объекта в Схему, содержащийся в протоколе № 2 от 15.03.2019, не содержит конкретных оснований отказа, что является незаконным.

Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу. Полагает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении жалобы заявителя.

Представитель заявителя в заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.

От Администрации поступило заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 21.02.2019 в Администрацию Нижнетуринского городского округа поступило заявление предпринимателя на включение нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа с видом объекта - контейнерная автозаправочная станция (далее - КАЗС).

На заседании комиссии от 15.03.2019, созданной постановлением от 19.10.2018 №851 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов торговли, питания и услуг на территории Нижнетуринского городского округа», вынесено решение о не включении места размещения заявленного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа.

При этом, основанием для отказа во включении заявленного объекта в схему явился факт того, что КАЗС не относится к нестационарным торговым объектам, а также факт отсутствия согласования проекта КАЗС в установленном порядке.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд.

Суд первой инстанции, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 АПК РФ, в удовлетворении заявления отказал.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется ввиду нижеизложенного.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке,     установленном         уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:

а)      достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б)      размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

в)      формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

г)       повышение доступности товаров для населения.

Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которого орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4 - 6 Правил).

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее - Порядок разработки) утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов.

На территории Нижнетуринского городского округа такой порядок установлен Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 № 1002.

Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в Схему осуществляется по мере необходимости по основаниям, установленным главой 3 Постановления Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области".

Заявление от жителей, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему новых мест для размещения нестационарных торговых объектов оформляются по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению и направляются в администрацию Нижнетуринского городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

При этом, с учетом предоставленных органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления полномочий, конкретный перечень нестационарных торговых объектов, подлежащих включению в Схему размещения, установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП, а равно постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 № 1002.

Судом первой инстанции верно учтено, что указанный перечень не содержит указания на такой вид нестационарных объектов, подлежащих включению в схему, как КАЗС.

С учетом изложенного, ссылки заявителя на отнесение КАЗС к нестационарным торговым объектам, подлежащим включению в схему применительно к общему понятию нестационарного торгового объекта,  обоснованно признаны несостоятельными.

Судом также учтено, что согласно пункту 5.6. Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221, контейнерная автозаправочная станция является автозаправочной станцией, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Также, согласно пункту 3.1.8 ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 25.04.2019 № 167-ст, под контейнерной АЗС понимается инженерное сооружение, предназначенное для приема, размещения товарных запасов и отпуска нефтепродуктов, смонтированное в отдельные функциональные блоки или единый блок в заводских условиях в соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно п.п.11.1, 11.2, 11.3, 11.6 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, устройство автозаправочных станций, в которых технологическое оборудование, предназначенное для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, смонтировано в заводских условиях в отдельные функциональные блоки или единый блок (далее - КАЗС), должно соответствовать требованиям действующей нормативной технической документации и настоящим Правилам.

КАЗС изготавливаются в заводских условиях, в строгом соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Проекты привязки КАЗС на местности согласовываются в порядке, действующем для размещения АЗС.

КАЗС устанавливаются на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров.

При этом, согласно пункту 1.3. указанных Правил требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Кроме того, такие требования к КАЗС предусмотрены и ГОСТ Р 58404­2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 25.04.2019 № 167-ст.

Так, пунктом 7.8.2 ГОСТ предусмотрено, что размещение КАЗС осуществляется в соответствии с проектной документацией.

Пунктом 7.8.3 ГОСТ предусмотрено, что КАЗС устанавливают на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров. Устройство и размещение КАЗС осуществляется в соответствии с СП 156.13130.2014, то есть с учетом требований пожарной безопасности.

Кроме того, с учетом положений пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АЗС, а, следовательно, и КАЗС, являются объектом дорожного сервиса.

В силу положений части 1 статьи 22 указанного закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Суд первой инстанции верно указал, что применительно к настоящему спору изложенное означает, что поскольку к такому объекту как КАЗС предъявляются специальные требования к размещению, в то числе на основании проектной документации, постольку в силу своей специфики контейнерная автозаправочная станция не может быть отнесена к нестационарным торговым объектам в смысле, придаваемом понятию таких объектов Федеральным законом № 381-ФЗ.

Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод заявителя жалобы о неправильном толковании норм материального права, в частности Постановления Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» и постановления Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 № 1002.

Так,  в  соответствии со статьей 39.1, подпунктом 6 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральное законодательство предусматривает возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления. При этом предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур. Такая позиция нашла отражение также в письме Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2016 г. № ИА/90/16.

Анализ вышеуказанного законодательства и разъяснения свидетельствует о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание компетенцию субъектов Российской Федерации в области торговой деятельности, а также учитывая, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, данные вопросы могут быть урегулированы законодательством субъекта Российской Федерации.

С учетом предоставленных органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления полномочий, постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП  и постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 18.11.2016 № 1002 предусмотрен конкретный перечень нестационарных торговых объектов, подлежащих включению в Схему размещения.

Основания считать, что принадлежащий заявителю объект – КАЗС может быть отнесен к какому-либо из указанных в данном перечне видов объектов, у апелляционной коллегии отсутствуют. Равно отсутствуют основания расширительно толковать принятые органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления и не признанные в соответствующем порядке противоречащими закону нормативно-правовые акты.

С учетом данного обстоятельства остальные доводы апелляционной жалобы значения для правильного рассмотрения заявленных требований не имеют, поскольку вне зависимости от их оценки включение объекта заявителя в схему размещения нестационарных торговых объектов допустимым не является.

Апелляционная коллегия считает, что все нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, обстоятельства дела установлены с надлежащей полнотой и верно, оценка собранных доказательств  произведена объективно и правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2019 года по делу № А60-16399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

   Е.О. Гладких

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Е.М. Трефилова