ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15332/2021-АК от 21.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15332/2021-АК

г. Пермь

22 декабря 2021 года Дело № А60-31250/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,

судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии:

от заявителя ООО «Дельтастрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица первого заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО1 –не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ООО «Дельтастрой»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года

по делу № А60-31250/2021,

принятое судьей Чукавиной Т.В.

по заявлению ООО «Дельтастрой»

к первому заместителю директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО1

о признании незаконными решения и действия должностного лица,

установил:

ООО «Дельтастрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий заместителя Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО1 (далее – заинтересованное лицо) при вынесении приказа от 23.03.2021 №29-12-26/17 в части представления обществом указанных в пункте 13 приказа документов, а также о признании незаконными действий по запросу документов, указанных в пункте 13 приказа.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, отмечает, что судом не дана оценка доводам ООО «Дельтастрой» о прямом нарушении должностным лицом Департамента пункта 9 статьи 15 Ф3№294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: требовать от юридического лица предоставления документов, информации до даты начала проверки. Отмечает, что суд своим решением установил обязанность ООО «Дельтастрой» предоставлять в один и тот же орган государственного надзора одни и те же документы повторно, чего не предусмотрено законодательством и не может являться законным.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.01.2021 должностным лицом - первым заместителем директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО1 вынесен приказ № 29-12-26/1 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Дельтастрой» в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости. Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней с 28.01.2021 по 24.02.2021.

Сопроводительным письмом от 20.01.2021 № 29-12-26/1 указанный приказ направлен обществу «Дельтастрой», общество было уведомлено о проведении внеплановой документарной проверки, у общества истребованы документы в целях проведения проверки по перечню, указанному в пункте 13 приказа.

По итогам проверки обществу выдано предписание от 24.02.2021 № 29-12-29/5, в соответствии с которым обществу в срок до 22.03.2021 предписано устранить нарушения положений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и представить в указанный срок документы, список которых перечислен в предписании.

С целью проверки исполнения обществом требований предписания от 24.02.2021 № 29-12-29/5 Департаментом Департамент издан приказ от 23.03.2021 № 29-12-26/17 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Дельтастрой» в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости. Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней с 30.03.2021 по 26.04.2021.

24.03.2021 сопроводительным письмом № 29-01-41/8553 копия приказа была направлена в адрес ООО «Дельтастрой».

Полагая, что действия первого заместителя Департамент ФИО1 по запросу документов, перечисленных в пункте 13 приказа от 23.03.2021 № 29-12-26/17, являются незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

Согласно статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).

Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

В силу статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возложен на уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ).

Согласно пункту 29 Административного регламента осуществления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, утвержденного приказом Департамента ГЖиСН СО от 26.08.2016 № 1046-А (далее - Административный регламент), основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного Департаментом предписания об устранении нарушения требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения.

В связи с тем, что предписание от 24.02.2021 № 29-12-29/5, в соответствии с которым обществу в срок до 22.03.2021 предписано устранить нарушения положений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и представить в указанный срок документы, список которых перечислен в предписании, не было исполнено в полном объеме, назначение внеплановой проверки обоснованно и правомерно.

Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Направив обществу 24.03.2021 сопроводительное письмо № 29-01-41/8553 с копией приказа, Департамент исполнил установленную частью 16 статьи 10 Закона №294 обязанность по уведомлению лица о проведении в отношении него внеплановой проверки.

Письмо подписано первым заместителем директора Департамента ФИО1 - должностным лицом надзорного органа, организующим в соответствии с приказом Департамента от 28.12.2017 № 147-А реализацию программных и плановых мероприятий по организации регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Письмо носит уведомительный характер: информирует юридическое лицо об инициировании Департаментом в отношении него проверочных мероприятий в определенный период (с 30.03.2021 по 26.04.2021) на предмет исполнения ООО «Дельтастрой» требований предписания от 24.02.2021 №29-12-29/5, а также о необходимости предоставления документов, перечисленных в пункте 13 Приказа, являющего приложением к письму.

При этом письмо не порождает для ООО «Дельтастрой» какой-либо иной обязанности, кроме той, что возложена на него предписанием.

Предписание от 24.02.2021 и пункт 13 Приказа содержат перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проверки, письмо, в свою очередь, содержит запрос на их предоставление, в порядке, установленном Приказом Департамента от 11.01.2018 № 2А «Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области».

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 214) Департамент вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Закона № 294 срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области в целях реализации названного положения ФЗ № 214 принят и действует приказ Департамента от 11.01.2018 №2-А «Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области» (далее - приказ Департамента № 2-А), согласно пункту 2 которого представление сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, производится лицами, привлекающими денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства указанных объектов, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса Департамента, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об их представлении.

Представление сведений и (или) документов производится на бумажном носителе в виде копий соответствующих документов, заверенных печатью и подписью руководителя лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области. Департамент вправе потребовать представление оригиналов этих документов для ознакомления.

Доводы заявителя об отсутствии полномочий у первого заместителя директора Департамента ФИО1 по направлению запроса о предоставлении документов обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом того, что они были предметом рассмотрения в деле №А60-9355/2021 и вступившим в законную силу решением суда от 17.06.2021, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), были отклонены как необоснованные.

Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2021 по делу №А60-9355/2021 было установлено, что согласно пункту 38 Административного регламента мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы направляется с сопроводительным письмом от имени Директора Департамента, Первого заместителя директора Департамента, Заместителей директора Департамента (в отсутствие Первого заместителя директора Департамента, на которого возложено временное исполнение полномочий Первого заместителя директора Департамента), проект которого подготавливает уполномоченное должностное лицо. К запросу прилагается заверенная копия приказа Директора Департамента, Первого заместителя директора Департамента, Заместителей директора Департамента (в отсутствие Первого заместителя директора Департамента, на которого возложено временное исполнение полномочий Первого заместителя директора Департамента) о проведении проверки.

Также в решении по делу А60-9355/2021, имеющем преюдициальное значение по отношению к настоящему делу, имеется ссылка на уже упомянутый приказ Департамента от 11.01.2018 №2-А.

Перечень документов, запрошенных Департаментом у общества и указанных в пункте 13 приказа от 18.01.2021, соответствует перечню документов, установленных в Приказе Департамента от 11.01.2018 №2-А, и не содержит документов, которые могли быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на грубое нарушение должностным лицом Департамента положений Закона № 294-ФЗ, а именно: на недопустимость требовать от юридического лица предоставления документов, информации до даты начала проверки.

Данный довод заявителя отклоняется по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 статьи 15 ФЗ N№294 в рамках проверочных мероприятий запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ N 294) установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Названная статья определяет исчерпывающий перечень грубых нарушений.

При этом приказ о проведении проверки оформляется по утвержденной форме, где в пункте 13 приказа указан «перечень документов, предоставление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задачи проверки». Приказ в данном случае прилагается к запросу документов и в этом приказе указан период, когда будет проводиться проверка по представленным документам.

Сторонами не оспаривается факт предоставления 19.03.2021 ООО «Дельтастрой» документации по исполнению предписания от 24.02.2021 № 29-12-29/5.

Поданные ООО «Дельтастрой» документы 19.03.2021 приняты Департаментом, зарегистрированы в установленном порядке и учтены в ходе проведения внеплановой документарной проверки, по результатам которой был составлен акт проверки от 26.04.2021 №29-12-28/17.

Однако в акте проверки было указано, что предписание от 24.02.2021 №29-12-29/5 застройщиком исполнено частично, обществом, в срок, установленный предписанием, представлен неполный пакет документов, в частности не представлены платежные документы, подтверждающие привлечение средств по договорам участия в долевом строительстве объекта.

В связи с этим в дальнейшем обществу было выдано предписание от 26.04.2021 №29-12-29/12.

По результатам проверки, проведенной с 03.06.2021 по 01.07.2021, Департаментом был составлен акт от 01.07.2021 №29-12-28/22, в котором указано, что предписание от 26.04.2021 №29-12-29/12 исполнено в полном объеме.
Поименованные в приказе документы не являются вновь истребованными и необходимыми для установления фактов, посредством анализа содержащейся в них информации. Представление указанных документов, как было указано выше, предусмотрено действующими нормативными актами и ранее выданным предписанием.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что грубых нарушений требований к порядку проведения проверки, влекущих недействительность ее результатов, не установлено.

Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2021 года по делу № А60-31250/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

В.Г.Голубцов

Е.Ю.Муравьева